Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее. Джон Уитч

Метод разведшкол

Успех освоения техники скорочтения зависит от вашей способности четко и ясно ставить перед собой цель чтения и твердо придерживаться ее.

На постановке и следовании цели построен метод штурма — самый старый из известных методов обучения быстрому чтению. Он использовался в разведшколах еще в 40-х годах XX века.

Суть метода заключается в том, что обучаемому человеку быстро показывают небольшие фрагменты текста. Задача читателя — определить основной смысл текста, его содержание. Постепенно количество демонстрируемых фрагментов возрастает, а темп показа увеличивается. К концу такого обучения человек приобретает способность почти мгновенно схватывать содержание важного документа, что так необходимо разведчику.

При несомненной эффективности метод штурма обладает рядом недостатков, затрудняющих его применение при самостоятельном обучении. Это прежде всего отсутствие специального прибора (тахистоскопа), с помощью которого можно демонстрировать различные фрагменты текста с различной скоростью.

Кроме того, необходим специально подготовленный инструктор. Ведь при изучении скорочтения методом штурма в домашних условиях требуется достаточно высокая степень мотивации, а это по плечу далеко не всем.

Конечно, можно существенно ускорить процесс, разбив его на составляющие, и каждый из элементов процесса отрабатывать отдельно.

 

Золотые правила быстрого чтения

Даже если вы тщательно выполняли все наши рекомендации и увеличили скорость чтения на 100 и более процентов, то ваша работа по овладению скорочтением не заканчивается. Все упражнения, что вы выучили и закрепили, — не более как основа ваших знаний, на базе которой вы будете идти к дальнейшим достижениям. Это только начало в вашем совершенствовании, руководство к действию, и лишь от вас самих зависит, как вы будете двигаться вперед.

Главное — не останавливаться на достигнутом, а постоянно практиковать и тренироваться. С увеличивающейся скоростью вы сможете прочитать книг все больше и больше. У вас сформируется прочная потребность в печатном материале, что сделает чтение романов, журналов и научной литературы частью вашей жизни, такой же необходимой, как вода, воздух и сон.

Сделайте своим правилом — ни одной недели без книги. А если у вас получится прочитать больше, то тем лучше. Чтение книг расширяет кругозор, повышает интеллектуальный уровень, дает более широкое представление об окружающем мире. Чтение делает жизнь разнообразнее, приносит радость и является одним из самых доступных удовольствий.

Не забывайте технику «скольжения» по тексту, применяйте ее в повседневной жизни, если этого требуют обстоятельства.

Читайте с быстрым пониманием, рассуждайте вместе с автором, некоторые его мысли воспринимайте критически, спорьте с ним, выясняйте истину.

Не останавливаться на достигнутом вам помогут золотые правила быстрого чтения.

1. Научно-технические тексты любой сложности читайте только один раз, без повторений. Не допускайте совершения глазами возвратных движений. Только после того, как вы закончили читать текст и осмыслили его содержание, можно повторно прочитать его, если вам это необходимо.

2. Прививайте интерес к чтению. Все в ваших руках. Легче запомнить то, что интересно вам, но интерес надо развивать, воспитывать. Чем больше человек знает, тем еще больше хочется ему узнать. Одни знания рождают другие. Начните познавать и вам захочется познавать, и знать больше.

3. Читайте текст и мысленно его укладывайте в семь ячеек вашей памяти. Активно используйте при запоминании все органы чувств и виды памяти.

4. Читайте тексты без артикуляции. Проговаривание — это самый главный враг скорочтения. Выполняйте упражнения по скорочтению с выстукиванием специального ритма в процессе чтения, что подавляет артикуляцию. Мысленно повторяйте ритм. Если скорость чтения падает, вновь повторите упражнения по скорочтению.

5. Развивайте периферическое зрение и читайте вертикальным движением глаз настолько быстро, как это позволяет понимание, делая фиксации по одной на каждой строчке.

6. Тренируйтесь с таблицами Шульте. Тренируйтесь скорочтению на узких газетных колонках, затем на книгах, проведя линию посередине страницы. Читая страницу, пытайтесь понять лишь общий смысл. Затем переходите к более медленному и осмысленному чтению.

7. Быстрое чтение требует повышенного внимания, поэтому будьте внимательны. Укрепляйте и тренируйте свое внимание.

8. Во время чтения выделяйте ключевые слова и вдумывайтесь в смысл прочитанного. В результате чтения страницы вы должны понимать смысл и значения текста на ней.

9. Используйте при чтении текста простые приемы и правила запоминания. Если у вас четко поставлена цель, и вы знаете, что хотите от текста, то и процесс запоминания будет проще. Легче запоминается то, что вы понимаете. Запоминать надо мысли и идеи автора, а не слова и фразы.

10. В процессе чтения меняйте скорость. Это так же важно, как и умение быстро читать. Умейте из всех способов чтения выбрать подходящий именно для вас.

11. Приобретенные навыки постоянно укрепляйте тренировками. Устраивайте себе периодические проверки. Выберите статью из журнала или газеты, главу из книги, прочитайте, засекая время. Определите примерное количество слов в тексте и рассчитайте скорость чтения слов в минуту. Вы будете приятно удивлены, узнав, что ваша скорость за последние шесть месяцев увеличилась на пятьдесят и более процентов. Но это будет лишь в том случае, если вы будете продолжать тренировки.

12. Ежедневно, чтобы не утратить и совершенствовать свои навыки, читайте: один журнал по специальности, две газеты, и не менее ста страниц любого художественного текста. Выбирайте книги и литературу из сферы своих интересов, иначе литература будет приносить вред, а не пользу.

13. Не читайте книги, написанные для того, чтобы тешить самолюбие лентяев, книги различных сект, вы только будете вредить своему сознанию, а не продвигаться вперед.

14. Используйте мнемотехнику. Ищите свои приемы, может быть вам в концентрации внимания поможет «топографическая» память. Из истории известно, что один римский оратор и политический деятель запоминал свои великолепные речи, репетируя их во время хождения из комнаты в комнату. Его самые главные мысли привязывались к той знакомой обстановке, которая его окружала и была перед глазами. Выступая в сенате, он мысленно повторял свои маршруты по комнатам и вспоминал свою речь. Это помогало ему обходиться без записей.

15. При чтении используйте различные смысловые опоры. Разрабатывайте планы, чертите схемы и графики, придумывайте свои символы, рисуйте, огорчайтесь, радуйтесь, спорьте.

16. Общайтесь с теми, кто чуть-чуть впереди вас, кого вы стремитесь догнать.


Предыдущая
Страница
Следующая
Страница