Литература. Для школьников старших классов и поступающих в вузы. Потапурченко. З. Н.

А. С. Пушкин (1799-1837).

Картины природы и их художественная роль в лирике А. С. Пушкина

Неброский пейзаж среднерусской полосы, экзотическая красота южных земель, мрачные образы библейской пустыни — все эти картины наполняют лирические стихотворения Пушкина. Однако принципы изображения природы, начиная с лицейского периода, постоянно меняются в зависимости от мировоззрения и эволюции художественного метода поэта. Для каждого периода творчества характерны свои особенности восприятия и приемы воплощения пейзажа в лирических стихотворениях.

Во многих лицейских стихах прослеживается влияние классицизма. В стихотворении 1814 года «Воспоминания в Царском Селе» описание природы не имеет самостоятельного значения, оно выполняет функцию фона и вступления к повествованию об исторических событиях, государственных деятелях и полководцах минувших времен. В начале стихотворения юный поэт описывает окрестности дворца Екатерины II в Царском Селе. Здесь создается не конкретный пейзаж Царского Села, а обобщенный образ природы. Упоминаются отдельные детали, составляющие этот пейзаж: «дол и рощи», «дальний лес», «ручей, бегущий в сень дубравы», тихая луна, «кремнистые водопады» и озеро, в котором «плескаются наяды». По традиции классицизма в стихотворении встречаются образы, связанные с античной мифологией.

В лицейский период также заметно влияние сентиментализма. В стихотворении «Лицинию» 1815 года есть характерное для сентименталистов противопоставление порочного города естественности сельской жизни. Лирический герой, возмущенный жизнью развратного города, призывает своего друга Лициния удалиться в деревню. Там он надеется найти для себя «укромный, светлый дом» «в прохладе древних рощ, на берегу морском».

То же самое противопоставление красоты и благости окружающей природы безобразиям, царящим в человеческом обществе, прослеживается в стихотворении петербургского периода «Деревня», написанном в 1819 году. Композиционно это стихотворение распадается на две части. Первая часть — идиллическое описание мирной природы, являющейся источником всего положительного для поэта. Именно в этом стихотворении Пушкин описывает конкретный пейзаж окрестностей села Михайловского. Он упоминает «луг, уставленный душистыми скирдами», «светлые ручьи», шумящие в кустарниках, «двух озер лазурные равнины», которые можно было увидеть из окон барского дома. Завершая описание идиллически-мирной картины, поэт отмечает, что везде видны «следы довольства и труда». А вторая часть стихотворения — памфлет, обличающий «невежества убийственный позор» — крепостное право, омрачающее жизнь общества.

Период южной ссылки совпал с увлечением романтизмом. В стихах, написанных на юге, появляются образы романтической природы. По собственному признанию Пушкина, в ту пору ему «казались нужны пустыни, волн края жемчужны, и моря шум, и груды скал...». В элегии «Погасло дневное светило...» появляется излюбленный романтиками образ угрюмого океана, по волнам которого летит корабль. Перед лирическим героем открываются «земли полуденной волшебные края». В основу другого стихотворения южного периода — «Узник» — положено противопоставление тесной и сырой темницы бесконечным просторам, открывающимся из ее окна. Синеющая даль моря, ветер, гуляющий на просторе, — символы романтической свободы, о которой мечтает томящийся в неволе человек.

Ссылка в родовое село Михайловское, последовавшая за южной, оказалась новым поворотным моментом в мировоззрении Пушкина и переходом от романтического метода к реалистическому. Стихотворение «К морю», написанное в 1824 году, стало своеобразным прощанием с романтизмом как мировоззрением и как литературным методом. Центральный образ этого стихотворения — образ моря, природной стихии, гордой и своевольной, движущейся по собственной прихоти. Однако свобода, свойственная морю, недостижима для человека, находящегося на берегу и обреченного на плен и неподвижность. Образ моря в этом стихотворении сливается с образом друга. Лирический герой обращается к морю как к одушевленному лицу: «ты ждал, ты звал...»

Последекабристский и поздний период творчества поэта можно по праву назвать реалистическим. Именно тогда Пушкин выступает как новатор в изображении природы. В отличие от произведений предшествующих периодов, в стихотворениях этого времени изображены картины природы среднерусской полосы. В стихотворении «Зимнее утро» 1829 года описывается торжественная красота зимнего утреннего пейзажа. Здесь поэт использует яркие, прозрачные, сверкающие краски: «голубые небеса», «прозрачный лес». Он тщательно отбирает глаголы и глагольные формы: «блестя на солнце», «чернеет», «зеленеет», «блестит».

В этих стихотворениях не просто изображены картины природы, а существует параллель между ее состоянием и тем, что происходит в душе человека. Пейзаж, изображенный в элегии «На холмах Грузии...», можно назвать психологическим. Картины ночной природы, холмы Грузии, окутанные мглой, и шум Арагвы передают состояние души лирического героя, его печаль по поводу разлуки с возлюбленной.

В отрывке «Осень», написанном в 1833 году, присутствуют все четыре времени года: зима, весна, лето, осень. И они являются своего рода страницами календаря души поэта. В каждом времени года поэт открывает для себя что-то личное. В первых строфах стихотворения — «парад» всех четырех времен года. Но именно осень, в которой умирание соединено с вечной красотой, становится для поэта символом единства жизни и смерти, символом гармонии. Именно восприятие осенней природы является для поэта неисчерпаемым источником его творчества.

Помимо реалистического изображения картин природы, которые необходимы Пушкину для передачи состояния души лирического героя, в некоторых стихотворениях появляется мифологический и философский пейзаж. В стихотворении «Пророк» изображена «мрачная пустыня», по которой влачится томимый «духовной жаждою» человек. Здесь пустыня не конкретное место, в которое можно попасть, отправившись в путешествие, — это символ испытаний и страданий, через которые проходит человек, стремясь к духовной зрелости. В стихотворении «Анчар» дерево яда, также растущее в пустыне, отдаленно напоминает библейское дерево познания добра и зла, плоды которого Бог запретил вкушать человеку, потому что это ведет к смерти.

Философские размышления поэта о человеке и природе, о времени, о памяти и о судьбе присутствуют в стихотворении «Вновь я посетил...» 1835 года. В нем поэт снова описывает окрестности Михайловского. Здесь природа пробуждает в человеке память о прошлом, хотя сама не имеет памяти. Она обновляется, как человек. Однако это обновление мыслится Пушкиным как простое повторение, почти тождество. Ведь шум новых сосен, «племени младого, незнакомого», который когда-то услышит внук поэта, будет точно таким же, каким был шум его «старых знакомцев». И этот шум затронет какие-то неведомые струны в душе потомка и заставит его вспомнить об умершем человеке, тоже жившем в этом повторяющемся, но не холодном, не равнодушном мире природы.