Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее. Джон Уитч

Техника скорочтения

В современном мире человек много информации воспринимает через органы зрения: чтение книг, журналов и газет.

Невозможно представить себе даже на минутку, что печатные издания исчезли бы, что человек не смог бы читать. Ведь все, что достигнуто человечеством за миллионы лет существования, зафиксировано в книгах. Лишить человека книг — это значит оставить его без своих корней, без настоящего, прошлого и будущего. Из истории известно, что когда войска жестокого завоевателя Тамерлана вошли в Армению, они в первую очередь начали забирать рукописные свитки и книги. Армяне предложили им обмен — за одну книгу они давали двух плененных воинов. Так высоко в XIV веке оценили армяне свое историческое наследие.

Герцен А.И. писал: «Вся жизнь человечества последовательно оседала в книге: племена, люди, государства исчезали, а книга оставалась. Она росла вместе с человечеством, в нее кристаллизовались все учения, потрясавшие умы, и все страсти, потрясавшие сердца.

Каждое поколение людей стремилось к тому, чтобы через книгу овладеть миром учений, потрясавших умы, и миром страстей, потрясавших сердца. Но сделать это далеко не просто. Нам хочется много узнать, много прочитать, но ведь наши желания не всегда совпадают с нашими возможностями».

Академик О.Ю. Шмидт в юности составил список книг, которые ему хотелось бы прочесть, и подсчитал, сколько ему понадобится для этого времени. Результат превзошел все ожидания: чтобы осуществить намеченное, юноше потребовалось бы ни много ни мало — тысяча лет. Изрядно сократив список, О.Ю. Шмидт получил не менее внушительную цифру — двести пятьдесят лет.

Проблема обилия книг и невозможности прочесть их все начала волновать человечество давно. Люди думали, как же упростить задачу читателя. Николя Гроллье де Сервьера, живший в XVII веке, придумал машину для ускорения чтения книг. По конструкции она напоминала мельничное колесо, в которой вместо лопастей были установлены подставки для книг. На них одновременно располагались несколько одинаковых книг, открытых на страницах, требуемых для чтения.

Английский физик Дж. Томсон писал об уменьшении знаний одного человека по сравнению с ростом знаний всего человеческого общества. Он исходил из того, что объем знаний человечества слишком быстро увеличивается.

Конечно, чем шире поток информации, тем более избирательно относится к ней человек, тем более он требователен.

Человек, желающий познать что-то новое, неизвестное, должен преодолеть конфликт между своими возможностями и тем объемом информации, которую он может получить из книг, средств массовой информации. Перед ним стоит не простая, но выполнимая задача.

По мере развития приемов мышления, совершенствования языка, способов работы с текстом каждое новое поколение читает быстрее, чем предыдущее. В этом большая заслуга передовых людей каждой эпохи. Еще в XVII веке люди начали задумываться о важности быстрого чтения. Основоположник теории обучения Ян Амос Коменский при открытии в Чехии Патакской высшей школы произнес речь «Об искусном пользовании книгой — первейшим инструментом культуры природных дарований».

Тема скорочтения остается одной из самых непонятных до сих пор. Слово «скоро» означает быстро, но это не значит, что надо просто пробежать глазами по строчкам текста. Скорочтение состоит в том, что надо быстро выделить главные мысли и запомнить смысл текста, затратив на это как можно меньше времени. Если сказать кратко, скорочтение — это чтение с высокой скоростью усвоения прочитанного материала при минимальных затратах усилий и времени.

Наш мозг обрабатывает информацию, поступающую извне, со скоростью в четыре раза выше медленной скорости чтения. Если на чтение одной страницы у среднестатистического человека уходит две минуты, то наш мозг обрабатывает ее за полминуты, а остальные полторы минуты создаются непроизвольные ассоциации. Например, вы читаете про горы. Глаза продолжают двигаться по строчкам, а на внутреннем экране возникает цепочка непроизвольных ассоциаций: альпийские луга, стадо овец, горы с вершинами, покрытыми снегом, синее небо и белое ленивое облако на нем. При таком чтении информация запоминается плохо, не воспринимается как одно целое. Наверное и с вами случалось такое, что, прочитав целую страницу, вы понимаете, что не запомнилось ни одного слова.

Советский психолог, основатель исследовательской традиции Л.С. Выготский по этому поводу писал: «Обычно думают, что понимание выше при медленном чтении; однако в действительности при быстром чтении понимание оказывается лучше, ибо различные процессы совершаются с различной скоростью и скорость понимания отвечает более быстрому темпу чтения».

Ученые, которые занимаются исследованием способности людей к чтению, выделили пять методов чтения:

1. Углубленное чтение, когда человек внимательно и скрупулезно анализирует и оценивает прочитанное, уделяет особое внимание деталям.

2. Быстрое чтение, при котором уделяется внимание деталям и которое приобретает свойства углубленного чтения.

3. Выборочное чтение, которое можно назвать повторным. При этом человек читает отдельные части текста.

4. Чтение — просмотр, то есть предварительное чтение «по диагонали». Таким образом определяется тематика книги, статьи и т.д. и определяется ее ценность для читателя.

5. Чтение — сканирование. Его цель — выявить в тексте знакомые фамилии, даты, темы, то есть быстро просмотреть текст и найти в нем конкретные данные.

Тренировка памяти при быстром чтении важна, но она будет действенной только при наличии четырех обязательных условий: уверенности в том, что вам необходимо улучшать память; постоянной заинтересованности в этом; умении самостоятельно работать и правильно использовать особенности вашей памяти.

Запоминание информации при чтении зависит от следующих факторов:

— быстрое чтение способствует тренировке памяти, не перегружая ее, а также активизирует процессы мышления и запоминания;

— самым результативным является непроизвольное запоминание при положительных эмоциях. Быстрое чтение обеспечивает именно такое запоминание. Если четко поставлена цель и читаешь с положительными эмоциями и настроенностью на хороший результат, то нужное запоминается само собой;

— осмысленное запоминание, основанное на перекодировании прочитанной информации на язык своих мыслей, в десятки раз продуктивнее, чем механическое запоминание. После чтения текста необходимо тут же повторить его;

— американский психолог Дж. Миллер создал формулу запоминания информации человеком. Суть ее состоит в том, что человек запоминает прочно, глубоко, надолго, если поступающая информация распределяется в блоки, которых не более семи.

В зависимости от того, какую цель преследует человек, начав читать ту или иную книгу или статью, необходимо выбирать соответствующий режим чтения.

В самом начале, когда ребенок только учится читать, ему незнакомы начертания букв. Маленький человек с трудом отличает одну букву от другой, он читает по буквам «м-а-м-а». Постепенно распознавание и узнавание букв становится автоматическим и скорость чтения возрастает. Следующим шагом малыша становится чтение по слогам: «Ма-ма». «Ма-ма мы-ла pa-му». Затем ему подвластно предложение «Мама мыла раму». Угол зрения при этом становится все больше и больше. У начинающего читателя узкий угол зрения, который позволяет увидеть только частичку страницы, а может быть даже и только кусочек слова. Чем шире угол зрения, тем больше информации сможет охватить человек за один взгляд на текст.

Считается, что при движении взгляда наибольшая острота зрения возникает в центральной зоне сетчатки глаза. Все, что лежит вне так называемой «зоны ясного видения», видится смутно, как в тумане. Максимальная зона видения читателя составляет тридцать градусов, а зона ясного видения — четырнадцать градусов. Область стопроцентного видения занимает всего лишь 1,4 градуса. Широкий угол зрения может уменьшить поиск нужной информации.

Как показали исследования, увеличить угол зрения помогают таблицы Шульте. Кроме того, они помогают увеличить периферическое зрение и увеличить скорость чтения.

Тренинг «Таблица Шульте»

16

12

17

7

14

15

5

19

6

13

18

24

20

25

22

9

4

21

11

2

3

1

23

10

8

1. Сконцентрируйте свой взгляд на центральной точке таблицы.

2. Старайтесь увидеть все цифры на поле. Смотрите рассеянным взглядом, как бы сквозь листок.

3. Удерживая взгляд на центральной точке таблицы, определите, где находятся цифры от 1 до 25.

4. Находите цифры беззвучным счетом в возрастающем порядке. Делайте это с максимальной быстротой, не проговаривая числа ни про себя, ни вслух. Очень важно искать цифры только периферийным зрением.

5. Время считывания такой таблицы должно быть не более 30 секунд.

6. Выбирайте время занятий так, чтобы не уставать, — не более десяти таблиц в день. Горизонтальные движения глаз по таблице делать нельзя.

7. Расстояние от глаз до таблицы Шульте должно быть таким же, как при чтении книг, то есть примерно 30—35 сантиметров.

Тренируйтесь по таблице Шульте каждый день. Через две-три недели вы достигнете удивительных результатов, и ваш угол зрения значительно увеличится. Подобные таблицы вы можете составлять сами, расположив числа в произвольном порядке и находя их поочередно. Таблица Шульте — это листок с нарисованным квадратом со сторонами по двадцать сантиметров. Квадрат разбивается на двадцать пять ячеек. По мере развития навыков чтения таблиц Шульте переходите к более сложным таблицам, увеличивая количество ячеек 6x6,7 х 7, 8 х 8 и соответственно — размер квадрата: 24 х 24, 28 х 28, 32 х 32 сантиметра.

Самое главное при работе с таблицами Шульте — это внимание. Вместо цифр в случайном порядке можно расположить и другие объекты, главное — не бегать взглядом по таблице, а, смотря в центр таблицы, ясно видеть вместе с центральной цифрой и верхние левую и правую, а также нижние левую и правую цифры.

Бьюзен Т. отмечал, что к компьютерным программам и таблицам Шульте надо относиться с максимальной осторожностью, так как взгляд непроизвольно следует за курсором мышки, что не способствует расширению угла зрения.

Если ученик начальной школы может читать по слогам и буквам, то от старшеклассника требуется, чтобы он вдумчиво прочитал материал, находящийся в учебнике. На студента высшего учебного заведения обрушивается поток разнообразной информации, ему необходимо пользоваться научной литературой, все возможными справочниками, находить нужную информацию в библиотечных каталогах и огромнейшей библиотеке научной литературы. Студент учится выборочно читать то, что ему необходимо, он сам формирует избирательный поиск нужной информации.

В процессе своей производственной или научной деятельности человек пользуется различной специализированной литературой, порой плохо структурированной, поэтому приходится самому заниматься ее обработкой. Здесь не подойдут ни стратегия изучения материала школьниками от корки до корки, ни методика составления алгоритма поиска нужной информации, к которой прибегают студенты.

Для получения необходимой информации и нахождения в ней рационального зерна требуется навык скоростного чтения, т. е. прочтение только нужных текстов, поиск ключевых слов и фраз, необходимых для конкретной деятельности.

Читать следует только то, что необходимо, а не все, что написано, — таков основной принцип скорочтения. При этом необходимо:

— подавлять желание проговаривания текста;

— уметь выделять в тексте только самое главное;

— иметь широкий угол зрения;

— психологически настроиться на мгновенное схватывание смысла текста;

— применять эффективные стратегии запоминания информации.

У каждого человека имеются нераскрытые возможности и внутренние резервы, которые значительно больше, чем он подозревает. Увеличить скорость чтения можно, избавившись от следующих снижающих быстроту чтения факторов:

— отсутствие ясной цели, объясняющей для чего вам это нужно;

— неспособность отличить необходимую информацию от ненужной;

— рассеянность внимания;

— медленная стратегия чтения, когда воспринимаются слова, а не их значения.

Скорость чтения во многом зависит от интереса читателя к материалу, его понимания и от знакомства человека с предметом повествования.

Вопрос скорости чтения интересует прежде всего и потому, что это позволяет достичь большей продуктивности, а значит, и более легкого достижения цели.

Люди затрачивают много времени на чтение. Многие очень способны и в силу своей работы вынуждены много читать, но по-прежнему прибегают к тем же приемам чтения, которыми пользовались еще в детстве.

В реальной жизни приемы, цели и виды чтения могут быть чрезвычайно разнообразными. В одном случае от чтения литературы требуется полное и глубокое понимание смысла, в другом — необходимо решить, а стоит ли вообще читать этот материал и что он даст, в третьем — надо извлечь из текста лишь нужную информацию. Один и тот же материал можно прочитать по-разному и каждый раз он будет восприниматься иначе.

Если исходить из того, что скорочтение — это процесс обучения, то следует учитывать, что мозг человека не может усвоить больше информации, чем положено. Если читатель увеличит скорость чтения текста в четыре раза, по сравнению с тем объемом, что может усвоить мозг, то он усвоит лишь четверть прочитанного. Если нет возможности увеличить скорость обрабатываемой мозгом информации, то надо увеличить продуктивность чтения и постараться избежать излишних затрат энергии и сил за счет увеличения своих возможностей. Как показали исследования, самые способные люди являются самыми непродуктивными читателями.

Писатель высказывает свою целостную мысль в виде цепочки слов. Читатель видит эту цепочку слов в виде символов и должен извлечь из них законченную и целостную мысль, которую ему хотел передать писатель. При непосредственном контакте писателя с читателем, при их устном общении никаких трудностей не возникает, так как слушатель находит подсказку в жестах, мимике лица и в любой момент может прервать говорящего и задать ему интересующие вопросы. Когда же человек читает, то он видит перед собой печатные буквы, у него нет никаких подсказок. Поэтому он старается сконцентрироваться на словах, запомнить их, но при этом теряет смысл текста. Получается, что читатель напрасно тратит свою энергию и силы, вместо того чтобы понять смысл слов, а через них — идею автора. Такие читатели не доверяют своему восприятию и читают очень скрупулезно, детально прорабатывая каждое слово, каждую фразу, каждый абзац, снова и снова возвращаясь к ним, если не улавливают смысл текста.

Парадоксально, но факт — в результате такого дотошного чтения снижается понимание материала и скорость чтения, так как люди, пытаясь понять, теряют нить текста и не видят его основную идею.

Такие читатели настолько зациклены на своем желании охватить и понять содержание страницы, что уделяют внимание каждой запятой, каждой несущественной детали, вместо того чтобы продвигаться вперед в поисках основных идей автора.

Такие читатели часто возвращаются назад, перечитывая незначительные слова и фразы, которые могли бы проигнорировать и двигаться дальше. Возвращения назад нарушают целостность восприятия, снижают скорость чтения и концентрацию внимания.

Так как скорость, с которой мозг способен обрабатывать информацию, ограничена, то читатель должен постоянно менять и скорость чтения. Более трудный для понимания текст читается более медленно, чем легкий и понятный. Неправильно рассчитанная скорость восприятия тоже ведет к бесполезной трате сил читателя.

Стараясь просто запомнить материал, не вникая в его суть, читатель просто складирует прочитанные слова в своем мозгу, не пополняя имеющиеся у него знания. Получается, что человек расходует свои способности впустую. Опытный читатель пытается усвоить новый материал и связать его с уже имеющимися знаниями.

В процессе быстрого чтения человек привыкает к оперативному улавливанию сути текста, содержащегося в ключевых словах. Он быстро улавливает основную мысль, составляющую основу знаний. Такое чтение не так утомляет глаза, как обычное медленное чтение.

Существуют и дополнительные факторы, которые оказывают влияние на скорость чтения, — это словарный запас читающего. У быстро и много читающих людей словарный запас достаточно велик. У тех, кто читает медленно, словарный запас ограничен. Многие слова, встречающиеся в новом тексте, для них непонятны. Для того чтобы уловить смысл материала им надо разгадать значение этих слов. Люди, за свою жизнь прочитавшие много, могут опереться на знания и накопленный опыт, им не нужно читать каждый новый текст как совершенно незнакомый. Хороший и опытный читатель от чтения испытывает истинное удовольствие, оно позволяет ему удовлетворить чувство интеллектуального голода, для плохого же читателя чтение является рутинной обязанностью.

Если вы подозреваете, что являетесь не слишком хорошим читателем и у вас есть привычки, мешающие вам быстро и эффективно читать, то избавиться от них можно за сравнительно короткое время. Постоянно работая над приобретением полезных привычек при чтении и избавляясь от вредных, вы увеличите скорость и эффективность чтения. Вы не просто будете хотеть добиться поставленной цели, ее осуществление станет для вас необходимостью. По этому поводу профессор Колумбийского университета доктор Дж. Мурсел писал: «Простое желание учиться расплывчато и неконкретно, необходимость чему-нибудь научиться приобретает концентрированную и конкретную форму. Желание учиться означает, что мы что-то повторяем снова и снова в надежде, что что-то произойдет. Необходимость учиться означает, что мы углубляемся в предмет и анализируем его, рассматривая с различных сторон; пытаемся выявить причинно-следственные связи, отыскать, что верно, а что неверно, и что нужно изменить, чтобы неверное стало верным. Рассмотрим аналогию: человек может иметь желание стать физически более здоровым и сильным. Его желание укрепить свое здоровье становится необходимостью только тогда, когда он точно знает, что он должен делать, чтобы стать более здоровым и сильным. Его желание укрепить свое здоровье становится необходимостью только тогда, когда он точно знает, что он должен делать, чтобы стать более здоровым, а затем делает это; анализирует свои результаты и старается так направить действия, чтобы добиться максимального эффекта. Таким образом, необходимость учиться означает интеллектуальный настойчивый поиск методов решения и интеллектуальную упорную работу в этом направлении».

При искоренении вредных привычек чтения вы можете слишком быстро и агрессивно штудировать изучаемый материал, что будет способствовать увеличению скорости чтения, пониманию информации, усилению концентрации. Вы научитесь упускать маловажные слова и детали, выделяя главную мысль автора. Вы сможете так натренировать скорость вашего зрительного восприятия, что научитесь быстро продвигаться по тексту, выхватывая из множества слов и фраз основные идеи и составляя общую картину текста. Это позволит вам стимулировать свое интеллектуальное любопытство, повышая словарный запас, избавит вас от регрессий (возвращений), артикуляции, внутренней речи.

Основная проблема при быстром чтении текста — это проговаривание (артикуляция) слов. При артикуляции глаза дольше, чем положено, задерживаются на одном слове, хотя за это время и способны сканировать целые группы слов. При артикуляции скорость чтения привязана к скорости работы органов речи (не более трехсот слов в минуту): человек, прежде чем видит текст, слышит его, хоть глаза могут воспринимать и передавать информацию в мозг в десять тысяч раз быстрее, чем уши. При проговаривании текста читатель, скорее, слушает проговариваемые слова, чем прислушивается к мыслям. Уже давно доказано, что информация от глаз может передаваться напрямую в мозг, минуя речь и слух.

Конечно, сказать, что при чтении нельзя проговаривать слова, легко, а вот как избавится от этой привычки. Если вы читаете молча, не шевелите губами, не двигаете языком во время чтения, это еще не означает, что вы избавились от этой привычки и читаете без использования той части мозга, которая отвечает за разговорную речь. У человека за произнесение слов и за их осмысление отвечают разные зоны мозга: зона Брока и зона Вернике. Во время чтения вслух задействованы обе эти зоны. Большинство людей сначала слова представляет как звуковые образы, а затем происходит их преобразование в смысловые или визуальные образы. Артикуляция слов состоит из двух этапов. На первом этапе идет их проговаривание, которое совершается механическими движениями «приборов» (органов речи): посредством бубнения, шевеления языка, движения губ. Второй этап — это проговаривание слов про себя, когда читатель не использует органы речи, но слова как бы произносятся внутренним голосом. Во время такого молчаливого чтения зона мозга, ответственная за речь, тоже работает, мешая скоростному восприятию текста.

Избавиться от привычки проговаривать слова при чтении вам помогут следующие упражнения.

Упражнение 1

1. Читайте текст глазами.

2. Приложите палец руки к губам.

3. Следите за тем, чтобы губы не шевелились.

Упражнение 2

1. Читайте текст глазами.

2. Зажмите карандаш или любую палочку зубами.

3. Держите карандаш только зубами, губы и язык не должны прикасаться к нему.

Упражнение 3

1. Читайте текст глазами.

2. Прижмите язык к зубам.

Упражнение 4

1. Читайте текст глазами.

2. Во время чтения произносите вслух звукословосочетания (траля-ля, трам-та-рам).

3. Можно произносить отдельные слова (мама, папа, мама, папа и т.д.).

4. Во время чтения произносите короткий текст. Хорошо произносить скороговорки (Карл у Клары украл кораллы и т.д.).

Примечание: это упражнение почти никому не удается сделать, если произносимые слова и читаемый текст разные. Освоить это упражнение можно только в том случае, если при чтении текста глаза опережают движения губ и сканируют те слова, которые губам еще предстоит произнести. Постепенно скорость сканирования текста возрастает, а скорость проговаривания уменьшается. Со временем от проговаривания удается полностью избавиться.

Упражнение 5

1. Читайте текст глазами.

2. Во время чтения ведите счет от единицы до десяти и обратно.

Упражнение 6

1. Читайте текст глазами.

2. Во время чтения слушайте спокойную релаксационную музыку. Лучше всего подойдет Гендель и Вивальди. Как показывает практика, такая музыка повышает скорость запоминания и повышает способности человека к обучению.

3. Следите за развитием мелодии.

Упражнение 7

1. Быстро ведите указательным пальцем вдоль колонки текста.

2. Старайтесь читать текст в том же темпе, что и движение пальца.

3. Не пытайтесь глубоко вникнуть в смысл читаемого текста.

4. Читайте несложные тексты.

5. Сконцентрируйтесь на чтении.

6. Не возвращайтесь к прочитанной части текста, так как при возвращении к прочитанному концентрация внимания падает. При этом ваш мозг начинает думать, что в любой момент можно вернуться, и информация не усваивается. Поэтому читайте каждый новый текст с мыслью, что вернуться нельзя.

7. Даже если вы что-то не поняли, не возвращайтесь к прочитанному.

8. Не снижайте достигнутого уровня скорочтения, не сбивайтесь с заданного ритма, и уровень понимания текста повысится.

Упражнение 8

1. Найдите стихотворение с короткими строчками.

Буква за букву,

Паузы, точки.

Слово за слово,

Короткие строчки.

На белых страницах

Из чистого льна

Вырастает покрытая

Снегом страна.

(Дмитрий Фенъко)

2. Прочитайте одну строку за одну остановку.

3. Фокусируйте глаза на крайних словах.

4. В процессе освоения переходите к стихотворениям с более длинными строчками.

Среди большой войны жестокой,

С чего — ума не приложу,

Мне жалко той судьбы далекой,

Как будто мертвый, одинокий,

Как будто это я лежу,

Примерзший, маленький, убитый

На той войне незнаменитой,

Забытый, маленький, лежу.

(Александр Твардовский)

Упражнение 9

1. Возьмите газету и сопровождайте чтение колонки быстрым движением четырех пальцев сверху вниз.

2. Повторите этот пункт упражнения тремя, двумя, одним пальцем.

Упражнение 10

1. Возьмите текст в руки и подойдите к окну.

2. Посмотрите пять минут на открывшийся вашему взору вид.

3. Перенесите ваш взгляд на текст, улавливая взглядом начало и конец строчек.

4. Опять посмотрите в окно и опять на текст. Повторите упражнение пять—шесть раз.

Упражнение 11

1. Включите музыку.

2. Возьмите газету или любую книгу.

3. Быстро читайте первое и последнее слово в каждой строчке.

4. Другие слова читать не надо.

Упражнение 12

1. Напишите взглядом цифры от 0 до 40

2. Напишите взглядом буквы алфавита от А до Я.

3. Напишите взглядом слова, словосочетания, предложения.

Упражнение 13

1. Для тренировок используйте любое свободное время.

2. Идя по улице фотографируйте взглядом номера машин.

3. Фиксируйте взглядом надписи на вывесках и объявлениях.

Упражнение 14

Делайте сложные движения пальцами, причем они не должны быть произвольными, автоматическими или легкими. Движения пальцев должны быть такими, чтобы мозг постоянно контролировал их выполнение. Например, при каждом ударе правой рукой, поочередно пальцами левой руки пытайтесь дотронуться до височной части лица. Значительная часть мозга, отвечающая за речь, отвечает и за движение пальцев.

Упражнение 15

Читатель должен выбивать рукой такой такт, чтобы он не совпадал с речью. Чтение материала должно проходить под одновременное выстукивание такта. Первое время это будет весьма трудно, но постепенно чтение будет убыстряться, а внутренний голос делаться все тоньше и глуше, пока не исчезнет совсем. Для полного избавления от проговаривания потребуется около двадцати часов чтения с одновременным выстукиванием такта.

Упражнение 16

Центры мозга, отвечающие за движение рук и за произношение слов, находятся рядом. Если занять центр мозга, отвечающий за движение, работой, то одновременно будет происходить и частичная блокировка речевого центра. Поэтому при чтении следует выстукивать пальцами определенный ритм: двухтактное постукивание с четырьмя ударными элементами в первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом такте и двумя во втором со значительным усилением удара на первом элементе каждого такта (см. рис. 1 и 2).

Рис. 1. Нотная запись ритма

Рис. 2. Средний темп стука

Правши должны выстукивать ритм по столу карандашом или ручкой, взяв их пальцами правой руки, собранными вместе. Левши должны выстукивать ритм одновременно пальцами и левой и правой руки, при этом как у правшей, так и у левшей должна работать не только кисть, но и вся рука. Для того чтобы правильно выстукивался ритм, полное понимание текста не обязательно. Пальцы заняты, и автоматически блокируется речевой центр.

Упражнение необходимо повторять ежедневно в течение 1—1,5 часа. В случае усталости можно делать перерывы. В общей сложности этому упражнению следует уделить до 20 часов своего времени. Затем, при быстром чтении, упражнение надо повторять хотя бы 1 раз в неделю, уделив ему 30 минут своего времени.

Упражнение состоит из четырех этапов:

1. Убеждение: я смогу это сделать.

2. Выполнение: упражнение получается, но понять прочитанный текст сложно.

3. Понимание: упражнение получается, прочитанный текст понимается, но запомнить его не возможно.

4. Усвоение: упражнение легко и свободно выполняется, прочитанный текст понимается и вспоминается, ритм не замедляется.

 

Скорость чтения

Скорость чтения — это объем прочитанного текста за единицу времени. Объем текста может определяться по-разному (в страницах, знаках, словах, слогах). Время измеряется в часах, минутах, секундах. Чаще всего скорость чтения определяют как количество прочитанных слов в минуту. Чтение со скоростью 300 слов в минуту считается обычным, выше 300 слов в минуту — ускоренным. Пределом сплошного чтения является скорость 1000 слов в минуту (по другим данным, 800 слов в минуту).

Скорость чтения можно определить по формуле

где V — скорость чтения, Q — число знаков в тексте (считается каждая буква и каждая цифра в тексте, пробелы и знаки препинания не учитываются), Т — время потраченное на чтение данного текста в минутах, К — коэффициент понимания.

Некоторые исследователи предлагают измерять скорость чтения в словах. Зная соотношение между единицами объема текста, можно легко перейти от одной системы к другой.

В среднем каждое слово в русском языке состоит из шести букв. Поэтому, например, если ваша скорость чтения равна 1200 знаков в минуту, то скорость чтения в словах будет составлять 1200 : 6 = 200 слов в минуту.

Для определения скорости чтения применяется и такой показатель, как коэффициент понимания. Он определяется исходя из ответов на десять контрольных вопросов по прочитанному тексту. Ведь известно, что быстрое чтение — это осмысленное чтение при глубоком усвоении прочитанного материала. Если все ответы на десять контрольных вопросов правильные, то коэффициент равен 1, если ответили правильно

на семь вопросов, то коэффициент равен 0,7, если на один вопрос — 0,1. Хорошим считается коэффициент понимания и усвоения текста 0,7, или 70%.

Коэффициент усвоения — это количество усвоенного содержания текста. Он состоит из понимания и запоминания текста. Измеряется этот показатель в процентах или долях единицы и определяется как отношение усвоенного к общему содержанию материала, принимаемого за сто процентов или единицу.

Возьмите какой-нибудь текст, посчитайте количество знаков, приготовьте секундомер, тетрадь и ручку. Запишите время начала чтения или включите секундомер. По окончании чтения запишите время и выключите секундомер.

 

Эксперименты в области подавления артикуляции во время чтения

Американскими учеными проводились эксперименты, во время которых участникам давали читать текст и при этом разговаривали с ними на отвлеченные темы, не имеющие отношения к тексту. Сначала участники не воспринимали читаемую информацию, но в ходе дальнейших тренировок способность к восприятию читаемого текста к ним вернулась.

В ходе экспериментов было также выявлено, что если у людей, владеющих несколькими языками, повреждены речевые центры, то восстановление речи обычно проходит в четыре этапа: понимание речи основного языка, восстановление способности пользоваться родным языком, понимание речи чужого языка, восстановление способности пользоваться этим языком.

Особый интерес вызвали участники, у которых нарушена работа зоны Брока. Они понимали, что им говорили, но были не в состоянии сами что-либо произнести. При поражении зоны Брока страдает не только спонтанная речь, но нарушаются и другие двигательные функции, в первую очередь именно те, при которых люди обмениваются информацией друг с другом. Даже самые несложные движения, с помощью которых участники эксперимента с пораженной зоной Брока могли передать информацию, были им недоступны. Испытуемые забывали с помощью какого жеста можно подозвать к себе человека, как попрощаться с ним или поприветствовать его. Военнослужащие не могли поднести руку к фуражке (жест воинского приветствия). Кроме того, испытуемые и сами не понимали жестов своих партнеров, они не отличали дружеское рукопожатие от жеста угрозы. Фонетический слух при поражении зоны Брока не страдает и при письме не происходит грубых ошибок.

Американскими учеными с помощью специальной аппаратуры были проведены эксперименты по анализу интенсивности внутреннего проговаривания во время чтения. Были выявлены следующие факты:

1. Мускульное напряжение органов чтения минимально при чтении текста на родном языке.

2. При чтении иностранных слов, встречающихся в тексте родного языка, интенсивность проговаривания резко возрастает.

3. При проговаривании слов про себя механическая фиксация языка и губ не увеличивает скорость чтения текста, а лишь тормозит периферическую часть речедвигательного аппарата.

4. Знакомую графическую символику букв человек воспринимает через зрительные и пространственные образы и схемы.

Было выявлено, что у детей речевые области мозга частично формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. И если с детьми в раннем возрасте (пять-шесть месяцев) проводить специальные упражнения на развитие моторики пальцев,то они начинают выговаривать сложные слова гораздо раньше.


Предыдущая
Страница
Следующая
Страница