Ход урока
I. Реализация домашнего задания
1. Сообщения учеников о театре, музыке, живописи, архитектуре рубежа веков. (Можно делать по одному такому сообщению на нескольких уроках.)
2. Обсуждение статьи учебника-хрестоматии о И.А. Бунине.
— О каких заслугах Бунина перед русской словесностью вам известно?
— Как Бунин относился к революции?
— Какова была судьба писателя в эмиграции?
— Комментарий к эпиграфу статьи о Бунине.
3. Выразительное чтение стихотворения «Слово» и комментарии к нему.
Это стихотворение можно поставить эпиграфом не только к творчеству Бунина, но и ко всей русской литературе. Отметим публицистический пафос стихотворения, подчеркнутый обращением — повелительным наклонением («умейте же беречь...»), восклицательной интонацией, возвышенной лексикой, прописной буквой слова «Письмена». Особое значение имеет дата написания стихотворения — 7 января 1915 г. — Рождество. Слово осознается как Божественный дар; с его помощью можно пережить «дни злобы и страданья», дни Первой мировой войны, которая уже почти полгода пожинала плоды на нашей земле.
4. Выразительное чтение стихотворения «Русская сказка» и комментарии к нему.
Образы, использованные в этой сказке-притче, традиционны для русского фольклора. Однако они отражают лишь его темную сторону, злые силы: ворон, баба Яга, Кошей. Настроения пессимизма и безысходности создаются лексикой, имеющей негативную окраску, в том числе бранными словами; антитезой («рай», «мёд» — «туман», «тьма», «мгла» и т.п.); повторяющимися образами, синонимами («тьмой да мглой», «а еще темней...»); рядами однородных членов с бессоюзной связью, представляющими градацию («лес гудит, свистит, нагоняет сон», «я состарилась, изболелась вся»); отрицательными частицами. Ответ Ворона состоит полностью из бранных и табуированных слов: было не принято произносить слово «черт», здесь же оно «возводится в квадрат», дважды повторяясь в словах Ворона, да еще и в словах Яги («чертов тот ларец»).
5. Выразительное чтение стихотворения «Изгнание» и комментарии к нему (сопоставительная характеристика).
Это стихотворение отражает настроения Бунина в связи с его эмиграцией, которую он воспринял как изгнание. Дважды встречается в «Изгнании» образ пустыни. Это пустыня духа. Явно заметна перекличка с «Русской сказкой», написанной на год позже, в 1921 г. Отметим «темный» колорит стихотворения, сходный с «Русской сказкой»: («тьмой да мглой» — «темнеют», «сумерки», «черное»; «свистит» — «свищет»; образ океана). Всеобщий характер тумана, беды, скорби подчеркнут в стихотворениях образом дорог, перекрестков, напоминающих крест распятого Бога: «с четырех сторон», «среди дорог». Необычен и страшен образ «почившего Бога»: некому утолить «боль крестных ран».
II. Слово учителя
Иван Алексеевич Бунин — одно из самых ярких имен русской литературы. Прекрасный язык, образность, точность, ритмичность прозы, умение передать язык разных слоев общества, сила воображения, выразительная живописность, тонкий психологизм — лишь некоторые черты его творчества, уходящего корнями в русскую классику. Бунин гордился своим происхождением: он был старинного дворянского рода, «давшего России немало видных деятелей как на поприще государственном, так и в области искусства». Достаточно сказать, что к роду Буниных принадлежал Василий Андреевич Жуковский. Гордился писатель и тем, что все его предки «были связаны с народом и землей, были помещиками». Эта связь с традициями дворянской культуры, с одной стороны, и связь с «народом и землей», с другой, своеобразно отразились в творчестве Бунина, сделав его стиль неповторимо обаятельным и живописным.
Бунин всю жизнь преклонялся перед талантом Толстого, и сам обладал толстовской зоркостью, силой изобразительного дара. Как писал Б. Зайцев, он имел «почти звериный глаз, нюх, осязание».
Противник всяческого насилия, он трагически переживал события, последовавшие за 1917 г., и эмигрировал из большевистской России, сохранив в эмиграции Россию прежнюю, ностальгически окрашенную в теплые тона.
Трагическое мировосприятие жизни в изгнании, скорбь по утраченной родине утоляются только ностальгическими воспоминаниями об Отчизне, бессмертным русским Словом, которое Бунин сберег в эмиграции. Время создания многих его произведений трудно определить: Бунин писал о прошлом России так, как будто оно явственно стояло перед ним. Все, что он писал, было продолжением его творческой миссии. Он писал о России и для России, но на родине большинство произведений было опубликовано только после смерти писателя.
Мы познакомились с несколькими стихотворениями Бунина, теперь нам предстоит изучение творчества Бунина-прозаика, тесно связанного с традициями русской классической литературы XIX в. Перелистаем страницы автобиографического романа «Жизнь Арсеньева».
III. Обсуждение фрагментов романа «Жизнь Арсеньева»
Опираемся на вопросы учебника-хрестоматии (с. 331). Выборочно используем в ответах выразительное чтение фрагментов романа.
Дополнительные вопросы:
— В чем автобиографичность романа?
— Какую роль играет образ зеркала?
— Как изображено время и пространство в романе?
— Найдите портретные характеристики эпизодических героев. Какова их роль?
— Как создается атмосфера праздничности в описании первого дня в гимназии?
— Дайте комментарий изобразительно-выразительных средств
XV главы.
— Как вы оцениваете реакцию отца героя на его уход из гимназии?
— Какие черты характера отца герой романа стал замечать в себе?
Комментарии учителя к фрагментам романа
Обратим внимание на время, изображенное в романе. В начале XI главы бегло перечисляются дни, недели, месяцы, времена года. Эта градация «уплотняет время», тогда как эпизод, описанный ниже, «растягивает» его. Здесь важен образ зеркала, которое удивило героя возможностью взгляда на себя самого со стороны. Пространство удваивается зеркалом. Отстраненность подчеркивается описанием мальчика в зеркале «как постороннего».
Главное чувство, несколько раз повторенное автором, — «испуганное удивление». Удивление перед жизнью, открывающейся разными сторонами, несущей все новые, часто нелегкие, познания, мысли и чувства. Рядом стоят образы жизни, болезни, смерти.
Образы пространства и времени в XIV главе: мир средневековья, мир путешествий и дальних стран, созданный на основе рыцарских и приключенческих романов богатым воображением мальчика более реален, чем тот, в котором он жил. Выдуманный мир изучен и воспроизведен до мельчайших подробностей, позволяющих осязать, обонять, видеть, слышать созданное воображением.
Контраст между яркой, книжной реальностью и бедностью подлинной жизни подчеркивается повтором: «в тамбовском поле, под тамбовским небом». Образ поля и неба повторяется и в XVI главе: это фольклорный образ «чистого поля», простора, беспредельности. Поле и небо здесь — как чистые листы, на которых мальчик создавал в своих фантазиях чудесный, красочный, увлекательный мир.
Писатель показывает, как меняется со временем восприятие героя, как разочаровывается он в том, что еще недавно казалось сказочным: это уходит детство с его бесконечной способностью удивляться и очаровываться.
Отметим точность и лаконичность портретных характеристик: директор гимназии, «похожий на гиену»; портной, «маленький коротконогий человечек», удививший мальчика «быстротой речи»; женщина «с приторно-белым и томным лицом». Память запечатлела лица, которые уже не возникнут на страницах романа, но благодаря описаниям этих героев создается достоверность, «вещественность» жизни, эпохи.
Первый день в гимназии, точнее утро, описано солнечным, веселым. Но это описание лишь подчеркивает контраст с «ужасным» вечером. Восклицательная интонация, повторы, уменьшительные суффиксы, бессоюзное перечисление однородных членов, «светлая» лексика делают описание первого гимназического утра праздничным. Следующие затем серые будни тем томительнее и печальнее, чем ярче первые, свежие впечатления. Лексика второй половины главы резко отличается от первой: «тупо, казенно», «серые, незначительные», «страшно молчалив», «печально и тихо», «грустное и неохотное».
XV глава построена на образном параллелизме: юность, расцвет жизни героя сопоставляются с расцветом дерева. Прочитаем выразительно фрагмент со слов: «Удивителен весенний рассвет дерева» до конца главы. Отметим эмоциональные повторы: «первая туча, первый гром, первый теплый ливень»; живописную лексику, позволяющую зримо увидеть, почувствовать весеннее обновление, его «волшебство» и «диво», значительность цитаты из Пушкина, восклицательную, радостную, восхищенную интонацию.
Прокомментируем афоризмы отца: «нельзя жить плакучей ивой»; «жизнь все-таки великолепная вещь» — в связи с решением героя заняться словесным творчеством.
Отвечая на седьмой вопрос (комментарии к стихотворениям Пушкина), попросим учеников обращать внимание на стихотворные цитаты, которые часто встречаются в произведениях Бунина, вдумываться в их смысл.
В VIII главе третьей книги найдем примеры звукописи и цветописи. Отметим риторические фигуры (вопросы и восклицания), назывные предложения, параллельную связь между предложениями (одинаковое построение предложений: «Вот я просыпаюсь», «Вот... я вспоминаю», «Вот весенние сумерки», «Вот уже совсем темно»), обилие стихотворных цитат, показывающих, насколько органично вошла русская поэзия в жизнь героя. Подчеркнем тесную связь творчества Бунина с традициями русской классической литературы XIX в.
Домашнее задание
1. Прочитать статью учебника-хрестоматии о М. Горьком, составить ее развернутый план.
2. Прочитать фрагменты повести «Мои университеты», ответить на вопросы (с. 350).
3. Сделать аналитический пересказ избранных глав повестей «Детство», «В людях», «Мои университеты».