Ход урока
I. Реализация домашнего задания и работа с опорной схемой
Опорная схема.
Родина — тема лермонтовской лирики, развивавшаяся на протяжении всего творчества поэта.
Ранняя лирика:
— Родина — земля, давшая жизнь и страдание («Смерть»),
— Ощущение дисгармонии («Монолог»).
— Образ идеальной романтической отчизны («Отрывок»),
— Отрицание той России, «где стонет человек от рабства и цепей» («Жадобы турка»).
— Обращение к историческому прошлому России («Кто видел Кремль в час утра золотой...»).
Борьба за родину для Лермонтова священна.
Война 1812 г. — «Два великана», строфы «Сашки», «Бородино».
В образах простых людей Лермонтов открывает новый источник веры в родину.
II. Анализ стихотворения «Прощай, немытая Россия»
Учащимся предлагаются задания для обсуждения в группах.
— Проанализировать эпитет «немытая Россия».
— Какую черту империи автор отмечает как главную?
— Как характеризуется реальность внутреннего мира народа?
— Что, кроме биографической мотивировки вносит слово «Прощай...» в это стихотворение?
— Какие качества стихотворения сближает его с эпиграммой?
III. Анализ стихотворения «Родина»
Для работы с этим стихотворением, по праву считающимся одним из значительнейших произведений лирики XIX в., можно использовать форму беседы.
— Какие два облика России рисует Лермонтов?
— Как можно объяснить возникновение в стихотворении образа деревни, бесконечно далекого от романтических образов ранних произведений?
— Каковы особенности построения стихотворения (от широкого плана к более узкому)? Как это отразилось в лексике?
— Что нового, опираясь на традиции классической литературы, сказал Лермонтов о своем патриотическом чувстве («Родина» — лирическое раздумье о своем отношений к отчизне)?
— Как читать это стихотворение?
Навоевавшись в 1840 г. на Кавказе, Лермонтов перестал поэтизировать войну в любых обличиях, оценил все самое непритязательное в исконной России, из которой его выпроводили. Об этом — «Родина» (1841), начатая возражением тем, кто подозревал Лермонтова в отсутствии любви к отчизне. Он уже не противопоставляет идеализированное прошлое настоящему, как в эпических произведениях, открывших ему путь в литературу, — «Бородине» и «Песне про царя Ивана Васильевича...», хотя новая, без патетики, любовь к родине еще не привычна, поэт сам называет ее «странною». Тема официальной России предстает в традиционных поэтических формулах: «слава, купленная кровью», «темной старины заветные преданья». О русской деревне рассказывается при помощи прозаизмов вплоть до «говора пьяных мужичков». В устах автора четырежды звучит слово «люблю» и один раз слово «любовь», есть и фактические их синонимы: «С отрадой, многим незнакомой», «Смотреть до полночи готов». И только две негативные эмоции в одной фразе: «Встречать по сторонам, вздыхая о ночлеге, / Дрожащие огни печальных деревень». Причем оказывается, автор и это любит. Деревни печальные, да свои, родные, о ночлеге человек вздыхает, но в деревне его найдет. «Родина» — образец чистого, не осложненного отвлеченными рассуждениями и риторикой, приятия наличной жизни — такой, какова она есть. В последней части стихотворения Лермонтов естественно и легко переходит с тяжеловатого, медленного 6- и 5-стопного ямба на привычный более всех размеров 4-стопный.
Выводы. Стихотворение положило начало литературной традиции, утвердив жанр лирического раздумья о родине, где мысль о ней нерасторжима с образами русской деревни и природы.
Домашнее задание
1. «Родина» — наизусть; комментарии к истории создания стихотворений «Когда волнуется желтеющая нива» (1837), « На севере диком стоит одиноко...» (1841), «Ветка Палестины» (1837), «Выхожу один я на дорогу» (1841).