Ход урока
I. Реализация домашнего задания.
Выразительное чтение стихотворений Есенина (наизусть).
II. Слово учителя
Тема любви к женщине в лирике Есенина естественно переплетается с темой любви к природе, к родине. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых — в песенном русском фольклоре («Подражание песне»: «Ты поила коня из горстей в поводу...», 1910). Любовь к женщине — лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. Любимая часто представляется в образах природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа — олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, // Девическая грудь, // О тонкая березка, // Что загляделась в пруд?» Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна // По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, // Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913—1915).
III. Чтение и анализ стихотворений
Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):
Где-то за садом несмело,
Там, где калина цветет,
Нежная девушка в белом
Нежную песню поет.
Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:
Вечер черные брови насолил.
Чьи-то кони стоят у двора.
Не вчера ли я молодость пропил?
Разлюбил ли тебя не вчера?
Вдали от родины Есенин продолжает чувствовать ее, в любовной лирике постоянно обращается к родным образам. В «Персидских мотивах» (1924—1925), написанных на Кавказе, романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Символом красоты и любви в персидской лирике является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах». В любовные мотивы Есенин непременно привносит образ родины, а восточная экзотика лишь обостряет ностальгию, любовь к России: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / на тебя она страшно похожа»; «Сердцу снится страна другая».
Читаем стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» В стихотворении- послании «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Есенин подчеркивает и духовную, и телесную, и биографическую связь лирического героя с домом: «Эти волосы взял я у ржи», «Я готов рассказать тебе поле / Про волнистую рожь при луне». Здесь доминирует тема рязанского раздолья и разлуки с северной девушкой.
Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет — динамику, развитие чувств и настроений лирического героя, которые завершаются возвращением к родине:
Многие видел я страны,
Счастья искал повсюду,
Только удел желанный
Больше искать не буду.
Глупое сердце, не бейся.
В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.
Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.
Завершим урок словами Максима Горького: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».
Информация для учителя
Тема судьбы как предначертанного пути, фатальных потерь, закономерной смены эмоциональных и физических состояний человека раскрыта в элегии «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921). Здесь печаль не выливается в трагедию. Есенин размышляет о естественности пути человека от расцвета к увяданию. Тема благодарности тому, что «пришло процвесть и умереть», восходит к «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» Пушкина.
Тема подчиненности человеческой жизни законам природы развита и в элегии «Отговорила роща золотая...» (1924): и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чем», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем». Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадет», «не обгорят рябиновые кисти»...
Строка «Стою один среди равнины голой» - явная и не случайная реминисценция из стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». В обоих произведениях были выражены пути лирических героев («один») к синтезу с миром - равниной, пустыней, небом... Всемирность, ощущение себя в контексте космоса были основными мотивами русской философской лирики XIX-XX вв.
В отношении Есенина к жизни не было декаданса. В тридцать лет он писал стихи о своем увядании, но в нем был силен дух возрождения: он гнал от себя уныние и аскетизм. Есенин был жизнелюбом и преодолевал отчаяние.
Домашнее задание
1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Есенина (по выбору учеников).
2. Прочитать статью о Маяковском в учебнике-хрестоматии.
3. Выбрать для чтения и обсуждения стихотворение В.В. Маяковского.