Ход урока
I. Повторение
— Какова роль первого действия в развитии сюжета?
Вопросы на проверку восприятия II действия:
— Как дома читалось это действие?
— Что показалось сложным?
Как правило, учащиеся называют длинные монологи, которыми насыщено второе действие. Отметим, что анализ монологов — одна из целей сегодняшнего урока.
II. Анализ монологов
Для дальнейшего обсуждения предлагается проанализировать монолог, ответив на следующие вопросы:
— Чем вызван данный монолог?
— Какие темы затронуты в нем?
— Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?
— Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Как оно выражается?
— С какой целью введен драматургом этот монолог?
Явление 1.
Выразительное чтение монолога «Петрушка, вечно ты с обновкой». Вопросы к данному монологу.
— В какой момент произносится этот монолог?
— О чем «философствует» Фамусов? Как события, которые он просит записать, свидетельствуют о содержании жизни людей его круга?
— Каков темп речи? (Неспешный — Фамусов рассказывает об устоявшемся и для него вечном московском быте)
— Кто свидетель этого монолога и какой герой появится сразу же после его окончания? (Свидетель — бессловесный Петрушка, а появится Чацкий, который этому устоявшемуся укладу откажется подчиняться).
Явления 2—5.
Выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова.
— Когда ироническая перепалка людей, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический спор?
— Завязка какого конфликта происходит здесь?
— Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного поединка?
— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой против чего ополчается? (Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).
Вопросы к с следующим явлениям:
— Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?
— Любит ли Софья Молчалина? А он ее? Что нового мы узнаем о характере героя из этого действия?
— Как ведет себя «влюбленный» Чацкий?
Домашнее задание
1. Всем прочитать III действие.
2. Задание по группам:
— Проанализировать монолог Чацкого о «Французике из Бордо».
— По отношению к кому в тексте I—II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать.
— Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?
— Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.
3. Индивидуально: подготовить анализ последнего диалога Чацкого на балу.