Поурочные разработки по русской литературе ХХ века. 11 класс. II полугодие.

Раздел ХIII. Литература последних десятилетий

Урок 63. Семинар по теме: «Литература на современном этапе»

Вопросы к семинару

1. Какие самые существенные изменения произошли в обществе и литературе начиная с 1987 года?

2. Какие периоды можно выделить в истории новейшей русской литературы?

3. Назовите основные идеи, тенденции, мотивы, характеризующие каждый из этих периодов.

Рекомендации: ответить на эти вопросы помогут «хронологические таблицы» («Историко-литературный процесс. Социокультурная ситуация»). Ее можно найти в книге «Новейшая русская литература 1987—1999». Н. И. Шром или составить самому на основе материала лекции.

4. Проанализируйте «хронологические таблицы». Известны ли вам писатели из рубрик «Имя года» и «Сенсация года»? Как вы думаете, почему начиная с 1995 года из таблиц исчезла рубрика «Политические события»?

5. Что включает в себя феномен «возвращающейся литературы»?

6. Разделяете ли вы точку зрения Виктора Ерофеева о «гиперморализме» русской литературы?

7. Определите понятия «новая литература», «самиздат», «андеграунд».

8. Почему «новую литературу» называют «другой», или «альтернативной»?

9. За что и как присуждается Букеровская премия? Кто из русских писателей стал лауреатом Букера?

10. Какие новые жанры появились в русской литературе 1990-х годов? С чем связано расширение жанрового репертуара?

11. Что такое проза fiction?

Домашнее задание

Перечитать произведения Т. Толстой.