Введение (1ч)
Роль литературы в духовной жизни России. Шедевры родной литературы в судьбах отечественной культуры. Формирование потребности в общении с искусством. Искусство чтения.
Древнерусская литература (Зч)
Беседы о древней русской литературе. Богатство жанров литературы Древней Руси. Летописи как исторические повествования. Жанр жития. Его особенности. «Слово о полку Игореве». Высокопоэтическое патриотическое произведение — первое произведение национальной классики. Сюжет. Герои. Художественные особенности памятника. Связь «Слова...» с устным народным творчеством.
Русская литература XVIII века (12ч)
Русская литература XVIII в. как литература эпохи классицизма (2 ч)
Общий обзор. Основные каноны классицизма. Классицизм в русском искусстве (литература, живопись, скульптура, архитектура).
М.В. Ломоносов (2 ч)
Ломоносов — ученый, реформатор русского языка, поэт. Прославление Родины, науки и просвещения, мира в художественных произведениях поэта. Безграничность мироздания и богатство «Божьего мира» в его лирике. Жанр оды.
Г.Р. Державин (2 ч)
Сочетание в произведениях Державина начал классицизма и новаторских черт. Новое в жанре оды: сочетание возвышенного и обыденного. «Фелица». «Властителям и судиям». «Памятник».
Д.И. Фонвизин (3 ч)
«Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Герои и события комедии: господа Скотинины и Митрофанушка. Значащие имена. Реалистические черты характеров. Классицизм в драматическом произведении. Идеал гражданина в рассуждениях Стародума и Правдина. Тема воспитания в комедии. Классицизм в драматическом произведении.
Творческая работа по материалам темы «Классицизм» (1ч)
Систематизация изученного материала. Тест или творческое задание.
Н.М. Карамзин (2 ч)
«Бедная Лиза». Сентиментализм. Лирика и проза Карамзина: «Бедная Лиза» как произведение русского сентиментализма. Конфликт между любовным чувством и нравственными традициями. Образы Лизы и Эраста. Отношение автора к своим героям. Язык повести. Карамзин-историк.
Русская литература XIX века (57ч)
«Золотой век» русской поэзии (4 ч)
Расцвет русской поэзии. Богатство содержания и мастерство формы. Проза и драматургия в эпоху «золотого века» поэзии. Классицизм и классика. Силлаботоническое стихосложение. Русский романтизм: психологический, гражданский, неоклассицизм, философский. Синкретический романтизм Пушкина и Лермонтова.
В.А. Жуковский (2 ч)
Краткий очерк жизни и творчества Жуковского. «Светлана». Народные обычаи. Герои и сюжет баллады.
А. С. Грибоедов (8 ч)
Краткая биография Грибоедова. История создания комедии «Горе от ума». Сатирическое изображение жизни и нравов московского дворянства. Особенности развития комедийной интриги; своеобразие конфликта. Система образов. Смысл названия. Герои и их судьбы. Новаторство драматурга; черты классицизма и романтизма, жанровое своеобразие, язык. Пьеса в восприятии критики. Сценическая жизнь комедии.
А. С. Пушкин (10 ч)
Поэзия. Творческий путь А.С. Пушкина. Годы ссылки. Болдинская осень 1830 г. Стихотворения Пушкина разных лет. Особые формы метафоризации стихотворений о любви. Оптимизм философской лирики Пушкина. Дружба в лирике Пушкина («19 октября»). Сущность творчества, тема поэта и поэзии. Философско-эстетические раздумья поэта в стихотворении «Памятник», вечность идей, отраженных в нем. «Евгений Онегин» — роман в стихах. История создания. Особенности композиции. Сюжет романа.
М.Ю. Лермонтов (10 ч)
Краткая биография. Трагичность судьбы поэта. Поиск своего места в поэзии. Грустный колорит любовной лирики Лермонтова. «Три пальмы». Раздумье поэта о счастье служения людям и человеческой неблагодарности. Невозможность достижения идеала. «Пленный рыцарь». Философский смысл стихотворения. Особенности метафоры. Символика в стихах поэта. «Герой нашего времени». Композиция романа. Повесть «Тамань». Печорин. Сюжет и герои повести. Реалистическое и романтическое начала в повести. Художественное совершенство языка повести.
Н.В. Гоголь (6 ч)
Краткий обзор творчества. Пьесы Гоголя (повторение). «Мертвые души». Замысел и композиция поэмы. Первые главы поэмы. Чичиков. Манилов. Приемы создания образа. Роль лирических отступлений. Единство повествовательного и лирического начал в поэме, написанной прозой. Сатирический взгляд на события и героев. Поэма в прозе. Лирические отступления. Сатира.
Ф.И. Тютчев (1ч)
Краткая биографическая справка. Лирика природы. Тютчев о поэте, о любви. Философские миниатюры.
Н.А. Некрасов (3 н)
Жизнь поэта. Лиризм, искренность чувств, сатирическая направленность поэзии. Гражданские мотивы его лирики. Народность.
И.С. Тургенев (4 н)
Краткая биография писателя. «Первая любовь» — любимая повесть Тургенева. Сюжет повести и ее герои. Роль снов в сюжете. Нравственная проблематика повести. Стиль писателя.
Л.Н. Толстой (4 ч)
Творческий путь великого писателя. Автобиографическая трилогия. Герой трилогии. Николенька Иртеньев среди других героев повести. «Диалектика души» героев в повести «Юность». Мастерство и сила нравственного воздействия автора. Понятие об автобиографических произведениях (роман, повесть, рассказ).
Ф.М. Достоевский (3 ч)
«Белые ночи». «Петербургский мечтатель». Роль истории Настеньки в романе. Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского.
А.П. Чехов (2 ч)
«Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «Олюбви»). Творческий путь писателя. Ранние юмористические рассказы молодого Чехова. Многообразие тем и сюжетов чеховской прозы. «Маленькая трилогия» («Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви») как цикл произведений, рисующих ложные представления, определяющие судьбы людей. Композиция и общая идея цикла. Сюжет и герои «Человека в футляре». Юмор и сатира в их соотношении
Русская литература XX века (29 ч)
Русская литература XX в.: богатство поисков и направлений (1ч)
Рождение новых жанров и стилей. Советская литература и литература русского зарубежья. Художественное отражение и осмысление событий революции, гражданской войны, истории нашей Родины.
И.А. Бунин (1ч)
Поэт и прозаик. Тесная связь его творчества с традициями XIX в. Первый лауреат Нобелевской премии в русской литературе. «Жизнь Арсеньева» — автобиографическая повесть. Главы о юности героя. Стилистическое мастерство поэта, прозаика, переводчика.
М. Горький (3 ч)
Судьба известного пролетарского писателя. Раннее творчество. Автобиографическая трилогия. Главы из повести «Мои университеты». Герой повести — Алеша Пешков и его судьба. Элементы публицистики в художественной прозе.
М.А. Булгаков (4 ч)
Краткое описание творческого пути писателя. Классические произведения прозы и пьесы Булгакова, созданные на их основе. Комедия «Мертвые души» (по поэме Н.В. Гоголя). Чичиков и его окружение в изображении Булгакова. Сатира, фантастика и глубокий психологизм творчества писателя. Роман «Жизнь господина де Мольера» и пьесы «Кабала святош» (Мольер) и «Полоумный Журден». Образ Мольера в произведениях Булгакова, Утверждение права творческой личности на самостоятельные решения. Сатирическое изображение окружения драматурга.
Серебряный век русской поэзии (3 ч)
Художественное своеобразие поэзии Серебряного века. Общий обзор и изучение одной из монографических тем по выбору учителя и учащихся.
A. А. Блок (2 ч)
Слово о Блоке. Лирика поэта. Образ Прекрасной Дамы как воплощение вечной женственности. Любовь к России, вера в ее будущее. Трагедия поэта в «страшном мире». Художественное своеобразие поэзии Блока.
С.А. Есенин (2 ч)
Слово о Есенине и его судьбе. Тема Родины в лирике поэта. Народнопесенная основа стиха Есенина.
B. В. Маяковский (2 ч)
Слово о Маяковском. Поэт-публицист, поэт-новатор. Сатирические стихи и стихи о любви. Тонический стих поэта.
А.А. Ахматова (1ч)
Слово об Ахматовой. Стихи о любви. Тема родной земли. Стихи и поэмы. Музыка стиха и тонкий психологизм лирики.
М.А. Шолохов (1ч)
Судьба человека в годы Великой Отечественной войны. Война и судьба детей. Психологическая точность и доброжелательность повествования. Андрей Соколов - образ простого и стойкого русского Человека, который прошел и войну и плен. Андрей Соколов и Ванюшка. Проблема разрушенных семей в годы войны. Забота о судьбе детей, пострадавших от войны. Гуманизм рассказа «Судьба человека».
A. Т. Твардовский (1ч)
Военная тема в лирике Твардовского. Поэма «Василий Теркин» и ее главный герой, эволюция его образа в поэме: утраты и обретения (главы «Два солдата», «Дед и баба»). Философские раздумья автора (глава «О себе»).
Русская литература 60—90-х годов XX века. В.М. Шукшин (1ч)
Богатство жанров, отразивших Великую Отечественную войну в художественной литературе. Полемика писателей, критиков и широкой общественности о роли искусства в жизни человека. Проблема выбора как проблема творчества писателя и как проблема творчества читателя. В.М. Шукшин. Личность Шукшина, его многогранная деятельность. Рассказы Шукшина; образы «чудиков» в рассказах. «Ванька Тепляшин». Конфликт героя с бездушным вахтером. Обобщающий смысл рассказа.
B. П. Астафьев (1 ч)
Краткий рассказ о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы повести «Царь-рыба»\ ответственность человека перед природой за свое отношение к ней и ее богатству. Смысл противоборства человека и царь-рыбы.
В. Г. Распутин (1ч)
Распутин: писатель, публицист, патриот российской земли. «Деньги для Марии». Противопоставление жизненных принципов персонажей. Тема семьи: образы Марии и Кузьмы. Роль вагонных попутчиков Кузьмы в осмыслении идеи повести. Смысл открытого финала произведения.
А. В. Вампилов (1ч)
Особенности драматургии Вампилова: тематика, конфликты, решения. «Старший сын». Необычность содержания и сюжета пьесы, ее гуманистический смысл. Особенности драматической интриги. Глубина духовного мира Сарафанова при внешней жизненной неудачливости.
Из зарубежной литературы. У. Шекспир (2 ч)
Основной конфликт трагедии «Гамлет». Герои трагедии. Трактовка образа Гамлета критикой. Мастерство Шекспира-драматурга.
Из зарубежной литературы. Ж.-Б. Мольер (2 ч)
«Мещанин во дворянстве» — пьеса эпохи классицизма. Роль интриги в развитии сюжета. Герои пьесы. Сценическая история комедий Мольера.
Итоги года и задание на лето.