Ход урока
I. Беседа
Ответить на вопросы и подтвердить свою мысль текстом.
— Почему накануне экзамена герой «был в каком-то странном тумане»?
— Каково состояние внутреннего мира Николеньки?
— О чем думал Николенька после экзамена? Для чего автор так подробно передает его внутренний монолог?
— Что больше всего огорчало Николеньку в этой истории?
— Что изменилось в его чувствах после долгих раздумий?
— На чем построен сюжет главы? Почему описания и рассуждения преобладают над действием? Как в связи с этим можно рассматривать замысел Толстого?
— Что значит «я проваливаюсь», вынесенные в название главы?
— Почему описанную половину юности автор считает не очень счастливой?
II. Подготовка к сочинению-миниатюре «Диалектика души» в повести Л.Н. Толстого «Юность»
Снова следует напомнить учащимся, как работать над сочинением- миниатюрой.
1. Вдуматься, какая проблема ставится, сформулировать ее своими словами.
При издании повести «Детство» Н.А. Некрасов заменил название на другое — «История моего детства». Вспомним, как Толстой отреагировал на это: «Заглавие «История моего детства» противоречит с мыслью сочинения. Кому какое дело до моего детства?». Очевидно, не история жизни конкретного человека, а что-то другое лежало в основе замысла автора. Беспристрастно и откровенно Толстой рассказывает о том, что происходило с душой ребенка, а потом молодого человека в самые важные периоды его жизни. Так и получается, что развитие души человека ложится в основу этого произведения. Задача сочинения — показать, как Толстой изображает это развитие, иными словами, диалектику.
2. Отобрать необходимый для решения этой задачи материал.
Поскольку глубже других изучено гл. 4, помещенные в учебнике-хрестоматии, фактический материал можно взять из них, сделав необходимые ссылки на текст всей повести. Сгруппировать материал можно следующим образом:
• автобиографическая проза - одна из форм раскрытия изнутри процесса становления личности;
• духовный конфликт героя с окружающей его средой и собственными недостатками;
• подлинные и мнимые ценности жизни героя;
• Толстой оценивает своего героя по способности или неспособности к духовному росту;
• «диалектика души» и чистота нравственного чувства в трилогии Толстого;
• особенности повествования (внутренние монологи, преобладание описаний и рассуждений над действием, диалоги).
3. Сделать вывод и обобщение.
— К каким выводам о смысле жизни, о хорошем и дурном приходит в итоге Николенька Иртеньев?
— В чем общечеловеческое значение повести «Юность»?
План обсуждается на уроке, записывается учащимися.
Домашнее задание
Написать сочинение-миниатюру.