Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки

Ф.И. Тютчев

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева    «Весенние воды»

В стихотворении «Весенние воды» Ф.И. Тютчев изображает то состояние природы, когда только намечается смена времени года:

 

Еще в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят.

 

Главная тема этого стихотворения — ожидание царицы- весны, которая посылает гонцов — весенние ручьи, весенние воды — возвестить о своем скором приходе. И в этом стихотворении Тютчев использует, как и многие другие поэты, прием олицетворения.

Весенние воды не ждут, пока растает снег, а стремительно начинают прорывать его толщу. Бурный порыв весенних вод поэт передает так:

 

Бегут и будят сонный брег,

Бегут, и блещут, и гласят...

 

Мы видим, что в этом отрывке преобладают глаголы, строки прекрасно инструментованы взрывным Б: Бегут и Будят сонный Брег, Бегут, и Блещут, и гласят...

Повторяемый звук Б дает почувствовать силу, мощь весенних вод.

Использование старославянских форм слов брег, гласят придает этим строкам торжественность.

Ручьи будят сонный брег. Эти слова являются ключевыми в этом стихотворении. Они дают понять, что до прихода весенних вод природа спала, а ручьи заставляют ее проснуться от зимней спячки. О приближении весны ручьи сообщают природе своей песней, гласят во все концы:

 

«Весна идет! Весна идет!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперед!»

 

Восклицательные предложения в песне ручьев помогают поэту передать радость, восхищение пробуждением природы. Этим настроением проникнуто все стихотворение.

Приход весны навевает мечты о будущем, ожидание тихих, теплых майских дней, которые скоро начнут водить свой хоровод. Поэт использует метафору хоровод румяных дней, сравнивая майские дни с хороводом румяных красивых девушек.

Обращает на себя внимание в этом стихотворении характерная для Тютчева точность словоупотребления. Хоровод майских дней поэт называет румяным и светлым. Вряд ли можно для майского дня подобрать более верный поэтичный эпитет.  

Такие тропы, как олицетворение, метафора и эпитет, помогают поэту создать великолепный образ молодой весны.

 

Вопросы и задания для детей по стихотворению Ф.И. Тютчева «Весенние воды»

  • Какую весну изобразил поэт — раннюю или уже вошедшую в силу? (Раннюю.)
  • Какое настроение выразил поэт в этом стихотворении? (Радости, ликования, ожидания теплых дней.)
  • Какие слова создают радостное настроение и у читателя? («Веснаидет!веснаидет!», «шумят», «будят», «гласят».)
  • Какой была природа до появления весенних ручьев? (Сонной.)
  • Почему ручьям удалось пробудить природу? (Они шумели, кричали, пели.)
  • Как называют себя весенние воды? (Мы молодой Весны гонцы.) Кто обычно посылает гонцов?
  • Почему поэт сравнивает весенние воды с гонцами? (Потому что они быстрые, как гонцы.)
  • Как называется такое, как в этом стихотворении, скрытое сравнение? Ведь поэт не говорит: «Ручьи, как гонцы». Он просто называет их гонцами. (Метафора.)
  • Акак называется прием, когда неодушевленное изображается как живое? (Олицетворение.)

Найдите в тексте олицетворения.

  • Найдите слова, которые передают движение весенних вод. Какую часть речи чаще использует поэт в этих строках, чтобы передать движение? (Глаголы.)
  • Прочитайте строкиБегути будят сонный брег, бегут и блещут, выделяя звук Б. Вы чувствуете, будто воздух разрывает сомкнутые губы? Как вы думаете, для чего поэт подобрал слова с этим звуком?
  • Почему поэт называет майские дни хороводом? (Хороводы водили девушки по праздникам, а майские дни похожи на праздник, потому что радуют людей.)
  • Поэт называет хоровод майских дней румяным. Как вам кажется, почему?
  • Можно так сказать о дне, когда небо покрыто серыми осенними тучами? А какие эпитеты подходят к такому дню? (Хмурый, сонный, уставший.)
  • И Тютчев, и мы с вами создали художественное определение — эпитет.
  • Итак, какие художественные приемы использовал поэт в стихотворении «Весенние воды»? (Олицетворение, метафору, эпитет.)

Прочитайте строки, где автор использует олицетворение, метафору, эпитеты.

 

Анализ стихотворения Ф.И. Тютчева «Еще земли печален вид...»

Изменения в природе — тема многих стихов Ф.И. Тютчева. В стихотворении «Еще земли печален вид...» поэт говорит о предчувствии весны. Еще все по-зимнему спит, но воздух уж весною дышит, и все пронизано трепетом ожидания весны.

Стихотворение, как и природа, полно противоречий: с одной стороны, земли печален вид, мертвый в поле стебль, природа не проснулась. А с другой — воздух уж весною дышит и стебль колышет, весну послышала природа.

Стихотворение состоит из двух предложений. В каждом из них части соединяются с помощью противительных союзов А, НО, потому что одна часть предложения противоречит другой: «ЕЩЕ земли печален вид, Авоздух уж весною дышит», «ЕЩЕ природа не проснулась, НО сквозь редеющего сна» она чувствует приближение долгожданной весны. С нею все приходит в движение: ветер слегка расшевелил спящую природу, и она невольно улыбается весне, хотя еще спит.

Поэт не прибегает к высокой лексике, но стихотворение звучит торжественно. Возможно, за счет употребления необычных форм слова: стебль, послышала; старинного речевого оборота сквозь редеющего сна.

Описывая природу, Тютчев использует олицетворение. Природа у него спит и улыбается во сне. Представляешь, что скоро она откроет глаза, порадуется весне и уже весело улыбнется.

Сами звуки родного языка приходят поэту на помощь, чтобы передать состояние природы. Он использует аллитерацию:

 

А воздух уЖ весною дыШит,

И мертвый в поле стебль колыШет

И елей ветви Шевелит...

 

Повторение звука Ш передает шум стеблей в поле от ветра, шелест еловых ветвей.

Законченность каждому четверостишию придают опоясывающие рифмы.

Плавность и напевность создают ассонансы:

 

А вОздух уж веснОю дЫшит,

И мЕртвый в пОле стебль колЫшет...

 

Эффект напевности получается в результате соразмерных повторений ударных гласных О—О—Ы.

Стихотворение заканчивается вопросительным знаком с многоточием. Поэт дает читателю возможность домыслить, завершить стихотворение по-своему.

 

Слово учителя перед чтением стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Было ли вам когда-нибудь страшно в грозу?

Конечно, когда с неба низвергаются потоки воды, на черном небе сверкают молнии, а гром гремит так, что ноги подгибаются, бывает страшно, даже если находишься в доме с громоотводом. Бывает, что бурей с корнем вырывает деревья, ломает ветки и крыши домов. Молнией может даже убить человека. В таких случаях говорят, что гроза — губительная. Но бывают и другие, живительные грозы. Им все рады: и люди, и птицы, и посевы, и деревья.

Именно такую грозу изобразил в своем стихотворении «Весенняя гроза» поэт Федор Иванович Тютчев. Оно достаточно широко известно, многие знают его наизусть.

Прежде чем мы прочтем стихотворение и поговорим о нем, следует кое-что объяснить. Дело в том, что в последней строфе стихотворения Тютчев называет имена древнегреческих богов, о которых вы пока не знаете, а потому я немного расскажу вам о них.

Древние греки считали, что миром управляют могущественные боги, которые живут на горе Олимп. Самый главный среди них — Зевс, или Зевес, как его еще называли. И хотя имя его переводится как «ясное небо», Зевс — хозяин грома и молний. В гневе он мечет молнии и карает неугодных ему. Есть у Зевса слуга — орел, который выполняет его поручения. Когда олимпийские боги пируют в гостях у Зевса, они пьют сладкий нектар — божественный напиток, который дает здоровье и вечную молодость. Им угощает богов дочь Зевса Геба — богиня юности. Боги любят нектар, потому что он дарит бессмертие.

А теперь я прочитаю стихотворение.

 

Вопросы и задания для детей по стихотворению Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза»

Поэт поведал нам, за что он любит весеннюю грозу. Ему хотелось, чтобы и мы разделили его чувства, вместе с ним порадовались весенней грозе.

  • Какие слова в стихотворении создают радостное настроение? (Резвясяи играя, молодые раскаты, весело, перлы дождевые, солнце нити золотит, смеясь.) Учитель пишет эти слова на доске.
  • Какое из этих слов можно считать ключевым в стихотворении? (Весело.)

Прочтите строки, в которых говорится о том, что никто не испугался грозы. (Могут быть прочитаны третья и четвертая строфы.)

  • Как вы понимаете словаВсёвторит весело громам? (Гром гремит, и все шумит: и поток, текущий с гор, и птицы в лесу. Будто все в природе подражает грому, вторит ему.)
  • Апочему никто не испугался грозы — ни птицы, ни герой- рассказчик стихотворения? (Потому что небо осталось голубым, и солнце продолжало светить.)
  • Какие строки говорят о том, что в такую грозу природа стала даже красивее? (Повисли перлы дождевые, и солнце нити золотит.)
  • «Перлы дождевые» — это метафора. Словоперл значитжемчужина. Что назвал поэт дождевыми перлами? (Круглые и блестящие капли дождя.)
  • Ачто назвал он нитями в строке И солнце нити золотит? (Струи дождя, освещенное солнцем.)

Золотые нити дождя — это тоже метафора.

  • Отчего гремит гром в стихотворении Тютчева — от гнева или от радости? (От радости.)
  • Чему же радуется гром? И почему поэт называет его раскаты молодыми? «Раскаты молодые» — очень неожиданный эпитет. (Зимой, как правило, не бывает грома. Гром как бы рождается весной и радуется этому. Только что родившийся, он, конечно, молод.)
  • Чем же занимается молодой гром? (Резвится, играет, грохочет, гремит.)
  • Когда говорят о громе как о человеке, называя его молодым, потому что он резвится и играет, подразумевается использование определенного поэтического приема. Как он называется? (Олицетворение.)
  • Скажите, герой-рассказчик любуется грозой один? (Нет, у него есть собеседник.)
  • Человек, к которому обращается герой-рассказчик в последней строфе, не назван. Но мы с вами можем догадаться, что он существует. Нравится ли этому человеку гроза? О чем вы еще догадались? (Он тоже любуется грозою, не боится ее. Он знает греческую ифологию и хорошо знаком с героем-рассказчиком, поскольку тот с уверенностью говорит: «Ты скажешь...»)
  • Что же могла пролить с Олимпа богиня Геба? (Только нектар.)
  • Почему же дождь, льющийся с неба, напомнил героям стихотворения нектар? (Нектар давал жизнь, и весенний дождь дает жизнь полям и лесам.)
  • Как многое помог нам представить поэт! А самое интересное — мы будто слышим весенний шум: и грохот грома, и грохот всего, что вторит ему. Как называется прием, который любят использовать поэты, когда хотят, чтобы у читателей создалось впечатление, будто они слышат звуки грозы? (Звукопись.)
  • Прочитайте первую строфу стихотворения так, чтобы мы услышали раскаты грома. Какой звук вы постараетесь подчеркнуть?

Дети читают первую строфу, подчеркивая звук Я.

Прошу вас обратить внимание на звукопись и в двух последних строфах, в которых все вторит весело громам. Произнесем хором рифмующиеся слова: проворный — нагорный; орла — пролила.

Слышите, и в них звучит Я, только уже не так сильно, как в строках о раскатах грома.

А теперь мы будем выразительно читать стихотворение.