Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок 70. Особенности повествования А.Н. Толстого.

Приемы психологического самоанализа героя.

Глава «Я проваливаюсь». Подготовка к сочинению

Цели урока: работа над понятием «диалектика души»; приемы (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над развитием действия, диалоги, речевая характеристика) психологического самоанализа героя; обучение аналитическому чтению; составление и анализ плана сочинения.

Ход урока

I. Беседа

Ответить на вопросы и подтвердить свою мысль текстом.

— Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?

— Каково состояние внутреннего мира Николеньки?

— О чем думал Николенька после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?

— Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?

— Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?

— На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?

— Что значит «я проваливаюсь», вынесенные в название главы?

— Почему описанную половину юности автор считает не очень счастливой?

II. Подготовка к сочинению-миниатюре «Диалектика души» в повести Л.Н. Толстого «Юность»

Снова следует напомнить учащимся, как работать над сочинением- миниатюрой.

1. Вдуматься, какая проблема ставится, сформулировать ее своими словами.

При издании повести «Детство» Н.А. Некрасов заменил название на другое — «История моего детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие «История моего детства» противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего детства?». Очевидно, не история жизни конкретного человека, а что-то другое лежало в основе замысла автора. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том, что происходило с душой ребенка, а потом молодого человека в самые важные периоды его жизни. Так и получается, что развитие души человека ложится в основу этого произведения. Задача сочинения — показать, как Толстой изображает это развитие, иными словами, диалектику.

2. Отобрать необходимый для решения этой задачи материал.

Поскольку глубже других изучено гл. 4, помещенные в учебнике-хрестоматии, фактический материал можно взять из них, сделав необходимые ссылки на текст всей повести. Сгруппировать материал можно следующим образом:

• автобиографическая проза - одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности;

• духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками;

• подлинные и мнимые ценности жизни героя;

• Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту;

• «диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии Толстого;

• особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).

3. Сделать вывод и обобщение.

— К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?

— В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?

План обсуждается на уроке, записывается учащимися.

Домашнее задание

Написать сочинение-миниатюру.