Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 41. Образ России в лирике М.Ю. Лермонтова. Анализ стихотворения «Родина»

Цели урока: обзор-осмысление Родины в ранней и поздней лирике Лермонтова; завершение темы в последних итоговых (для развития этой темы) стихотворениях 1841 г. — «Родина», «Прощай, немытая Россия»; обучение анализу стихотворения.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания и работа с опорной схемой

Опорная схема.

Родина — тема лермонтовской лирики, развивавшаяся на протяжении всего творчества поэта.

Ранняя лирика:

— Родина — земля, давшая жизнь и страдание («Смерть»),

— Ощущение дисгармонии («Монолог»).

— Образ идеальной романтической отчизны («Отрывок»),

— Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жадобы турка»).

— Обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой...»).

Борьба за родину для Лермонтова священна.

Война 1812 г. — «Два великана», строфы «Сашки», «Бородино».

В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в родину.

II. Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия»

Учащимся предлагаются задания для обсуждения в группах.

— Проанализировать эпитет «немытая Россия».

— Какую черту империи автор отмечает как главную?

— Как характеризуется реальность внутреннего мира народа?

— Что, кроме биографической мотивировки вносит слово «Прощай...» в это стихотворение?

— Какие качества стихотворения сближает его с эпиграммой?

III. Анализ стихотворения «Родина»

Для работы с этим стихотворением, по праву считающимся одним из значительнейших произведений лирики XIX в., можно использовать форму беседы.

— Какие два облика России рисует Лермонтов?

— Как можно объяснить возникновение в стихотворении образа деревни, бесконечно далекого от романтических образов ранних произведений?

— Каковы особенности построения стихотворения (от широкого плана к более узкому)? Как это отразилось в лексике?

— Что нового, опираясь на традиции классической литературы, сказал Лермонтов о своем патриотическом чувстве («Родина» — лирическое раздумье о своем отношений к отчизне)?

— Как читать это стихотворение?

Навоевавшись в 1840 г. на Кавказе, Лермонтов перестал поэтизировать войну в любых обличиях, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом — «Родина» (1841), начатая возражением тем, кто подозревал Лермонтова в отсутствии любви к отчизне. Он уже не противопоставляет идеализированное прошлое настоящему, как в эпических произведениях, открывших ему путь в литературу, — «Бородине» и «Песне про царя Ивана Васильевича...», хотя новая, без патетики, любовь к родине еще не привычна, поэт сам называет ее «странною». Тема официальной России предстает в традиционных поэтических формулах: «слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья». О русской деревне рассказывается при помощи прозаизмов вплоть до «говора пьяных мужичков». В устах автора четырежды звучит слово «люблю» и один раз слово «любовь», есть и фактические их синонимы: «С отрадой, многим незнакомой», «Смотреть до полночи готов». И только две негативные эмоции в одной фразе: «Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, / Дрожащие огни печальных деревень». Причем оказывается, автор и это любит. Деревни печальные, да свои, родные, о ночлеге человек вздыхает, но в деревне его найдет. «Родина» — образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой, приятия наличной жизни — такой, какова она есть. В последней части стихотворения Лермонтов естественно и легко переходит с тяжеловатого, медленного 6- и 5-стопного ямба на привычный более всех размеров 4-стопный.

Выводы. Стихотворение положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы.

Домашнее задание

1. «Родина» — наизусть; комментарии к истории создания стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива» (1837), « На севере диком стоит одиноко...» (1841), «Ветка Палестины» (1837), «Выхожу один я на дорогу» (1841).