Поурочные разработки по литературе, 9 класс, Золотарёва И.В., Егорова Н.В., 2016

Урок  87. Тема любви в лирике Есенина

Цель урока: показать своеобразие любовной лирики Есенина, ее народно-песенные основы; совершенствовать навыки анализа поэтического текста.

Ход урока

I. Реализация домашнего задания.

Выразительное чтение стихотворений Есенина (наизусть).

II. Слово учителя

Тема любви к женщине в лирике Есенина естественно переплетается с темой любви к природе, к родине. О любви Есенин пишет уже в самых ранних своих стихах, истоки которых — в песенном русском фольклоре («Подражание песне»: «Ты поила коня из горстей в поводу...», 1910). Любовь к женщине — лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному. Любимая часто представляется в образах природы: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет», а природа — олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари» (1910); «Зеленая прическа, // Девическая грудь, // О тонкая березка, // Что загляделась в пруд?» Любовью пронизана вся природа: «В цветах любви весна-царевна // По роще косы расплела... И я, как страстная фиалка, // Хочу любить, любить весну» («Чары», 1913—1915).

III. Чтение и анализ стихотворений

Настроения любовной лирики меняются в «городских» стихотворениях поэта. Город оторвал Есенина от «родины-рая», и ощущение счастья стало ностальгическим переживанием, а земная «девушка-природа» стала мечтой-воспоминанием, почти бесплотным («Вот оно, глупое счастье»):

Где-то за садом несмело,

Там, где калина цветет,

Нежная девушка в белом

Нежную песню поет.

Мечта о «чистой» любви — один из сквозных мотивов лирики Есенина. Сложная гамма эмоций сопровождает страдание, вызванное то жаждой любви, то сознанием ее неосуществимости:

Вечер черные брови насолил.

Чьи-то кони стоят у двора.

Не вчера ли я молодость пропил?

Разлюбил ли тебя не вчера?

Вдали от родины Есенин продолжает чувствовать ее, в любовной лирике постоянно обращается к родным образам. В «Персидских мотивах» (1924—1925), написанных на Кавказе, романтический сюжет о любви северянина и южанки Есенин воспринял через поэзию Пушкина и Лермонтова. Символом красоты и любви в персидской лирике является образ розы: «Тихо розы бегут по полям...»; «Губы к розам так и тянет, тянет»; «Лепестками роза расплескалась»; «Красной розой поцелуи веют, / Лепестками тая на губах». В любовные мотивы Есенин непременно привносит образ родины, а восточная экзотика лишь обостряет ностальгию, любовь к России: «Мы в России девушек весенних / На цепи не держим, как собак»; «Как бы ни был красив Шираз, / Он не лучше рязанских раздолий»; «Там на севере девушка тоже / на тебя она страшно похожа»; «Сердцу снится страна другая».

Читаем стихотворение «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» В стихотворении- послании «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..» Есенин подчеркивает и духовную, и телесную, и биографическую связь лирического героя с домом: «Эти волосы взял я у ржи», «Я готов рассказать тебе поле / Про волнистую рожь при луне». Здесь доминирует тема рязанского раздолья и разлуки с северной девушкой.

Пятнадцать стихотворений цикла передают особый лирический сюжет — динамику, развитие чувств и настроений лирического героя, которые завершаются возвращением к родине:

Многие видел я страны,

Счастья искал повсюду,

Только удел желанный

Больше искать не буду.

Глупое сердце, не бейся.

В любовной лирике Есенина обнаруживается одна общая черта, восходящая к поэзии Лермонтова: в отношениях лирического героя и любимой нет безмятежности. Его любовь или прошедшая, или несостоявшаяся, или безответная, или конфликтная.

Многие стихи Есенина стали песнями. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Завершим урок словами Максима Горького: «Сергей Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного — заслужено человеком».

Информация для учителя

Тема судьбы как предначертанного пути, фатальных потерь, закономерной смены эмоциональных и физических состояний человека раскрыта в элегии «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921). Здесь печаль не выливается в трагедию. Есенин размышляет о естественности пути человека от расцвета к увяданию. Тема благодарности тому, что «пришло процвесть и умереть», восходит к «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит...» Пушкина.

Тема подчиненности человеческой жизни законам природы развита и в элегии «Отговорила роща золотая...» (1924): и роща «отговорила», и журавли «не жалеют больше ни о чем», и «дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова», ему не жаль «ничего в прошедшем». Параллелизмы, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадет», «не обгорят рябиновые кисти»...

Строка «Стою один среди равнины голой» - явная и не случайная реминисценция из стихотворения М. Лермонтова «Выхожу один я на дорогу...». В обоих произведениях были выражены пути лирических героев («один») к синтезу с миром - равниной, пустыней, небом... Всемирность, ощущение себя в контексте космоса были основными мотивами русской философской лирики XIX-XX вв.

В отношении Есенина к жизни не было декаданса. В тридцать лет он писал стихи о своем увядании, но в нем был силен дух возрождения: он гнал от себя уныние и аскетизм. Есенин был жизнелюбом и преодолевал отчаяние.

Домашнее задание

1. Подготовить выразительное чтение наизусть стихотворения Есенина (по выбору учеников).

2. Прочитать статью о Маяковском в учебнике-хрестоматии.

3. Выбрать для чтения и обсуждения стихотворение В.В. Маяковского.