Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 62. А.Н. Островский. Слово о драматурге. Имена и фамилии в пьесах Островского.

Пьеса «Бедность не порок»

Цели урока: выявить значение драматургии А.Н. Островского; познакомиться обзорно с содержанием пьесы «Бедность не порок»; повторение (драма, ремарка, реплика).

Словарная работа: драма, трагедия, комедия, ремарка.

Ход урока

I. Работа с эпиграфом урока

Вы один достроили здание, в основание которого положили краеугольные камни Фонвизин, Грибоедов, Гоголь.

Но только после Вас мы, русские, можем с гордостью сказать:

«У нас есть свой, русский, национальный театр.

Он по справедливости должен называться «театр Островского».

А.И. Гончаров

— Какую сторону дара Островского отметил А.И. Гончаров?

II. Жизнь А.Н. Островского; Обзор. Слово учителя

Александр Николаевич Островский считал началом своего литературного пути 1847 г., когда он с большим успехом прочитал пьесу «Семейная картина» в доме профессора и литератора С.П. Шевырева. Следующая его пьеса «Свои люди — сочтемся!» (первоначальное название «Банкрот») сделала его имя известным всей читающей России. С начала 50-х годов он деятельно сотрудничает в журнале историка М.П. Погодина «Москвитянин» и вскоре вместе с А.А. Григорьевым и другими образует «молодую редакцию» «Москвитянина», пытавшуюся .сделать журнал органом нового течения общественной мысли, близкого славянофильству и предварявшего почвенничество. Журнал пропагандировал реалистическое искусство, интерес к народному быту и фольклору, русской истории, в особенности истории непривилегированных сословий.

Островский пришел в литературу как создатель национально-самобытного театрального стиля, опирающегося в поэтике на фольклорную традицию. Это оказалось возможно потому, что он начинал с изображения патриархальных слоев русского народа, сохранивших допетровский, почти неевропеизированный семейно-бытовой и культурный уклад. Это была еще «доличностная» среда, для изображения ее могла быть максимально широко использована поэтика фольклора с ее предельной обобщенностью, с устойчивыми типами, как бы сразу узнаваемыми слушателем и зрителем, и даже с повторяющейся основной сюжетной ситуацией — борьбой молодой влюбленной пары за свое счастье. На этой основе-был создан тип «народной комедии» Островского.

В творческом пути Островского выделяются следующие периоды:

- ранний, 1847-1851, период поиска путей и вступления в большую литературу пьесой «Свои люди - сочтемся!»;

- «москвитянинский», 1852-1854, когда создаются народные комедии «Не в свои сани не садись», «Бедность не порок»;

- предреформенный, 1855-1860, когда окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Бесприданница», «Гроза»;

- пореформенный, 1861-1886.

Уже в комедии «Свои люди - сочтемся!» складываются основные черты поэтики театра Островского: сосредоточенность на нравственной проблематике, через которую анализируются и социальные стороны жизни; вытекающее отсюда абсолютное преобладание семейно-бытовых конфликтов; подчиненность ярких бытописательных элементов задаче изображения характеров и формирующих их обстоятельств.

В следующий период Островский обращается к поискам положительных начал. Как и друзья по «молодой редакции» «Москвитянина», идеалы народной нравственности он видит в патриархальных формах национальной жизни. Но и в этот период Островский показывает, что идиллия патриархальной семьи чревата драмой. В пьесе «Бедность не порок» социальная конфликтность в семье Торцовых доведена до высокого напряжения. Поэтический мир народной культуры и нравственности, созданный Островским, противостоит самодурству, но он уязвим перед лицом современной «цивилизации». Защитить его оказывается в состоянии лишь Любим Торцов, «выломившийся» из патриархального быта, обретший горький жизненный опыт за его пределами и потому сумевший активно вмешаться в ход событий, направив их к счастливой развязке.

В пореформенный период продолжает расширяться тематический и жанровый диапазон драматургии Островского: от исторических событий и частной жизни XVII в. (хроники, «Воевода») до самой острой злободневности; от жителей захолустья, бедных мещанских окраин («Не было ни гроша, да вдруг алтын», «Поздняя любовь») до современных «цивилизованных» предпринимателей («Последняя жертва», «Невольницы», «Бесприданница»), от растревоженных реформами дворянских гостиных («На всякого мудреца довольно простоты») до лесной дороги, на которой встречаются актеры Счастливцев и Несчастливцев («Лес»).

У раннего Островского нет характерного для большинства русских классиков героя-интелли- гента, дворянского «лишнего человека». Обращение к этому типу в конце 60-х годов приводит к созданию своеобразного сатирического цикла: «На всякого мудреца довольно простоты», «Бешеные деньги», «Лес», позже - «Волки и овцы».

Вызванный реформами подъем чувства личности, захвативший достаточно широкие слои населения, дает материал для создания жанра драмы. Формирование этого жанра требовало поиска героя, который был бы способен вступить в драматическую борьбу и вызывал бы сочувствие зрителя, имея достойную цель. У Островского, не увидевшего таких героев в пореформенной реальности, центром драматического действия становится женщина. Это, естественно, переносит акцент с действия в собственном смысле на чувства персонажей и создает условия для развития именно психологической драмы.

III. Реализация домашнего задания

Обсуждение статьи учебника-хрестоматии об А.Н. Островском, ответ на вопросы, помещенные после статьи.

IV. Сообщения учащихся

1. Служба в Московском совестном суде — школе жизни.

2. «Колумб Замоскворечья», пьеса «Банкрот».

3. Вершина зрелого творчества драма «Гроза».

4. Позднее творчество — «Бесприданница».

5. О чем говорят фамилии в пьесах А.Н. Островского?

О чем говорят фамилии в пьесах Островского

В художественной литературе фамилия персонажа, как правило, глубоко продумывается и часто используется автором для характеристики героя.

Одним из приемов образования фамилий у А.Н. Островского является метафоризация (переносное значение). Так, фамилия Беркутов («Волки и овцы») и Коршунов («Бедность не порок») образованы от названий хищных птиц: беркут - сильный горный орел, зоркий, кровожадный; коршун - хищник послабее, способный схватить добычу поменьше. Если персонаж с фамилией Беркут из породы «волков» (что подчеркнуто названием пьесы) и «проглатывает» целое крупное состояние, то Коршунов в пьесе мечтает украсть, как цыпленка, из отчего дома слабое, хрупкое существо (Любовь Гордеевну).

Многие фамилии у Островского образованы от общенародных слов (названий зверей, птиц, рыб) с ярко выраженным отрицательным значением: они как бы характеризуют людей по тем свойствам, которые присущи животным. Баранчевский и Переярков глупы, как бараны; Лисавский хитер, как лиса; Кукушкина эгоистична и бессердечна, как кукушка...

Фамилия у Островского может указывать на внешний вид человека: Пузатое, Бородавкин, Плешаков, Курчаев, Белотелова; на манеру поведения: Гневышев, Громилов, Лютов, Грозное; на образ жизни: Баклушин, Погуляев, Досужее; на социальное и материальное положение: Большов, Великатов... А в фамилиях Гольцов, Мыкин, Тугина, Кручинина указывается трудная, полная нужды и лишений жизнь их носителей.

Почти треть всех фамилий в произведениях драматурга - диалектного происхождения: Великатов («Таланты и поклонники») от велматный, т.е. «величавый, видный, важный, чваный, гордый, вежливый, умеющий обращаться с людьми, внушающий к себе уважение»; Лыняев («Волки и овцы») то лынять, т.е. «отлынивать, уклоняться от дела» (Толковый словарь В.И. Даля, том II); Дульнич («Последняя жертва») от дуль - «выгнившее древесное дупло»; Хлынов («Горячее сердце») от хлын - «мошенник, вор, обманщик в купле-продаже»; Жадов («Доходное место») от жадать - в старинном значении: «испытывать сильное желание».

Богаты пьесы Островского смешными фамилиями: Разлюляев («Бедность не порок»), Маломальский («Не в свои сани не садись»), Недоносков и Недоростков («Шутники»)...

В качестве «строительного материала» для образования фамилией персонажей Островский не часто, но использует искаженные иностранные слова: Паратов («Бесприданница») от французского «парад» (все делает напоказ, любит покрасоваться, пустить пыль в глаза); Неглигентов («Воспитанница») от французского «неглиже» - «небрежное одеяние, небрежный вид».

И в драме «Гроза» нет случайных имен и фамилий. Попробуйте определить, что означают имена и фамилии действующих лиц этой драмы: Савел Прокофьич Дикой; Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха); Тихон; Катерина; Кулигин...

V. Пьеса «Бедность не порок». Слово учителя

«Бедность не порок» была задумана автором 10 июля 1853 г., а начата 22 августа того же года.

В первоначальной редакции пьеса имела иное заглавие: «Гордым бог противится», и должна была состоять только из двух актов.

К концу 1853 г. «Бедность не порок» была закончена. 2 декабря Островский, после первых публичных чтений комедии в литературных кружках Москвы, писал М.П. Погодину: «Успех последней моей комедии превзошел не только ожидания, но даже мечты мои.

Напечатана была пьеса впервые в 1854 г. отдельной книжкой.

Ни одна из пьес А.Н. Островского не вызвала после своего опубликования таких горячих и принципиальных споров, как «Бедность не порок». Представители демократической критики вступили по поводу ее в острую полемику с славянофилами, которые увидели в этой комедии, и прежде всего в образе Любима Торцова, художественное воплощение своих общественных идеалов.

Предназначая «Бедность не порок» для сцены Малого театра, драматург задолго до окончания комедии распределил ее роли между артистами этого театра.

В Петербургском Александрийском театре «Бедность не порок» была впервые поставлена 9 сентября 1854 г.

На сцене Московского Малого театра в течение второй половины XIX в. «Бедность не порок» ставилась чаще других пьес Островского. В представлениях этой комедии участвовали лучшие силы «дома Островского» (в том числе О.О. Садовская — Пелагея Егоровна, М.Н. Ермолова — Любовь Гордеевна и др.; в роли Любима Торцова гастролировал один из лучших ее исполнителей — артист Александрийского театра Пав. Васильев).

Неизменной популярностью пользовалась «Бедность не порок» и на сценах провинциальных театров. Эта пьеса из года в год занимала в репертуаре одно из самых первых мест.

VI. Обмен мнениями о прочитанном

Вопросы для беседы:

— Н. Добролюбов назвал произведения Островского «пьесами жизни». Как вы понимаете это выражение?

— Драма — это изображение жизни в формах самой жизни. Как в пьесе «Бедность не порок» Островский изображает установившийся порядок жизни?

— Покажите на примере текста, что Островского действительно интересует прежде всего жизнь русского общества, русского человека.

VII. Самостоятельная работа

Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий.

Это задание может быть выполнено в группах, где работу возглавит сильный ученик, тонко чувствующий русское слово.

Домашнее задание

1. Работа с эпизодом. В отрывке, помещенном в учебнике-хрестоматии, выделить ключевые реплики, объяснить свою точку зрения.

2. Индивидуально подготовить воспроизведение пьесы из комедии «Бедность не порок».