В оде поэт бескорыстен: он не ничтожным событиям собственной жизни радуется, не об них сетует, он вещает правду и суд Промысла, торжествует о величии родимого края, межует перуны в сопостатов, блажит праведника, клянет изверга.
В. К. Кюхельбекер
Цели урока: изучение од «На день восшествия...», «Вечернее размышление...». Прославление Родины, мира, науки. Просвещение в произведениях Ломоносова.
Словарная работа: духовные оды, метафорический язык, ораторский синтаксис, архаизмы.
Оборудование урока: портрет императрицы Елизаветы Петровны работы И.Я. Вишнякова.
Ход урока
I. Реализация домашнего задания. Повторение сведений о жанре оды.
II. Анализ «Оды на день восшествия на всероссийский престол ее величества государыни императрицы Елисаветы Петровны 1747 года»
Словарная работа. Комментируются отмеченные при домашнем чтении непонятные и устаревшие слова и выражения. Обращается внимание на орфоэпические нормы.
— Когда и в связи с чем написана ода?
(День восшествия на престол занимал центральное место в годовом цикле придворных праздников. В 1747г. отмечалась пятая годовщина воцарения Елизаветы.
Но эта ода была написана еще по одному конкретному поводу: Российской академии наук был «дарован» новый устав. Ломоносов возлагал на него большие надежды в деле распространения просвещения в России.)
— Каким настроением и интонацией должно быть окрашено чтение оды? (Патриотический восторг, призыв и т.д.)
— Какой стихотворный размер выбирает Ломоносов?
(Четырехстопный ямб. Подчеркнем, что, по мнению Ломоносова, ямб усиливает благородство и возвышенность содержания, способствует выражению мысли.)
Выразительное чтение оды и выделение микротем — составление плана оды — ключевой вопрос:
— Можно ли считать эту оду по содержанию и форме классицистической?
Вопрос этот станет стержневой проблемой текстуального анализа оды. Учащиеся, как правило, не замечают трехчастной композиции оды, перечисляют ведущие темы. От предложенных учениками вариантов начинается движение к составлению идейно-композиционного плана с трехчастным построением, верно отражающего как структуру оды, так и ведущие темы:
• картины мирной жизни;
• восхваление Елизаветы (за что прославляет поэт императрицу?);
• гимн Петру (каково отношение Ломоносова к Петру I? Что ставится ему в заслугу?);
• описание безграничных просторов и богатств России;
• обращение к молодежи — овладевать науками.
— Какова главная, ведущая тема оды, вокруг которой строится лирическое повествование? Как она отразилась в композиции оды? Как с ней связаны другие, казалось бы, независимо развивающиеся темы, которые вы выделили в своих планах?
(Главная тема оды — Россия, ее процветание. Своеобразным вступлением к раскрытию темы становятся строфы, прославляющие наступление мира, «возлюбленной тишины». Мир — основное условие и для успехов просвещения. Так подходит Ломоносов к своей главной мысли, определяющей основной пафос оды... Лирическое развитие этой темы составляет содержание центральной части оды, тематически распадающейся, в свою очередь, на несколько частей.)
— Какая внутренняя логика просматривается в этом «лирическом беспорядке»?
(Мир — условие процветания государства и необходимая предпосылка для успехов просвещения. Петр I для Ломоносова — национальный герой, прославившийся победами на суше и море, осознавший необходимость развития науки и просвещения. В Елизавете Ломоносов хочет видеть преемницу дел отца. Великие богатства России могут быть открыты и освоены с помощью науки, к изучению которой должно обратиться российское юношество. В этом залог благополучия русского государства.)
— Что вы можете сказать о центральной части оды?
(Выделяется тема просвещенного монарха, роль которого в распространении просвещения в стране, по мнению поэтов-классицистов, очень значительна.)
— Давайте сравним портрет императрицы с ее описанием в оде.
(Похвалы Ломоносова русской императрице носят традиционный для од характер. Похвалы эти сочетаются с наказом быть просвещенным правителем, расширять науки, заботиться о благе общества. Представление русских классицистов об идеальном просвещенном монархе, равного которому нет ни на полях сражений, ни в мирном труде по преобразованию страны, воплотилось в образе Петра /.)
— Каким стилем написана ода?
Школьники приводят наблюдаемые ими в процессе анализа разнообразные поэтические средства, использованные для создания высокого стиля. Высокий, торжественный стиль оды создается использованием старославянизмов, слов с неполногласием (сей, толикий, оный, токмо, класы), усеченных форм прилагательных, изменением порядка слов в предложении и т.д. Выясняется роль этих художественных средств в раскрытии идейного содержания.
— Какие приемы, характерные для стиля русской классической оды, встречаются в этом произведении?
(Находим:
• метафоры, сравнения;
• употребление образов античной мифологии;
• архаические слова и выражения;
• олицетворения;
• гиперболы;
• риторические вопросы и восклицания.)
— Сделайте вывод, насколько форма соответствует содержанию. Составим план оды:
1. Вступление. Мир — основа блага государства.
2. Главная часть. Величие России, ее процветание:
1) хвала щедротам Елизаветы;
2) заслуги Петра перед народами России;
3) неисчерпаемые богатства и красота России;
4) призыв к российской молодежи овладевать науками;
5) наука и ее роль в российском обществе.
3. Заключение. Традиционная благодарность монархине за деяния на благо России.
План убеждает учащихся, что гражданственному пафосу и содержанию ломоносовской оды соответствует величественная, монументальная и вместе с тем простая и стройная композиция. Свободно развивающиеся темы, «лирический беспорядок» подчинены главной теме, что создает идейно-художественное единство всей оды. При этом все самостоятельные темы имеют одинаковое построение.
III. Знакомство с одой «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния»
Чтение и комментарий малопонятных слов.
Ключевым словом поэзии Ломоносова является слово «восторг».
— Чем восторгается поэт в этой оде?
— Как передает его? (Обращаем внимание на лексику и синтаксис.)
— Почему так названа эта ода Ломоносова?
Вывод: для Ломоносова природа — это одушевленное проявление Божьего могущества. Тайны природы — это Божьи тайны, раскрыть которые до конца для человеческого ума невозможно. Авторское «я» — это воплощение дерзостного порыва пытливого ума постичь созданное творцом.
— В чем своеобразие этой оды?
Ломоносов понимал одический жанр очень широко. Предметом оды становилось все, что возжигало душу высоким пламенем, — воинская доблесть и победы русского оружия, мудрость и добродетели царей, загадочная красота природы, грандиозность и непостижимость Божьего замысла, величие Творца. Поэтому и возникали наряду с гражданскими и публицистическими религиозно-философские духовные оды.
Домашнее задание
1. Выучить наизусть отрывок из «Вечернего размышления...».
2. Индивидуально подготовить:
— подборку высказываний о Державине;
— сообщение о судьбе и личности Державина.