Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1-4 классы

УРОК 15

ТЕМА: «“СКАЗКИ” А.Н. ТОЛСТОГО»

Цели:

Познакомить учащихся со сказками А.Н. Толстого; учить выразительно читать и рассказывать, воспитывать языковое чутье, а также чувство справедливости, доброту.

Оборудование:

Портрет А.Н. Толстого, выставка книг, рисунки животных (лиса, кот).

ХОД УРОКА

Слово учителя (с элементами беседы)

Начнем наш урок с загадки.

Чтение наизусть учеником:

Столяр Джузеппе — Сизый нос,

Полено как-то в дом принес.

Он начал что-то мастерить,

Полено стало говорить.

Кто в том полене говорил?

Кого Джузеппе мастерил?

Какую известную детскую книгу надо прочитать, чтобы узнать об этом? Кто автор этой книги?

Ответы детей.

Учитель

Свою литературную деятельность А.Н. Толстой начал как сказочник и до последних дней работал над произведениями фольклора. Он обработал много русских народных сказок, сохраняя особенности народной речи, очищая сюжет от всех деталей, которые произошли от добавления рассказчиков.

Кроме того, А.Н. Толстой сочинял собственные сказки. Самая известная из них — «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Посмотрите, какие книги А. Толстого есть на нашей выставке.

Дети рассматривают известные сказки: «Репка», «Колобок», «Курочка ряба», «Теремок», «Гуси-лебеди». Читают титульные листы, обращается внимание, что все эти сказки в обработке А.Н. Толстого.

Учитель

Назовите сказки, в которых встречается лиса. («Кот и лиса», «Лиса и петух», «Лиса и дрозд», «Лиса и рак», «Лиса и тетерев».)

А теперь послушаем чтение по ролям сказки А.Н. Толстого «Лис а и тетерев ».

После чтения учитель просит сравнить лису в сказке «Лиса и тетерев» и в других сказках.

Учитель показывает классу рисунки с изображением лисы и кота.

Чтение подготовленным учеником предисловия к сказке «Золотой ключик» — как создавалась сказка.

Учитель

Дорисуйте картинку, чтобы превратить кота и лису в персонажей сказки «Золотой ключик».

Учитель

Проведем викторину по сказке.

Ответы подтверждаются ссылками на иллюстрации и текст сказки «Золотой ключик».

Какое прозвище у Джузеппе? (Сизый нос.)

Первые слова, которые сказал Буратино («Ой-ой, потише, пожалуйста».)

Как звали крысу, живущую под лестницей в каморке? (Шу- шара.)

Какой совет дал сверчок Буратино? («Брось баловство, слушайся Карло, без дела не убегай из дома и начни ходить в школу».)

За какую цену Буратино продает азбуку и покупает билет в театр? (4 сольдо.)

Сколько золотых монет дал Карабас Буратино? (5.)

Как называлась харчевня, в которой ужинал Буратино, кот и лиса? (Харчевня «Трех пескарей».)

За что Мальвина посадила Буратино в чулан? (Не слушался.)

Как называлось место в стране Дураков, куда Буратино закопал монеты? (Поле чудес.)

Какое заклинание говорил Буратино, когда закапывал деньги? (Креке, фекс, пеке.)

На чем добрался Пьеро в страну Дураков? (На зайце.)

Что послужило зеркалом Мальвине, когда она спасалась в пещере? (Чешуя зеркального карпа.)

Как Буратино узнает тайну ключика? (Прячется в кувшине.)

Как называлась комедия в театре Карабаса? («Девочка с голубыми волосами и 33 подзатыльника».)

Как называлась пьеса, которую играли в новом театре кукол? («Золотой ключик, или Необыкновенные приключения Буратино и его друзей».)

Итоги урока

После всего, что вы сегодня узнали и вспомнили, вы легко можете ответить на вопрос, чему нас учат сказки А.Н. Толстого?

Ответы детей.