Ход урока
I. Реализация домашнего задания
По программе В.Я. Коровиной: чтение стихотворений Н.А. Заболоцкого (наизусть).
По программе Т.Ф. Курдюмовой: чтение стихотворений А.А. Ахматовой (наизусть).
II. Слово учителя
Объявление темы урока.
Список званий и наград М.А. Шолохова говорит о значительности фигуры писателя не только в русской, но и в мировой культуре. М.А. Шолохов - академик АН СССР, дважды Герой Социалистического Труда, лауреат Нобелевской премии (1965). Он автор «Донских рассказов», рассказов «Нахаленок»; «Судьба человека» и др., романов «Тихий Дон», «Поднятая целина», «Они сражались за Родину».
Одно из выдающихся произведений Шолохова — рассказ «Судьба человека», опубликованный в 1957 г. Он был сравнительно быстро написан, однако этому предшествовала значительная по длительности творческая история: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и созданием рассказа прошло около десяти лет. Автор раскрывает трагедию нашего народа в годы войны, показывает бедствия и страдания, выпавшие на долю русского человека.
III. Беседа по вопросам
— Каковы особенности композиции и сюжета этого произведения?
(Автор пользуется особым композиционным приемом — рассказ в рассказе. Сюжет произведения включает рассказ Андрея Соколова о своей судьбе. Это исповедь мужественного человека: ведь чтобы снова, в повествовании, пережить все беды, мучения и страдания, доставшиеся на его долю, необходимы огромные душевные силы.)
— Каковы основные вехи судьбы Андрея Соколова? Что помогло герою выстоять?
(В небольшом рассказе Шолохова прослеживается вся жизнь, вся судьба героя, «простого советского человека»: его довоенная жизнь, уход на фронт и прощание с семьей, пленение, неудачный побег, освобождение, гибель семьи, встреча с Ванюшкой, ставшим герою сыном. Ему помогают выстоять душевная щедрость, человечность, сердечность, чувство ответственности.)
— Как проявляет себя герой во всех испытаниях?
(Силы Андрея Соколова кажутся безграничными, в нем заложена неистребимая воля к жизни, к борьбе за справедливость: «И я из последних сил, но пошел»; «Месяц отсидел в карцере за побег, но все-таки живой... живой я остался!». Всегда, во всех обстоятельствах Андрей не утрачивает чувства человеческого достоинства, не сгибается перед бедами. Сила духа Соколова так велика, что изумляет даже закоренелых садистов-фашистов.
Герою пришлось выдержать и самое страшное испытание — известие о гибели жены и дочек, смерть сына в последний день войны. Кажется, сил жить не осталось, пережить такое горе невозможно. Но герой не растратил чуткость, потребность отдавать тепло и заботу другим, он сердцем чувствует свою и чужую боль.)
— Какое значение имеет эпизод «В церкви»? Как проявляют себя люди?
Какая позиция ближе всего Соколову? Как повел себя сам герой?
(В эпизоде «В церкви» Шолохов раскрывает возможные типы человеческого поведения в бесчеловечных обстоятельствах. Разные персонажи воплощают здесь разные жизненные позиции. Солдат-христианин предпочитает погибнуть, нежели, покорившись обстоятельствам, отступиться от своих убеждений, однако при этом он становится виновником гибели четырех человек. Крыжнев пытается купить себе право на жизнь, заплатив за него чужой жизнью. Безропотно ожидает своей участи взводный. Но только позиция доктора, «который и в плену и в потемках свое великое дело делал», вызывает у Соколова искреннее уважение и восхищение.
В любых условиях оставаться самим собой, не изменить своему долгу — это позиция и самого Соколова. Ни покорности, ни противопоставления своей жизни жизням других людей герой не приемлет. Потому и решается он убить Крыжнева, чтобы спасти взводного. Нелегко дается Соколову убийство, тем более убийство «своего», тяжко у него на душе, но не может он допустить, чтобы один человек спасал себе жизнь ценой гибели другого.
Эпизод «В церкви» показывает, как жестоко проверяется характер героя. Жизнь ставит его перед необходимостью выбора. Ггрой поступает так, как велит ему совесть.)
— В каких сценах рассказа «Судьба человека» наиболее полно показано «русское достоинство и гордость»? Прокомментируйте эти сцены. Примечание. Если есть возможность, надо показать фрагмент фильма «Судьба человека» режиссера С. Бондарчука.
(Столкнувшись с жестокостью гитлеровцев, Андрей Соколов удивляется: варварство фашистов кажется ему непостижимым, диким. В противоборстве с гитлеровцами, в фашистском плену Андрей сохранил свое человеческое достоинство. Своим гордым поведением он заставил фашистов капитулировать перед величием духа русского солдата. Сильное впечатление производит сцена возвращения Соколова в лагерный барак, когда он делит хлеб на всех.)
— Какую роль играет встреча с Ванюшкой в судьбе Соколова?
(Неожиданная встреча с ребенком, случайным «осколком войны», возрождает героя. Любовь и сострадание вызывают ответный отклик в сердце мальчика. Андрей Соколов не только не покоряется судьбе, но и сам делает свою судьбу, меняет сиротскую судьбу мальчика.)
— Как выражена в рассказе авторская позиция?
(Шолохов в образе своего героя раскрывает трагедию всего нашего народа, его бедствия и страдания. Авторская боль, сочувствие ощущаются в самом тоне повествования, в выборе героя — простого человека, в перипетиях его судьбы. Основной прием построения рассказа — антитеза — тоже служит выражением авторской позиции: мирная жизнь, тихое счастье — разрушительная сила войны; добро и справедливость — чудовищные изуверства, жестокость, бесчеловечность; преданность — предательство; свет — мрак. Ясно, на какой стороне автор, какие идеалы он отстаивает.)
— Выделите особенности языка Шолохова в рассказе «Судьба человека».
(Особенностью языка Шолохова является соединение высокого слога, возвышенной лексики, патетики с народным языком: просторечиями, повторами, присказками. Другая особенность — речь Андрея Соколова, которая передает психологическое состояние героя.)
— Чем поучительна история Андрея Соколова? Какие грани русского национального характера этот герой воплощает?
(Андрей Соколов, простой человек, солдат и отец, выступает как хранитель и защитник жизни, ее основ, нравственных законов, складывавшихся веками. Герой Шолохова, защищает смысл и правду самого человеческого существования.)
Дополнительный материал для учителя
Род Шолоховых восходит к новгородскому крестьянину Степану Шолоху (конец XV в.) и систематически прослеживается с середины XVII в. до купца Михаила Шолохова - деда писателя, поселившегося на Дону, в станице Вешенской в середине XIX в.
О Шолохове написано очень много, но в советское время его фигура приукрашивалась, лакировалась, окружалась легендой. «Знаменитый писатель нашего времени товарищ Шолохов», как назвал его Сталин в 1929 г. после публикации первых книг «Тихого Дона», должен был соответствовать образу, быть «чистым, как стеклышко». 0 реальных фактах биографии известно далеко не все, начиная с того, что год рождения писателя, по разным источникам, - 1903 или 1905. Это и понятно - слишком тревожное и непредсказуемое было время: Первая мировая война, революции, гражданская война, особенно ожесточенная на Дону, вынужденное принятие нэпа в 1921 г. после многочисленных крестьянских восстаний на Тамбовщине, в Сибири, годы военного коммунизма, раскулачивание, коллективизация, официально объявленная в 1929 г., голод, усиление классовой борьбы, годы репрессий.
Будущий писатель учился в гимназиях Москвы, Богучара, Вешенской. В годы гражданской войны семья часто оказывалась на линии фронта. Михаил в это время брался за любую работу: был заготовителем, продотрядником, учителем для безграмотных. В 1922 г. отправился в Москву, чтобы продолжить учебу и заняться литературным творчеством. Поступить даже на рабфак для последующей учебы в вузе Шолохову не удалось: он не имел рабочего стажа, не был комсомольцем, не имел рекомендательных характеристик. Пришлось работать каменщиком, грузчиком на вокзале, счетоводом. В Москве Шолохов знакомится с молодыми поэтами и прозаиками - А. Безыменским, А. Веселым, М. Светловым, А. Фадеевым и другими, составлявшими литературную группу «Молодая гвардия». В «Журнале крестьянской молодежи» появляются первые рассказы Шолохова. В 1926 г. возвращается на родину, на Дон, где и проводит большую часть долгой жизни.
Уже в «Донских рассказах», подготовивших «Тихий Дон», гражданская война изображена антиромантично, без прикрас, как классовая схватка. «Страницы рассказов густо окрашены кровью» (Ф.Г. Бирюков). Классовая ненависть сильнее родственных чувств, она не сдерживается общечеловеческой моралью: сын казнит родного отца, отец в схватке убивает собственного сына. Героизация гражданской войны заменяется натурализмом, Шолохов показывает, «как безобразно просто умирали люди».
Домашнее задание
Прочитать статью об А.Т. Твардовском в учебнике-хрестоматии; прочитать его стихотворения о Родине, о природе. Выбрать стихотворение для выразительного чтения.