Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 23. II действие комедии.

Обучение анализу монолога

Цель урока: II действие комедии; завязка конфликта; анализ монологов. Словарная работа: опорная лексика, характеризующая нравственные и общественные позиции Чацкого и Фамусова, (консерватизм, прогресс, крепостничество и т.д.).

Ход урока

I. Повторение

— Какова роль первого действия в развитии сюжета?

Вопросы на проверку восприятия II действия:

— Как дома читалось это действие?

— Что показалось сложным?

Как правило, учащиеся называют длинные монологи, которыми насыщено второе действие. Отметим, что анализ монологов — одна из целей сегодняшнего урока.

II. Анализ монологов

Для дальнейшего обсуждения предлагается проанализировать монолог, ответив на следующие вопросы:

— Чем вызван данный монолог?

— Какие темы затронуты в нем?

— Какие взгляды, убеждения героя выявляются в этом монологе?

— Каково психологическое состояние персонажа в данный момент? Как оно выражается?

— С какой целью введен драматургом этот монолог?

Явление 1.

Выразительное чтение монолога «Петрушка, вечно ты с обновкой». Вопросы к данному монологу.

— В какой момент произносится этот монолог?

— О чем «философствует» Фамусов? Как события, которые он просит записать, свидетельствуют о содержании жизни людей его круга?

— Каков темп речи? (Неспешный — Фамусов рассказывает об устоявшемся и для него вечном московском быте)

— Кто свидетель этого монолога и какой герой появится сразу же после его окончания? (Свидетель — бессловесный Петрушка, а появится Чацкий, который этому устоявшемуся укладу откажется подчиняться).

Явления 2—5.

Выразительное чтение монологов Чацкого и Фамусова.

— Когда ироническая перепалка людей, обладающих разными нравственными ценностями, перерастает в политический спор?

— Завязка какого конфликта происходит здесь?

— Как меняются поведение и интонация речи героев в ходе словесного поединка?

— Какие жизненные идеалы и ценности отстаивает каждый герой против чего ополчается? (Ответ на этот вопрос с помощью выбранных цитат записывается в тетрадь).

Вопросы к с следующим явлениям:

— Кто такой Скалозуб? Может ли он понравиться Софье?

— Любит ли Софья Молчалина? А он ее? Что нового мы узнаем о характере героя из этого действия?

— Как ведет себя «влюбленный» Чацкий?

Домашнее задание

1. Всем прочитать III действие.

2. Задание по группам:

— Проанализировать монолог Чацкого о «Французике из Бордо».

— По отношению к кому в тексте I—II действия употребляются слова «ум, умный, философ», однокоренные или синонимичные с ними. Цитаты выписать.

— Воспроизвести цепочку: как родилась и распространилась сплетня о сумасшествии Чацкого?

— Охарактеризовать гостей Фамусова на балу, выделяя их общие и индивидуальные черты.

3. Индивидуально: подготовить анализ последнего диалога Чацкого на балу.