Все произведения школьной программы в кратком изложении по русской литературе 5-11 классы

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА

 

БОРИС ЛЕОНИДОВИЧ ПАСТЕРНАК (1890-1960)

Один из величайших представителей мировой культуры XX века, Борис Пастернак пришел в литературу со своей сложившейся интонацией, неповторимым строем души. Он относился к числу поэтов, у которых нет ни предшественников, ни сколь-нибудь заметного периода «ученичества». Он явился миру во всеоружии своего поэтического дара, чтобы нести крест своего призвания. И мощно и органично зазвучал его неповторимый голос.

Отец поэта Леонид Осипович — академик, замечательный график и живописец, преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Мать была одаренной пианисткой. Мальчик рос в высокоинтеллигентной среде, где живопись, музыка, литература насыщали собой всю атмосферу жизни. В их доме бывали Л. Н. Толстой, историк В. О. Ключевский, музыканты С. В. Рахманинов и А. Н. Скрябин, художники В. А. Серов и М. А. Врубель.

Будущий поэт учился в классической гимназии и на философском отделении историко-филологического факультета Московского университета. Гимназистом, а затем студентом он прошел предметы композиторского факультета консерватории. Все прочили ему будущее музыканта, его опыты в музыке одобрял сам Скрябин.

Но судьба распорядилась по-своему. Весной 1912 года Пастернак едет в Германию, чтобы в Марбургском университете продолжить занятия философскими дисциплинами. Занятия, однако, оказались кратковременными. Любовная драма заставила юношу по-новому взглянуть на свое будущее и решительно отказаться от научной карьеры. «Конец, конец! Конец философии, то есть какой бы ни было мысли о ней... ей придется считаться с тем, что всякая любовь есть переход в новую веру», — восклицает поэт в автобиографической прозе «Охранная грамота». Пастернак покидает Марбург, потратив остаток денег на путешествие в Италию.

В Москву вернулся уже не музыкант и не философ, а поэт. В 1913 году он уже печатается, в 1914-м выпускает свой первый поэтический сборник «Близнец в тучах», в 1917-м — второй, «Поверх барьеров». За ними последовали: «Сестра моя — жизнь» (1922), «Темы и вариации» (1916- 1922), роман в стихах «Спекторский», поэмы о первой русской революции «Девятьсот пятый год» и «Лейтенант Шмидт».

В начале своего творческого пути примкнул к кружку футуристов «Центрифуга», а позднее к лефовцам. Однако интерес к авангардизму объясняется скорее личной дружбой с литераторами этого круга, а главное, чувством огромного уважения к Маяковскому. Из мучительного лабиринта поисков и экспериментов Пастернак вышел на собственный путь, путь классика.

Вторая половина 20-х — начало 30-х годов — зенит литературной славы Пастернака. Издательства охотно печатают его книги, в прессе появляются благожелательные отклики. Но, несмотря на официальное признание и почести, у поэта возникает чувство неудовлетворенности и тревоги. Выступая на Первом Всесоюзном съезде советских писателей в 1934 году, поэт говорил: «При огромном тепле, которым окружает нас народ и государство, слишком велика опасность стать социалистическим сановником. Подальше от этой ласки во имя ее прямых источников, во имя большой и дельной... любви к Родине». И в этом же году: «Искусство без риска и душевного самопожертвования немыслимо, свободы и смелости воображения надо добиться на практике... не ждите на этот счет директив».

Известно, сколь опасной бывает близость художника к тоталитарной власти. Сегодня мы знаем, сколько художников было втянуто в эти губительные отношения: Горький, Маяковский, Булгаков, Зощенко, Мандельштам, Ахматова... Отчуждение Пастернака от официальных сфер началось, когда он избавился от прежних иллюзий относительно сталинского режима. «Именно в 1936 году, когда начались эти страшные процессы (вместо прекращения поры жестокости, как мне в 1935 году казалось), все сломалось во мне, и единение со временем перешло в сопротивление ему, которого я не скрывал», — писал поэт. Пришло понимание, что главное — сохранить свою независимость и свое достоинство. Пастернак, не избежавший общей участи и ложных шагов, нашел в себе силы выпутаться из паутины, осмыслить случившееся, уйти со сцены, погрузиться в тень, обречь себя на забвение...

И надо оставлять пробелы

В судьбе, а не среди бумаг,

Места и главы жизни целой

Отчеркивая на полях.

 

И окунаться в неизвестность,

И прятать в ней свои шаги,

Как прячется в тумане местность,

Когда в ней не видать ни зги...

 

«Я люблю свою жизнь и доволен ею,— писал Пастернак, — я не нуждаюсь в ее дополнительной позолоте. Жизни вне тайны и независимости, жизни в зеркальном блеске выставочной витрины я не мыслю».

В 50-е годы (1956-1959) Борис Леонидович создает цикл стихотворений «Когда разгуляется», пишет роман «Доктор Живаго», который был опубликован за рубежом. Ему присуждают Нобелевскую премию в области литературы, от которой он вынужден был отказаться из-за ситуации, сложившейся вокруг публикации романа. Умер Пастернак после тяжелой болезни 30 мая 1960 года.