Конспекты уроков по внеклассному чтению. 1-4 классы

УРОК 8

ТЕМА: «КНИГИ О ПУТЕШЕСТВИЯХ»

Цели:

Уточнить представление детей о роли вымысла в художественной литературе, закреплять навыки выразительного чтения и рассказывания, развивать внимание, память, мышление. Воспитывать любознательность, смелость, доброту, чувство коллективизма.

Оборудование:

Книги о путешествиях и путешественниках, карта России: карта пути Великой Северной экспедиции; карта Швеции.

ХОД УРОКА

Слово учителя (с элементами беседы)

Сегодня на уроке мы отправимся в необычное путешествие по книгам известных писателей. Обратите внимание на нашу выставку книг. На какие две группы можно разделить эти книги? (Одни книги — о настоящих путешествиях, другие — о вымышленных.)

Кто такие путешественники? (Люди, которые отправляются в дальние страны, для изучения новых земель.) Каких великих путешественников вы знаете? (X. Колумб, Магеллан, А. Никитин, В. Беринг, Миклухо-Маклай.) Благодаря каким открытиям эти путешественники стали известны всему миру? (Колумб открыл Америку. Магеллан совершил первое кругосветное путешествие — плавание, А. Никитин первый из россиян побывал в Индии и написал книгу «Хождение за три моря».) Что вы знаете о Витусе Беринге? (Великийрусский путешественник, открывший пролив между Азией и Америкой, в Россию его пригласил Петр I. Родился Витус Беринг в Дании, но Россию он считал второй родиной, где его ласково величали Иваном Ивановичем.)

А какое произведение вы читали о Витусе Беринге? («Подарок командора».) Кто автор этого произведения? (Н. Северин и М. Чачко.)

Давайте поподробнее поговорим о книге «Подарок командора» .

Николай Александрович Северин и Марк Ильич Чачко — известные российские писатели. Эти люди сами много путешествовали. Они неоднократно бывали и на полярных станциях, и в пустыне, и в трудно доступных таежных местах. О своих приключениях писатели рассказали в книгах: «Птичий охотник», «На тропе исчезнувших исполинов»; «90 дней пешком по льдам океана». Но самую большую известность авторам принесла повесть «Подарок командора».

Кто главный герой этого произведения? (Юнга Лаврушка, сын штурмана пакетбота «Св. Петр».) С чего начинается наше знакомство с главным героем? (Рассказ о кораблекрушении.) Кто возглавлял Великую Северную экспедицию? (Капитан-командор Витус Беринг.) Найдите и прочитайте отрывки, расскажите о трудностях, с которыми столкнулись члены экипажа корабля «Св. Петр» (Учащиеся читают отрывки,рассказывают запомнившиеся эпизоды.) Расскажите, как вел себя во всех этих событиях В. Беринг? После кораблекрушения на какой земле оказался «Св. Петр»? (На острове, который ранее был неизвестен.) О чем думали моряки, где они оказались? (На полуострове Камчатка.) Что было открыто благодаря Великой Северной экспедиции? Покажите на карте. (Показывают на карте Берингов пролив, Берингово море, Командорские острова.) Почему один из Командорских островов носит имя Витуса Беринга? (На этом острове 8.12.1742 г. умер и был похоронен капитан-командор Витус Беринг) Почему авторы назвали свое произведение «Подарок командора». Что это был за подарок? (В. Беринг подарил Лаврушке свою подзорную трубу.) Как помог всем членам экипажа подарок командора? (Благодаря этой подзорной трубе Лаврушка первый заметил землю и команда «Св. Петра» была спасена.)

Мы познакомились с повестью «Подарок командора» и узнали, с какими трудностями столкнулись члены Северной экспедиции.

Как вы думаете, почему многие исследователи, зная, что на их пути будет много трудностей, что они могут попасть в разные экстремальные ситуации, что их жизни нередко грозят и смертельные опасности, все равно идут вперед? Что движет этими людьми? (Благодаря этим бесстрашным людям на нашей карте почти не осталось белых пятен. А их именами названы и моря, и острова, и горы, и заливы.)

Мы говорили о настоящих путешествиях и путешественниках. Теперь посмотрим на вторую группу книг. Что вы можете сказать об этих путешествиях? (Эти книги о сказочных путешествиях, на самом деле их никогда не было.) В какой книге главный герой отправляется в чудесное сказочное путешествие по настоящей стране? (С. Лагерлеф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»)

Известная шведская писательница Сельма Лагерлеф родилась в 1858 г. Уже с детства маленькая Сельма мечтала быть писательницей. Ее бабушка, мать и тетушки были великолепными сказочницами. Шло время. Сельма Лагерлеф стала учительницей в школе для девочек в маленьком городке на юге Швеции. Вероятно, учительницей она была хорошей, раз ей предложили написать учебник географии родной страны для шведских ребят.

С. Лагерлеф приняла предложение. Она написала совершенно особый учебник — в виде сказки. Материалы для книги были собраны, но никак не удавалось объединить их общим сказочным сюжетом. И тут Лагерлеф вспомнила давнюю историю о домашнем гусе. Осталось только придумать человечка — Нильса Хольгерссона.

Так был создан двухтомный поэтический сказочный путеводитель по Швеции начала XX в.: « Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — учебник географии, превратившийся в удивительную сказку для детей Швеции и других стран.

А сейчас давайте вспомним содержание этой необычно увлекательной сказки.

Кто главный герой этой сказки? (Нильс Холъгерссон.) Прочитайте, как встретился Нильс с гномом. Расскажите, как гусиная стая Акки Кнебекайзе приняла к себе в стаю Нильса и Мартина. Какие условия нужно было выполнить Нильсу, чтобы снова стать большим? Как Нильс спас Глимминический замок? Расскажите, какое приключение Нильса вам больше всего понравилось. Вспомните, каким Нильс был при нашей первой с ним встрече. Что вы можете сказать об этом мальчике после удивительного путешествия? Что нового для себя вы узнали из этой книги? Посмотрите на карту Швеции. Давайте проделаем еще раз это путешествие по карте. Хотели бы вы, чтобы ваши учебники были написаны в сказочном виде? Почему?

Ответы детей.

Итоги урока

Учитель

Сравните настоящие путешествия и вымышленные. Чем они похожи, а чем отличаются друг от друга?