Литературное чтение. 4 класс. Часть 2

Владимир Маяковский (1893-1930)

ИСТОРИЯ ВЛАСА - ЛЕНТЯЯ И ЛОБОТРЯСА

Влас Прогулкин —

милый мальчик,

спать ложился,

взяв журнальчик.

Всё в журнале

интересно.

— Дочитаю весь,

хоть тресну! —

Ни отец его,

ни мать

не могли

заставить спать.

Засыпает на рассвете, скомкав

ёрзаньем

кровать,

в час,

когда

другие дети

бодро

начали вставать.

Когда

другая детвора чаёвничает,

вставши, отец

орёт ему:

— Пора! —

Он —

одеяло на уши.

Разошлись

другие

в школы, —

Влас

у крана

полуголый —

не дремалось в школе чтоб,

моет нос

и мочит лоб.

Без чаю

и без калача

выходит,

еле волочась.

Пошагал

и встал разиней:

вывеска на магазине.

Грамота на то и есть!

Надо

вывеску

прочесть!

Прочёл

с начала

буквы он,

выходит:

«Куафёр1 Симон».

С конца прочёл

знаток наук, —

л

 «Номис» выходит

«рефаук».

Подумавши

минуток пять,

Прогулкин

двинулся опять.

А тут

на третьем этаже сияет вывеска —

«Тэжэ»

Прочёл.

Пошёл.

Минуты с три —

опять застрял

у двух витрин.

Как-никак,

а к школьным зданиям

пришёл

с огромным опозданьем.

Дверь на ключ.

Толкнулся Влас — не пускают Власа

в класс!

Этак ждать

расчёта нету. «Сыграну-ка

я

в монету!»

Проиграв

один пятак, не оставил дела так...

Словом,

не заметил сам, как промчались

три часа.

Что же делать —

вывод ясен: возвратился восвояси!

Пришёл в грустях,

чтоб видели

соседи

и родители.

Те

к сыночку:

— Что за вид? —

— Очень голова болит.

Так трещала,

что не мог

даже

высидеть урок!

Прошу

письмо к мучителю, мучителю-учителю! —

В школу

Влас

письмо отнёс

и опять

не кажет нос.

Словом,

вырос этот Влас — настоящий лоботряс.

Мал

настолько

знаний груз,

что не мог

попасть и в вуз,

Еле взяли,

между прочим,

на завод

чернорабочим.

Ну, а Влас

и на заводе ту ж историю заводит: у людей —

работы гул, у Прогулкина —

прогул.

Словом,

через месяц

он

выгнан был

и сокращён.

С горя

Влас

торчит в пивнушке,

мочит

ус

в бездонной кружке, и под забором

вроде борова

лежит он,

грязен

и оборван.

Дети,

не будьте

такими, как Влас!

Радостно

книгу возьмите

и — в класс!

Вооружись

учебником-книгой!

С детства

мозги

развивай и двигай!

Помни про школу —

только с ней

станешь

строителем

радостных дней!

1 Кауфёр - (устар.) парикмахер.

Наши близнецы уже совсем освоились. Они увлечённо слушали и успевали разглядывать зрителей. Удивительно было то, как дети слушали Маяковского: широко открыв глаза, подавшись вперёд, девчонки и мальчишки ловили каждое слово, хмурились и улыбались, хохотали до слёз. Когда Маяковский закончил чтение, его долго не отпускали со сцены, и поэт читал «на бис» «Тучкины штучки», и «Конь-огонь», и «Кем быть?»...

Громко хлопая в ладоши, Оля обратила внимание на девушку, которая, как видно, ждала своего выхода на сцену и очень волновалась.

— Николай Александрович, а кто это? Ну вот там, у входа на сцену?

— А вы не узнали? Это хорошо вам известная поэтесса. Её зовут... Хотя нет, знаете что? История этой девушки настолько интересна, что стоит вернуться на несколько лет назад.

...На этот раз наши герои оказались в просторном зале. Вдоль стен этого зала висели зеркала и тянулись в два ряда круглые длинные палки — балетный станок. На стульях сидели девочки и мальчики, у стены стояла учительница, а посреди зала худенькая девочка лет шестнадцати читала очень грустное стихотворение, обращаясь к человеку с бородкой, сидевшему в первом ряду. Когда она закончила чтение, человек встал, поблагодарил, а потом с улыбкой спросил:

— А ещё стихи у вас есть? Только не такие грустные? Знаете, вам обязательно надо писать стихи — весёлые, смешные, это ближе вашему возрасту и характеру.

— Спасибо, Анатолий Васильевич, я подумаю, — смущённо улыбаясь, пообещала девочка.

Урок-концерт в балетной школе продолжался. Наши герои сидели в последнем ряду. Близнецы, как вы уже догадались, нетерпеливо требовали у Николая Александровича разъяснений.

— Друзья мои, эту молоденькую балерину зовут Агния Барто. Её стихи понравились Анатолию Васильевичу Луначарскому, народному комиссару просвещения. Если бы не он, может быть, у нас была бы балерина Агния Барто, но не было бы Агнии Барто — детской поэтессы. Вот как бывает... А теперь давайте вернёмся в 1928 год, в парк «Сокольники», и послушаем Агнию Барто. Прошло всего три года, как она впервые принесла в издательство свои стихи, а дети уже успели их полюбить.