Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее. Джон Уитч

Процесс усвоения материала

Жизнь людей проходит в информационном пространстве, наполненном событиями и впечатлениями. Но наши органы чувств воспринимают их выборочно. Мы воспринимаем только то, что нас интересует, что относится к нам. Так и цель быстрого чтения состоит в том, чтобы научиться отсеивать ненужное и сформировать схему чтения.

Освоение методики быстрого чтения — это процесс приобретения новых навыков умственной деятельности. Современная наука различает три основных уровня освоения техники скорочтения: выработка умений, формирование навыков, приобретение знаний. Под умением подразумеваются действия, совершаемые читателем на основании полученных знаний и которые будут в дальнейшем помогать получать новые знания. К навыку относятся действия, которые становятся настолько автоматическими, что сознательный контроль над правильностью их исполнения практически исчезает. Действия выполняются легко и свободно, и именно эта свобода и является свидетельством совершенства и профессионализма. К знаниям относятся конкретные взаимосвязанные факты, закономерности в определенной области, теоретические обоснования и связанные с данной конкретной предметной областью термины и определения.

Человеческий мозг может переваривать определенное количество информации, но не более того. Сложные идеи и тексты заставляют умственную систему трудиться более напряженно, чем более простая информация. Умственная система усвоения у человека ограничена, поэтому сложный материал требует более медленного чтения. Отдельные моменты, которые выпадают из общей схемы, тоже требуют более медленного чтения. Если читатель знаком с материалом, то даже сложные термины и формулировки не могут помешать ему читать и усваивать информацию быстро, так как он может сопоставить ее со своими умственными схемами. Можно читать материал или слишком быстро, или слишком медленно, и при этом не понимать его смысла. Дело в том, что когда читают со слишком большой скоростью, ум выполняет большую работу за короткое время. Но и слишком медленное чтение тоже создает определенное давление на ум, снабжая его ненужными подробностями и ненужными деталями из текста.

Очень часто случается так, что прочитав весь текст до конца, невозможно вспомнить о чем говорилось вначале. Информация, полученная вначале, не успев усвоиться сознанием, заменилась более поздней. Информация не успевает усваиваться за время чтения в достаточной степени, потому что она не имеет в сознании опор в виде схем, и быстро забывается. Усвоение информации, полученной в ходе чтения, основывается на двух принципах:

— обучение через понимание;

— гибкость или динамичность чтения при выборе скорости. Если информацию трудно понять, то читать ее надо медленнее. Когда смысл материала понятен, то требуется меньше времени на его усвоение и можно читать быстрее. Динамичность определяется как разность между максимальным и минимальным значениями показателей чтения. Для каждого человека эти показатели достаточно стабильны.

Как же перейти от слов и предложений текста к его усвоению? В этом помогают схемы чтения и правила работы с текстом.

Чтобы запомнить и усвоить прочитанный материал, предлагаем следующий план работы с текстом:

1. Прочитайте материал.

2. Продумайте то, о чем прочитали.

3. Сделайте необходимые выписки того, что хотите запомнить.

4. Подумайте, что нового вы почерпнули из прочитанного материала.

Все эти действия можно представить в виде следующей схемы:

Всякий процесс обучения требует внимания, систематичности и терпения. Если эти условия при обучении быстрому чтению не будут выполняться, то бесполезны всякие другие усилия.

Основными условиями для получения положительных результатов при самостоятельном обучении скорочтению являются регулярность занятий, систематичность выполнения всех упражнений без исключения. Тренировки нужно распланировать таким образом, чтобы ежедневно у вас было от полутора часов до двух на занятия скорочтением.

Немаловажными являются сознательное освоение упражнений и понимание сути совершаемых действий. На успех может не рассчитывать тот, кто не понял сущности рекомендуемых приемов.

Без вовлечения в структуру обучения высших структур коры головного мозга, которые перестраивают всю вашу систему мышления, справиться с методом быстрого чтения практически невозможно. Не разобравшись в сути самого процесса скорочтения, читать быстро, и усваивать прочитанное, осознавая его, научиться нельзя. Необходимо учитывать, что методы скорочтения, основанные на движении глаз, периферических механизмах речи и слуха не эффективны. Результаты такого обучения поверхностны и стереотип чтения быстро разрушается. У каждого читателя освоение методов быстрого чтения глубоко индивидуально, каждый выбирает для себя свой темп чтения и свой метод наращивания скорости чтения. И метод, выбранный человеком для себя, считается самым лучшим.

Еще одним условием для успешного освоения метода скорочтения является постепенное наращивание скорости чтения и приобретения навыков. Переходить от одного упражнения к другому следует только в том случае, если хорошо разобрались и освоили предыдущее.