Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 39. М.Ю. Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Два поэтических мира (Лермонтов и Пушкин)

Цели урока: изучение биографии поэта (кратко), обучение работе с учебником, основные периоды творчества, сопоставление стихов «Пророк» Пушкина и Лермонтова.

Словарная работа: пафос, лирическое «я», преемник.

Ход урока

I. Мини-тест по творчеству А.С. Пушкина

(Раздаточный материал - в конце пособия дан в виде готовых карточек).

II. Вступительное слово учителя (должно быть как можно более ярким и запоминающимся ) о Лермонтове

Можно воспользоваться статьей ИЛ. Андронникова «Образ Лермонтова». Иллюстративный материал — портреты Лермонтова (для сопоставления) художников К.А. Горбунова, Ф.О. Будкина, автопортрет.

Михаил Юрьевич Лермонтов — крупнейший поэт России, основоположник наряду с А.С. Пушкиным и В.В. Гоголем русской классической прозы.

Воспитывался бабушкой, Е.А. Арсеньевой. Рано столкнулся со смертью самых близких людей, рос болезненным, что обострило в мальчике ощущение трагического несовершенства мира. Учился в Московском университетском благородном пансионе (1828—1830), Московском университете (1830—1832) и Петербургской школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров (1832—1834). Служил в гвардии. В 1837 г. и 1840—1841 гг. отправлялся в ссылки на Кавказ: первый раз за стихотворение «Смерть поэта», второй — за дуэль с сыном французского посланника

Э. де Барантом. В 1840 г. отличился в боевых действиях, но наград не удостоен. Убит на дуэли своим бывшим однокашником В.С. Мартыновым.

Писал стихи с 1828 г., но вошел в литературу сравнительно с Пушкиным поздно: начал отдавать произведения в печать на 23-м году жизни (первая подписанная публикация, осуществленная самим Лермонтовым, — «Бородино»). Систематически печатать стихи стал уже 25-летним. В 1840 г. вышли единственный прижизненный сборник «Стихотворения М. Лермонтова» (26 стихотворений и две поэмы) и роман «Герой нашего времени» (переиздание с предисловием, 1841). Раннее творчество (1828—1832 гг., в юнкерской школе Лермонтов стихов писал мало), количественно намного превосходя созданное в 1836—1841 гг., качественно в основном резко ему уступает, хотя юный поэт мог создавать и шедевры («Ангел», 1831; «Парус», 1832). При весьма небрежном отношении Лермонтова к своим рукописям до нас дошло около 300 его юношеских стихотворений, 23 завершенные и неоконченные поэмы, написанные до 1837 г. (причем «Демон» в пяти редакциях), три пьесы в прозе и две в стихах («Маскарад» был переработан в другую пьесу — «Арбенин», но она, как и исходный текст, не была допущена в печать и на сцену), два неоконченных романа.

Раннее творчество важно для понимания его мировоззрения, пройденной эволюции и в целом не уступает среднему уровню романтической литературы 1820—1830-х годов. Уже тогда была четко заявлена как основная для него идея деятельности:

Так жизнь скучна, когда боренья нет.

Мне нужно действовать, я каждый день

Бессмертным сделать бы желал, как тень

Великого героя, и понять

Я не могу, что значит отдыхать.

(«1831 июня 11 дня»)

К лирике Лермонтова больше, чем к пушкинской и вообще предшествующей, применимо понятие «лирический герой». Герой разных его стихотворений обладает некими, пусть абстрактными, биографическими чертами. Он уверен в своей избранности:

Я рожден, чтоб целый мир был зритель

Торжества иль гибели моей...

(«К*» 1832)

То с каким-то удивительным подвигом, то с поэзией связывается право на бессмертие, приобщение к высшему, небесному миру здесь, на земле. Небо мыслится неизмеримо совершеннее земли, но знакомые, понятные радости и даже страдания порой привлекают к себе больше. Герай Лермонтова боится обезличивания души за гробом; в зрелом творчестве даже мертвец, не встретив любимую среди ангелов, не может забыть «любви безумного томленья» («Любовь мертвеца», 1841), а вместе с тем двое любящих, встретившись за гробом, не узнают друг друга («Они любили друг друга так долго и нежно...», 1841). Отсюда богоборчество Лермонтова, его приверженность героям-бунтарям, в том числе небесным (поэмы «Азраил», 1831, «Демон», работа над которой началась в 1829 и в основном была завершена в 1838 г.), такие стихотворения, как трагически-ироническая «Благодарность» (1840) с вызовом к тому, кому обязан жизнью, полной несправедливости и страданий: «Устрой лишь так, чтобы тебя отныне / Недолго я еше благодарил» (по цензурным условиям нельзя было напечатать «Тебя»), Человек в стихах Лермонтова наделяется демоническими чертами, и контрасты в его душе служат оправданием страдающего «высокого зла».

Лирический герой тяготеет к совершенству, и только побочным результатом этого становится слава («Слава», 1831). Фатальная обреченность человека не препятствует его героическому стремлению к высокому, он готов ради самого этого стремления и на неизбежное поражение, и на гибель.

Кроме философской темы у раннего Лермонтова представлены темы любовная (циклы, обращенные к Е.А. Сушковой, Н.Ф. Ивановой, В А. Бах- метевой) и гражданская — с апофеозом древнего Новгорода (о том же поэма «Последний сын вольности», 1831), интересом к народным восстаниям во Франции, как в стихотворении «30 июля. — (Париж) 1830 года», или в будущей России, как в стихотворении «Предсказание» («Настанет год, России черный год...», 1830).

III. Работа со статьей учебника-хрестоматии о М.Ю. Лермонтове (с элементами конспектирования).

В тетради должны быть записаны ответы на вопросы :

— Как Белинский охарактеризовал пафос лирики Лермонтова?

— Каково лирическое «я» раннего Лермонтова?

— Чем отличается поздняя лирика Лермонтова?

— Как вы понимаете выражение «преемник Пушкина»?

IV. Реализация домашнего задания: обзор лирики Лермонтова с указанием периода жизни

V. Работа со статьей учебника-хрестоматии «Два поэтических мира»

Анализируется высказывание Белинского.

— Как исследователи (Д. Муравьев) объясняют отличие поэзии Пушкина и Лермонтова?

Сопоставление стихотворений «Пророк» Лермонтова и Пушкина, результаты которого могут быть оформлены в таблице.

Известный русский филолог Л.В. Пумпянский писал, противопоставляя Лермонтова Пушкину: «Утеряв «бездну пространства» каждого пушкинского слова, он создаёт «бездну движения», в которой тонут слова и стихи». «Бездна движения» — эту метафору можно применить и к стилю Лермонтова, и к его поэтической мысли, и к самой его мыслящей личности. Мысль Лермонтова никогда не застывает, не образует законченной системы тезисов. Не стоит ждать от лирики Лермонтова готовых ответов, выводов, итогов: едва ли не каждое его стихотворение — арена отчаянного спора идей, «боренья дум», незавершенного и открытого.

— Найти в стихотворении «Пророк» подтверждение этих слов.

Возможен вопрос о том, чья позиция ближе учащимся, после чего следует работа над выразительным чтением стихотворений.

Информация для учителя

Одно из последних произведений Лермонтова - «Пророк» (1841). Речь идет о приобщении человека к тайнам бытия. Стихотворение продолжает пушкинского «Пророка», но непохоже на него ни по содержанию, ни по стилю. Лермонтовский герой тщетно пытался «глаголом жечь сердца людей» («Провозглашать... любви / И правды чистые ученья»). Люди с ним не разговаривают, гонят его прочь, слушают его только звезды в пустыне, где ему покорна и «тварь... земная». Лермонтов вошел в литературу со словами «невольник чести», а ушел из жизни, занеся на бумагу слова злобных гонителей пророка: «...Как презирают все его!» Бог с ним также не говорит, но оставил не пророка, а людей, считающих его глупцом: «Он горд был, не ужился с нами: / Глупец, хотел уверить нас, / Что Бог гласит его устами!» Теперь он не горд, «через шумный град» пробирается «торопливо». Однако пророк остается пророком и тогда, когда ему не верят, ибо сам он верен себе и «завету предвечного». Потому и достоинство пророка, подвергаемого поруганию ничтожествами, для автора несомненно.

В лермонтовском «Пророке» гораздо меньше, чем в пушкинском, старославянизмов. Относительная нейтральность стиля - подчеркнутая, по словам литературоведа Л.Я. Гинзбург, «такими рифмами, как вас - нас, него - его, - придает теме пророка-поэта, судьбе пророка-поэта характер особой суровости. С особой значительностью звучат в этом контексте слова: угрюм, худ, бледен, наг, беден, - они не нуждаются в дополнении.

Отказ от стилизации имеет здесь и другое значение: он приглушает библейский план стихотворения и выдвигает вперед другой план подразумеваемый, - современность. Надо оговорить, что герой стихотворения не поэт, а именно боговдохновенный пророк, тут нет никакой аллегории. Но Лермонтов, безусловно, подразумевал и судьбу поэтов-пророков, не исключая своей. Пишет он тем самым и о современности тоже, однако прежде всего о типичной общечеловеческой ситуации.

VI. Заключительная часть урока. Беседа-обсуждение вопроса: что повлияло на формирование Лермонтова-поэта?

Домашнее задание

1. Устный ответ на вопрос учебника: В чем суть размышлений поэта о жизни, поэзии, любви (с использованием стихов, опубликованных в хрестоматии)?

2. Выбрать и выучить наизусть одно из лирических стихотворений М.Ю. Лермонтова.