Ход урока
I. Реализация домашнего задания
Комментированное чтение наизусть стихотворений А.А. Блока.
II. Слово учителя
Тема России, тема родины - одна из ведущих в лирике Блока. «Этой теме я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь... Ведь здесь — жизнь или смерть, счастье или погибель» — написал Блок в 1908 г.
III. Чтение и анализ стихотворений, посвященных России
Прочитаем стихотворение «Русь».
Первая строфа стихотворения настраивает на интонацию преклонения, молитвы: «Ты и во сне необычайна, // Твоей одежды не коснусь». Обратим внимание на кольцевую композицию стихотворения: две заключительные строки почти повторяют первые строки: «Она и в снах необычайна. // Ее одежды не коснусь». Русь представляется как нечто священное, святое. Это именно Русь, а не Россия — древняя, дикая, языческая, заколдованная: «Русь, опоясана реками // И дебрями окружена, // С болотами и журавлями, // И с мутным взором колдуна...» Здесь и «ночные хороводы // Под заревом горящих сел», и «ведуны с ворожеями», и «ведьмы тешатся с чертями», и «преданья старины», и пути и распутья, изможденные «живой клюкой» (т.е. разбитые посохами странников, богомольцев).
Один из излюбленных блоковских мотивов — мотив вьюги. Он сопровождает колдовской образ девушки, которая «на злого друга // Под снегом точит лезвие». Поэзия древнего мироощущения открывается поэту: «Так — я узнал в моей дремоте // Страны родимой нищету, //Ив лоскутах ее лохмотий // Души скрываю наготу».
Следующие строфы как исповедь лирического героя, его душевные метания, заблуждения: «И сам не понял, не измерил, // Кому я песни посвятил, // В какого бога страстно верил, // Какую девушку любил». И дальше - благодарность за спасение души: «Живую душу укачала, // Русь, на своих просторах ты, // И вот — она не запятнала // Первоначальной чистоты». Поэт говорит об интуитивном постижении тайны народного духа, духа Руси, которым она жива.
В третьей книге лирики теме России посвящен целый раздел «Родина» (1907—1916). Прочитаем несколько стихотворений, послушаем комментарии к ним учеников.
К 1908 г. написано стихотворение «Россия», во многом программное. Отчетливо видна перекличка со стихотворением «Русь». Блок переосмысливает образ гоголевской Руси-тройки: снимает стремительность движения: «И вязнут спицы росписные // В расхлябанные колеи...» Неспешный ритм и обилие многоточий тоже «замедляют» движение. Образ дороги, традиционный для всей русской литературы и восходящий к фольклору, проходит через все произведение — с первой до последней строфы. Здесь явны некрасовские мотивы.
Признание в любви, горькой и неизбежной, передано с большой силой и искренностью:
Россия, нищая Россия,
Мне избы серые твои,
Твои мне песни ветровые, —
Как слезы первые любви!
Заметим, что у Блока по правилам современной ему орфографии было «слезы первыя любви», т.е. «слезы первой любви», согласимся, существенная разница! Образ России приобретает почти конкретные черты: «А ты все та же — лес, да поле, // Да плат узорный до бровей». Так несколькими словами Блок создает зримый, ясный, узнаваемый образ. Блок создал неповторимый лирический образ России-жены. Родина для него — надежда и утешение. Россия предстает как загадочная стихия, как страна громадной, еще не выявленной мощи и энергии. С ней «и невозможное возможно», она ведет на «вечный бой», указывает путь вперед, в будущее. Блок возвращается к идеалу поэта-гражданина, осознающего свою великую ответственность за судьбы родины и народа.
Информация для учителя
В 1908 г. Блок создал цикл из пяти стихотворений «На поле Куликовом», который сопроводил примечанием о том, что Куликовская битва - символ русской истории, разгадка которого впереди. Мысль об исторической связи Куликовской битвы и современности была высказана и в статье «Народ и интеллигенция»: «Над городами стоит гул, какой стоял над татарским станом в ночь перед Куликовской битвой, как говорит сказание»; татарский стан сравнивался в статье Блока с современной интеллигенцией, ее «торопливым брожением» и «сменой боевых знамен», стан Донского - с состоянием народа в начале XX в., когда за внешней тишиной скрывались, трагедии.
Отразившаяся в цикле блоковская концепция судьбы России во многом схожа с пушкинским восприятием родины: в бескрайности степей, в «тоске безбрежной», в «долгом пути», в вечном преодолении исторических испытаний выражена идея бесконечной устремленное™ России вперед.
Развитию мотива российского непокоя способствуют образный ряд стихотворений, а также фонетика, ритм, интонация стиха. В стихотворении «Река раскинулась. Течет, грустит лениво...» образу ленивой реки соответствует протяженный поток гласных. Вторая строфа, ломая спокойную интонацию, начинается со звонкого возгласа «О, Русь моя!» и вводит в стихотворение мотив пути. Четвертая строфа начинается с коротких фраз, которые придают ритму стихотворения стремительность, а эмоциональному наполнению - ощущение тревоги: «Пусть ночь. Домчимся. Озарим кострами / Степную даль». Далее в художественную систему введен образ движения - степной кобылицы. Седьмая, заключительная, строфа раскрывает тему трагедий и их преодолений: «Закат в крови! Из сердца кровь струится! / Плачь, сердце, плачь... / Покоя нет! Степная кобылица / Несется вскачь!»
Судьба России хранима Богоматерью. Ее нерукотворный лик - на щите воина. Ее голос - «в криках лебедей». Она присутствует «в темном поле». Таким образом, «вечный бой» России, вечный непокой в сердце, воинственность русских рассматриваются Блоком как святая миссия. Лирический герой, его друг, русские полки, противостоящие «поганой орде», выполняют «святое дело».
Россия Блока воплощает в себе женское начало. Тема женственности в философском восприятии России достаточно традиционна; она выразилась в работах славянофилов, была развита в концепциях философов Серебряного века - Вл. Соловьева, В. Розанова, Н. Бердяева. В сознании Блока эта традиция усугубилась отношением к женскому началу как спасительному, как к противоядию катастрофичности мира. Россия для Блока - избранница, будь она богомольной невестой или обладательницей «разбойной красы».
Задания по творчеству А.А. Блока:
1. Дайте комментарий к высказыванию А.А. Блока: ««Стихи о Прекрасной Даме» — ранняя утренняя заря — те сны и туманы, с которыми борется душа, чтобы получить право на жизнь».
2. Дайте комментарий к высказыванию В.Я. Брюсова: «А. Блок... поэт дня, а не ночи, поэт красок, а не оттенков, полных звуков, а не криков и не молчания. Он только там глубок и истинно прекрасен, где стремится быть простым и ясным. Он только там силен, где перед ним зрительные, внешние образы».
3. А. Ахматова сказала о Блоке: «Трагический тенор эпохи». Как вы понимаете это определение?
4. Как и в чем эпиграф к урокам и вступительная статья к творчеству Блока перекликаются, чем объяснить трагическую тональность творчества Блока?
5. Как вы понимаете высказывание А.А. Блока о своем творчестве: «Это все — о России»?
Домашнее задание
1. Выучить стихотворение Блока, посвященное теме родины (по выбору учеников).
2. Прочитать статью о Есенине в учебнике-хрестоматии; сделать ее план; выбрать для выразительного чтения стихи Есенина.