Краткое содержание всех произведений школьной программы. Русская литература

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

Литературные течения в России XIX—XX вв.

Натуральная школа — условное название начального этапа развития критического реализма в русской литературе 40-х гг. XIX века. Термин «натуральная школа», впервые употребленный Ф. В. Булгариным в пренебрежительной характеристике творчества молодых последователей Н. В. Гоголя, был утвержден в литературном критическом обиходе Белинским, который полемически переосмыслил его значение: «натуральное, то есть безыскусственное, строго правдивое изображение действительности».

Характерные особенности:

1. Преимущественное внимание к жанру художественной прозы: «физиологический очерк», повесть, роман.

2. Критический пафос: вслед за Гоголем подвергали сатирическому осмеянию чиновничество (например, в стихах Некрасова), изображали быт и нравы дворянства («Записки одного молодого человека» А. И. Герцена, «Обыкновенная история» И. А. Гончарова и др.), критиковали темные стороны городской цивилизации

(«Двойник» Ф. М. Достоевского, очерки Некрасова, В. И. Даля и др.)

3. Сочувственное изображение в произведениях «маленького человека» («Бедные люди»: Достоевского, «Запутанное дело» М. Е. Салтыкова и др.)

4. Разработка темы «героя времени», воспринятая от Пушкина и Лермонтова («Кто виноват?» Герцена, «Андрей Колосов» Тургенева, «Жизнь и похождения Тихона Тростникова» Некрасова). «Героем времени» становится разночинец.

5. Из стремления писателей «натуральной школы» быть «верными натуре» впоследствии развилось два пути — один вел к реализму (Герцен, Некрасов, Тургенев, Гончаров, Достоевский, Салтыков-Щедрин), а другой к натурализму (Даль, И. И. Панаев, Я. П. Бутков и др.).