Русская литература. 11 класс

СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ (1990-е — начало 1920-х годов)

Появление новых направлений, течений, стилей в искусстве и литературе всегда связано с пониманием художниками места и роли человека в мире, во Вселенной, с изменением человеческого сознания. Один из таких переломов приходится на конец XIX — начало XX века.

В это время и в России возникает модернизм, который еще называли декадансом (от фр. decadence — разложение, упадок; от лат. decadentia — падение) и появление которого советские литературоведы, сторонники реалистического искусства, связывали с деградацией культуры, идеологии и морали буржуазного общества. Сейчас термин «декаданс» редко употребляется, а искусство этого времени трактуется как модернистское, связанное с выработкой новых духовных и эстетических ценностей в атмосфере недовольства жизнью, пессимизма, тоски по высоким идеалам.

Определение «Серебряный век» прежде всего относится к русской поэзии начала XX века. Золотым веком принято считать время А. Пушкина, русской классики. К. Бальмонт на грани двух веков чутко уловил мироощущение современников: «... люди, которые мыслят и чувствуют на рубеже двух периодов, одного законченного, другого еще не народившегося <...> развенчивают все старое, потому что оно потеряло свою душу и сделалось безжизненной схемой. Но, предшествуя новому, они сами, выросшие на старом, не в силах видеть это новое воочию — вот почему в их настроениях рядом с самыми восторженными вспышками так много больной тоски».

Авторство термина «Серебряный век» долгое время приписывалось русскому философу Н. Бердяеву, назвавшему удивительно яркий период в истории литературы и искусства Серебряным веком или «русским культурным ренессансом». Однако большинство современных литературоведов придерживаются версии, что термин впервые был употреблен Н. Оцупом (статья «Серебряный век русской поэзии») или В. Пястом (предисловие к воспоминаниям «Встречи»). В 2000 году в России появилась книга О. Роне- на «Серебряный век как умысел и вымысел», в которой автор достаточно убедительно выдвигает гипотезу о том, что в русский культурный обиход названный термин впервые ввел литературовед И. Удушьев (Разумник Васильевич Иванов-Разумник). Дискуссия ведется и поныне, в числе вероятных авторов называются также А. Ахматова («Поэма без героя»), М. Цветаева (статья «Чорт»).

Xронологически Серебряный век продолжался не более трех десятилетий (примерно 1890—1920 годы), но по насыщенности идеями, оригинальности поисков его смело можно назвать целым веком, что оказалось возможным благодаря творческому взаимодействию множества людей редких дарований. Xудожественная картина Серебряного века многослойна и противоречива: искусство соединяло старое и новое, порой превращая в гармонию противоположности, образуя культуру особого рода, реалистические традиции уходящего Золотого века сочетало с поисками новых принципов письма, в основе которых — превалирование субъективных факторов.

Первые признаки поисков новых путей в литературе и искусстве появились в России еще в 80-е годы XIX века.

В 1892 году поэт, прозаик и философ Д. Мережковский в лекции «О причинах упадка и о новых течениях современной русской литературы» обосновал эстетику рождающегося русского модернизма, предсказал обновление стилей и художественных приемов в литературе, грядущее свободное выражение ею «мистического содержания» и религиозных чувств, призывал писателей к познанию в первую очередь духовных ценностей.

Уже к концу XIX века заявили о себе поэты-символисты «первой волны» — 3. Гиппиус, К. Бальмонт, Ф. Сологуб, Н. Минский. Позднее возникли группы поэтов-младосим- волистов (А. Белый, А. Блок, Вяч. Иванов), акмеистов (Н. Гумилев, О. Мандельштам, А. Ахматова и др.), футуристов (А. Кручёных, В. Хлебников, В. Маяковский). В живописи воплощаются идеи кубофутуризма, абстракционизма, примитивизма (П. Кончаловский, Н. Гончарова, В. Кандинский, К. Малевич). Обновленное, обостренное восприятие музыки жизни имело место в творчестве А. Скрябина. Пережил второе рождение русский романтизм, расцветший в поэзии, в музыке С. Рахманинова, в живописи М. Нестерова и И. Левитана.

Никогда еще не создавалось такое огромное количество кружков и творческих объединений как в это переломное время. В Москве и Петербурге возникли кружки поэтов- символистов, чьи взгляды во многом определяли дальнейшее развитие поэзии. Д. Мережковский, В. Розанов и Д. Философов были ядром религиозно-философского общества. В обществе «Мир искусства» собирались талантливые художники А. Бенуа, Л. Бакст и др. Выпускались журналы с шокирующими обывателя названиями («Свободная любовь», «Грех», «Смерть» и др.). Философы Н. Бердяев и С. Булгаков издавали знаменитый сборник статей «Вехи».

В поэзии, музыке, живописи Серебряного века одной из главных тем становится тема свободы человеческого духа перед лицом Вечности, мироздания. Одни авторы подходили к раскрытию ее с абстрактно-религиозных позиций (Д. Мережковский), другие восторгались красотой сотворенного Богом мира (акмеисты). Многие художники воспринимали смерть как счастливое избавление страдающей человеческой личности от мук. Понятие «любовь» обретало широкий смысл: это была любовь к Богу, России, Прекрасной Даме (Софии), женщине, другу.