Информация для учителя
Учащиеся заранее готовят материал об адресатах любовной лирики Пушкина. Оформляется сменная выставка - обзор портретов с комментариями к ним. Желательно коснуться судеб Е. Бакуниной, А. Керн, А. Олениной, Н. Гончаровой.
Одним из способов пхтижения идейно-художественной сущности лирического произведения является подготовка к выразительному чтению стихотворения. Исполнительский анализ - это путь чтеца к поэту, это наилучший способ проникновения в структуру лирического текста.
Исполнительский анализ слагается из следующих этапов:
1. Чтение текста с отметкой отдельных слов и выражений, вызывающих те или иные сомнения.
2. Чтение дополнительной литературы, помогающей, во-первых, разрешить возникшие сомнения, во-вторых, понять обстоятельства, повлиявшие на создание стихотворения.
3. Осмысление идейно-художественных особенностей, помогающее правильно определить, что является предметом изображения в данном лирическом произведении. Средства достижения этой цели: наблюдения над ритмом, композицией, системой «ключевых» слов.
4. Определение чтецкого подтекста и логики чтения.
Чтецкий подтекст - это и мысль, заключенная в тексте, и отношение чтеца к тексту, и цель чтения, и реакция, какую он хочет вызвать у слушателя на свое чтение.
Логика чтения - это соблюдение логических пауз, логических ударений, логической мелодии.
Поиск правильной интонации.
Это, как правило, вызывает самую большую трудность в подготовке к выразительному чтению.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания. Чтение стихотворений наизусть
II. Слово учителя
В отличие от дружбы, в которой Пушкин ценил постоянство, верность, любовь рассматривалась им как чувство преходящее. Оно, подобно буре, властно захватывало поэта, давало ему мощный источник вдохновения, лишало его свободы, подчиняя «страстям мятежным», но, как всякая буря, угасало, превращаясь в «погасший пепел», «цветок засохший, бездыханный». Пушкин не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. В жизни поэта были многочисленные
опыты в духе «науки страсти нежной», ему хорошо знакомо все, что составляет круг любовных отношений: признания и клятвы, разуверения и измены, «могучая страсть» и мягкая нежность.
Пушкин был человеком, жизнь которого прошла среди женщин. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его «донжуанского списка». Отметим, что в шедеврах пушкинской говорится именно о чувствах поэта, а не об отношениях, связывавших его с возлюбленными. Не стоит, читая стихотворения «Я вас любил...» или «На холмах Грузии...», искать ответ на вопрос кого имел в виду поэт, признаваясь в искренней, нежной любви или повторяя, как заклинание: «Печаль моя полна тобою, / Тобой одной тобой...» В стихотворении «Я помню мгновенье» отразились две встречи с А.П. Керн — в 1819 и 1825 г., но реальная жизнь поэта, в которой за шесть лет было немало других женщин, бесконечно далека от поэтической картины, созданной в этом произведении.
Любовь для Пушкина-лирика — предмет высокой поэзии. Она словно выведена за пределы быта, житейской «прозы». «Стихотворения, коих цель горячить воображение любострастными описаниями, — подчеркивал Пушкин, — унижают поэзию». Стихи Пушкина — вовсе не дневник его любовных побед и поражений. В них мы находим то, чего не в состоянии дать ни одно биографическое «разыскание», касающееся любовных увлечений Пушкина. В них запечатлена не только психологическая правда любовных переживании, но и выражены философские представления поэта о Женщине как об источнике красоты, гармонии, неизъяснимых наслаждении. Пушкин любил женщин, он воспел Женщину.
Давайте разберем одно из стихотворений А.С. Пушкина «Я вас любил...»
III. Выразительное чтение стихотворения
— В стихотворении «Я вас любил...» много психологических деталей.
Какие?
(Пик чувства пройден, поэта не мучит «болезнь» любви. Он пишет о том моменте, когда чувство уже угасает, но еще «угасло не совсем. В его душе оживает любовь-воспоминание.)
— Какая это была любовь?
(Это была любовь невысказанная, «безмолвная», не связанная с надеждами на взаимность. Он вспоминает грустные мгновения своего чувства, которое колебалось между робостью и ревностью.)
— Как поэт подчеркивает силу прошедшей любви?
(Он делает это тонко, деликатно, желая, чтобы «другой» любил женщину так же искренно и нежно, как он. В стихотворении нет ни упреков, ни обид, ни безнадежности. Поэт благодарен женщине даже за «безмолвную» любовь. К ней он относится бережно и с теплотой: разлюбив ее, он верит в то, что она вновь будет любима.)
— Есть ли описание возлюбленной поэта в тексте?
(В этом стихотворении, как и в большинстве стихотворений 1820-х годов, нет портрета возлюбленной. Черты любимых женщин Пушкин часто видит как бы сквозь дымку воспоминаний и снов. Говорить о них поэту
столь же сложно, как и об абсолютной красоте или о высшем блаженстве, поэтому образы женщин создаются с помощью сравнений и аналогий.)
IV. Выступление подготовленного ученика с сообщением
Примерный план сообщения :
1. Анакреонтические мотивы в ранней любовной лирике Пушкина (Любовь — безоблачная, любовь мечта, любовь веселье, которая сопровождает человека всю жизнь. Эпикурейство: смысл жизни в любви, значит — она — главный предмет поэзии. Традиционные образы античных богов: Амура и Венеры).
2. Романтический образ талисмана — символ любви и верности и одновременно метафора: человек — тоже талисман («Храни меня, мой талисман...»).
3. Лирическая автобиография в стихотворении «Я помню чудное мгновенье».
4. Романтический мотив воспоминания, всегда близкого Пушкину, в стихотворении «Не пой, красавица, при мне ...»
5. Поэтическая философия гармонии в стихотворении «На холмах Грузии...»
6. Связь темы любви с темой смерти и вечной разлуки в стихотворении «Для берегов отчизны далекой».
7. Ученики во время сообщения записывают опорную лексику.
V. Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье»
В стихотворении «Я помню чудное мгновенье...» Пушкин сравнивает возлюбленную с «мимолетным виденьем», с «гением чистой красоты». Ее «голос нежный» не сливался с житейским шумом, а «милые черты» являлись ему в снах.
— Как воссоздана в стихотворении духовная жизнь поэта? Проследите ее этапы.
— В чем смысл «кольцевой» композиции, повторов?
(Как и в стихотворении «Я вас любил...», здесь на первом плане — субъективные впечатления о женщине. С особой силой в стихотворении подчеркивается мысль о том, что вместе с женщиной появляются «и божество, и вдохновенье, / И жизнь, и слезы, и любовь», которые уходят, когда женщина исчезает из памяти, из снов поэта.
Любовь, «замыкая» перечисление того, что заставляет душу поэта «пробудиться», как бы увенчивает все, из чего состоит жизнь. Именно любовь способна дать человеку высшее наслаждение. Любовь — символ духовного возрождения. Даже сама надежда на «позднюю» любовь, может быть, только на ее «улыбку прощальную», способна примирить поэта с мрачной и безрадостной жизнью. Надежда на то, что новая любовь впереди, — самая высокая и светлая надежда Пушкина.)
VI. Адресаты лирики Пушкина. (Может быть как доклад подготовленного учащегося или сообщение учителя.)
1. М.Н. Раевская: «На холмах Грузии...» (1829), «Редеет облаков летучая гряда...» (1820), «Погасло дневное светило...» (1820), «Фонтану Бахчисарайского дворца»(1824).
Твоя печальная пустыня,
Последний звук твоих речей
Одно сокровище, святыня,
Одна любовь души моей.
(Из посвящения к «Полтаве»)
2. А. П. Керн — «Я помню чудное мгновенье...»
3. Послания Ек.Н. и Ел.Н. Ушаковым: «В отдалении от вас...» (1827), «Ответ» (1830).
Екатерине:
Когда я слышу голос твой
И речи резвые, живые,
Я очарован, я горю
И содрогаюсь пред тобою...
(«Когда, бывало» в старину...», 1827)
Елизавете:
Вы избалованы природой;
Она пристрастна к вам была,
И наша вечная хвала
Вам кажется докучной одой.
(«Вы избалованы природой...», 1829)
4. Е.К. Воронцова.
Елизавета Ксаверьевна Воронцова — жена новороссийского генерал- губернатора гр. М.С. Воронцова, в подчинении которого находился Пушкин в Одессе.
Там, под заветными скалами,
Теперь она сидит, печальна и одна...
Никто ее любви небесной не достоин.
(«Ненастный день потух...», 1824)
Ей же посвящены стихотворения «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман...», «Все в жертву памяти твоей», «Талисман».
5. Амалия Ризнич.
Простишь ли мне ревнивые мечты,
Моей любви безумное волненье?
Ты мне верна: зачем же любишь ты
Всегда пугать мое воображенье?
(«Простишь ли мне...», 1823)
6. Н.Н. Гончарова.
Исполнились мои желания.
Творец.
Тебя мне ниспослал, тебя, моя Мадонна,
Чистейшей прелести чистейший образец.
(«Мадонна» 1830)
Домашнее задание
Стихотворение (по выбору учителя и учащихся) наизусть, тезисный план ответа с использованием опорной лексики.
Информация для учителя1
<...> В июне 1825... к Прасковье Александровне Осиновой приехала ее племянница Анна Петровна Керн. Пушкин, уже наслышавшийся о ней, не остался равнодушным к ее обаянию. Он вспомнил о том, что когда-то в Петербурге встретил ее в доме Олениных (это было в начале 1819 г.). А.П. Керн пробыла в Тригорском до 19 июля. Незадолго до ее отъезда Пушкин написал обращенное к ней стихотворение «К ***» («Я помню чудное мгновенье...»).
Редкое стихотворение Пушкина обладает такой популярностью, как это. Позднее М.И. Глинка написал на слова этих стихов свой знаменитый романс, еще в большей степени содействовавший их популярности. Стихотворение было напечатано Дельвигом в «Северных цветах» в 1827 г. <...>
Пушкин начинает стихотворение с пересмотра своего жизненного пути. Он вспоминает о первой встрече с Керн и мысленно переносится в петербургскую обстановку 1817-1820 гг. - годы, проведенные
В томленьях грусти безнадежной,
В тревогах шумной суеты...
События оборвали эту пору жизни поэта:
Шли годы. Бурь порыв мятежный
Рассеял прежние мечты...
Наступили тяжелые годы изгнания:
В глуши, во мраке заточенья
Тянулись тихо дни мои
Без божества, без вдохновенья,
Без слез, без жизни, без любви.
Слезы, любовь, вдохновение - вот спутники подлинной жизни. И Пушкин вспоминает те тяжелые годы (1823-1824), когда его постигло разочарование в жизни, когда он писал своего «Демона» и «Свободы сеятель пустынный...».
Это подавленное состояние продолжалось недолго. И к новой встрече Лушкин приходит с ощущением полноты жизни:
Душе настало пробужденье
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Последние два стиха повторяют стихи начального четверостишия. Они знаменуют возврат к юности, преодоление тоски минувших лет.
Не мимолетной встречей вызван этот прилив жизненных сил. Пробуждение души открыло Пушкину возможность упоения творчеством, вдохновенье, а вместе с тем - упоение жизнью и любовь, венчающую эту полноту жизнеощущения. Пробужденная душа раскрылась и для творчества, и для слез, и для любви. <...>
Вслушаемся же в язык данного произведения. Он не совсем обычен. Он, так сказать, «дистиллирован», максимально освобожден от всякой конкретности. В большей части случаев слова имеют метафорический оттенок и принадлежат к поэтическим символам, утратившим свое первоначальное значение. Автор останавливается на значении слов «виденье», «божество», «слезы», «тихо». <...>
Пять дважды повторяющихся в анализируемом тексте слов - божество, вдохновенье, слезы, жизнь, любовь - образуют целостный смысловой комплекс, относящийся к области художественного творчества.
Любовная тематика в данном стихотворении явно подчинена другой, философско-психологической тематике, и основной его темой является тема о разных состояниях внутреннего мира поэта в соотношении этого мира с действительностью.
Анализ стихотворения «Я помню чудное мгновенье...» по Б. Томашевскому.
Перед нами три этапа этих состояний. Первый, когда перед поэтом предстала некая красота, врезавшаяся в его душевную память. Второй, когда в момент душевного угнетения воспоминание утрачено, и эта утрата привела жизнь к увяданию, изъяв из нее основное, в чем жизнь заключается, - радость творчества. И третий, когда ощущение эстетической ценности жизненных явлений вновь пробудилось в сознании и душа ликует оттого, что утраченная радость творчества вновь стала для нее доступна.
И все-таки любовь представлена в стихотворении не на равных правах с вдохновеньем, слезами, божеством и пр. Все-таки это основная тема стихотворения, определяющая его сюжет, т.е. сцепление мыслей, на котором зиждется композиция стихотворения. Недаром оно в самом заголовке («К ***») адресовано любимой женщине, хотя бы и не названной, хотя бы и изображенной в отвлеченном и обобщенном образе идеальной женщины. Любовь в жизни и творчестве Пушкина всегда была страстью, в высшей степени воплощающей в себе ощущение жизненной полноты. Это страсть кардинальная, в какой-то степени представительствующая все страсти. Любовь определяет полноту жизненных сил. Но вопреки общепринятому толкованию Пушкин не изображает любовь как причину жизненного пробуждения. Самая последовательность речи этому противоречите...>
Чувство прилива жизненных и творческих сил Пушкин ощутил независимо от встречи с Керн. Но она пришла вовремя. <...>
Прилив сил требовал увенчания интенсивным проявлением страсти. Пушкин ждал. Он вовсе не так уж сильно помнил мимолетную встречу с Керн в 1819 г. Нет, он ее совершенно забыл. Он не вспоминает о ней в письмах к Родзянке. Для него это совершенно новое лицо, хотя бы его могли несколько познакомить с Керн и напомнить о ней рассказы ее родственниц, барышень Тригорского, начиная с ее ближайшей наперсницы Анны Николаевны Вульф. Но она своевременно явилась, и Пушкин не столько вспомнил, сколько забыл все, что знал о ней, ослепленный ее обликом. И чувство любви завершило полноту пробуждения: за божеством, вдохновением, слезами явилась все венчающая любовь.<...>
Ход урока
I. Вступительное слово учителя
Дорогие ребята, на сегодняшнем уроке мы поговорим о любовной лирике А.С. Пушкина. Любовь — прекрасное чувство, о котором хочется рассказывать стихами. Может быть, некоторые из вас успели убедиться в этом на собственном опыте. В одном из первых стихотворений, открывающих обычно его сборники, Пушкин также обращается к теме любви. Из названия этого произведения мы узнаем имя девушки, которой оно посвящено, — Наталья. Послушаем первые строки:
1 Урок проведен в г. Глазове по рекомендациям к.ф.н., учителя школы № 35 г. Орла
С.Л. Барбашова.
Так и мне узнать случилось,
Что за птица Купидон;
Сердце страстное пленилось;
Признаюсь — и я влюблен! ...
(«К Наталье». 1813)
Вы, конечно, обратили внимание на то, что чувство влюбленности связывается юным поэтом с образом Купидона.
— Кто же такой Купидон?
— Почему он назван автором птицей?
— Какие еще имена носил в античности этот бог любви?
— Вместе с какой богиней упоминали обычно Купидона?
— Что их объединяет?
II. Задание. Просмотрите заглавия стихотворений Пушкина, относящиеся к лицейскому периоду (1814—1817). Найдите, в каких из них упоминается различные варианты имен мифологических божеств любви (Амур, Купидон, Эрот, а также Афродита, Венера)?
(Задание можно выполнять по вариантам: I вариант просматривает стихи 1814—1815 гг.; II вариант — произведения 1816-1817 гг.)
I вариант: стихотворение «Лаиса Венере, посвящая ей свое зеркало» (1814).
II вариант: стихотворения: «Послание Лизе» («Тебе, наперсница Венеры...»), «Амур и Гименей», «Шишкову» («Шалун, увенчанный Эратой и Венерой...») (1816).
Из названия отмеченных вами стихов видно, что интересующие нас боги являются покровителями любви лирических героев. С именами Венеры и Амура связывается чаще всего имя героини. В стихотворениях героини разные, их имена звучат странно — Лаиса, Эльвина, Дорида. Это условные женские имена, ставшие общепринятыми, классическими для русской и западноевропейской поэзии того времени. Посмотрим, как изображаются любовные переживания в ранней лирике Пушкина. Послушайте стихотворение «Дорида», написанное в 1819 г.
В Дориде нравятся и локоны златые,
И бледное лицо, и очи голубые...
Вчера, друзей моих оставя пир ночной,
В ее объятиях я негу пил душой;
Восторги быстрые восторгами сменялись,
Желанья гасли вдруг и снова разгорались;
Я таял; но среди неверной темноты
Другие милые мне виделись черты,
И весь я полон был таинственной печали,
И имя чуждое уста мои шептали.
— Понравились вам стихи?
— Вслед за поэтом опишите внешний облик героини.
— Что мы узнаем о героине произведения?
— Каково отношение к ней лирического героя?
— Что его в ней привлекает?
— Что можно сказать о чувствах, которые испытывает герой во время свидания с Доридой?
— Охарактеризуйте смену этих чувств. (Учитель или подготовленный ученик еще раз читает стихотворение.)
— Какие слова передают то, что от любви герой ждет прежде всего наслаждения и удовольствия?
(В Дориде лирическому герою все «нравится». В ее объятиях он «негу пьет душой».)
— Как описываются чувства, переживаемые героем? Что их отличает?
(Они очень непрочны, мимолетны, быстро сменяют друг друга: «Восторг быстрые восторгами сменялись, // Желанья гасли вдруг и скоро разгорались...»)
— Как вы думаете, почему герой выражает свое состояние словами: «Я таял...»? Какой смысл вкладывается в эти слова? В чем заключается композиционная роль этих слов?
(Такая самохарактеристика: «Я таял», — связана с тем, что герой теряет ощущение собственной личности из-за очень быстрой смены различных состояний. Его чувства, хоть и приятны, но слишком непрочны. Вслед за этими словами создается образ «неверной темноты», т.е. намечается смена переживаний лирического героя.)
— Почему темнота названа «неверной»?
(Эпитет «неверная» гармонирует с описанием таких же неверных, изменчивых чувств героя.)
Итак, образ «неверной темноты» — не просто изображение окружающего мрака, но также и глубокая характеристика внутреннего состояния героя. Именно среди этой темноты герою вдруг видятся «милые черты», он испытывает чувство «таинственной печали», уста его шепчут «имя чуждое». Рядом с образом Дориды, портрет которой так живо и выразительно нарисован в начале этого произведения, мы видим иной — таинственный — женский образ. Он — загадка для самого поэта. Одновременно и «мил», и еще «чужд» лирическому герою. Но, обратите внимание, таинственная печаль, возникшая в герое в связи с этим образом, — единственное чувство, которое его не покидает, не проходит. «Таинственная печаль» — итоговое состояние героя, определяющее, таким образом, развитие лирического переживания в произведении.
III. Слово учителя
Пройдет год, и Пушкин создаст еще один шедевр любовной лирики, который также будет адресован Дориде. Послушайте и сравните два произведения, столь близкие по названию и времени возникновения.
Дориде
Я верю я любим, для сердца нужно верить
Нет, милая моя не может лицемерить,
Все непритворно в ней желаний томный жар,
Стыдливость робкая, харит бесценный дар,
Нарядов и речей приятная небрежность
И ласковых имен младенческая нежность
— Какое чувство и как выражено в стихотворении?
(О своей уверенности в том, что он любим, лирический герой заявляет сразу, в первой строке.)
Вера в любовь здесь главное условие существования самой любви. И любовь, и вера необходимы герою. С их появлением в его сердце воцаряется и надежда, гласящая, что чувства возлюбленной истинны и прочны: «Нет, милая моя не может лицемерить...». Эта взаимосвязь веры, надежды, любви определяет внутреннее состояние героя в начале произведения. Следовательно, можно сказать, что переживания лирического героя этого стихотворения отличны от настроения героя первого, рассмотренного нами ранее стихотворения.
- Сравните описания героинь. Что характеризует каждую из них?
(Если у «первой» Дориды подчеркивается внешняя красота, то о внешности «второй» мы узнаем очень мало. Отмечается только «нарядов и речей приятная небрежность». На первый план выдвигается изображение ее душевных качеств: искренность, отсутствие притворства, «желаний томный жар», «стыдливость робкая».)
Внутренний мир героини стихотворения «Дориде» довольно противоречив: ей свойственны и «желаний томный жар», и «стыдливость робкая».
- Какое из двух прочитанных стихотворений представляется более целостным, передающим более взаимосвязанные, гармоничные переживания? (Второе.)
Образ сердца, возникающий в самом начале этого стихотворения, позволяет выявить не только глубочайшие движения души лирического героя, но и показать их красоту и гармонию. Потому что сердце издавна символизировало в русской культуре, прежде всего, православной, духовный центр человека. В нем соединяются в единое целое все душевные и духовные силы личности. Воспроизведение просветленных и возвышенных чувств лирического героя придает гармоничность стихотворению. Однако образ героини-возлюбленной лишен целостности, он достаточно условен, как условно ее имя — Дорида. Это имя, давшее название двум стихотворениям, в конце каждого из них как бы забывается: герой в первом шепчет таинственное, «чуждое» пока еще имя, а во втором сама возлюбленная привлекает героя «ласковых имен младенческой нежностью». Во втором стихотворении таинственное имя перестало быть «чуждым», но оно еще не определилось, не прояснилось окончательно. Не обозначились еще и «милые черты» влекущего поэта идеального женского образа. Во многих стихах выразилось стремление Пушкина найти и запечатлеть «милые» идеальные черты. Среди них — послание «К ***», созданное им в 1825 г. и обращенное к Анне Петровне Керн.
IV. Сообщение ученика
Впервые Пушкин встретился с молодой красавицей в петербургском доме их общего знакомого Оленина в 1818 г. Юный поэт пережил сильное любовное увлечение. Новая встреча поэта и Керн произошла во время его северной ссылки, в Михайловском. Тогда, в 1825 г., Анна Петровна приехала в гости к соседке Пушкина в Тригорском. Чувства вспыхнули с новой силой. Опальному поэту было грустно расставаться с возлюбленной, когда в июле 1826 г. ей пришлось уезжать из Тригорского в Ригу.
В своих воспоминаниях А.П. Керн пишет: «Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр второй главы Онегина в неразрезанных листках, между которыми я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: Я помню чудное мгновенье, — и проч., и проч. <...> Стихи эти я сообщила тогда барону Дельвигу, который поместил их в своих «Северных цветах». Михаил Иванович Глинка сделал из них прекрасную музыку...»
Вспоминая момент вручения стихов, Анна Петровна Керн передает странное смятение, охватившее Пушкина: «Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел отдавать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове, я не знаю...»
— Что могло стать причиной замешательства поэта?
Попробуем найти ответ в самом стихотворении. (Стихотворение читает подготовившийся заранее ученик.)
— Как вы можете охарактеризовать отношение автора послания к своему адресату?
(.Автор преклоняется перед женщиной, ставшей для него «гением чистой красоты». От встреч с нею полностью зависит состояние его души.)
Образ героини стихотворения создается с помощью «загадочных» слов: «мимолетное виденье», «гений чистой красоты».
— Какие чувства и ассоциации вызвали у вас эти выражения? Какие эпитеты помогли бы раскрыть возникший в вашем воображении женский образ?
(Героиня кажется бесплотным призраком, таинственным и прекрасным. Она возвышенная, идеальная, неземная и одновременно непостижимая, невыразимая, чудесная.)
V. Слово учителя. Удивительный образ «гения чистой красоты» возник в поэзии В.А. Жуковского. В стихотворении «Лалла Рук».
Это имя индийской принцессы, роль которой исполняла во время костюмированного придворного праздника великая княгиня Александра Федоровна, супруга русского царя Николая I. Для Жуковского Лалла Рук стала, прежде всего, символом поэтического искусства, что во многом объясняет ее связь с образом «гения чистой красоты»:
Ах не с нами обитает
Гений чистой красоты,
Лишь порой он навещает
Нас с небесной высоты.
Он лишь в чистые мгновенья
Бытия бывает к нам
И приносит откровенья,
Благотворные сердцам.
Но вскоре этот образ полностью переосмысляется поэтом. Произошло это после посещения Дрезденской галереи, где он увидел «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. Вот как поведал о своем впечатлении великий русский поэт-романтик: «Час, который я провел перед этой «Мадонной», принадлежит к счастливым часам жизни, если счастием должно почитать наслаждение самим собою. Я был один; вокруг меня все было тихо; сперва с некоторым усилием вошел в самого себя; потом ясно начал чувствовать, что душа распространяется; какое-то грозное чувство величия в нее входило; неизобразимое было для нее изображено, и она была там, где только в лучшие минуты жизни быть может. <...> Гений чистой красоты был с нею:
Он лишь в чистые мгновенья Бытия слетает к нам...»
— Могут ли эпитеты, которыми вы охарактеризовали образ героини в стихотворном послании Пушкина, быть обращены к образу, представленному на этой картине?
— Одинаковые ли чувства возникают у вас при чтении стихотворения и созерцании картины?
(В ответах учащихся высказаны разные впечатления.)
— Какой образ возникает в первых строках последней строфы пушкинского стихотворения? (Образ сердца.)
— Сравните, какую роль играет образ сердца в этом произведении и в стихотворении «Дориде». Можно ли считать, что сердце и в послании «К ***» показано поэтом как центр сосредоточения всех переживаний героя? Что их отличает? Какое из них автор особо выделяет?
(В сердце встречаются все чувства лирического героя. Они разнообразны, но все высоки и чисты. Автор выделяет те чувства, которые обозначены словом «божество».)
В послании «К ***» яснее, чем в рассмотренных ранее произведениях, выражается женский образ, который можно охарактеризовать как идеал поэта. В отличие от образа Дориды он как бы лишен плотского начала, поражая своей всепобеждающей вечной красотой, неземной чистотой, высоким благородством. Недаром с его появлением в душе поэта воскресает прежде всего «божество». Поэтому можно сказать, что идеальный образ женщины является в этом стихотворении идеалом духовным.
В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает идеальный первообраз, который постоянно именуется: Мадонна, Богородица, Мария-дева, Матерь Господа Христа, Пречистая.
VI. Чтение сонета «Мадона». Сопоставительный анализ
В 1830 г. Пушкин создает сонет «Мадона», появление которого чаще всего связывается с именем Натальи Гончаровой.
Учитель читает сонет.
В сонете две героини, образ небесной Мадонны сопоставляется с образом земной женщины, которую поэт называл «моя Мадона». Подобное соседство двух образов мы уже встречали в стихотворении «Дорида» (1819). В нем на первом плане был портрет возлюбленной героя, но ему смутно «виделись» «милые черты» таинственного образа, носящего имя «чуждое».
— Меняется ли взаимоотношение и композиционная роль реального и воображаемого образов в сонете «Мадона»?
(В стихотворении «Дорида» преимущественно рисуются черты реальной женщины, находящейся рядом с героем. Лишь в последних строках в воображении героя возникает таинственный образ. В сонете все иначе. Образ Мадонны с младенцем Христом, «во славе и в лучах», занимает в нем центральное место. Эта картина отчетливо и ясно возникает в воображении лирического героя и автора. Недаром эти образы описаны так, как будто герой действительно видит их перед собой.)
Тот идеал, который в ранней лирике смутно угадывался поэтом, теперь явился во всем зримом величии и небесной красоте.
— Как можно охарактеризовать образы лирических героев стихотворений «Дорида» и «Мадона»?
— Какими и в какой обстановке герои изображены?
(Герой первого стихотворения показан в объятиях Дориды, только что вернувшимся с ночного пира друзей. Он «негу пьет душой» и «тает» от наслаждения. В сонете «Мадона» герой называет свой дом «обителью» и «простым углом», где он живет «средь медленных трудов».)
Может быть, именно внутренние изменения, произошедшие с героем пушкинской лирики, позволили ему так полно и ясно представить и выразить образ Мадонны. Но в сонете этот образ соотносится с образом реальной земной женщины. Ее характеристика напоминает нам уже знакомый образ: «чистейшей прелести чистейший образец» и «гений чистой красоты». Но, отметив связь женского образа с «божеством», с духовным идеалом в стихотворном послании «К ***», мы отмечали его неясность, неопределенность, обусловленную тем, что героиня, представая в обыкновенной житейской обстановке, остается возвышенно-неземной.
В сонете «Мадона» небесный образ Богородицы не сливается с образом земной возлюбленной. Но последний связан со своим духовным первообразом: поэт называет свою избранницу «моя Мадона». Очень важна для понимания образа возлюбленной последняя строка, состоящая всего из четырех слов. Два из них, эпитет «чистейший», почти буквально повторяются.
— В какой форме употреблено прилагательное «чистый»? (В форме превосходной степени.)
— В чем смысл такого соседства двух прилагательных в превосходной степени? (Поэт усиливает отмечаемое сходство.)
— Какие синонимы можно подобрать к слову «образец»? (Эталон, идеси, пример.)
Слово «прелесть» связано с представлением о земном, чувственном. Именно «прелестным» можно назвать образ Дориды в одноименном стихотворении. Но в сонете «Мадона» объект исследования поэта соединяет в себе и прелестное начало, и земное начало, связанное с идеалом Мадонны. Этим можно объяснить употребление в превосходной степени прилагательного «чистый» в двух смысловых контекстах. Земное, только достигнув высочайшей степени чистоты, может преобразиться под влиянием духовного идеала, приблизиться к нему.
Конечно, только чувства подлинной любви позволяет поэту увидеть в земной женщине отблеск небесного совершенства. Один из виднейших русских религиозных философов С. Соловьев определял смысл любви тем, что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало, основу, образ Божий.
VII. Заключительное слово учителя
Главной задачей урока было рассмотрение любовной лирики Пушкина. Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт все настойчивее стремился к раскрытию ее идеального, духовного смысла. В своих стихотворениях он показал, что любовь позволяет увидеть в земной женщине красоту небесного идеала Мадонны.