Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее. Джон Уитч

Тренинги для освоения приемов скорочтения

Тренинг 1. «Читай вверх ногами»

1. Переверните книгу вверх ногами и прочитайте один абзац.

2. Переверните книгу обратно, в нормальное положение, и читайте следующий абзац обычным способом.

3. Зафиксируйте свои ощущения при чтении.

4. Прочитайте абзац справа налево, затем следующий абзац прочитайте как обычно.

5. Почувствуйте ощущение комфорта и легкости при обычном чтении.

6. Опишите момент перехода в комфортное состояние и ощущение легкости. Например: «слова видны все целиком, а не только отдельные буквы, чувствую себя великолепно, взгляд легкий и не тормозит на отдельных незнакомых словах, слова звучат, как музыка, а буквы выглядят гладкими и блестящими».

Тренинг 2. «Читай внимательно»

Возвратные движения глаз обусловлены привычкой читать медленно и невнимательно. Задав себе установку «читать текст только один раз», вы избавляетесь от привычки читать невнимательно. Когда вы избавитесь от привычки читать текст повторно, скорость чтения возрастает примерно в два раза, а быстрота усвоения материала повысится в три раза.

1. Прочитайте несколько текстов.

2. Повторяйте про себя фразу: «Мне будет позволено прочитать этот текст только один раз».

3. Убедите себя, что бумага, на которой написан текст, очень старая и хрупкая, от прикосновения она рассыпается в прах, и у вас остается слишком мало времени, чтобы прочитать данный текст.

4. Прочитайте текст только один раз.

5. После прочтения текста подумайте о прочитанной информации, осмыслите ее.

6. Если вам непонятна информация, содержащаяся в абзаце, то его повторное прочтение возможно только после полного прочтения текста.

Тренинг 3. «Наблюдение»

1. Выберите какой-нибудь предмет. Например, веб-камеру.

2. Пристально посмотрите на предмет. Отметьте у него три детали.

3. Закройте глаза и представьте предмет со всеми деталями.

4. Откройте глаза и сравните реальный предмет с тем, который нарисовало ваше воображение.

5. Выберите другие три детали у предмета. Запомните их.

6. Закройте глаза. Представьте предмет полностью.

7. Сравните то, что нарисовало ваше воображение с реальным предметом.

8. Повторите это упражнение от 6 до 10 раз.

9. Потренируйтесь подобным образом над текстом.

10. Возьмите любой текст и очень быстро просмотрите его, не читая.

11. Закройте глаза и попытайтесь ответить на следующие вопросы: «Чтобы вам хотелось уточнить при следующем просмотре текста? В чем заключается главная мысль текста? Какие три факта из текста вам запомнились? Как можно кратко изложить смысл текста?».

12. Опять быстро, не читая, просмотрите текст. Закройте глаза и мысленно визуализируйте отмеченные вами факты текста.

13. Повторите пункт 12 тренинга 5 раз.

14. Отметьте то новое, что вы узнаете после каждого просмотра текста.

15. Прочитайте текст в обычном режиме. Убедитесь, что в результате быстрых просмотров вы смогли получить практически всю информацию, о которой идет речь в материале.

16. В специальную тетрадку выпишите ощущения, которые вы испытываете, когда находите значимое слово в тексте. Опишите, что происходит с вашей психикой и как вы видите это значимое слово. Может быть, оно светится неоновым огнем, а может, выделяется огромными буквами, или звенит, а может быть, вы произносите его?

Одиночное просматривание не даст никакого эффекта, нужна обязательная визуализация основных мыслей и идей после каждого просмотра текста.

Тренинг 4. «Найди слово»

1. Откройте книгу на любой странице.

2. Попросите вашего товарища запомнить слово, расположенное на этой странице, и произнести его вслух.

3. Попытайтесь как можно быстрее найти это слово на странице.

4. Повторите упражнение несколько раз.

5. Результаты запишите в специальную тетрадь.

Данный тренинг развивает селективную способность мозга. Вам не надо читать весь текст целиком, вам нужно найти только одно единственное слово. В реальной жизни вам иногда не нужно будет читать весь материал статьи, нужно только найти необходимую информацию по нескольким ключевым словам.

Упражнение 5. «Найди слова»

За две минуты попробуйте найти в списке напечатанных слов следующие слова: бабочка, абразив, барсук, аллюр, ангар, базар, архипелаг, аврал, банан, балет, белена, ателье, абрикос, абонент, бегемот, аллея, башмак, асфальт, амбар, балаган.

Проконтролируйте свои ощущения, когда мозг находит нужные слова. Что вы видите, что чувствуете, что слышите? Каким становится слово, когда вы его находите: ярким, красным, мерцающим, темным или бледным, горящим, светящимся? Произносите ли вы про себя нужное слово? Если да, то каким голосом, как громко и каким тоном? Вы произносите это слово на вдохе или на выдохе?

Повторяйте упражнение до тех пор, пока не добьетесь четкого описания своего состояния, при котором мозг обнаруживает нужные слова.