(1820—1892)
По словам Л. Н. Толстого, А. А. Фет проявил «лирическую дерзость, свойство великих поэтов». Он сумел открыть в жизни природы, в духовном мире людей то, чего до него никто не подмечал. А. А. Фет достиг высокого мастерства в изображении едва уловимых переживаний человека, органически связанного с природой.
Афанасий Афанасиевич родился 23 ноября (5 декабря) 1820 года в селе Новоселки Орловской губернии. Отец, Иоганн Фет, чиновник, служивший в суде. Мать, Каролина Шарлотта Фет, родила сына вне брака, а позже стала женой А. Шеншина, который усыновил Афанасия. Мальчик получил по наследству дворянство. Когда Фету исполнилось 14 лет, его дед открыл правду рождения внука Шеншину, после чего мальчика лишили дворянства и вернули ему фамилию Фет. Это было воспринято Фетом как личная трагедия, и он делал все возможное, чтобы вернуть себе фамилию Шеншин и дворянство. Лишь в 1873 году ему это удалось.
Учился А. А. Фет в немецком пансионе в городе Верро (Эстония), затем на словесном отделении Московского университета (1838—1844). С первого года студенчества началась бурная поэтическая деятельность. «Вместо того чтобы ревностно ходить на лекции, я почти ежедневно писал новые стихи», — вспоминал Фет впоследствии.
В 1840 году вышел первый сборник Фета «Лирический пантеон», а со следующего года университетские учителя поэта профессора С.П.Шевырев и М.П. Погодин стали печатать его стихи в своем журнале «Москвитянин». Вскоре Афанасий Афанасиевич начал сотрудничать в журнале «Отечественные записки».
Уже в студенческие годы Фет стал знаменитым поэтом. Талант юноши оценил В. Г. Белинский. «Из живущих в Москве поэтов всех даровитее г-н Фет», — написал он в 1843 году.
Одновременное участие в реакционном «Москвитянине» и в самом прогрессивном журнале того времени, руководимом Белинским, — «Отечественные записки», говорит о политической индифферентности1 А. А. Фета.
1 Индифферентность — равнодушие, безучастность, безразличие.
Окончив университет, Фет поступил на военную службу. Этот шаг был вызван стремлением получить дворянство (для чего военная служба была в ту пору наиболее легким путем) и таким образом упрочить свое общественное положение. А. А.Фет был зачислен в Кирасирский орденский полк, расквартированный в Херсонской губернии. В маленьких городах, в деревнях и селах этой губернии прошло восемь лет его жизни (с 1845 по 1853 год). Из московского литературного круга поэт попал в далекий от умственных интересов круг провинциальных помещиков и офицеров. Около него почти не было людей, способных оценить его дарование. В этот период Фет мало печатался в журналах. Безденежье и жизнь в глухой провинции не позволяли ему издать стихи отдельной книгой. Сборник, в 1847 году разрешенный цензурой, вышел только через три года.
В 1848 году А. А. Фет влюбился в Марию Лазич, но вскоре этот роман закончился. Браку помешали материальные трудности, так как Фет был небогат, находился на службе в чине офицера и собирался серьезно строить свою карьеру. Через два года Мария Лазич умерла. Это событие потрясло Фета, и до самой смерти он вспоминал свою любовь и сожалел о ее потере.
В 1853 году он был переведен в уланский полк в Петербург. Фет сблизился с рядом петербургских писателей, в особенности с И. С. Тургеневым, который стал его литературным советчиком и руководителем. Тургенев играл большую роль в редакции журнала «Современник», и с 1854 года этот журнал начал систематически печатать стихотворения А. А. Фета.
К концу 1850-х годов положение Фета в литературе изменилось. Приближалась революционная ситуация, резко обострилась общественная борьба. Исключительное значение приобрел вопрос о целях, задачах, смысле литературы и искусства вообще. Революционно-демократическая критика призывала к созданию искусства идейно значимого, доступного народу, широко отражающего и осмысляющего жизнь, участвующего в решении ее насущных вопросов. Противоположный лагерь выдвигал требование свободы искусства от какой бы то ни было связи с социально-политической жизнью и ее задачами. По утверждению критиков-эстетов, прекрасное не может быть создано на почве «временных», «случайных», «злободневных» интересов, искусство — поэзия в особенности — связано лишь с «вечным идеалом красоты». А. А. Фет всегда тяготел к темам, одобряемым теоретиками «чистого искусства». Когда наступили годы резкого идейного размежевания, он безоговорочно встал на сторону этого направления и ополчился на его врагов не только в программных стихотворениях, но и в специальных статьях («О стихотворениях Ф. Тютчева», 1859; «По поводу статуи г. Иванова», 1866). Эти статьи характерны воинствующим эстетизмом: «Художнику дорога только одна сторона предметов: их красота»; единственная задача искусства — «передать во всей полноте и чистоте» образ, «в минуту восторга» возникающий перед художником; «другой цели у искусства быть не может»; «произведение, имеющее какую бы то ни было дидактическую тенденцию», — это «дрянь» и т. п.
В 1857 году Фет женился на М. Боткиной. Через два года он прервал свою работу с Некрасовым, так как стал противником революционных идей. Афанасий Афанасиевич купил имение в Орловской губернии и начал устраивать свой быт. Бывшие друзья- критики и литераторы не понимали ухода Фета от общественной жизни, осуждали его, видели в его действиях только проявление эгоизма. Сам же Фет не стремился к оправданиям, так как он перенес достаточно много трагедий в жизни и считал, что имеет право строить свою судьбу вне зависимости от общества.
С 1862 года начали публиковаться прозаические произведения Фета. Поэт продолжал общаться с Л. Н. Толстым и другими писателями, разделяющими его мировоззрение.
Афанасий Афанасиевич не только активно занимался поэзией, прозой, но и работал как переводчик, стремясь точно передать поэтику текстов.
Умер А. А. Фет от разрыва сердца 21 ноября (3 декабря) 1892 года в Москве.
Ранняя лирика А. А. Фета примечательна разнообразием жанров, разрабатывавшихся поэтом. Здесь часто встречаются баллады, созданные в традициях романтической поэзии, отличающиеся развитой сюжетностью, повествовательностью, динамикой передачи событий, раскрытием экзотической обстановки Востока, рыцарственной средневековой героики. Таковы «Похищение из гарема», «Замок Рауфенбах», «Удавленник». Однако от баллады к балладе усиливалось стремление приглушить острое сюжетное развертывание, росла склонность к описательности («Метель»). Это чутко уловил критик А. А. Григорьев, который обратил внимание на новизну фетовской трактовки привычного жанра: « В балладах г. Фета заметно явное стремление к новым формам этого рода в поэзии. <...> В “Геро и Леандре” замечательно то, что при совершенном отсутствии рассказа о событии это все-таки баллада».
Разрабатывал Фет и такой исключительно ему присущий жанр, как «гадания». В стихотворениях этого типа интересны переданные поэтом обряды, поверья, обычаи, характерные для сельского быта, колорит русской старины. Замысел поэта здесь восходит к знаменитой «Светлане» В. А. Жуковского, но выглядят стихи Фета уже по-иному: пространная романтическая баллада превращается в скромную миниатюру, некогда обстоятельно воспроизводившиеся обряды переданы лаконично и сводятся лишь к намеку на народный ритуал («Перекресток, где ракитка...», «Ночь крешенская морозна...»). Тяготение молодого Фета к воссозданию народных обычаев заинтересовало журнал «Москвитянин», где стихи его некоторое время охотно печатали.
Музыкальность поэзнн А. А. Фета. Одной из заметных особенностей зрелой лирики Фета является ее поразительная музыкальность. Совсем не случайно сам поэт целый ряд своих стихотворений называл «Мелодии». Некоторые его произведения с музыкой связаны тематически («Шопену», «Певице», «Бал»). Произведения другого ряда композиционно построены как вокальные пьесы, имеют романсную структуру («На заре ты ее не буди...», «Свеж и душист твой роскошный венок...»). О таких стихах М.Е.Салтыков-Щедрин говорил, что «романсы его распевает чуть ли не вся Россия». Особенно много в лирике Фета произведений, музыкальность которых передана изобразительно-выразительными средствами: интонацией, размером, ритмикой, рифмовкой, характером конечных созвучий, повторами. Поэт сближал границы музыки и словесного искусства. «Поэзия и музыка, — писал он, — не только родственны, но нераздельны».
Становится понятным, почему так часто к его лирике обращались русские композиторы. На слова стихотворений Фета написаны романсы и вокальные ансамбли П. И. Чайковским («Я тебе ничего не скажу...», «Мой гений, мой ангел, мой друг», «Не отходи от меня»), Н.А. Римским-Корсаковым («Свеж и душист твой роскошный венок...»), А. Е. Варламовым («На заре ты ее не буди...») и др. Особенно высоко ценил музыкальность Фета П.И.Чайковский, который говорил, что «Фет в лучшие свои минуты выходит из пределов, указанных поэзии, и смело делает шаг в нашу область. <...> Ему дана власть затрагивать такие струны нашей души, которые недоступны художникам...». П. И.Чайковский называл А. А. Фета «поэтом-музыкантом», «поэтом безусловно гениальным». Композитор выделял в стихах Фета лейтмотивы, лиризм, передачу невыразимого, исключительную гармоничность, напевность.
Свидетельством необыкновенной музыкальности поэта является стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад...» (1877). К его особому эмоциональному восприятию подготовляет чудесный живописный пейзаж.
Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали
Лучи у наших ног в гостиной без огней.
Все вокруг залито лунным светом, и оттого ночная пора и мир природы предстают в своем неожиданном сиянии. Однако зарисовка ночи дана необычайно лаконично1, в пределах одной строки, которая при помощи переноса плавно и мягко переходит ко второму стиху. Он воспроизводит уже интерьер помещения, обогащенный светотенью: в гостиной полумрак, погашены огни, и только лучи лунного света освещают людей и предметы, связывая их с внешним божественным миром. Живопись незаметно переходит в музыку, преодолевая границу другого искусства.
Ты пела до зари, в слезах изнемогая,
Что ты одна — любовь, что нет любви иной...
В стихотворении уже зазвучал ноктюрн, инструментальная пьеса мечтательного характера. Длинные шестистопные ямбические строки зазвучали лирической мелодией. Ноктюрны обыкновенно пишутся для фортепиано. Не случайно поэт упоминает рояль и его дрожащие струны, вторящие сердечному биению.
Однако фортепианный ноктюрн снова мягко и нежно преобразуется в вокальный, и мы видим и слышим необыкновенную, глубоко чувствующую певицу, выплакивающую свои переживания, свою любовь, единственную на свете. Фетовский лирический пейзаж незаметно превращается в любовное признание. Искусство и встреча с ним рождают у лирического героя гамму эмоций: потрясение, завороженность, восхищение женщиной, жажду жизни и любовь.
А музыка продолжает звучать. Поэт не только повторно воспроизводит вокальное исполнение, звучание того же голоса, тех же звуков и вздохов, но и строит композицию своего шедевра по музыкальным законам. Вторая строка второй строфы оживает и повторяется в окончании третьего четверостишия («Что ты одна — вся жизнь, что ты одна — любовь»), а четвертый стих той же второй строфы («Тебя любить, обнять и плакать над тобой») вновь звучит в заключительном четверостишии, становясь его мелодическим завершением. Музыку передает и звукопись этого ноктюрна. Трепет сердца и струн великолепно воспроизводит в третьей строке дрожащий звук «р» («Рояль был весь раскрыт, и струны в нем дрожали»), а звучание высокого голоса певицы доносит до нас анафорическое2 «и» третьей строфы и широкое «у» в ее женских рифмах («скучных» — «звучных»). Так органично слились в этом стихотворении Фета живописное и музыкальное начало, чтобы прославить искусство певицы, красоту женщины, очарование лунной ночи и силу любовного чувства.
1 Лаконично — сжато, кратко, немногословно.
2 Анафора (от греч. anaphora — вынесение вверх) — оборот поэтической речи, состоящий в повторении созвучий отдельных слов или одинаковых синтаксических построений в начале стихотворных строк и строф или отдельных фраз в прозаическом художественном произведении.
Любовная лирика А. А. Фета. Охарактеризованное свойство поэзии Фета очень ярко проявляется в его любовной лирике, которая занимает значительное место в его наследии. Поэт полагал, что любовь «всегда останется зерном и центром, на который навивается всякая поэтическая мысль». К числу шедевров, посвященных этой теме, можно отнести стихотворения «Следить твои шаги, молиться и любить», «Какое счастие: и ночь, и мы одни!..», «Когда мои мечты за гранью прошлых дней...», «Сонет».
Поэт воспроизводит самые разнообразные переживания и нюансы любовного чувства. Это и любовное томление, радость встречи с подругой, восторженное любование женщиной, упоение ее красотой. Это и возрождение лирического героя, счастье от взаимного понимания, ревность, горечь разлуки, осознание душевной близости, скорбь при воспоминании о любимой, раскаяние и самобичевание за проявленное отчуждение, страдание от безответности и прерванной связи. Фет передает текучесть переживания, его обогащение, перелом в его развитии. При этом очень редко он набрасывает портрет любимой, а лирическое «я» поэта носит весьма обобщенный характер.
Когда мои мечты за гранью прошлых дней
Найдут тебя опять за дымкою туманной,
Я плачу сладостно, как первый иудей
На рубеже земли обетованной.
(«Когда мои мечты за гранью прошлых дней...», 1844)
Жанры любовной лирики у Фета тоже очень разнообразны: любовная медитация, исповедь, лирическое послание, песнь о любви, элегия. Довольно часто выражение любовного чувства соединено с сопутствующим восприятием конкретного пейзажа, широкой картины природы, грандиозного мироздания.
Пейзажная лирика А. А. Фета. Пейзажная лирика поэта составляет основное богатство творческого наследия Фета. Он придавал ей первостепенное значение. В основе его пейзажных картин — ранние впечатления от Орловщины, красота украинских степей и сумрачный облик Балтийского побережья, где довелось служить поэту, ландшафты Курской губернии, где он провел последние годы. Однако более существенно то, как поэт подходит к воссозданию мира природы. Он умеет увидеть и услышать в ней необычайно много, проникнуть взором, слухом и умом в ее сокровенный мир, передать свой диалог с ней, свое романтическое восхищение от встречи с природой, философские раздумья, рожденные при созерцании ее облика, особенно в вечернюю и ночную пору («Летний вечер тих и ясен...», «На стоге сена ночью южной...»), Фету присущи удивительная тонкость чувств живописца, любующегося пейзажем, многообразие переживаний, рожденных от общения с природой («Полуночные образы реют...», «Солнце нижет лучами в отвес...»).
А. А. Фет нередко объединял свои излюбленные темы и создавал их органическое единство, в частности синтез мотивов созерцания природы и любовных переживаний. В ряду таких произведений выделяется стихотворение «Шепот, робкое дыханье...» (1850).
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья,
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица,
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск янтаря,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!..
Уникальность этого стихотворения заключается в том, что, будучи исключительно нежным, камерным и тихим, оно породило шквал откликов в русской литературе, став в ней и в творчестве поэта своеобразным событием. Фет воссоздал в этом шедевре образ природы в ночную пору и одновременно интенсивное переживание любовного чувства. В связи с этим в тексте выстраиваются два ряда: природный и человеческий, которые вступают в неразрывную связь. Детали каждого из этих рядов на наших глазах претерпевают изменения, заметные для человека, наделенного чутким сердцем. В лирическом «сюжете» стихотворения можно уловить своеобразную завязку. (в первой строфе, где слышится «робкое дыханье» и легкое «колыханье сонного ручья»), развитие темы (во втором четверостишии переданы и изменения милого лица, и игра теней среди ночного света) и ее кульминацию (в третьей строфе упоминаются «и лобзания, и слезы», а одновременно наступающее утро, окрашенное розоватыми отблесками разгорающейся зари). Заметим теперь и то, как много времени проходит с момента встречи возлюбленных и первых трелей соловья, хотя весь этот ход часов умещен в 12 коротких строчек. Обратим внимание также на поразительную красочность, живописность каждого переданного мига («серебро», «тени без конца», «пурпур розы»). Наконец, отметим, что уловленный нами сюжет развивается без помощи частей речи, обычно передающих движение, без единого глагола. Все это было исключительно ново и непривычно для читателей тех лет, для критики, что и определило ее разноголосицу. Одни авторы восхищались этим стихотворением Фета (М.Е.Салтыков-Щедрин, Л. Н.Толстой), другие — высмеивали его в пародиях (К. Прутков, Д. Минаев), третьи заняли особую позицию и дали ему неоднозначную оценку (Ф. М. Достоевский признал, что стихотворение «великолепно по своему художественному совершенству», но одновременно отметил его удаленность от злободневных проблем времени).
Особенности зрелой лирики А. А, Фета. К числу важнейших отличий поэзии Фета следует отнести тонкий психологизм его зрелой лирики, глубинное раскрытие душевных состояний лирического героя и самого автора, передачу лирического переживания как процесса, длящегося во времени, выражение подсознательного.
Фет обостренно воспринимал и переживал время: краткий миг, протяженность дня и ночи, безграничность вечности. Продолжая традиции В. А. Жуковского, он культивировал поэзию неоформленности, неопределенности, передачу невыразимого.
Особо следует отметить тяготение Фета к импрессионизму1, получившему в европейском искусстве наиболее яркое выражение в творчестве живописцев (К. Моне, Э. Мане, О, Ренуар, Э. Дега), в музыке К. Дебюсси и М. Равеля. В стихах Фета особенности этого направления выразились в улавливании игры света, передаче неожиданного освещения, в редких ракурсах и окраске, кажущейся поэту истинной. Импрессионизм выразился также в непосредственной фиксации поэтом своих субъективных наблюдений и впечатлений, в отрывочности зарисовок, передаче неповторимости каждого мгновения жизни природы и человека. Отсюда — своеобразие метафоричности Фета, пристрастие к мотиву отражения предметов в воде, заостренность концовок, изображение оттенков, нюансов предметов и настроений, трепетность ритма, причудливость строфического построения. Все это можно видеть в таких произведениях, как « Скрип шагов вдоль улиц белых...» ( 1858 ) :
Скрип шагов вдоль улиц белых,
Огоньки вдали;
На стенах оледенелых
Блещут хрустали.
Или «Это утро, радость эта...» (1881).
Это утро, радость эта,
Эта мощь и дня, и света,
Этот синий свод,
Этот крик и вереницы,
Эти стаи, эти птицы,
Этот говор вод,..
<...>
Это все — весна.
1 Импрессионизм — направление в искусстве, ставящее целью передачу, воспроизведение непосредственных субъективных впечатлений от действительности.
«Ярким солнцем в лесу пламенеет костер» (1859). В этом стихотворении реальные отражения огня на стволах деревьев видятся поэту «пьяными гигантами»; треск сучьев кажется «столпившимся хором», а ельник представляется шатающимися существами, раскрасневшимися от красно-желтого огненного вина. Воображение лирического героя разыгрывается среди «нахмурившейся мглы», и вот уже кажется, будто холодная ночь стала жарким днем, а наступающий день — чем-то туманным, сумрачным и неясным. Поэт, словно живописец-импрессионист, любуясь эффектами света и движения, разбрасывает на ткани своего стихотворения крупные отчетливые мазки и красочные пятна. Ему видится, как с наступлением утра на светлеющем фоне «изогнувшийся пень» «прочернеет один на поляне». Брезжущее солнце представляется поэту скупо мерцающим костром, а костер в ночи — ярким солнцем.
А. А. Фет — мастер выразительной метафоры. В его стихах «перебежавший день» может золотить ступени; лес «смолкает»; выси гор «потухли», а ночь «сыплет» «своей бездонной урной» «к нам мириады звезд» («Растут, растут причудливые тени...», 1854). Такая метафоричность придает поэтическим строкам исключительную выразительность. В стихах Фета много не просто движения, а своеобразного полета. Не случайно критик H. Н. Страхов заметил, что «каждый стих у него с крыльями, каждый сразу подымает нас в область поэзии».
«Я тебе ничего не скажу...» (1885). Это стихотворение относится к зрелой лирике А. А. Фета. По-прежнему в нем живет поразительная музыкальность, недаром первоначальное название этой лирической пьесы — «Романс». Не случайно к этому стихотворению обращались многие композиторы. Самым удачным, безусловно, является романс П. И.Чайковского, создавшего свое очаровательное музыкальное творение сразу же после опубликования лирической пьесы Фета в «Вестнике Европы» в 1886 году.
По-прежнему в стихотворении А. А. Фета ощущается редкая согласованность жизни человека и природы.
Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы
И я слышу, как сердце цветет.
И подобно тому как раскрываются листы ночных растений с заходом солнца, как цветут и благоухают цветы, «цветет сердце» влюбленного человека.
Каким удивительно тонким, нежным, деликатным предстает ныне лирический герой стихотворения.
И в больную усталую грудь
Веет влагой ночной... я дрожу,
Я тебя не встревожу ничуть,
Я тебе ничего не скажу.
Это человек, который не только обостренно чувствует природу, но и ощущает биение сердца спящей подруги. Он хранит свою любовную тайну и не решается встревожить неосторожным словом любимую.
Есть в этом стихотворении едва уловимый драматизм, намек на непроясненность, невысказанность отношений, осложненных ощущением усталости и роковой болезни лирического героя.
Если сравнивать стихи А.А.Фета с поэзией Ф.И.Тютчева, то можно отметить большую философичность последнего, его рационализм, космизм его произведений, ощущение Тютчевым кризисности мира, чего обычно Фет не передавал, делая акцент на передаче прекрасного, гармонического, чувственного в переживаниях человека и меняющемся лике природы. Блок справедливо заметил, что все торжество гения, не вмещенное Тютчевым, вместил Фет.
Сравнивая стихи А.А.Фета с поэтическими произведениями Ф.И.Тютчева, Н.А.Добролюбов писал: «...талант одного способен во всей силе проявиться только в уловлении мимолетных впечатлений от тихих явлений природы, а другому доступны, кроме того, — и знойная страстность, и суровая энергия, и глубокая дума, возбуждаемая не одними стихийными явлениями, но и вопросами нравственными, интересами общественной жизни».
Вопросы и задания
1. Прочитайте раздел учебника об А. А. Фете. Вспомните известные вам стихотворения А.А. Фета. Попытайтесь охарактеризовать личность поэта. Составьте план ответа.
2. Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве А. А. Фета.
3. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А.А.Фета».
4. Проанализируйте синхронистическую таблицу (см. практикум) и сопоставьте ее с творческой биографией А.А.Фета.
5. К каким жанрам чаще всего обращался А. А. Фет в ранний период своего творчества?
6. Чем достигается музыкальность лирики А. А. Фета? Подтвердите на примере двух-трех стихотворений.
7. Под каким впечатлением родилось стихотворение «Сияла ночь. Луной был полон сад...» и кому оно посвящено?
8. В чем вы видите живописную изобразительность этого шедевра? Какие картины открываются вашему воображению?
9. Как соединяются живописность и музыкальность стихотворения «Сияла ночь. Луной был полон сад...»? В связи с чем возникает и развивается в нем тема музыки?
10. Сопоставьте стихотворение «Сияла ночь...» А.А.Фета с любовным посланием А. С. Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». Что сближает эти творения лирической поэзии? Как передано в них реальное движение времени?
11. Как переданы меняющиеся отношения влюбленных в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...»?
12. Имеется ли логическая связь и непрерывность в цепи нарисованных картин в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...»?
13. В чем, на ваш взгляд, состоит необычность формы стихотворения «Шепот, робкое дыханье...»?
14. Как поэту удается передать слитность изменений в природе и душевном состоянии человека в стихотворении «Шепот, робкое дыханье...»?
15. В чем вы видите своеобразие лексического, грамматического и синтаксического строя стихотворения «Шепот, робкое дыханье...»?
16. Какую роль в этой миниатюре играют долгие и краткие паузы? Где вы могли бы их расставить?
17. Какая нагрузка падает на последнюю строку стихотворения «Шепот, робкое дыханье...»? В чем заключается многозначность повторяющегося слова «заря»?
18. В чем особенность зрелой лирики Фета? Составьте план ответа.
19. Подумайте, в чем особенность жанра романса? Как проявляется романсная основа стихотворения «Я тебе ничего не скажу...»? Первый стих произведения повторяется в конце стихотворения. Как называется такой композиционный прием? Как помогает он ощутить гармонию, живущую в тексте?
19. Выучите наизусть понравившиеся вам стихотворения и научитесь их выразительно читать.
20. Составьте понятийный словарь темы «А. А. Фет».
Рекомендуемая литература
Биобиблиографический словарь : в 2 ч. / под ред. П. А. Николаева. — М., 1996. - Ч. 2.
Ачкасова Г.Л. Афанасий Афанасиевич Фет / Г.Л.Ачкасова. — Курск, 1999.
Баевский В.С. История русской поэзии: 1730—1980 / В.С.Баевский. — Смоленск., 1994.
Боткин В. П. Стихотворения А.А.Фета // Литературная критика. Публицистика. Письма. / В. П. Боткин. — М., 1984.
Бухштаб Б.Я. А. А. Фет. Очерк жизни и творчества / Б. Я. Бухштаб. — Л„ 1990.
Дружинин А.В. Прекрасное и вечное/ А.В.Дружинин. — М., 1988.
А.А.Фет и русская литература : материалы Всероссийской научной конференции «XV Фетовские чтения». — Курск, 2000.