Словарная работа', публицист, эпистолярный жанр.
К чему ни обратись в нашей литературе — всему начало положено Карамзиным: журналистике, критике, повести-роману, повести исторической, публицизму, изучению истории.
В. Г. Белинский
Ход урока
I. Выразительное чтение стихотворений Карамзина
II. Слово учителя или подготовленного ученика
Николай Михайлович Карамзин родился 1 декабря (по старому стилю) 1766 г. в семье симбирского дворянина. Детство его прошло в деревне, на берегу Волги, там он овладел основами грамоты, затем — симбирский пансион, вскоре его определили в пансион Шадена, профессора Московского университета, где он получил широкое образование гуманитарного профиля, близкое к университетскому. С 1783 г. — военная служба, которая прерывается в связи со смертью отца. Отставка. Встреча с И.П. Тургеневым, который привозит Карамзина в Москву. Кружок Н.И. Новикова. Особенно подружился Карамзин с молодым литератором А.А. Петровым, с которым, по поручению Новикова, редактировал первый в России детский журнал «Детское чтение для сердца и разума». Человек и его переживания станут впоследствии неотъемлемой частью творчества Карамзина. Эстетические и мировоззренческие взгляды его формируются под воздействием двух полярных «систем» — масонства и просветительства. В 1803 г. Н.М. Карамзин приступает к многотомному труду по истории России. Смерть писателя в 1826 г. прервала эту работу на XII томе, где излагались события Смутного времени, а само повествование дошло до 1611 г.
Творческий путь писателя начался переводами. Затем появляются и собственные произведения в стиле сентиментализма — «Русская истинная повесть: Евгений и Юлия». В конце XVIII — начале XIX в. появляются «Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», «Юлия», «Марфа-посад- ница» и др. Особую популярность получили «Наталья, боярская дочь» и «Бедная Лиза». И Лиза, и ее мать, и покойный отец — люди высоких моральных качеств. В идиллических тонах рисуется роман между дворянином Эрастом и крестьянской девушкой Лизой. Его трагический конец — результат обстоятельств и легкомысленного характера героя, а не социального неравенства. Автор сосредоточил свое внимание на психологии героев. Успеху у читателей повесть обязана прежде всего своей гуманистической направленностью. Сентиментально-психологической является и повесть «Наталья, боярская дочь», обращенная ко временам царя Алексея Михайловича.
Творчество Н.М. Карамзина сыграло выдающуюся роль в истории русской литературы. А.С. Пушкин, с малых лет ценивший и отличавший его от всех других писателей, говорил: «Чистая, высокая слава Карамзина принадлежит России...»
II. Доклады учащихся
К этому уроку предусматривается индивидуальная подготовка учащихся. Один ученик получит задание сделать сообщение о биографии Н.М. Карамзина, другой расскажет о Карамзине как о публицисте, третий — как об историке, остальные подготовят выразительное чтение стихов (по выбору), отрывков из «Писем русского путешественника», «Истории государства Российского» и др.
III. Итоги урока
Подводя итоги урока, учитель сделает дополнение о деятельности Карамзина и как филолога, результатом которой, по словам В.В. Виноградова, стало то, что удалось «образовать доступный широкому читательскому кругу один язык «для книг и для общества», чтобы «писать, как говорят, и говорить, как пишут». Карамзин преобразовал, сблизил литературный и
разговорный язык. Учитель напомнит школьникам, что именно Карамзин ввел в русский язык такие слова, как общественный, общеполезный.
Касаясь деятельности Карамзина как историка, можно добавить слова, сказанные А.С. Пушкиным: «Карамзин есть первый наш историк и последний летописец. Своею критикой он принадлежит истории, простодушием и апофегмами хронике. Критика его состоит в ученом сличении преданий, в остроумном изыскании истины, в ясном и верном изображении событий. Нет ни единой эпохи, ни единого важного происшествия, которые не были бы удовлетворительно развиты Карамзиным. Где рассказ его не удовлетворителен, там недоставало ему источников: он их не заменял своевольными догадками. Нравственные его размышления своею ироническою простотою дают его повествованию всю неизъяснимую прелесть древней летописи. Он употреблял их как краски, но не полагал в них никакой существенной важности».
Может быть, стоит закончить уроки тем, с чего начали, - с его произведений и прочитать стихотворение «К самому себе» («Чего робеть? Ты сам с собою! Прибегни к сердцу своему ...»). Эти стихотворные строчки не только факт времени, но и обращение к потомкам.
Литература к уроку
1. Лотман Ю.М. Карамзин. — М.,1996.
2. Эйдельман Н.Я. Последний летописец. — М.,1983.
3. Энциклопедия для детей. Т. 9. Русская литература. Ч. I. — М.: Аван- та+, 2000. С. 285-296.
Домашнее задание
Дается по группам. Прочитать из «Путешествия из Петербурга в Москву» названные главы (см. следующий урок), подготовить по ним обзор содержания и комментарий.
Дополнительный урок
Изучение темы «А.Н. Радищев» не включается в последние программы по литературе, не представлена эта тема и в учебнике-хрестоматии для 9 класса В.Я. Коровиной и др. Однако в «Методических советах» этих же авторов общие рекомендации по проведению обзорного разговора- экскурса даются.
Как возможный вариант предлагаем следующую структуру урока по Радищеву.
Подвиг А.Н. Радищева.
Словарная работа: эмоционально-экспрессивная лексика: поразил, удивил, негодует, протестует, клеймит и т.п.
Ход урока
I. Беседа
— С какой фразы начинается книга? Определите лексическое значение и эмоциональную окраску опорных слов.
— Что скажет нам эта строчка об авторе?
— С какими страницами русской литературы XVIII в. услышите вы в ней перекличку?
Хорошо, если учащиеся вспомнят державинское «Властителям и судьям»», фонвизинского «Недоросля» — это ассоциации по содержанию. А по стилистике, эмоциональной наполненности, «чувственности» — произведение Карамзина. Важно подчеркнуть, что, как это ни странно, и Карамзина, и Радищева объединяют рамки одного литературного направления — сентиментализма.
II. Рассказ учителя о наиболее ярких фактах биографии Радищева, его книге
III. Путешествие по страницам «Путешествия»
1. Информация о жанре путешествия.
2. Выступление учащихся с обзором содержания и комментариями (что? и как?) отдельных глав книги:
• главы «Любани», «Чудово», Едрово», «Клин» (тема русского народа);
• главы «Пешки», «Любани», «Вышний Волочок», «Медное» (тема крепостного права);
• глава «Спасская повесть», ода «Вольность» (тема самодержавия).
IV. Обобщение по уроку
— Каким вы увидели Радищева и его произведение?
Спектр оценок может быть самым различным: нетерпимый «бунтовщик», революционер, исполненный гнева и сострадания, возмущения и гуманности...
Обратим внимание, что заканчивается книга символично: перед расставанием с читателем Радищев поставит «Слово о Ломоносове». Почему?! А.С. Пушкин, в юности написавший вслед за Радищевым оду «Вольность» и в «Памятнике» вспомнивший об этом как о своей заслуге, в неопубликованной статье «Александр Радищев» пишет: «Мелкий чиновник, человек безо всякой власти, безо всякой опоры, дерзает вооружиться противу общего порядка, противу Екатерины!.. Мы никогда не почитали Радищева великим человеком. Поступок его всегда казался нам преступлением, ничем не извиняемым, а «Путешествие в Москву» весьма посредственною книгою; но со совсем тем не можем в нем не признать преступника с духом необыкновенным; политического фанатика, заблуждающегося, конечно, но действующего с удивительным самоотвержением и с какой-то рыцарской совестливостью».
Домашнее задание
Домашнее сочинение «Каким я увидел XVIII в. на страницах... (поэта или драматурга XVIII в. по выбору учащегося)», «Бессмертные страницы XVIII в.».