Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 67. Петербург Достоевского

Цели урока: анализ первого абзаца текста; выявить особенности пейзажа Достоевского.

Словарная работа: пейзаж в литературе.

Ход урока

I. Выразительное чтение текста (Ночь первая, первый абзац)

II. Работа в группах (с элементами лингвистического анализа)

Группа 1. Выпишите слова, словосочетания, характеризующие душевное состояние героя. Что придает тексту повествование от первого лица?

Группа 2. Проанализируйте построение предложений. С кем ведет диалог рассказчик? Чего добивается таким образом автор?

Группа 3. Какие детали помогают понять жизнь города? Попробуйте «расшифровать» символ — желтый цвет.

Группа 4. Эта часть текста представляет монолог героя. Оцените богатство его речи. Как этот монолог его характеризует?

Группа 5. Докажите, что Достоевский противопоставляет жизнь природы жизни города. Какой основной контраст петербургской жизни изображен в повести? Почему бесконечно одинок герой повести «Белые ночи»?

Выводы. Традиция изображения Петербурга идет от Пушкина («Медный всадник»). В отличие от Пушкина, Достоевский тяготеет к очерково-бытописательской стороне изображения Петербурга (детали, топографическая точность). Кроме того, Достоевский не только бытописатель, он изображает некоторую духовно-мистическую сущность Петербурга, где человек одинок и несчастен. При этом подчеркивается, что Петербург — символ России, что в этом городе все российские несообразности представлены в сконцентрированном виде.

Домашнее задание

1. Познакомиться со статьей учебника-хрестоматии о Л.Н. Толстом, пересказать ее.

2. Текст — «Юность».

3. Индивидуально — обзор содержания повестей «Детство», «Отрочество», «Юность».