Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок-семинар 8. «Недоросль»: герои и события. Проблемы гражданственности

Цель урока: обсудить проблемы гражданственности; образование и воспитание в комедии.

Словарная работа: воспитание, образование, добродетель, благонравие.

Информация для учителя

В старших классах семинар дает возможность учащимся проявить большую самостоятельность, предъявить результаты достаточно продолжительной, трудной творческой работы. Надо, чтобы, готовясь к выступлению, ученик овладевал новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и компоновать отобранное, устанавливать контакт со слушателями и говорить без опоры на конспект. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения, но находить решение проблемы. Подробнее о школьном уроке-семинаре можно прочитать в кн.: Активные формы преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1991.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания

1. Чтение сцен по ролям.

2. Характеристика Митрофанушки.

Ученики зачитывают свои характеристики. Совместными усилиями дополняется образ героя.

Учитель предлагает план характеристики героя с целью написания учащимися письменной работы.

Характеристика — описание живого лица и характера, т.е. устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях. (Определение записывается в тетрадь.)

План:

А. Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы.

Б. Общие сведения о персонаже.

В. Приведение доказательств и иллюстраций.

Г. Вывод и переход к следующей мысли.

Д. Доказательство, обобщение и новая мысль.

Е. Итоговое обобщение.

Иллюстрация плана:

A. Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого человека (главная мысль). Именно так думал Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль».

Б. Митрофанушка — один из главных героев комедии. Это пятнадцатилетний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие сведения о персонаже).

B. Митрофан по-гречески значит «похожий на мать» (логический переход к новой мысли).

Рекомендации к написанию сочинения:

— Не злоупотреблять цитатами.

— Пользоваться разными приемами цитирования.

— Избегать повторений, подбирать синонимы.

— Употреблять только понятные слова и выражения.

— Следить за правильностью связи слов в предложении.

— Не смешивать прямую и косвенную речь.

— Ясно формулировать мысль.

— Приводить доказательства мысли.

— Доказательства должны соответствовать мысли.

— Следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.

II. Характеристика речи персонажей

— О чем свидетельствует речь персонажей комедии?

(О стремлении автора к жизненной правде. Речь персонажа характеризует саму личность.)

— Приведите примеры.

(Кутейкин — недоучившийся семинарист, и его речь изобилует формами церковно-славянского языка: тьма кромешная, горе мне грешному, звах бых и приидох и другие.)

— Каковы особенности речи Цифиркина?

(Он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаватель арифметики. В его речи постоянные подсчеты. А также военные термины. Приводятся примеры.)

— Что еще мы узнаем о герое по его речи?

(Речь Кутейкина характеризует его и как человека хитроватого, а Цифиркина — как грубоватого, прямолинейного и честного.)

III. Рекомендации по проведению семинарского занятия1

1 В мире литературы. 8 кл. / Под ред. А.Г. Кутузова. — М., 1998.

Учащиеся делятся на 5 групп, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Задания групп 4 и 5 достаточно сложны, поэтому учителю стоит проинструктировать учащихся или заранее проверить подготовленный материал, порекомендовав критическую литературу.

Группа 1.

— Грамотны ли Простакова и Скотинин?

— Как относились к образованию в их семье?

— Почему обучается Митрофан?

Группа 2.

— Чему и как обучается Митрофан?

— Глуп ли он?

— Как он относится к учению?

Группа 3.

— Какие учителя обучают Митрофана?

— Каковы они? Чему они могут научить?

— Как к ним относятся в семье Простаковых?

Группа 4.

— Что такое воспитание? Какова его цель?

— Что такое образование? Какова его цель?

— Что главнее — воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей.)

Группа 5.

— Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.

— Почему комедия, в которой главной политической проблемой является крепостное право, поднимаются вопросы воспитания?

— На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?

Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди XVIII столетия. Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом - об уме.

Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <...> Но такого закона нет. <...> И ц злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!

Домашнее задание

1. Написать мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Проста- кову)», используя план характеристики героя.

2. С помощью каких средств драматург разоблачает и высмеивает отрицательных персонажей?

3. Как вы понимаете смысл названия комедии?

Литература к семинару

1. В мире литературы. 8 кл. / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, и др. - М.: Дрофа, 1998. С. 181.

2. Благой Д.Д. Д.И. Фонвизин. — М., 1945.

3. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966.

4. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961.

5. Рассадин О.Б. Сатиры смелый властелин. — М.,1985.