Изучение поэтического произведения в начальных классах: Поурочные разработки

А.А. Фет

Анализ стихотворения А.А. Фета «Бабочка»

Афанасий Афанасьевич Фет стремился запечатлеть в своих стихах прекрасное и исчезающее. В этом смысле он похож на художников-импрессионистов.

Тема стихотворения «Бабочка» — недолговечная и мимолетная красота бабочки. Чтобы ее разглядеть, нам даны мгновения: бабочка улетит. Своеобразие стихотворения в том, что оно написано от лица бабочки, которая знает о своей красоте и гордится ею. Она обращается к читателю:

 

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

 

Бабочка осознает бесцельность своей, очень короткой, жизни поэтому просто летает, чтобы насладиться мгновением и показать свою красоту:

 

Не спрашивай: откуда появилась?

Куда спешу?

Здесь на цветок я легкий опустилась,

И вот — дышу.

 

Передать изящный и легкий полет бабочки помогает рифма миЛА — крыЛА. Мужская открытая рифма спеШУ— дыШУхоЧУ— леЧУ позволяет представить, что бабочка улетает все дальше и дальше, к другим цветам: спешу — дышу, хочу-у — лечу-у...

Легкость полета бабочки подчеркивает поэт и лексически. Слова воздушное очертанье, живое миганье, на цветок я легкий опустилась, без усилья подчеркивают изящество и невесомость бабочки.

Читая стихотворение, невольно представляешь, как она складывает крылышки и раскрывает их. Этого ощущения поэт добился благодаря необычному ритму, чередованию длинной и короткой строк, пятистопного и двустопного ямба.

Повторение звуков Ш и С помогает представить почти неслышимый шелест крыльев бабочки.

 

Не спраШивай: откуда появилась?

Куда спеШу?

ЗдеСЬ на Цветок я легкий опуСтилаСЬ

И вот дыШу.

 

Анализ стихотворения А.А. Фета «Зреет рожь над жаркой нивой...»

Это стихотворение Афанасия Афанасьевича Фета не случайно включено в программу для изучения в начальной школе. Оно очень выразительно и особенно хорошо звучит при чтении вслух.

Первое, что обращает на себя внимание, — «густота» стиха, которая достигается внутренней вязкой звуковой инструментовкой. В стихотворении три строфы, в каждой из них преобладает один гласный звук. В первой строфе — И: нивой, от нивы до нивы, гонит, прихотливый, переливы. Во второй строфе — О: робко, смотрит, очи, но, широко, область, ночи, в третьей — А: над (безбрежней), (жатв[а]й) хлеба, заката, (в[а]стока), на, смежает, (неб[а])> ([а]гнедышащее), (ок[а]). У этого благозвучного стихотворения, наполненного музыкальными фигурами, определенными звуковыми «ходами», есть своя внутренняя механика.

Вообще, для поэзии Фета не характерно расслабленное повествование, в каждой его строке спрятана «пружина». Есть она и в этом стихотворении: все глаголы, за исключением одного, настоящего времени: зреет, гонит, смотрит, смежает. И только один — раскинул — является глаголом прошедшего времени, совершенного вида. Он отличается от всех остальных не только временем, грамматическими признаками, но и динамичностью. В нем взлет, рывок. Именно здесь и сокрыта та самая «пружина», что «движет» стих.

Автор сумел передать не только динамику природы, но и ощущения, которые испытывает человек, наблюдающий эту картину — поздний летний закат. Первая строфа как будто погружает нас в атмосферу зноя, жары. Повторение согласных 3 и Ж в первой и последней строках создает ощущение звенящего зноя. Повторение НИВ, ЛИВ не только передает плавное движение колосьев под ветром, но и усиливает впечатление — читатель физически чувствует тягучесть зноя летнего вечера. Даже ветер, который гонит золотые переливы, не в силах тут что-то изменить:

 

Зреет рожь над Жаркой НИВой,

И от НИВы и до НИВы

ГоНИт Ветер прихотЛИВый

Золотые переЛИВы.

 

Но наступление вечера, появление месяца, который робко, но все же смотрит в очи, как бы готовит нас к взрыву, снимающему напряжение: день объятия раскинул. Этот взрыв происходит в последних двух строках:

 

...Но широко в область ночи

День объятия раскинул.

 

В последней строфе слышится усталость, усиливающаяся повторением гласной А. Как человек, который устал и хочет спать, небо смежает... око, но лишь на миг, — чтобы утром встретить новый день. И в третьей строфе есть та же широта, безбрежность меж заката и востока, будто движение гой самой «пружины» породило эту бездну:

 

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

 

Цветовая гамма на протяжении всего стихотворения меняется от золотисто-желтого до огнедышащего, то есть красного.

Несмотря на гармонию, равновесие, это стихотворение Фета, как и многие другие его стихи, эскизно, как бы не закончено, оставляет впечатление нарочитой оборванности, спрятанной в слова лишь на миг. Такая эскизность письма роднит поэзию А.А. Фета с живописью импрессионистов начала XX века.