Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 57. Подготовка к домашнему сочинению «Некрасов и его предшественники о поэте и поэзии»

Цель урока: тезис рассуждения: формулировка и раскрытие.

Информация для учителя

Тип такого сочинения-рассуждения по нескольким произведениям разных писателей. Самый сложный и трудоемкий этап в работе над подобной темой - это определение объема темы и отбор материала. В 9 классе это делает учитель. Определим объем темы.

К.Ф. Рылеев «Гражданин».

А.С. Пушкин «К другу стихотворцу», «Разговор книгопродавца с поэтом», «Пророк», «Поэт и толпа», «Поэту», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный».

М.Ю. Лермонтов «Поэт», «Журналист, читатель и писатель», «Пророк».

Н.В. Гоголь - лирическое отступление о двух поэтах в начале 7 главы «Мертвые души».

Н.А. Некрасов «Тот не поэт», «Вчерашний день, часу в шестом...», «Блажен незлобливый поэт», «Поэт и гражданин», «Элегия», «Муза».

Формулировка темы требует, чтобы учащиеся уточнили, в каком направлении Некрасов разрабатывает тему поэта и поэзии в сравнении с поэтами и писателями предшествующего времени. Отбор материала таков, что не следует противопоставлять Некрасова его предшественникам.

Ход урока

I. Обсуждение домашнего задания, формулировка тезиса рассуждения

Возможно, тезис можно сформулировать так: для Некрасова и его предшественников является общей мысль о служении поэта народу, о пророческом назначении поэзии, ведущей народ к осуществлению лучших идеалов своего времени.

II. Раскрытие тезиса

Для этого ученикам предлагается план, где по существу дается опорная лексика.

При раскрытии тезиса показываем, что было общего у Некрасова с другими поэтами и что нового он внес, раскрывая тему поэта и поэзии.

— Прямое декларативное заявление об общественной, гражданской роли поэта («Гражданин» Рылеева, «Поэт и гражданин» Некрасова).

— Образ Музы, руководящей поэтом: Муза Пушкина (начало 8 главы «Евгения Онегина»), Муза Некрасова («Вчерашний день, часу в шестом...»).

— Образ поэта, данный в различных противопоставлениях:

• поэт, томимый «духовной жаждой», и Поэт-пророк («Пророк» Пушкина);

• поэт, «воспламеняющий бойца для битвы», и Поэт, забывший о своем великом назначении («Поэт» Лермонтова);

• поэт — обличитель общественных пороков, и Поэт, парящий высоко над жизнью (размышление о двух типах поэтов в гл. 7 «Мертвые души» Гоголя и «Блажен незлобливый поэт», «поэт и гражданин» Некрасова);

• поэт, отстаивающий свою независимость от мнения толпы, не посвященный в тайны искусства, и толпа, диктующая ему свою волю («Разговор книгопродавца с поэтом», «Поэт и толпа» Пушкина; «Журналист, читатель и писатель», «Пророк» Лермонтова, «Элегия» Некрасова );

• поэт и народ («Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Пушкина, «Элегия» Некрасова).

Для учителя

Из этих сопоставлений и указаний на индивидуальные особенности в трактовке данной темы и будет состоять текст главной части рассуждения.

Из такого разбора следует вывод: Некрасов в разработке темы поэта и поэзии был приемником и продолжателем великих русских поэтов и писателей предшествующего времени.

Домашнее задание

Учитывая важность этой темы можно предложить учащимся написать домашнее сочинение по разработанным материалам.