Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 96. Нравственные проблемы повествования в рассказах В.П. Астафьева «Царь-рыба»

Цель урока: познакомить учеников с основными вехами жизни и творчества В.П. Астафьева; показать основные проблемы его произведения; развивать навыки анализа текста.

Ход урока

I. Слово учителя

Виктор Петрович Астафьев (1924—2002) ушел из жизни совсем недавно. Таких людей, как он, называют совестью нации. Восприимчивость и чуткость к людям, ярость при встрече со злом, предельная честность и способность по-новому видеть мир, жесткая требовательность прежде всего к самому себе и сентиментальность — лишь некоторые черты его неординарной личности.

II. Реализация домашнего задания

Беседа по вопросам учебника-хрестоматии (с. 465).

Дополнения и комментарии учителя

— Как показывает автор единство человека и природы?

— Кто противостоит природе, кого ей надо опасаться?

— В чем проявляется позиция автора по отношению к «браконьерам»?

— Какие особенно яркие, тонкие детали вы можете отметить?

— Как рисует Астафьев образ Царь-рыбы? Какое значение имеет этот образ?

— Что изменилось в Игнатьиче после встречи с Царь-рыбой?

Астафьев показывает браконьера Игнатьича через его мысли, переживания. Повествование ведется от лица автора, но таким образом, что мы воспринимаем его как рассказ самого героя, словно читаем его мысли.

Игнатьич кажется неплохим человеком: у него есть чувство собственного достоинства, он способен на сожаление, раскаяние, он «любому приходил на помощь», «не крохоборничал». Но совесть его спит, она задавлена хищничеством, стремлением урвать лишний кусок. В природе он ведет себя, «как в своей кладовке»: берет всё, что получше, ненужное — выбрасывает. «Ненужным» оказывается, например, живая рыба. Астафьев пишет о гибели рыбы, как о смерти человека: «у этой поврежден спинной мозг, этой рыбине конец: с порченным позвоночником, с проткнутым воздушным пузырем, с порванными жабрами она не живет». И все это делается, кажется, не со зла, а «просто так», ведь рыба бездушна, не может же она испытывать мучений. Да об этом Игнатьич и не задумывается. Правда, он понимает: «На родной реке татем живешь». (Уточним значение слова «тать» по словарю: устаревшее — «вор, грабитель».)

Встреча с Царь-рыбой, противоборство с ней постепенно пробуждают в Игнатьиче глубинно-человеческое состояние. Он вспоминает о своих грехах, понимает, что творил зло по отношению и к людям, и к природе, но оправдывал себя.

То, что наиболее осмотрительный и вроде бы самый порядочный из браконьеров Игнатьич был стянут в воду гигантской рыбой, имеет символический смысл. Автором неслучайно выбрана рыба, а не зверь, рыба — существо, наиболее чуждое человеку. Причем рыба эта необычная: «Что- то первобытное, редкостное было не только в величине рыбы, но и в формах ее тела... на доисторического ящера походила рыба...» Словно сама природа поднимается на свою защиту, терпение ее истощилось: человека ждет неминуемое и справедливое возмездие. В противоборстве сошлись «реки царь и всей природы царь», смерть угрожает обоим, но справедливость на стороне рыбы: она защищается.

Настоящий переворот происходит в Игнатьиче, когда он ощущает, что рыба-то живая, что она, как и он сам, полноправное живое существо. Оказавшись в пучине, превратившись в пленника собственной добычи, почти прощаясь с жизнью, Игнатьич вспоминает свое давнее преступление: еще «молокососом» пакостно отомстил он своей «изменщице», Глашке Куклиной, и навсегда опустошил ее душу. Всплывает перед ним и лицо Тайки, «племяшки, любимицы», которую не уберег, гоняясь за рыбой, «теряя облик человеческий». То, что с ним произошло, Игнатьич воспринимает как божью кару: «Пробил крестный час, пришла пора отчитаться за грехи...»

Именно осознание своей греховности, переосмысление беспутной жизни приводит Игнатьича к «какому-то, еще не постигнутому умом освобождению». Поэтому он и говорит рыбе, уверенный, что она поймет его: «Иди, рыба, иди! Я про тебя никому не скажу. Поживи, сколько сможешь!» Каждый, будь он рыба или человек, должен прожить на земле «сколько сможет», сколько ему отпущено природой.

Астафьев осуждает браконьерство не только как преступление против природы. Он говорит о своеобразном самоубийстве человека, уничтожении природы внутри него самого, человеческого в нем.

Писатель понимает, что человеку для жизни необходимо брать у природы мясо, рыбу, лес, энергию воды и так далее, но он считает, что человек бездумно расхищает богатства, которые природа готова дать ему, если он будет бережнее и ответственнее. Нарушение баланса, противоречивого единства человека и природы грозит вырождением и гибелью.

Астафьев считает, что истинный прогресс состоит в том, чтобы механизация не опережала процесс гуманизации, бездуховность не теснила устои нравственности, а милосердие распространялось бы на живую и неживую природу.

В «повествовании в рассказах» «Царь-рыба» Астафьев говорит о необходимости, безотлагательности «возвращения к природе». Связь человека и природы автор показывает как нравственную проблему, призывает к ответственности человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Отношение к природе выступает в качестве проверки духовной состоятельности личности.

Кончается «Царь-рыба» трагическими вопросами автора: «Так что же я ищу, отчего я мучаюсь, почему, зачем? — нет мне ответа». В этих вопросах — боль за всю землю, боль за человека, так неразумно отдалившего себя от природы. И надежда на восстановление гармонии между матерью природой и ее порождением — человеком.

III. Чтение заключительной статьи учебника о повести В.П. Астафьева «Последний поклон» и ее обсуждение

— Что общего вы заметили в изображении бабушки из «Последнего поклона» и образах шукшинских женщин?

Домашнее задание

1. Прочитать статью учебника-хрестоматии о В.Г. Распутине.

2. Прочитать фрагменты повести Распутина «Деньги для Марии».