Словарная работа: воспитание, образование, добродетель, благонравие.
Информация для учителя
В старших классах семинар дает возможность учащимся проявить большую самостоятельность, предъявить результаты достаточно продолжительной, трудной творческой работы. Надо, чтобы, готовясь к выступлению, ученик овладевал новыми умениями: работать с книгой, анализировать прочитанное, отбирать главное и компоновать отобранное, устанавливать контакт со слушателями и говорить без опоры на конспект. Уроки-семинары целесообразно проводить по таким темам, где ученик должен не просто усвоить определенные сведения, но находить решение проблемы. Подробнее о школьном уроке-семинаре можно прочитать в кн.: Активные формы преподавания литературы. - М.: Просвещение, 1991.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Чтение сцен по ролям.
2. Характеристика Митрофанушки.
Ученики зачитывают свои характеристики. Совместными усилиями дополняется образ героя.
Учитель предлагает план характеристики героя с целью написания учащимися письменной работы.
Характеристика — описание живого лица и характера, т.е. устойчивых особенностей человека, зависящих от его воспитания, обстоятельств и образа жизни и проявляющихся в действиях, поступках и высказываниях. (Определение записывается в тетрадь.)
План:
А. Мысль, которую следует доказать всем содержанием работы.
Б. Общие сведения о персонаже.
В. Приведение доказательств и иллюстраций.
Г. Вывод и переход к следующей мысли.
Д. Доказательство, обобщение и новая мысль.
Е. Итоговое обобщение.
Иллюстрация плана:
A. Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого человека (главная мысль). Именно так думал Д.И. Фонвизин в своей комедии «Недоросль».
Б. Митрофанушка — один из главных героев комедии. Это пятнадцатилетний подросток, сын провинциальных помещиков, деспотичных и невежественных дворян (общие сведения о персонаже).
B. Митрофан по-гречески значит «похожий на мать» (логический переход к новой мысли).
Рекомендации к написанию сочинения:
— Не злоупотреблять цитатами.
— Пользоваться разными приемами цитирования.
— Избегать повторений, подбирать синонимы.
— Употреблять только понятные слова и выражения.
— Следить за правильностью связи слов в предложении.
— Не смешивать прямую и косвенную речь.
— Ясно формулировать мысль.
— Приводить доказательства мысли.
— Доказательства должны соответствовать мысли.
— Следить за логической взаимосвязью между мыслями и частями сочинения.
II. Характеристика речи персонажей
— О чем свидетельствует речь персонажей комедии?
(О стремлении автора к жизненной правде. Речь персонажа характеризует саму личность.)
— Приведите примеры.
(Кутейкин — недоучившийся семинарист, и его речь изобилует формами церковно-славянского языка: тьма кромешная, горе мне грешному, звах бых и приидох и другие.)
— Каковы особенности речи Цифиркина?
(Он в прошлом был солдатом, а сейчас преподаватель арифметики. В его речи постоянные подсчеты. А также военные термины. Приводятся примеры.)
— Что еще мы узнаем о герое по его речи?
(Речь Кутейкина характеризует его и как человека хитроватого, а Цифиркина — как грубоватого, прямолинейного и честного.)
III. Рекомендации по проведению семинарского занятия1
1 В мире литературы. 8 кл. / Под ред. А.Г. Кутузова. — М., 1998.
Учащиеся делятся на 5 групп, собирают материал по тексту и отвечают на вопросы. Задания групп 4 и 5 достаточно сложны, поэтому учителю стоит проинструктировать учащихся или заранее проверить подготовленный материал, порекомендовав критическую литературу.
Группа 1.
— Грамотны ли Простакова и Скотинин?
— Как относились к образованию в их семье?
— Почему обучается Митрофан?
Группа 2.
— Чему и как обучается Митрофан?
— Глуп ли он?
— Как он относится к учению?
Группа 3.
— Какие учителя обучают Митрофана?
— Каковы они? Чему они могут научить?
— Как к ним относятся в семье Простаковых?
Группа 4.
— Что такое воспитание? Какова его цель?
— Что такое образование? Какова его цель?
— Что главнее — воспитание или образование? (Найдите ответ в репликах положительных персонажей.)
Группа 5.
— Сравните взгляды на воспитание Простаковой и Стародума.
— Почему комедия, в которой главной политической проблемой является крепостное право, поднимаются вопросы воспитания?
— На кого и почему возложена главная забота о воспитании истинного гражданина?
Мысль о воспитании просвещенного дворянина во времена Фонвизина не была новой. О необходимости просвещения говорили Петр I, Ломоносов, Екатерина и другие великие люди XVIII столетия. Но у Фонвизина все не так просто. Он понимает, что одного просвещения мало. «Наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло, - говорит Стародум. — Просвещение возвышает одну добродетельную душу». Вначале надо воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а уж потом - об уме.
Как это сделать? Нужен такой закон, чтобы добродетель стала выгодной <...> Но такого закона нет. <...> И ц злонравии своем, и в невежестве не Простакова и Скотинин виноваты, а те, кто устанавливает законы. А утверждает их государь. Вот в кого метил Фонвизин!
Домашнее задание
1. Написать мини-сочинение «Каким я увидел Митрофана (Проста- кову)», используя план характеристики героя.
2. С помощью каких средств драматург разоблачает и высмеивает отрицательных персонажей?
3. Как вы понимаете смысл названия комедии?
Литература к семинару
1. В мире литературы. 8 кл. / Авт.-сост. А.Г. Кутузов, и др. - М.: Дрофа, 1998. С. 181.
2. Благой Д.Д. Д.И. Фонвизин. — М., 1945.
3. Кулакова Л.И. Денис Иванович Фонвизин. — М.; Л., 1966.
4. Макогоненко Г.П. Денис Фонвизин. — М.; Л., 1961.
5. Рассадин О.Б. Сатиры смелый властелин. — М.,1985.