Словарная работа: кульминация конфликта, внесценические персонажи.
Информация для учителя
Урок, связанный с анализом III действия комедии, очень серьезен и объемен по материалу, поэтому часть вопросов была вынесена на индивидуальную проработку дома. Основная методическая цель урока - обучение анализу эпизода драматического произведения, т.е. анализу сцены.
Проанализировать сцену — это значит определить взаимоотношение персонажей, уяснить, что дает эта сцена для понимания характеров действующих лиц, их душевного состояния, показать, с помощью каких приемов в данной сцене драматургом раскрываются характеры и какова роль данной сцены в развитии действия и конфликта пьесы, понять значение этой сцены в раскрытии идейного содержания всего произведения.
В ходе урока заданные для анализа сцены будут конкретизированы вопросами и заданиями по III действию комедии «Горе от ума».
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Ознакомив с собранным по тексту I и II действия материалом, первая группа учащихся поможет нам сделать вывод о том, что многие герои комедии являются или считают себя умными. Но ум Чацкого и ум Скалозуба, который судит «как истинный философ», — это разные вещи. Значит, речь идет о разном понимании ума героями комедии и зрителем.
II. Анализ сцены бала
— Каково место сцены бала в сюжете комедии?
— Какие события предшествуют сцене бала?
— Вопросы по явлению 1-3:
— Какие слова Софьи возвращают нас к проблеме ума и какие «виды» ума в них описаны?
— Почему Чацкий делает вывод: «...Она его не любит». Прав ли он?
— Чем выделяется Молчалин в диалоге с Чацким?
— Как этот диалог идейно связан, с одной стороны, со спором Чацкого и Фамусова во II действии, с другой стороны, со сценой бала?
Новые герои.
Выступление учащихся с характеристикой гостей на балу.
— Почему всех представленных героев принято объединять понятием «фамусовская Москва»?
— Каков основной принцип изображения этих героев? (Сатирическое изображение через речь, позы, жесты персонажей, оговоренных грибоедовскими ремарками; фамилии героев; их нарицательность).
Вводим понятие внесценичеких персонажей и подчеркиваем их роль в создании собирательного портрета общества.
III. Характеристика персонажей. Суждения учащихся
Софья, с невольного плутовства которой и начинается пьеса, — сложная натура. Она остроумна, сообразительна, презирает грубость и невежество Скалозуба, ее раздражает желчный язык Чацкого. Воспитанная на французских романах, Софья оттуда заимствует образ возлюбленного — робкого, преданного, но бедного человека. Черты этого «рыцаря» она «приписывает» Молчалину и жестоко обманывается. Презирая «кривизну души», Софья по тактическим соображениям вынуждена фальшивить и прятаться, чтобы отстоять свое право любить наперекор воле отца и мнению «света». Скептически относящаяся к обществу, хотя и не вступающая с ним в противоборство, она оказывается опасной противницей Чацкого, распространяющей клевету о его сумасшествии. Но поведение героини от сцены к сцене свидетельствует о неспособности к сознательному обману, об искренности ее отношения к Молчалину. Став свидетельницей его любовного домогательства Лизы, Софья мужественно, обвиняя «себя кругом», переносит удар. Она покорно выслушивает и нравоучения Фамусова, и язвительное предложение Чацкого помириться с Молчалиным. Но последнее, учитывая сущность ее характера, вряд ли возможно.
Двойная мораль «светского» общества талантливо воплощается Молчалиным. Уже в начале пьесы становится очевидным «парадоксальное несоответствие его личности и «значимой» фамилии. Молчалин робок и молчалив (немногословен) с Софьей и в гостиной Фамусова, но с Лизой и Чацким он превращается в «говоруна» и повесу. Очевидно, его фамилия содержит намек на скрытые и важные свойства натуры. В диалогах с
Чацким (в 3-м действии) и с Лизой (в 4-м действии), обнаруживающих пошлость, низость и непросвещенность Молчалина, ярко и однозначно формулируется мысль, что герой равнодушен ко всему, кроме карьеры. Небогатый и незнатный, он пытается дойти «до степеней известных» благодаря трудолюбию и упорству, но, прежде всего, обману. Молчалин лжет Фамусову, «принимает вид» любовника Софьи, играет роль учтивого собеседника, партнера по игре в карты, иногда слуги. В своем небесталанном каждодневном актерстве он «озабочен одним: скрыть, закамуфлировать душевный прагматизм, холодную, эгоистическую расчетливость дельца и циника». Играть и обманывать Молчалину помогает «пустое сердце». Он бессердечен, душа его молчит, вероятно, потому, и дана ему Грибоедовым такая фамилия.
В обществе, где отношения между людьми утратили искренность и душевную теплоту, «бессловесный» Молчалин «дойдет до степеней известных», может быть, поднимется «выше» Фамусова, который, несмотря на многочисленные недостатки, сохранил в себе искреннюю привязанность к дочери, стремление заботиться о ней. В образе Фамусова наиболее ярко воплотилась способность скрыть, выгодно объяснить смысл своих и чужих поступков. Его зависимость от общественного мнения, молвы подчеркивает «говорящая» фамилия (от лат. fama — молва, сплетня). Фамусову — крупному и влиятельному чиновнику, мечтающему о завидном женихе для дочери, — принадлежит заметная роль в любовной интриге («Что за комиссия. Создатель, // Быть взрослой дочери отцом!»). «Благородный отец» вдохновенно поучает, «наставляет на путь истинный» почтительных «детей». В блистательном автопортретном монологе Фамусов себя рекомендует как образец добродетелей. Быстрое саморазоблачение вскрывает и «игру» самого героя, и механизм светских отношений, для которых характерна «дистанция огромного размера» между словом и делом.
Фамусов в пьесе является и главным нравственным антиподом Чацкого. Именно с его внезапным появлением (действие I, явление 7) в развитие сюжета вплетаются новые мотивы и идеи, происходит вторая завязка сюжета. С этого момента любовная и общественная линии развиваются параллельно. Асам Чацкий несет основную нагрузку и в любовной интриге (Чацкий — Молчалин — Софья), и в общественном противостоянии (Чацкий — московский «свет»).
Желая воссоздать пеструю палитру нравственного облика фамусовского общества, Грибоедов расширил панораму действующих лиц, по замечанию П.А.Вяземского, населил сцену народом. Вслед за центральными героями, составляющими ядро сюжета, в комедию входит целая галерея второстепенных, эпизодических и внесценических персонажей, представляющих яркие и одновременно типические характеры.
Так, Скалозуб являет собой тип солдафона, самоуверенного и агрессивного. Загорецкий представляет из себя «мастера услужить», необходимого в среде Фамусовых: он достает Софье билеты в театр, Хлестовой и ее сестре. Этот персонаж — антипод Чацкого. Главный герой, человек честный и порядочный, изгнан из общества, тогда как Загорецкий, «отъявленный мошенник, плут», всюду принят. Именно он разносит сплетню о сумасшествии Чацкого. Сопоставлены с главным героем и два других персонажа — Репетилов и Горич. Первый являет собой образ псевдооппозиционера. Не имея своего мнения, Репетилов (от лат. repeto — повторять) повторяет чужое. Грибоедов противопоставляет внутренне пустого человека, примеряющего на себя «чужие» облики и взгляды, Чацкому, имеющему свои четко продуманные убеждения. Горич (от горе) представляет из себя пример быстрого превращения подтянутого и храброго офицера в «мужа-мальчика», «мужа-слугу». Его «горькая» судьба наглядно демонстрирует, что произошло бы с Чацким, если он стал выполнять наказы Фамусова, учиться, «на старших глядя».
Яркими индивидуальными характеристиками обладают и эпизодические персонажи — Хлестова, Тугоуховские, Хрюмины, Г.Н., Г.Д. Одновременно они являются и определенными общественными типажами, дополняющими нравственную «физиономию» фамусовской Москвы.
Удивительно много в комедии внесценических персонажей, представляющих каждую из противоборствующих сторон.
— Перечислите внесценических персонажей, которых можно назвать единомышленниками Чацкого (его оппонентами)?
— Зачем они понадобились автору?
Информация для учителя
Сатирическое изображение целого общества повлекло за собою обилие действующих лиц в «Горе от ума», что дало возможность всесторонне охарактеризовать мир Фамусовых, создать широкий и целостный образ крепостнического лагеря. В «Горе от ума» - это характерно для реализма - охвачена жизнь определенной среды во всем ее многообразии и снизу доверху. Ни в какой другой пьесе - ни до «Горя от ума», ни после нее - нет такого количества персонажей, как действующих на сцене, так возникающих из их реплик в воображении читателя и также представляющих собой определенные явления жизни.
Указатель персонажей «Горя от ума»
IV. Обобщение
Указывая на своеобразие построения «Горя от ума», П.Я. Вяземский писал: «самые странности комедии Грибоедова достойны внимания: расширяя сцену, населяя ее народом действующих лиц, он, без сомнения, расширил и границы самого искусства». Это тоже явилось завоеванием реализма.
— Чем является в плане развития конфликта сцена бала?
— Как и почему личный и общественный конфликт сомкнулись? (Роль образа Софьи.)
V. Осмысление сюжетной линии, связанной с рождением и распространением сплетни о Чацком
Цепочку рождения и распространения сплетни можно до урока воспроизвести на доске.
Чацкий Софья Г-н N. иГ-hD.
На уроке выслушаем комментарий к ней.
— Как быстро распространяется сплетня?
— Какие доводы приводят, доказывая болезнь Чацкого? Насколько они убедительны?
— В чем видят причину сумасшествия?
— Откуда такое единодушие?
Подчеркнем, что причину сумасшествия Чацкого представители фа- мусовской Москвы связывают с просвещением. Книги, формирующие ум, развивающие мысль, несут инакомыслие, свободомыслие. Такой ум страшен. Страх и рождает сплетню, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.
VI. Чацкий в сцене бала
— Как ведет себя на балу Чацкий.
Представим слово одному из учеников, который дома подготовил анализ последнего монолога Чацкого в этом действии.
Подведение итогов и обобщение по анализу сцены.
Домашнее задание
1. Прочитать IV действие.
2. Выучить наизусть один из монологов Чацкого или Фамусова.
3. Составить план к сочинению «Фамусовекое общество в комедии».