Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее. Джон Уитч

Фоточтение

Фоточтение — это ментальное чтение, а именно, фотографирование книг, или чтение книг со скоростью 25000 слов в минуту. И основная сложность, с которой сталкиваются люди, решившие изучить этот метод, — это научиться использовать потенциальные возможности человека. Кроме того, сложно заставить себя преодолеть заложенный еще с детства стереотип чтения. Ведь нас учили, что читать — это значит начинать с первого слова книги и двигаться постепенно к самому концу, и чтобы понимать о чем говорится в тексте, надо концентрироваться на этом.

Некоторые способы обучения фоточтению покажутся несколько необычными. Например, если необходимо запомнить большое количество материала, вы повышаете скорость чтения, но при этом снижается уровень восприятия и усвояемости нового материала. Затем скорость чтения снижается, и автоматически перегружается ваше мышление.

Порой новое кажется нам диковинным и необычным. Чтобы овладеть техникой фоточтения, необходимо отбросить все сомнения и вспомнить, что весь прогресс познания продвигался через отрицание. Надо перестать:

— нервничать;

— занижать свою самооценку;

— не верить в способности, заложенные в вас от природы;

— не доверять бессознательному мышлению и интуиции;

— не бояться начать обучение сначала;

— отбросить все сомнения и неуверенность в своих силах;

— хотеть получать все с первой попытки.

Приступая к тренировкам, необходимо отбросить негативное отношение к фоточтению, препятствующее достижению положительных результатов.

Прежде всего надо усвоить, что эффективное чтение начинается только после того, как вы будете знать цель — для чего вам это нужно. Цель способствует достижению желаемых результатов и служит дополнительным стимулом.

Определившись с целью, читатель переходит на уровень ускоренного обучения, на котором полностью отсутствует лень, скука и беспокойство. Если он прилагает какие-то усилия, то не волнуется о результате. Такой уровень можно назвать уровнем расслабленной бдительности.

Идея определения и постановки цели не нова, еще в XVI веке Ф. Бэкон говорил: «Некоторые книги предназначены для поверхностного просмотра, другие — для полного поглощения, третьи — для осмысления и усвоения информации. То есть одни книги нужно читать не полностью, другие целиком, но особо не вдумываясь в содержание, а некоторые нужно читать до конца внимательно и с осмыслением».

Какое бы не было чтение, оно по-любому преследует какую-то цель. Если цель точно определена, то вероятность ее достичь вырастает во много раз и сопровождается целеустремленностью. Читатели, четко поставившие цель, по-новому относятся к чтению, они приобретают новые ощущения.

Определить цель вам помогут следующие наводящие вопросы:

1. Я хочу получить удовольствие от чтения данного текста или мне просто надо скоротать время, расслабиться?

2. Мне надо понять только основные тезисы, изложенные в этом тексте, или же все его содержание?

3. Насколько важен для меня прочитанный материал и где я могу его применить?

4. Как много времени я могу потратить на чтение этого материала?

Если читатель не определяется с целью чтения, то очень часто такое чтение является напрасной тратой времени.

В век огромных потоков информации планирование своего времени и установка цели — это братья-близнецы. Невозможно читать всю информацию с одинаковой скоростью и одинаковым уровнем восприятия, некоторые материалы стоит читать и изучать подробно, а некоторые не стоит читать вообще.

Вторым шагом в обучении будет предварительный просмотр текста с целью выяснения его структуры, составления списка ключевых слов и терминов, которые помогают мозгу ориентироваться в тексте при более подробном его изучении. Предварительный просмотр текста — короткая и приятная процедура, на которую уходит от 5 минут до 30 секунд в зависимости от объема текста, во время которой вы выявляете ключевые слова и делаете заключение о том, стоит ли читать данный текст. При предварительном просмотре вы как бы получаете общее представление о том, что скрывает в себе данная статья, доклад или книга, вы выявляете структуру текста. В результате повышаются удовольствие от чтения и ваш уровень восприятия.

Предварительный просмотр — это быстрое знакомство с текстом, иногда для этого требуется всего лишь несколько минут, а порой и секунд. Он помогает мозгу создавать узнаваемые образы, чтобы повысить уровень восприятия текста и скорость чтения. Предварительный просмотр состоит из трех стадий:

1) обзор текста. При обзоре посмотрите на заголовки, прочитайте краткую аннотацию на внутренней стороне обложки, посмотрите оглавление и дату написания книги, таблицы, списки, резюме и заключительные вопросы. Обзор текста дает вам представление о книге, помогает воспринимать и сортировать читаемый материал, а также развивает длительную память;

2) составление списка ключевых слов. В этих словах заключается центральная идея текста, содержатся термины, которые притягивают взгляд, они помогают уловить суть текста. При чтении специализированной литературы вы с легкостью обнаружите ключевые слова. Однако с художественной литературой дело обстоит намного сложнее, в ней ключевыми словами являются имена главных героев и других персонажей. Можно посмотреть в алфавитном указателе и те слова, рядом с которыми окажется большее количество страниц, возможно и они будут ключевыми;

3) постановка цели. Алфавитный указатель, заголовки, оглавление — все это поможет достичь цели.

Неправильный предварительный просмотр может отключить доступ читателя к обширной базе данных головного мозга.

При фоточтении ваше зрение переводится в состояние фотофокуса. Целью является использование глаза как фотографического объектива. Для того чтобы сосредоточиться и сконцентрировать зрение на каких-нибудь отдельных словах, взгляд следует смягчить и расширить периферическое зрение, пытаясь охватить всю страницу целиком. В таком состоянии происходит ментальное фотографирование страницы — показ ее бессознательному мышлению. Зрение же используется для того, чтобы направить визуально полученную информацию в отдел бессознательного мышления мозга. В свою очередь мозг начинает использовать незаложенную в критико-логический процесс сознательного мышления функцию узнавания образцов.

Фотофокус — это использование ваших глаз особым способом, не таким, каким вы привыкли их использовать. Этот способ называется «смотреть мягкими глазами». Он значительно отличается от видения страницы с четкими изображениями букв и печатных слов, строк. При использовании фотофокуса вы пользуетесь периферическим зрением и фотографируете всю страницу сразу. Визуальная информация перерабатывается на бессознательном уровне и сразу же поступает в отдел подсознательной памяти мозга. Впервые подробно технику «мягкого взгляда» описал Миямото Мусаши в книге «Книги пяти колец».

Он рассматривает два видения: поверхностный обзор (кен) и улавливание главной мысли (кэн), или фотофокус. При использовании фотофокуса вмешательство сознательного мышления сводится к минимуму, а возможности мозга по обработке расширенной информации используются в полную силу.

Помехи могут привести к развитию туннельного зрения. Такое может случиться, например, когда вы в столе ищете дискету. Она может лежать прямо на столе перед вами, но вы ее не видите, так как ожидаете найти ее на своем месте — в дискетнице или в первом ящике стола. Фотофокус помогает воспринимать больше доступной вам информации.

Упражнение 1. «Переход в состояние фотофокуса»

1. Выберите точку на противоположной стене, находящуюся на уровне глаз.

2. Смотрите на нее.

3. Поднесите ладони к глазам на расстоянии примерно 45—46 см, при этом не отрывайте взгляд от точки на стене.

4. Соедините вместе кончики указательных пальцев.

5. Смотрите на точку на стене. Она находится прямо над соединенными указательными пальцами.

6. Понаблюдайте и почувствуйте, что происходит с вашими пальцами.

7. Глаза расслаблены. Вы не думаете и не зацикливаетесь на том, что надо сфокусировать зрение.

8. Возможно, вы увидите изображение третьего пальца (см. рис. 18).

Рис. 18. Мнимое изображение третьего пальца

Упражнение поможет добиться значительных сдвигов в улучшении и изменении вашего способа видения. Если вам удалось увидеть изображение третьего пальца, это значит, что вам удалось расширить свое зрение, используя «мягкий взгляд», вместо того, чтобы сужать его в фиксированной точке на стене, использовав жесткий фокус. Эффект «мягких глаз» наблюдается только в том случае, если смотреть прямо на свои пальцы.

Данный способ можно использовать для чтения книг. Для этого:

1. Выберите точку на стене над книгой.

2. Закрепите свой взгляд на ней.

3. Захватите своим взглядом четыре края книги и белое пространство в центре книги.

4. Продолжайте фиксировать свой взгляд на выбранной вами точке на стене.

5. Граница между правой и левой страницами книги начнет раздваиваться и появляется закругленная полоса, как будто свернутая в трубочку страница (см. рис. 19).

Рис. 19. Раздвоенная страница, страница-призрак

6. Просканируйте взглядом страницы книги сверху вниз, если сможете.

7. Попробуйте регулировать уровень расширения зрения и при этом видеть раздвоенную страницу.

8. Не расстраивайтесь, если сразу у вас не получится, и страница- призрак исчезнет. Это сила привычного зрения. Не пытайтесь перебороть себя. Расслабьтесь и попробуйте еще раз или отложите до следующего раза.

При фокусировке текст на страницах книги может быть размытым, но когда у вас разовьется умение фотофокусировки, то текст обретет четкость. Если после продолжительных тренировок у вас не получится увидеть страницу-призрак, расстраиваться и волноваться не следует. Ведь цель фотофокуса — не увидеть дополнительную страницу, а минимизировать участие сознательного мышления и увеличить степень участия подсознания в переработке данных. Кроме этого способа есть еще один способ расширить взгляд. Для этого:

1. Откройте книгу.

2. Смотрите на середину книги до тех пор, пока не увидите все четыре ее угла.

3. «Смягчайте» свой взгляд до тех пор, пока строчки не будут являться в размытой фокусировке.

4. Зафиксируйте взглядом пространство между абзацами и пустыми полями книги. Соедините мысленно противоположные углы книги попарно так, чтобы получилась буква «X».

5. Пользуйтесь данной техникой в расслабленном состоянии и прислушивайтесь к своим ощущениям — это главные условия достижения успеха.

6. Сохраняйте дыхание глубоким и ровным.

7. Подпевайте шелесту и ритму переворачиваемых страниц, этим вы защитите сознательное мышление от раздражителей, а ваше подсознание будет продолжать фоточтение. На каждое переворачивание страницы используйте по одному слогу из повторяемых в уме фраз: рас-слабь-ся... Рас-слабь-ся... Че-ты-ре- три—два—один... рас-слабь-ся... Рас-слабь-ся... Кон-тро-ли-руй- сос-тоя-ние... Увидь-стра-ни-цу-приз-рак-увидь.

8. Пусть ваше сознательное мышление будет послушно вашей песне.

С помощью фоточтения страницу печатного текста можно прочесть за одну секунду.

Такое чтение можно назвать нетрадиционным. Если читаемый материал останется в области сознательной бдительности, то фоточтение не принесет никаких результатов. Фоточтение основано на природной способности мозга перерабатывать поступающую информацию на подсознательном уровне. При фоточтении в памяти создаются образы, содержащиеся в тексте. Эта техника не требует особых усилий, но требует внимательного к ней отношения и избавления от всех внешних помех. Для этого необходимо перейти на уровень ускоренного обучения. Вначале переход будет занимать несколько минут, после ряда тренировок необходимое состояние будет достигнуто, сделав глубокий вдох и выдох.

Упражнение 2. «Переход на уровень ускоренного обучения»

1. Займите удобное положение. Первое время можно прилечь, а затем занять удобное положение в кресле.

2. Глубоко вздохните, выдохните и закройте глаза.

3. Расслабьтесь. Сделайте глубокий вдох и задержите на мгновение дыхание. Очень медленно выдохните и в уме повторяйте слово «релаксация». Это будет вашим сигналом к расслаблению.

4. Расслабьте все мышцы вашего тела. Представьте, как расслабление затапливает все ваше тело от головы до кончиков пальцев ног. Расслабляйте тело до тех пор, пока не уйдет все напряжение.

5. Сделайте глубокий вдох и задержите на мгновение дыхание, мысленно повторяйте слово «релаксация». Выбросьте все мысли о прошлом из головы. Сосредоточьтесь на настоящем. Выдохните и вместе с выдохом выбросьте беспокойство и проблемы, снимите напряжение. С каждым вдохом в ваше тело проникает спокойствие.

6. Сделайте глубокий вдох и задержите на мгновение дыхание, медленно выдохните. Представьте себе прекрасный цветок нарцисс. Это говорит о том, что вы перешли на дополнительный уровень своих возможностей и способностей к обучению.

7. Представьте себя в каком-нибудь райском уголке природы, где журчит, переливаясь ручей, жужжат пчелы, поют птицы. Прислушайтесь к этим спокойным релаксационным звукам, запомните чувства, которые вы испытываете в этом тихом и красивом месте. Отдохните таким образом еще несколько минут.

Перед тем, как перейти к следующему этапу фоточтения, постоянно напоминайте себе о том, что необходимо отбросить все оставшееся напряжение и все внешние раздражители.

Описанный выше метод позволит вам наладить связь с бессознательными ресурсами вашего мозга. В результате начинает работать правое полушарие головного мозга, оно становится доступным для принятия информации. Вам становятся доступными обширные базы данных вашей долговременной памяти.

Чтобы изучить текст подробнее, необходимо применить метод суперчтения, двигаясь взглядом по центру каждой страницы или газетной колонки. Это так называемое «более сфокусированное чтение». Далее мы рассмотрим другие техники активации: ритмическое прочтение, технику скольжения, составление карты памяти. Во время активации ваш мозг задействован полностью, читаемый текст связан с сознательной бдительностью, которая помогает в достижении поставленных целей.

При скоростном чтении вы пробегаете глазами от начала до конца текста. При этом вы тратите на чтение столько времени, сколько вам необходимо, где надо увеличиваете скорость чтения, где надо — уменьшаете, в зависимости от сложности и значимости изучаемого вами материала.

Скоростное чтение очень важно для начинающих фоточитателей, так как они первое время боятся, что забудут, о чем читали и что не усвоят материал.

Скоростное чтение напрямую связано с сознательным мышлением и удовлетворяет потребность читателя в четком и ясном восприятии материала. Мышление может как помогать, так и препятствовать обучению. Негативные мысли будут создавать препятствия, а позитивные — помогать обучению. Позитивные мысли помогают направить информацию, полученную методом фоточтения, в ваше подсознание.

Варианты позитивных мыслей, помогающих при обучении:

— вся полученная информация методом фоточтения остается в моем подсознании, и я в любой момент могу ею воспользоваться;

— я полностью сконцентрирован во время фоточтения на получении информации из этой книги (название книги);

— я хочу, чтобы информация, получаемая из этой книги (название книги), полностью отвечала моей цели (озвучьте цель еще раз)».

Процесс чтения проходит более эффективно, когда тело находится в расслабленном состоянии, а мозг активен. Тогда текст лучше запоминается, усваивается и воспринимается. Позитивные утверждения формируют цель и направляют работу мозга в нужном для вас направлении.

И ваша память, и ваше чтение требуют внимания. На сознательном уровне человек отлично воспринимает до семи бит информации. Для фокусировки внимания водителя во время движения автомобиля служит дорога. А для эффективного чтения идеальным предметом для фокусировки внимания служит пространство позади макушки и над ней. Очень важно, чтобы поставленная вами цель была вполне реальной и достижимой.

Часто бывает невозможно сосредоточиться на чтении, особенно трудно это сделать на работе, когда постоянно приходят люди, звонит телефон, работает всевозможная оргтехника, а в голове крутятся мысли о неотправленных письмах, об экзаменах дочери и т.д. Читать в таком состоянии практически невозможно.

Идеальное состояние для чтения совершенно другое, когда ваше сознание полностью поглощено лежащим перед вами материалом. Здесь-то и вступает в игру «техника мандарина», которая помогает читателям достичь состояния расслабленной бдительности. Происходит автоматическая концентрация внимания на нужном предмете.

«Техника мандарина» позволяет управлять областью внимания, достичь необходимого состояния для чтения.

Упражнение 3. «Техника мандарина»

1. Представьте, что у вас в руках находится мандарин. Вообразите его цвет, форму, аромат. Мысленно перебрасывайте мандарин из руки в руку.

2. Мысленно поймайте мандарин правой (левой) рукой и положите его на макушку. Представьте, что он лежит там. Опустите руки и расслабьте плечи. Заставьте мандарин постоянно находиться на макушке.

3. Закройте глаза и мысленно удерживайте мандарин на голове. Что вы чувствуете? Какие изменения произошли в вашем организме? Как изменилось ваше физическое и умственное состояние?

4. Оставаясь с закрытыми глазами, представьте область зрения видимой.

5. Откройте глаза и сохраняйте достигнутое состояние, когда приступите к чтению.

Чтобы было легче увидеть различие в чтении с применением «техники мандарина» и без нее, проведите следующий эксперимент. Возьмите любую книгу, которую вы еще не читали, и прочтите несколько абзацев, не помещая мандарин на макушку своей головы. Оцените качество своего чтения. После этого примените «технику мандарина» и прочтите еще несколько абзацев. Оцените качество своего чтения опять. Сравните оба результата.

Если «техника мандарина» не помогает расслабить бдительность, попробуйте применить другую методику, например, представьте, что вам на голову поставили кувшин с водой, почувствуйте его, а внимание сконцентрируйте на воде, которая находится в кувшине.

Можно представить, что во время чтения вы вышли из своего тела и стоите сзади, сосредоточив свой взгляд на макушке. Вы заметите, что глаза начали двигаться более плавно, способность концентрироваться на информации стала лучше, чтение более расслабляющим.

Первое время вы будете усилием воли класть мандарин на макушку головы, с течением времени это будет происходить автоматически: как только возьмете в руки книгу, газету, статью, мандарин займет положенное место. Состояние внимания человека подобно состоянию медитации и молитвы, когда человек поглощен только лишь данным событием.

Инструкция по подготовке к чтению

1. Возьмите книгу, которую вы хотите прочитать, и положите ее перед собой.

2. Закройте глаза, почувствуйте все свое тело от головы до кончиков пальцев ног. Расслабьтесь, выровняйте дыхание, примите удобную позу, спина прямая.

3. Установите цель чтения. Например, я буду сегодня читать эту статью на протяжении нескольких минут, чтобы завтра поразить своих коллег знаниями.

4. Поместите воображаемый мандарин на макушку головы.

5. Расслабьте мышцы лица, улыбнитесь и представьте расширяющую область видения.

6. Удобным вам способом управляйте состоянием расслабленной бдительности. Медленно откройте глаза и приступайте к чтению.

Идеальная поза для фоточтения — это сидеть прямо, держа книгу под углом 45 градусов по отношению к столу и под углом 90 градусов по отношению к глазам. Если немного поднять вверх подбородок, то спина станет более прямая, и энергия будет быстрее достигать мозга. Взгляд должен быть сосредоточен на центре книги, но ничего страшного, если вначале вы будете смотреть поверх книги, на точку на стене. Если у вас не получается вызывать страницу-призрак, включайте в поле зрения четыре угла книги и соединяйте их в форме буквы «X».

Фоточтение загружает материал прямо в нервные клетки головного мозга, где он сразу же начинает перерабатываться, и происходит это на уровне за пределами сознательного мышления. Чтобы обеспечить доступ мозгу к информации, контролируйте свои мысли и настраивайтесь на активацию. Процесс активации при фоточтении значительно отличается от обычного процесса и состоит из двух этапов: спонтанной активации и активации по инструкции.

Спонтанная активация происходит без всякого вмешивания с вашей стороны, она происходит в виде автоматического подключения к информации, полученной вами в прошлом и хранящейся в вашей долговременной памяти.

Активация по инструкции — это активация по определенной схеме. Такая активация переводит нужную вам информацию на сознательный уровень.

Во время активации ищите подсказки, которые помогут лучше понять смысл книги или статьи. Определите писательскую манеру автора и структуру текста. Определив манеру автора текста, вы сможете пропустить ненужную вам информацию и быстро перейти к интересующим вас вопросам и тем самым быстрее достичь цели.