Русская литература. 11 класс

Николай Степанович Гумилев (1886—1921)

— поэт, драматург и литературный критик. Первый его сборник стихов «Путь конквистадоров» вышел, когда Н. Гумилев был еще гимназистом. В сборнике воспевались сильная личность, путешествия, море.

После окончания гимназии Н. Гумилев едет в Париж, где издает три номера журнала «Сириус», печатая в них, кроме своих стихотворений, произведения Анны Горенко (будущей жены — Анны Ахматовой). Второй сборник Н. Гумилева, вышедший в Париже в 1908 году, — «Романтические цветы». Возвратившись в Москву, вместе с Вяч. Ивановым Н. Гумилев создает студию «Академия стиха», в журнале «Аполлон» публикует свои «Письма о русской поэзии», вышедшие затем отдельной книгой, представ в них тонким ценителем искусства слова. В первые послереволюционные годы он проводил с молодыми поэтами огромную работу, обучая их теории стихосложения.

После женитьбы на А. Ахматовой в 1910 году Н. Гумилев отправляется путешествовать по Абиссинии. Африканские впечатления отразились в его сборнике «Шатер».

Экзотической теме Африки посвящено стихотворение «Озеро Чад» (1912), написанное в стиле акмеизма: необычные образы-реалии (быстрый и сильный верблюд, ласкающая груда шкур звериных), яркие тропы («уносилась я птицей на север»), «упругий» ритм, драматизм ситуации. Н. Гумилев восхищался древним фольклором и искусством народов Африки. В стихотворении «Озеро Чад» рассказана трагическая история любви жены чернокожего вождя к белому воину-французу, который похитил ее и увез в Европу. Начало пути для героини было похоже на сказку:

 

А на быстром и сильном верблюде,

Утопая в ласкающей груде

Шкур звериных и шелковых тканей,

Уносилась я птицей на север,

Я ломала мой редкостный веер,

Упиваясь восторгом заранее.

 

Дальнейшая судьба женщины ужасна. Она брошена возлюбленным в Марселе, пляшет перед пьяными матросами, чтобы выжить. Вернуться домой она не может, ей остается только умереть на чужбине.

Большую известность Гумилеву принесла третья книга поэзии — «Жемчуга» (1910). В. Брюсов отмечал, что ее автор «уверенно идет к полному мастерству в области формы». Баллада «Капитаны» (1910), вошедшая в этот сборник, стала очень популярной у читателей:

 

Быстрокрылых ведут капитаны,

Открыватели новых земель,

Для кого не страшны ураганы,

Кто изведал мальстремы и мель,

Чья не пылью затерянных хартий, —

Солью моря пропитана грудь,

Кто иглой на разорванной карте

Отмечает свой дерзостный путь.

 

Какая удивительная образность этого произведения! Как неожиданы метафоры («шелестят паруса кораблей»), «яростные» эпитеты («дерзостный путь»), какая экзотическая лексика у Н. Гумилева («ураганы», «солью моря», «затерянных хартий»)! Действие в стихотворении происходит в разных широтах земного шара — от северных до южных морей.

Когда началась Первая мировая война, Н. Гумилев идет добровольцем на фронт. Его называли «поэтом-воином», о его храбрости ходили легенды. Он презирал смерть, был награжден редкими для офицера наградами — двумя солдатскими «Георгиями», которые давали только за личное мужество на поле боя. В сборнике «Колчан» поэт писал:

 

И кричу, и мой голос дикий,

Это медь ударяет в медь,

Я, носитель мысли великой,

Не могу, не могу умереть.

 

И опять яркие образы: «медъ ударяет в медь», «голос дикий», «мысль великая». И лирический герой величествен в ощущении своего бессмертия. И прошлое звучит в строках звоном меди, маячит в образе быстрого клинка.

В мае 1917 года Н. Гумилев едет за границу, живет в Лондоне и Париже, занимается восточной литературой, переводами, пишет драму «Отравленная туника». Через год он возвращается в Петроград, где вместе с А. Блоком, К. Чуковским и другими писателями работает в издательстве «Всемирная литература». Под его редакцией выходят переводы произведений С. Колриджа, Р. Саути, «Баллады о Робин Гуде» и другие книги.

В 1918 году вышел сборник Гумилева «Костер». В стихотворении «Рабочий» (1916) поэт пророчески предсказывает не только свою трагическую судьбу, но и судьбу поэзии:

 

Упаду, смертельно затоскую,

Прошлое увижу наяву,

Кровь ключом захлещет на сухую,

Пыльную и мятую траву.

И Господь воздаст мне полной мерой

За недолгий мой и горький век.

Это сделал, в блузе светло-серой,

Невысокий старый человек.

 

Обратим внимание на точность, а не на экзотичность эпитетов: «невысокий старыш человек», «сухая, пыльная и мятая трава...» — какой тонкий психологический рисунок трагического переживания воссоздан в стихотворении! Гумилевский рабочий предстает символом судьбы и смерти, а смерть поэт готов встретить достойно и мужественно.

Стихотворение «Перстень» (1920) имеет законченный сюжет, напоминающий сказку, и написано оно согласно принципам акмеизма. В нем рассказывается история девушки, уронившей в колодец перстень с красным рубином. Волшебные существа, живущие в колодце, не хотят отдать перстень, «тритоны» и «ундины» думают, что перстень «целебный», если девушка молит его «с тоской». Тогда девушка предлагает взамен кровь своего жениха, который ее безумно любит. Ведь кровь так похожа на рубин! Даже нечисть удивлена такой чудовищной жертвой, но девушка спокойно отвечает:

 

Просто золото краше тела

И рубины красней, чем кровь,

И доныне я не умела

Понять, что такое любовь.

 

Значит, для девушки перстень оказывается дороже жизни любимого.

В стихотворении «Шестое чувство» (1920) Гумилев рассуждает о тайне души человека, о загадке таланта, об истоках творческого вдохновения. Откуда берутся бессмертные стихи, каким «шестым чувством» нужно обладать, чтобы твои произведения остались в веках? Гениальное стихотворение нельзя

 

Ни съесть, ни выпить, ни поцеловать.

Мгновение бежит неудержимо,

И мы ломаем руки, но опять

Осуждены идти все мимо, мимо.

 

Поколения людей в веках сменяют друг друга для того, чтобы в процессе эволюции стать, наконец, истинным венцом природы:

 

Так век за веком — скоро ли, Господь? —

Под скальпелем природы и искусства

Кричит наш дух, изнемогает плоть,

Рождая орган для шестого чувства.

 

Человек воспринимает окружающий мир с помощью пяти органов чувств, данных ему Творцом. Шестое чувство для Н. Гумилева — это чувство прекрасного, появляющееся в процессе самосовершенствования, постоянной работы над собой.

Стихотворение «Заблудившийся трамвай» (1921) одновременно посвящено осмыслению тайны времени, пространства и революции и последующего развития отечественной истории. Трагический колорит нагнетается в стихотворении с самого начала: чувство обреченности, гибельности начатого исторического пути пронизывает стихотворение с первых до последних строк. Судьба лирического героя связана с судьбой «заблудившегося трамвая», символизирующего роковую неизбежность свершающегося в России. На этот «трамвай» лирический герой вскочил на ходу, добровольно, не обращая внимания на зловещие приметы: «вороний грай» и оставляемую в воздухе при свете дня «огненную дорожку»:

 

Как я вскочил на его подножку,

Было загадкою для меня,

В воздухе огненную дорожку

Он оставлял и при свете дня.

 

Таково было и возвращение Н. Гумилева в послереволюционную Россию. Трамвай несется в неизвестность. Герой не может понять, где он. Рефреном звучат строки: «Остановите, вагоновожатый, / Остановите сейчас вагон».

Перед глазами героя мелькают картины: нищий, умерший год назад в Бейруте; палач, отрубающий голову герою; «вокзал, на котором можно / В Индию Духа купить билет». Повествование строится в форме бреда. Герой то вспоминает свою умершую невесту Машеньку, то видит себя, идущего с напудренной косой представляться императрице. Человек изображен песчинкой в потоке времени. Он не может ничего изменить и понять. Поэт делает вывод, что «Люди и тени стоят у входа / В зоологический сад планет». Ему остается только отслужить молебен о здравии Машеньки и панихиду по самому себе.

Революция — это трамвай, заблудившийся во времени, из-за нее сердца — «угрюмы», «дыханье трудно», жизнь — непрекращающаяся боль, любовь — тревожное и грустное воспоминание о том, как «вновь» не удается увидеться с любимой, а вагоновожатый, не откликающийся на призывы остановить трамвай, — не то палач, не то призрак. Разогнавшаяся революция становится городским трамваем, в котором что-то сломалось, она сама не знает, куда ее несет, в чем ее смысл и цель.

Жизнь Н. Гумилева трагически оборвалась в августе 1921 года, когда ему было 35 лет. Он был расстрелян чекистами за то, что не донес о готовящемся офицерском заговоре против советской власти. В контрреволюционную организацию Н. Гумилеву предлагал вступить его давний друг, с которым они вместе учились и воевали, но он предложение не принял. В 1921 году вышел посмертный сборник поэта «Огненный столп».

H. Гумилев остался в истории русской литературы как один из лучших поэтов начала XX века. Его богатое поэтическое наследие не утратило своего значения и в наши дни.

Вопросы и задания

I. Акмеизм как литературное направление. Чем он отличается от символизма?

2. Покажите на примерах, что экзотика природы, обстоятельств, художественных деталей являются художественными приемами в творчестве Н. Гумилева.

3. Проанализируйте целостно (пафос, сюжет, жанр, тропы, ритмикоинтонационный рисунок) одно из произведений поэта.

4. Подготовьте реферат на одну из тем: «Акмеисты — мастера художественной детали, тропа, образа», «Судьба Николая Гумилева и его семьи».