Словарная работа: диалектика души героя.
Ход урока
I. Работа со статьей учебника-хрестоматии о Л.Н. Толстом
Учащиеся прочитали ее дома. Важно, чтобы они сумели ответить на следующие вопросы:
— Что из прочитанного Толстым вам близко? Что вы не читали? Могли бы вы составить подобный список?
— Что хотел развить в себе и чего хотел добиться (судя по составленному им плану) молодой человек Лев Николаевич Толстой?
— С какими недостатками в себе хотел бороться Толстой? Насколько это важно для человека?
— Какова история военной жизни Толстого? Какие произведения появились в результате участия Толстого в военных действиях?
— Где начинается работа над повестью «Детство»? Какой отклик она получила?
Часть «Детство» была напечатана в «Современнике» в 1852 г., явилась первой частью задуманной тетралогии «Четыре эпохи развития».
Осуществлены еще две части — повести «Отрочество» и «Юность», а замысел четвертой лишь в неполном виде реализован в рассказе «утро помещика». «Отрочество» была напечатана в 1854 г., а «Юность» — в 1857 г.
— Как в истории с изменением названия отразился замысел Толстого?
— Какие черты личности Толстого можно считать основными?
— Почему очень интересна не только творчество, но и жизнь Л.Н. Толстого?
II. Обзор содержания трилогии
Три заранее подготовленных ученика готовят обзор содержания повестей «Детство», «Отрочество», «Юность», обращая особое внимание на изменения, происходящие с главным героем трилогии.
III. Работа с фрагментом текста — главой «Мои занятия».
Обсуждение вопросов 1—6 в учебнике-хрестоматии. Для этого понадобится знание полного текста главы.
IV. Наблюдение над особенностями повествования Л.Н. Толстого
— Почему для своего произведения Толстой выбирает форму автобиографического повествования?
— Какая особенность толстовского психологизма проявилась в этом произведении?
Итоговый вопрос: Одно из значений слова «диалектика» такое: процесс движения и развития. Можно ли те изменения, которые происходят в душе героя, назвать диалектикой его души?
Домашнее задание
1. Перечитать полный текст главы «Сошше il faut».
2. Составить вопросы для анализа главы.