Литература. 9 класс: поурочные планы по учебнику-хрестоматии В. Я. Коровиной

Уроки 10—11

ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В КОМЕДИИ Д. И. ФОНВИЗИНА «НЕДОРОСЛЬ»

(урок-семинар)

Цели: обсудить проблемы гражданственности, воспитания и образования в комедии; рассмотреть проблему традиции и новаторства в пьесе.

Ход уроков

I. Проверка степени осмысления содержания пьесы.

— В чем вы видите главный смысл пьесы? Убедительной ли вам показалась ее финальная сцена?

— Кто же приводит в движение все действия комедии, становится центром всех событий?

Конечно, не Стародум (появляется он, когда действие уже набрало силу) и не Митрофан, хотя его именем и назвал Фонвизин свою пьесу. Митрофан только «подобие» своей матушки и до поры до времени ее послушное чадо. Главный персонаж комедии — госпожа Простакова. Она ведет действие, она в центре всех событий, из-за нее возникают постоянные стычки, столкновения. Попробуем мысленно «удалить» ее из «Недоросля» — и все произведение разрушится. Ее роль особенно четко осознается при воспроизведении основных событий сюжета:

• Госпожа Простакова собирается выдать Софью за Скотинина;

• Новые замыслы по отношению к Софье после письма от Стародума;

• Приезд Стародума и старание госпожи Простаковой представить богатому дядюшке Софьи все достоинства Митрофана;

• Попытка похитить Софью и насильно обвенчать с Митрофаном;

• Потеря права на бесконтрольное управление имением и трагическое разочарование в сыне.

Таким образом, на Простаковой не только «дом держится», как она хвалится перед Правдиным, но держится и вся комедия. И если как человек она вызывает у автора, читателя и зрителя острое неприятие («госпожа бесчеловечная», «презлая фурия» с «адским нравом», «злая помещица»), то как художественное достижение Фонвизина этот образ сохраняет свою выразительность и силу до сегодняшнего дня. Это уже не классицистический персонаж, характеризующийся одним качеством: госпожа Простакова не только зла, жестока и невежественна, она хитра, лицемерна, расчетлива, предприимчива. В ней сочетаются умственная ограниченность и практическая сметка, нравственная низость и самоотверженная любовь к сыну — все это вместе создает полнокровный живой характер, запечатлевший эпоху и сохранивший общечеловеческий смысл до нашего времени.

II. Подготовка к написанию сочинения.

1. Составление плана характеристики героя.

Учитель. Завершая обзор комедии, мы попытались составить характеристику ее главного героя — госпожи Простаковой.

А что такое характеристика? (Определение записать в тетради.)

Характеристика — описание живого лица и характера, то есть устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях.

План характеристики:

1) Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы.

2) Общие сведения о персонаже.

3) Приведение доказательств и иллюстраций к ним из текста.

4) Вывод и переход к следующей мысли.

5) Доказательство, обобщение и новая мысль.

6) Итоговое обобщение.

Пример плана (к характеристике Митрофанушки):

1) Воспитание зависит от среды, условий формирования молодого человека. Именно это утверждает Д. И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль». Это главная мысль произведения.

2) Митрофанушка — один из главных героев комедии. Это 15-летний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие сведения о персонаже).

3) Имя «Митрофан» по-гречески значит «похожий на мать» — логический переход к новой мысли.

2. Рекомендации к написанию сочинения:

— не злоупотреблять цитатами;

— пользоваться разными приемами цитирования; избегать повторения, подыскивать синонимы;

— следить за правильностью связи слов в предложении;

— ясно формулировать мысли; приводить аргументы;

— следить за соответствием мысли и доказательств к ней;

— следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.

3. Рекомендации по характеристике речи персонажей.

— О чем свидетельствует речь персонажей? (Автор, стремясь к жизненной правде, речью персонажа характеризует саму личность.)

— В чем особенности речи Цифиркина? Кутейкина? (Цифиркин в прошлом был солдатом, а сейчас — преподаватель арифметики. В его речи звучат постоянные подсчеты, а также военные термины. Кутейкин — недоучившийся семинарист; его речь изобилует формами церковно-славянского языка: «тьма кромешная», «горе мне, грешному», «звах бых и приидох» и др.)

А что еще характеризует речь этих персонажей? (Речь Кутейкина характеризует его как человека хитроватого, а речь Цифиркина как грубоватого, прямолинейного и честного.)

III. Работа по вопросам семинара (см. домашнее задание после урока 9).

IV. Подведение итогов семинара.

«Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина II и другие великие люди ХVIII столетия.

Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало.

«Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, — говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом — об уме.

Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <...> И в злонравии своем и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин». (Из книги «В мире литературы. 8 класс /под ред. А. Г. Кутузова. — М., 1998.)

Учитель. Давайте вновь посмотрим на комедию с точки зрения требований классицизма. И хотя его приметы обнаруживаются в комедии (односторонне изображены положительные герои, сохранен принцип единства времени, места и действия, в основе сюжета — любовная интрига, в финале зло наказывается, добро торжествует), назвать «Недоросль» традиционным классицистическим произведением уже нельзя.

Воссоздав мир Скотининых и Простаковых, Фонвизин сумел придать своей комедии глубокий обобщающий смысл, вскрыв социальные корни описываемых им событий. Гуманистический пафос комедии направлен на то, чтобы показать пагубность крепостного права для человека — как для дворовых «рабов» (Тришка, Еремеевна, девка Палашка), так и для господ, забывших, что «угнетать рабством себе подобных беззаконно», и утративших свое человеческое достоинство.

В лице госпожи Простаковой Фонвизин создал необычайно яркий и жизненный характер и вопреки канонам классицизма смело показал, что даже эта «презлая фурия» может испытывать чувство страдания, может хотя бы на мгновение вызвать если не сочувствие, то во всяком случае понимание у читателя или зрителя.

Эти особенности творчества драматурга конца ХVIII в. Говорят о том, что классицизм уже изжил себя, что талантливые писатели обращались к изображению реальной жизни во всей ее сложности и противоречиях.

Составление таблицы «Традиции и новаторство в комедии «Недоросль» (по вариантам).

I вариант

II вариант

В чем традиционность комедии «Недоросль»?

— Герои делятся на положительных и отрицательных;

— все герои наделены «говорящими» фамилиями;

— положительные герои являются воплощением одной черты;

— героем-резонером является Стародум;

— в основном соблюдены правила «трех единств»

В чем Фонвизин отступает от традиций классицизма?

— В комедии есть отступления от единства действия (две сюжетные линии);

— отрицательные герои интересны и неоднозначны, вызывают разную читательскую реакцию;

— при создании характеров героев используется речевая характеристика.

Вывод: отход от правил классицизма в сторону развития реалистических тенденций

Домашнее задание:

1) написать мини-сочинение «Каким я увидел(а) Митрофанушку (Простакову)», используя план характеристики героя;

2) индивидуальные задания. Подготовить сообщения:

а) «Биография М. В. Ломоносова»;

б) «Открытия Ломоносова в области физики, химии, прикладных наук».