Скорочтение. Читаем в 4 раза быстрее. Джон Уитч

Концентрация внимания

Просматривание текста с целью извлечения главных идей и новых концепций как ничто другое делает концентрацию легкой и немедленной. Если скорость чтения превышает понимание, то сознание отвлекается. Когда вы читаете с максимально возможной для вас скоростью понимания, вы дополнительно стимулируете мозг и ваше внимание полностью поглощено идеями автора. Углубленное внимание и быстрое чтение улучшают понимание текста и не позволяют отвлекаться и думать о более интересных вещах, так как все посторонние и отвлекающие мысли вытесняются из сознания. Следует помнить, что только чтение правил и принципов быстрого чтения не принесет положительных результатов. Необходимо на практике в течение некоторого времени применять эти принципы, правила, упражнения и только тогда можно надеяться на успех. Сколько понадобится времени — это зависит только от вашего желания и ваших способностей. Если вы будете регулярно выполнять упражнение за упражнением, проводить тренировку за тренировкой, то привычка к медленному чтению исчезнет, и вы незаметно перейдете к скорочтению, при котором увеличивается скорость понимания, достигается полная концентрация внимания, а для этого требуется:

1. Стимул. Если читатель поставил цель и точно знает, зачем ему нужен этот, а не другой материал, то ему легче сконцентрировать свое внимание. Если же человек читает все подряд и не может ответить на вопрос: « А зачем мне это надо?», то такой человек будет испытывать трудности в концентрации внимания. У его нет цели, поэтому нет интереса.

2. Интерес. По мере того, как возникает интерес к определенным материалам, появляется интерес к данным темам, на них концентрируется внимание. Отсутствие интереса к определенным темам означает, что нет соответствующей системы усвоения материала, которая может справиться с предложенной информацией надлежащим образом.

3. Участие в материале чтения. Читатель постоянно должен вести с собой дискуссию и комментировать прочитанный текст, как-будто бы он является одним из соавторов. Чтобы сконцентрировать внимание, читатель должен постоянно делать замечания. Например: «Так и надо поступать», «Я с вашими выводами не согласен», «Приведите конкретное подтверждение вашим доводам», «Что вы хотите сказать этим экспериментом?», «Спасибо, теперь все стало на свои места». Свои высказывания необязательно произносить вслух, важно то, чтобы установить мысленный контакт с автором материала.

4. Внутренние установки. Дайте себе мысленную установку — не отвлекаться по пустякам. Но не переборщите, помните, что дав себе слишком сильную установку и под давлением непосильной задачи, человек может не только отстраниться от отвлекающих моментов, но и перестать размышлять над текстом, читать, не улавливая смысла, то есть отказаться от активной работы при чтении.

5. Личные знания, накопленные за все время. Когда человек использует знания, которые у него накоплены, он как бы облегчает концентрацию внимания и помогает усваиваться новому материалу. Новая информация наслаивается на уже имеющуюся, и использование имеющихся знаний является одной из сторон процесса понимания. Размышляя о теме материала заранее, человек, читая новый текст, будет продолжать думать на эту тему, и усвоение будет происходить легче и занимать меньше времени.

6. Понимание смысла. Правильной концентрацией внимания при чтении текста является понимание его смысла. Необходимо концентрировать свое внимание и сохранять свои мысли на своем собственном языке, держа над текстом полный контроль. Если же читатель позволяет себе полностью увязывать свои мысли со словами автора, то ему будет нелегко запомнить смысл текста, так как точные слова автора легко могут забыться, а смысл текста уйти от понимания.

Для лучшего понимания текста можно приобрести словарь терминов, используемых в данной области знаний или купить несколько книжек по данной теме и прочитать их. Для начала можно читать, не вдаваясь в понимание текста, все равно содержание будет для вас недоступным. Главное — правильно понять, как слова соединить в предложения и наладить связь с обладателями знаний, и интуитивно начать понимать смысл слов.

7. Информация, требующая сообразительности. Читатель может легко потерять контроль над своим вниманием, если у него нет новых интересных вопросов и информации, требующих от него сообразительности и активной работы. Однако поставленные перед читателем цели не должны превышать его возможности, иначе это может привести к неудаче.

Даже если материал не представляет для вас ничего интересного в смысле познания нового, стимулом для концентрации внимания может послужить поиск хорошего способа, при котором быстро и легко можно справиться с поставленной задачей.