Литература. Под ред. Обернихиной Г.А.

Николай Алексеевич Некрасов

(1821 — 1878)

«Господин Некрасов много принес жертв временному элементу поэзии, но жертвовал ему не из рутины, не из расчета, не из увлечения чуждым авторитетом, а с полной свободой сознания, вследствие своей организации и склада своего таланта. Он не кидал грязью в алтарь чистой поэзии, но всегда подходил к нему с любовью и благоговением, даже преувеличивая свои слабости и считая себя более недостойным жрецом, чем он был им в самом деле. Он не издевался над высшими проявлениями вечного в поэзии и всегда был готов ответить на призыв Музы, куда бы она его ни увлекала. Оттого мы видим и постоянно будем видеть в Некрасове истинного поэта, богатого будущностью и сделавшего достаточно для будущих читателей», — писал о поэте критик

А. В. Дружинин.

Николай Алексеевич Некрасов родился 28 ноября (10 декабря) 1821 года в городе Немирове Подольской губернии. Отец, Алексей Сергеевич Некрасов, отставной майор, жил в собственном имении в селе Грешнево Ярославской губернии. Семья была небогата, хотя Некрасовы относились к мелкопоместным дворянам. Мать поэта, Елена Андреевна, была необыкновенно умной и образованной женщиной. В семье царила атмосфера напряженности из-за жесткого, властного характера отца Некрасова. Николай Алексеевич с детства испытал на себе все тяготы самодурства и видел, как тяжела жизнь крепостных, так как его отец не щадил своих работников и обращался с ними жестоко.

Н.А. Некрасов учился вначале в Ярославской гимназии, в будущем отец хотел отдать его на военную службу.

В 1838 году вопреки воле родителей Николай Алексеевич попробовал поступить в Петербургский университет, но не смог сдать все экзамены. Отец, возмущенный самовольным решением сына, лишил Некрасова всякой материальной поддержки. Николай Алексеевич ради учебы в университете нанимался на самую низкооплачиваемую работу в газетах и журналах, в то же время писал стихи. Некрасов был принят вольнослушателем и даже освобожден от платы за слушание лекций, но он сам потом писал: «Учиться и зарабатывать хлеб было трудно, и я бросил...» А жить действительно становилось все труднее и труднее. «Ровно три года я чувствовал себя постоянно, каждый день голодным, — рассказывал Некрасов незадолго до смерти критику А.М.Скабичевскому. — Приходилось есть не только плохо, не только впроголодь, но и не каждый день. Не раз доходило до того, что я отправлялся в один ресторан на Морской, где давали читать газеты, хотя бы ничего не спросил себе. Возьмешь, бывало, для виду газету, а сам подвинешь к себе тарелку с хлебом и ешь».

Первый сборник стихов Некрасова «Мечты и звуки» был опубликован в 1840 году. Свое имя поэт скрыл под инициалами Н.Н. Книга успеха не имела, хотя некоторые критики отозвались о ней довольно благосклонно. Только В. Г. Белинский, по словам поэта, «обругал» его. Великий критик был совершенно прав. В первый сборник Н.А. Некрасова вошли стихи во многом подражательные, написанные в духе угасавшего в то время романтизма. В них слышались перепевы (и далеко не всегда удачные) произведений Жуковского, Баратынского, Бенедиктова и других поэтов-романтиков. Читая эти стихотворения, трудно было предположить, что со временем Некрасов станет поэтом-реалистом, в творчестве которого найдет свое отражение вся многогранная жизнь России и русского народа.

В 1842 году Николай Алексеевич встретился с В. Г. Белинским, завязалась их длительная дружба; взгляды Белинского существенно повлияли на формирование мировоззрения Некрасова. «Белинский видел во мне, — вспоминал Н.А.Некрасов, — богато одаренную натуру, которой недостает развития и образования. И вот около этого-то и держались его беседы со мною... имевшие для меня значение поучения». Позднее поэт так говорил о благотворном влиянии Белинского на формирование своих взглядов:

Ты нас гуманно мыслить научил,

Едва ль не первый вспомнил о народе,

Едва ль не первый ты заговорил

О равенстве, о братстве, о свободе...

(«Медвежья охота», 1867)

В 1847 году Некрасов и Панаев стали владельцами журнала «Современник». К этому времени Николай Алексеевич уже сформировался как поэт и критик. В «Современнике» публиковались И.С.Тургенев, И.А.Гончаров, В.Г.Белинский, А.И.Герцен. Журнал приобрел широкую популярность среди мыслящей интеллигенции. Некрасов постоянно решал проблемы с цензурой, спасал свое издание от разорения и запретов, так как нередко по политическим соображениям цензоры запрещали или сокращали основную часть публикаций.

Жизнь крестьянства в творчестве поэта. Совершенно естественно, что тема крестьянской жизни, изображение дореформенной и пореформенной деревни должны были занять одно из самых значительных мест в поэзии Н.А. Некрасова. Народник П,Ф. Якубович совершенно справедливо писал о нем, что «поэт всего чаще и охотнее воспевает мужицкое горе». Этой тематике посвящено множество лирических стихотворений и поэм.

Прославленным творческим дебютом поэта и одним из самых ранних обращений к крестьянской теме стало стихотворение «В дороге» (1845). Необычна его композиция. Начатое просьбой барина, обращенной к ямщику, — разогнать чем-нибудь его скуку (дважды повторенное слово «скучно» определяет тональность всего произведения), и завершенное «удовлетворенной» репликой того же ездока, стихотворение включает в себя поразительное по содержанию слово ямщика. Это отнюдь не традиционное унылое исполнение ямщицкой песни о дорожном происшествии, о разлуке и о «тройке почтовой», тем более это не смешная история про «небылицу», а напряженное по своему драматизму повествование о мужицкой жизни. Ямщик рассказывает о своей печальной судьбе, об истории крепостной Груши, выросшей в барском доме, затем насильственно, не по любви выданной замуж и ставшей по несчастью его женой. Своим воспитанием, обучением сына и неспособностью к физической деревенской работе она вконец «сокрушила» его, ездока-рассказчика. Кто виноват в случившейся драме? Может поначалу показаться, что виновницей является «злодейка жена». Упрек в ее адрес произнесен с особым восклицанием и затем поддержан повествованием о том, сколько ямщик от нее «нажил хлопот». Потом становится ясным, что в большей мере виновен в драме сам рассказчик, не способный понять трагедии крепостной интеллигентки, невежественный и темный противник грамоты и просвещения, унижающий достоинство женщины, бьющий ее «под пьяную руку». В итоге своего рассказа сам ямщик приходит к заключению, что «погубили ее господа», воспитавшие Грушу в барских понятиях и привычках, а потом указавшие мужичке ее истинное место. «Барин», чей уровень развитого сознания сталкивается с мироощущением ездока, готов согласиться с этим заключением ямщика. Однако авторский взгляд на вещи несоизмеримо шире. Для него очевидно, что виновником воспроизведенной драмы является антинародный крепостнический уклад в целом, с его невыносимым деспотическим произволом, с его нравами и прихотями. Становится понятным, что заключительная реплика барина исполнена не удовлетворения, а потрясения. «Скука», господствующая в настроении диалога, оказалась в финале его отнюдь не разогнанной, а бесконечно усиленной. Композиционная структура стихотворения, сказовая форма повествования ямщика, украшенная крестьянским просторечием, народными оборотами, диалектизмами («байт», «слышь», «патрет», «тоись») — все это мастерски подчинено осуществлению авторской идейно-художественной задачи.

Тема поэта и поэзии в творчестве Н.А.Некрасова. Продолжая традиции А.С.Пушкина и М. Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасов на протяжении всего своего пути постоянно обращался к теме поэта и поэзии («Вчерашний день, часу в шестом...»,1848; «Муза», 1852; «Блажен незлобивый поэт...», 1852; «Поэту (Памяти Шиллера)», 1874).

Размышляя о художнике-творце, Некрасов создал прославленное стихотворение «Поэт и гражданин» (1856). в котором образу Поэта он придал некоторые собственные черты (известные сомнения, колебания и покаяния), хотя стремился к очевидной его типизации. Обобщенностью отличается и фигура Гражданина, требующего от Поэта отклика на жизненные конфликты, активного служения народу, защиты обездоленных. Строки «Поэтом можешь ты не быть, I Но гражданином быть обязан» восходят к декабристской поэзии, в частности к формуле К. Ф. Рылеева («Я не поэт, а гражданин»). Диалогическая форма произведения усилила его драматизм, но не спасла от некоторой декларативности и дидактизма, проявившихся в побуждениях, призывах, наставлениях, риторических вопросах, политической лексике той эпохи.

Быть может, самым глубоким и драматически выразительным стихотворением на тему поэта и поэзии становится «Элегия» (1874). Это искренняя душевная исповедь, итог, подводимый в конце пути. Здесь немало колебаний и сомнений, свойственных характерному некрасовскому лирическому герою, когда он думает об ответном отклике своих читателей.

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая — «страдания народа»

И что поэзия забыть ее должна, —

Не верьте, юноши! Не стареет она.

Эти сомнения преодолеваются, хотя и ценой большого напряжения. Не случайно строки этого произведения поэт считал «самыми задушевными» и любимыми из написанных в последние годы жизни. В них переданы многие сокровенные его думы о современной действительности, положении народа и о себе. Осмысляя характер пореформенных лет, Некрасов приходит к неутешительному выводу, что старая тема «страданий народа» не утратила своей злободневности:

О, если бы ее могли состарить годы!

Процвел бы божий мир!..

Доля народа, участь крестьян по-прежнему остаются тягостными и невыносимыми. «Напевы сельских дев», как и раньше, исполнены грусти и скорби. Некрасов существенно расширяет картину крестьянских тягот и, пользуясь множественным числом, говорит о бедствиях «народов».

Многими мотивами стихотворение Н.А. Некрасова связано с пушкинскими традициями. В первой строфе поэт пишет о народах, которые «влачатся в нищете, покорствуя бичам, | Как тощие стада по выжженным лугам...»; эти строки перекликаются с «Деревней» Пушкина: «Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам, | Здесь Рабство тощее влачится по браздам...»

Автор «Элегии» говорит о своей громкой песне и далеком эхе на нее в природе:

...Ей вторят долы, нивы,

И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы...

Здесь появляется ассоциация со стихотворением Пушкина об эхе, которое рождает «свой отклик в воздухе пустом» и «внемлет грохоту громов». Правда, у Пушкина и эхо и поэт не получают отзыва, а у Некрасова эхо звучит, но на песни поэта не дает отклика его народ, что приносит в стихотворение особую скорбь: ведь именно для народа творец создает свои песни. Как видим, все стихотворение представляет, как подчеркнул литературовед Н.Н. Скатов, «сложную реконструкцию разнообразных пушкинских стихий и мотивов». Не случайно этот же исследователь назвал «Элегию» «пушкинским стихотворением Некрасова».

Размышление о народе и о лире, призванной оплакивать его бедствия и трагический рок, рождает проникновенную строфу о поэте и поэзии. Она является самым важным и глубинным некрасовским самовыражением:

Я лиру посвятил народу своему.

Быть может, я умру неведомый ему,

Но я ему служил...

В этом поэт видит роль и назначение поэзии вообще. Оно, это назначение, не только в том, чтобы «толпе напоминать, что бедствует народ» (как Некрасов это делает в «Элегии»), чтобы «к народу возбуждать вниманье сильных мира», но и в том, чтобы звать народ к окончательному освобождению от рабства и обретению им подлинного счастья («Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»). Обращаясь к юношам, поэт зовет их содействовать народному счастью своими активными действиями. Так Некрасов выразил свою важнейшую творческую программу, сформулировав ее в элегии, грустной песне, привычный жанр которой поэт решительно преобразовал, сделав ее социально насыщенной и эстетически значимой. Вот почему лексике, достаточно для элегии традиционной («песнь», «слезы сладкие», «умиленье», «тайные вопросы», «волнуемый мечтами», «вечер»), Некрасов противопоставил словесный ряд совершенно другого типа — близкий «громкой» агитационной песне («не верьте, юноши!», «страдания народа», «сильные мира», «вред врагу», «нет раба», «пора идти вперед», «проклятия сулю»). Каждая строка торжественного шестистопного ямба, каждый александрийский стих1 этой элегии могут поэтому читаться медленно, скорбно, патетично, а могут прерываться на цезуре2 после третьей стопы и превращаться в динамичный, живой, энергичный трехстрочный ямб, состоящий из полустрочий.

1 Александрийский стих — в русской поэзии двустишие шестистопного ямба с цезурой после третьей стопы. Стихи связаны смежной рифмой,

2 Цезура (от лат. caesura — рассечение) — особый вид паузы в стихе.

Любовная лирика Н.А. Некрасова. Любовную лирику Некрасова долгое время представляли либо созданной в пушкинских традициях, либо весьма однообразной, воспроизводящей сходные мотивы. Между тем лирика любви у Некрасова является столь же новаторской, как и вся его поэзия, и при этом разнохарактерной, в зависимости от периода творчества.

Особое место в любовной лирике Н.А.Некрасова занял панаевский цикл, связанный с именем умной, талантливой и красивой А. Я. Панаевой, ставшей в 1848 году гражданской женой поэта. Союз этот не был безоблачным. Хотя и многое объединяло Некрасова и Панаеву — общие духовные интересы, совместная литературная работа, глубокое уважение и искренняя привязанность друг к другу, — их совместная жизнь была трудной, отношения не были гладкими и ровными.

Интимная лирика Н.А. Некрасова явилась новым словом в развитии русской поэзии. Она разрушала привычные представления о любовных стихотворениях, поскольку у некрасовского лирического героя был особый интимный мир, свое отношение к любимой женщине. В лирике Некрасова возлюбленная поэта выступает не только как объект обожания и поклонения, но и прежде всего как друг и единомышленник лирического героя, равная ему во всем: у каждого из них позади нелегкая судьба, каждому довелось многое пережить и выстрадать. Это не мешает им любить друг друга пусть трудной, не сдержанной в выражении чувств, но глубокой и самоотверженной любовью. Умеют они и прощать невольно нанесенную обиду и нечаянно оброненное резкое слово. Поразительно как всю эту гамму сложных чувств и переживаний, смену настроений — переход от замкнутости к примирению, от охлаждения к бурной страсти, от равнодушия к застенчивой нежности, — Н.А. Некрасов умел передать необычайно емко, кратко и выразительно (например, «Я не люблю иронии твоей...», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Давно — отвергнутый тобою...», «Застенчивость» и др.). Новым было и то, что если у предшественников Некрасова в интимной лирике, как правило, доминировало одно настроение, на первый план выступало одно чувство, то в некрасовских стихотворениях любовное чувство выступает во всей своей сложности, противоречивости и непредсказуемости. Лирическое признание «Мы с тобой бестолковые люди...» ( 1851) красноречиво говорит о неповторимом новаторстве Н.А. Некрасова в сфере любовной лирики. Верный правде жизни, поэт обнажает «прозу в любви», о которой сказано в заключительном четверостишии. Эта проза передается откровенным упоминанием ссор, размолвок, вспышек, резкостей, взаимных мучений. Поразительно, что поэт намерен и эти горькие минуты обратить в свою противоположность, взять, как некую дань, и с прозы «долю счастья». Некрасов побуждает и нас видеть неприметный просвет во мгле и полосе мрака. Ведь за ссорой и «полно», и «нежно» наступает «возвращенье любви и участья». Стихотворение подтверждает, иго союз любящих в лирическом романе Н.А. Некрасова оказался истинно свободным, освобожденным от покорной рабской зависимости. Поэт зовет подругу к полному и откровенному проявлению своих чувств, выражению своих мыслей и мнений:

Говори же, когда ты сердита,

Все, что душу волнует и мучит!

В этом произведении раскрыта подлинная «диалектика1 чувств»: их столкновение, развитие, переход одного переживания в другое, ему противоположное.

1 Диалектика (от греч. dialektike — искусство вести беседу) — здесь: все многообразие сходных и противоречивых составляющих какого-либо явления, дающих в совокупности цельное и абсолютное знание о нем.

Эпопея народной жизни. «Кому на Руси жить хорошо» (1863—1877). Над поэмой Н.А. Некрасов трудился более тринадцати лет — с 1863 по 1877 год. Этот хронологический отрезок приходится на переломное время в жизни России, когда недавно было отменено крепостное право, шли экономические преобразования и интенсивное промышленное развитие страны. Развернулось движение народников, наметилось брожение крестьянства, но страдания народа оставались неизменными и неискоренимыми, а в чем-то становились даже более глубокими. Всем своим предшествующим творчеством поэт был подготовлен к эпическому осмыслению коренного вопроса времени — о положении народа. В начале 1860-х годов Некрасов приступил к написанию народной книги, которая в образной форме дала бы на него исчерпывающий ответ. В январском номере «Современника» за 1866 год поэт опубликовал «Пролог», затем перепечатал его вместе с первыми тремя главами в «Отечественных записках» (1869), добавив к первой части 4-ю и 5-ю главы ( 1870). К этому времени оказалась завершенной вся первая часть поэмы. «Последыш» был напечатан в «Отечественных записках» в 1873 году, в следующем — очередная часть, названная «Крестьянкой». В 1876 году поэт завершил «Пир на весь мир», но при жизни Некрасова эта последняя по времени написания и по расположению в композиции поэмы часть не вышла в свет (публикации решительно воспрепятствовала цензура). Только в 1881 году эта заключительная часть с заметными пропусками была напечатана М. Е. Салтыковым-Щедриным в руководимых им «Отечественных записках».

Проблема счастья в поэме. Естественно, что задача поиска счастливого тесно сопрягается в поэме с двумя проблемами: освещением результатов крестьянской реформы 1861 года и осмыслением сути счастья, как его понимают встреченные странниками люди, сами мужики и автор. Некрасов дал в поэме глубокий и широкий социальный срез тогдашней России, чтобы показать, что реформа ударила «одним концом по барину, другим по мужику». В пореформенное время и низы, и верхи были по-своему несчастными. Еще в дни обнародования Манифеста поэт осознал, что народ явно обманут. Как свидетельствует современник поэта Л. Ф. Пантелеев, Некрасов с возмущением воскликнул: «Да разве это настоящая воля! Нет, это чистый обман, издевательство над крестьянами». В ряде своих произведений, созданных до поэмы или в процессе ее написания, поэт негативно оценил пресловутое «освобождение». Так, в стихотворении «Как празднуют трусу» (1870) Некрасов констатировал:

В жизни крестьянина, ныне свободного,

Бедность, невежество, мрак.

В «Элегии» (1874) он с горечью заметил: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..» «Где же ты, тайна довольства народного?» — вопрошал поэт, хорошо зная разгадку этой тайны. Именно поэтому крестьяне-правдоискатели долго и не пытаются искать счастливого среди народа, а позже предпринимают эту попытку под влиянием ложных слухов или от отчаяния.

В «Размышлениях у парадного подъезда» Некрасов сказал: «Счастливые глухи к добру». В поэме «Несчастные» упоминаются жилища «счастливцев мира». Ныне же и они, эти «счастливцы», испытывают глубокое разочарование. Чтобы доискаться до истинных причин этого парадоксального положения, пытливые странники бродят по дорогам России, ища новых и новых встреч с представителями всех ее социальных слоев.

Параллельно в поэме идет глубинное осмысление природы и основ счастья, тех начал, из которых оно слагается. Трактовка счастья, которую предлагает крестьянам поп — «покой, богатство, честь», по здравому размышлению правдоискателей оказывается несостоятельной, поскольку за этими мнимыми слагаемыми счастья нередко стоят праздность, грабеж, бесчестие.

Принципиально иное понимание счастья странники встречают в гуще народной, где ценятся труд, свобода, заступничество за обездоленных, красота, материнство, семейное благополучие, доброта. Мудрую мысль высказывает дьячок (глава «Счастливые»), что «счастие не в пажитях1, | Не в соболях, не в золоте, | Не в дорогих камнях», а в вере, в «благодушестве», в христианском чувстве любви. Не менее ценно суждение солдата о том, что счастье — в торжестве жизни над смертью («в двадцати сражениях | Я был, а не убит!»). Каменотес вносит свою лепту в народное представление о счастье: оно в здоровье, силе и неустанном труде, способном «гору сокрушить». Наконец, мы узнаем о новом толковании счастья: оно в самоотверженном служении землякам, всему народу, Отчизне. В этой связи в поэме рисуется подлинный счастливец из разночинной среды — Гриша Добросклонов, о переживаниях которого так и не довелось узнать странствующим мужикам.

1 Пажить (поэтич. и обл.) — пастбище.

Композиция поэмы. Авторскому замыслу отвечает композиция поэмы. Ее строение позволяет раскрыть самые многообразные стороны современной действительности, населить книгу бесчисленными персонажами, относящимися к различным социальным кругам, поставить сложнейшие вопросы жизни. Может показаться, что композиция отличается непомерной сложностью и рыхлостью. В поэме четыре основные части: «Первая часть», «Последыш», «Крестьянка», «Пир на весь мир». Каждая из этих частей, в свою очередь, делится на главы. Всей поэме предшествует «Пролог» (как показали текстолог И.В.Шамориков и некрасовед А. М. Гаркави, этот «Пролог» не должен входить в «Первую часть», хотя он иногда печатается в ее составе). В некоторые части входят дополнительные вступления типа пролога, например в «Крестьянке». В пределах некоторых глав имеются вставные притчи («Про холопа примерного — Якова Верного» внутри «Пира на весь мир»). Все это говорит об очень разветвленном композиционном строении поэмы.

Все отдельные части поэмы связаны воедино, во-первых, хождением семи странников по Руси и, во-вторых, темой дороги, по которой они бродят и на которой встречают бесчисленные народные характеры, людей различных судеб, обликов и биографий. Такая композиция отчасти восходит к гоголевским «Мертвым душам». Нередко на смену рассказам персонажей о себе (попа, помещика, Матрены, персонажей главы «Счастливые») приходит описание сцен, увиденных странниками («Пьяная ночь», «Последыш»), или повествование, ведомое автором (история Гриши Добросклонова). Помогает связать отдельные части и главы в композиционное единство и идентичность стиля произведения, где мастерски соединяются книжность и фольклорность, реальность и сказочность, подлинность и условность.

Еще одним важным композиционным принципом становится в поэме контраст. Это социальное противопоставление угнетателей и угнетенных (Оболт и крестьяне), чередование индивидуальных портретов и массовых сцен, сменяемость старого и нового, драматического и комического.

Кризис верхов. Первая встреча семерых правдоискателей происходит с сельским попом. Это хозяйственный и деловитый сельский служитель церкви, человек чуткий и добрый, который в ответ на вопрос «Сладка ли жизнь поповская?» повествует о своих скудных доходах. Минули те годы, когда сладко жилось священнику. Помещики разорились или разъехались, их щедрость поубавилась, и теперь приходится довольствоваться крестьянскими медными пятаками и скромными подаяниями нуждающихся прихожан. Герой главы «Поп» доказывает крестьянам, что в новые времена у духовенства нет ни покоя, ни богатства, ни чести, т.е. всего того, из чего, по его мнению, слагается счастье. Не могут принести благосостояния обнищавшие крестьяне, их «мирские гривенки, | Да пироги по праздникам, | Да яйца о святой». Но если из гордости отказаться от жалких копеек, «не брать — так нечем жить». Правдоискатели убеждаются в иллюзорности представлений о хваленом и счастливом «поповском житье» и набрасываются на заблуждавшегося Луку.

Помещики в поэме. Ирония сменяется откровенной насмешкой, когда Некрасов изображает помещика Оболта-Оболдуева. Его «ухватки молодецкие», внешне благополучный облик (он «кругленький», «румяненький», «пузатенький») и его на вид безобидное пристрастие к псовой охоте резко контрастируют с той тоской, которая поселилась в душе этого крепостника. Ведь прошли те времена, когда желание его было «законом», а «удар зубодробительный» — его полицией, когда «дышала грудь помещичья I Свободно и легко». Эти порядки остались в прошлом, разрушается помещичья усадьба, мужики не проявляют прежнего благочиния, не верят его «слову честному», смеются над его неуклюжей приспособляемостью к новым порядкам, негодуют на его алчность, когда он к прежней барщине и сегодняшнему оброку добавляет денежную дань и подношения, выматывая силы крестьян, которых он ненавидит. «Говорящая» фамилия помещика обнаруживает, что этот кровопийца при всем внешнем радушии не такой уж и «оболдуй», когда дело касается его хищнических интересов.

Сатира, соединенная с забавным фарсом1, сопровождает характеристику другого помещика, встретившегося странникам. Облик князя Утятина отнюдь не такой благодушный, как в случае с Оболтом. У «последыша» хищный взгляд («как рысь высматривал I Добычу»), «нос клювом, как у ястреба», он демонстрирует физическое и умственное вырождение, ибо черты паралитика соединились с явным сумасшествием. Этот деспот превратил своих подчиненных в безропотных рабов, он глумится и издевается над ними, не желая допускать новые порядки, не признавая свершившейся реформы. Дикий самодур, он сталкивает дворового в прорубь, а затем вылавливает его оттуда неводом; распоряжается женить шестилетнего Гаврилу на семидесятилетней вдове; увеличивает число барщинных дней, вводя «господский срок». Мужики Утятина, прозванного «последышем», приспособились к барину, «выжившему из ума». Ломая перед ним «комедь», они устраивают розыгрыш своего пребывания при крепостном праве. Возникает ряд типичных фарсовых ситуаций мнимого послушания. Между тем история «последыша» оканчивается отнюдь не фарсом. Крестьянин Агап Петров бунтует, комедия завершается, и мерзкое существование Утятина резко обрывается.

1 Фарс (от франц. farce — начиняю) — комедия-водевиль легкого содержания с чисто внешними комическими приемами; восходит к средневековой мистерии.

В поэме гневно изображается помещик Поливанов, который нещадно сечет и топчет ногами своих дворовых, прогоняет «нагишом» из дома свою дочь и ее высеченного плетью мужа. Он же «в зубы холопа примерного, | Якова верного, | Походя дул каблуком». Порет своих крестьян и помещик-офицер Шапошников, о чем рассказывается в главе о Савелии. Мужики терпят изувера, но «надувают», сокращая его доходы и утаивая часть оброчных денег.

Разрабатывая легенду «О двух великих грешниках», Некрасов рисует и омерзительную фигуру пана Глуховского, кровожадного истязателя своих подчиненных, получающего заслуженное возмездие.

Таким образом, сатирически изображая представителей верхов, Некрасов показывает их озлобленность, недовольство новыми порядками, шаткость их положения, бессилие. Это свидетельство кризиса, трагедийного переживания гибели старых порядков. Нет среди этих людей по-настоящему счастливых, хотя в народе они по-прежнему прозываются «счастливцами».

Народ в поэме. Главным героем некрасовской поэмы является народ. Это центральный образ эпопеи. Поэт великолепно сочетает обрисовку конкретных индивидуальных крестьянских персонажей с воссозданием коллективного образа народа. Самые разнообразные представители крестьянского мира предстают перед нами: это люди разных занятий, профессий, возрастов, пола, характеров, это названные по имени и безыменные персонажи. Тут и семь странствующих мужиков, и мастеровые, и солдаты, и ямщики, и лапотники и многие другие. Это воистину народное море, шумное, бурливое, необозримое.

Возможны разные подходы к объединению этих народных образов в группы. Один из вариантов группировки их — по социальному положению и роду занятий: крестьяне-землепашцы, дворовые, солдаты, люди ремесленных профессий, рабочие, ямщики. Более существенным и плодотворным является другой принцип объединения — по их отношению к крепостной зависимости. Первая группа с этой точки зрения охватывает тех крестьян, которые находят свое рабское положение оправданным и холопствуют перед своими господами. Многие из них деморализованы под влиянием крепостного права. Это и мужики-предатели (староста Глеб, Егорка Шутов), и «люди холопского звания» (Сидор, Яков верный, Ипат, раб князя Переметьева). Самый страшный «крестьянский грех» — предательство по отношению к народу. Старосте Глебу умирающий адмирал доверил «золотой ларец», содержащий «волю», которую могут получить восемь тысяч крепостных душ. Глеб сжег завещание и закрепил неволю этих несчастных. Поэт называет старосту «злодеем» и уверен, что Иудин грех никогда не простится. Другого рода предательство осуществляет Егорка Шутов, шпион и доноситель. Крестьяне четырнадцати деревень, дознавшись об его «подлой должности», прогоняют его через свои селения и беспощадно бьют, называя «гнусь-человеком». Рисует Некрасов и «фанатиков рабства» — «людей холопского звания». Мужик Сидор настолько свыкся и примирился со своим состоянием раба, что, даже попав в острог, постоянно высылает оттуда оброк своему хозяину. В притче «Про холопа примерного...» повествуется о Якове верном, преданно ублажающем своего паралитика-барина, который «в знак благодарности» отдает в солдатчину племянника Якова. Последний этого стерпеть не мог. Завезя барина в густой лес, он вешается на глазах обидчика. Таков красноречивый пример духовного холопства, явления в те времена достаточно обыденного. Лакей Ипат даже после объявления крестьянской «свободы» по-прежнему дорожит своим рабским положением и силится его сохранить: «...Я у князей Утятиных | Холоп и весь тут сказ». И это несмотря на постоянные издевательства над ним «последыша». Безмерно доволен своим холопством у князя Переметьева и его дворовый, гордящийся тем, что является у барина «любимым рабом», а его жена — «рабой любимой». Вылизывающий княжеские тарелки, он вызывает у мужиков справедливое презрение.

Вторую группу крестьян составляют те, которые не приемлют свое рабское положение, но не имеют сил что-либо ему противопоставить. Сюда можно отнести Агапа Петрова, Игнатия Прохорова, старосту Власа, Клима Лавина, Калинушку, Пахома, Мелентия, мужика со скулой свороченной, семерых странников и Якима Нагого. Первый из них отличается своей непокладистостью, лютой ненавистью к помещикам. «Знать не хочу господ!» — восклицает Агап. Он решительно отказывается от уготованной ему роли комедианта в вотчине князя Утятина, укоряет мужиков, участвующих в розыгрыше и потехе. Однако его бунт непоследователен: стоило вмешаться бурмистру и напоить Агапа «до бесчувствия», как он оказывается сломленным. Игнатий Прохоров, крестьянин, занимавшийся извозом, видавший «виды всякие», клеймит старосту Глеба за его предательство крестьянских интересов, причем произносит слова проклятия «громовым, грозным голосом». Но среди активных народных заступников мы его не видим. Горькую правду о рабском долготерпении раскрывает Влас, болеющий душой «за всю вахлатчину»1, убежденный, что барина следует хвалить лишь в гробу. Но Влас полон глубокого отчаяния и лишен веры в добро, что подтачивает силу его негодования. Единым с вахлатским миром оказывается и «подставной» бурмистр Клим Лавин, для которого ясна вся мера бесправия народа после реформы. Он организует дерзкий фарс в имении Утятина, мастерски играет свою роль, которую сам считает «каторгой». Однако дальше обличения бар, чиновничества и солдатчины он не идет. Калинушка, упомянутый в песне «Барщинная», никогда не забудет своего голода, барских плетей, «вспоротой шкуры», но самое большее, на что способен этот измученный крестьянин, — это потопить свое горе в вине, оставив последние гроши в кабаке.

1 Вахлак (обл.) — неуклюжий, грубый, неотесанный мужчина.

Семеро правдоискателей, наделенных индивидуальными биографиями, суждениями и судьбой, явно не удовлетворены своим социальным положением. Эта неудовлетворенность крепнет по мере роста их сознания, по ходу развития сюжета, когда странники впитывают в себя все тяготы крестьянской жизни, когда глубоко усваивают словечко Савелия «наддай», но участвовать в активном деянии они еще не могут.

Крупным планом Некрасов изображает и Якима Нагого, наделяя его выразительнейшей портретной характеристикой, которая свидетельствует об исключительно тягостной его трудовой жизни. О нищете свидетельствует и его красноречивое прозвище. Он тоже, как и Калинушка, «до полусмерти пьет», но отличается непокорным нравом, чертами правдолюбца. Яким вступает в тяжбу с богатым купцом в Питере, вследствие чего попадает в тюрьму. Он верит в народную удаль, защищает крестьянские интересы, становясь своеобразным трибуном, понимает противоречия мужичьей души, ее силу и слабость, высоко ценит прекрасное (эпизод с «картиночками»). У него пробуждается сознание человеческого достоинства, но вспышки гнева этого крестьянина не выливаются в грозный для угнетателей поступок.

В третью группу народных персонажей можно включить тех, кто восстает против притеснения и становится борцом за народные права. Сюда относятся старообрядец Кропильников, жизнь которого проходит в острогах и который в гневных речах протестанта страстно призывает народ не подчиняться угнетателям; Ермил Гирин, вступающий в схватку с купцом Алтынниковым, активно отстаивающий интересы народа, в тесном единстве с которым он находится. Ермил не только является хранителем народных обычаев и нравов, проявляет честность и бескорыстие, правдолюбие, готовность и способность раскаяться в грехе, но и дерзко участвует в бунте крестьян деревни Столбняки, за что подвергается аресту и попадает в тюрьму. К этой же группе можно условно отнести разбойника Кудеяра. На его совести множество преступлений, пролитая кровь «честных христиан», но он избавляется от этих грехов, сначала замолив их, а потом совершив отмщение за терзания крестьян убийством пана Глуховского.

Наконец, к названным персонажам присоединяется и образ Савелия Корчагина, обрисованный особенно ярко и обстоятельно. Поэт наделяет этого героя поэмы былинными героическими чертами, назвав его «богатырем святорусским». Об этой фольклорной значительности Савелия свидетельствуют его внешность, удаль и мощь, его единоборство с медведем, его жизнь в Корежине, стойкость под розгами Шалашникова, расправа с притеснителем Фогелем, презрение героя к рабской покорности. Об этом говорят и его мужество в условиях двадцатилетней каторги и поселения, и создание образа на основе ряда гипербол, и сочувственное отношение к Матрене Тимофеевне, и его взгляд на положение народа, и презрение к долготерпению односельчан, и речевая характеристика героя. Образ Савелия становится символом могучих возможностей современного Некрасову крестьянства. Недаром этот народный некрасовский образ оказался близким исторической фигуре Ивана Сусанина, на что обратила внимание Матрена Тимофеевна.

В итоге обобщенного изображения народа в поэме Некрасов, с одной стороны, показывает нищету и бедность крестьянства (об это свидетельствуют названия мест, откуда родом крестьяне, и мест, мимо которых они проходят), его голодную жизнь (вспомним песню, называющуюся «Голодная»), попрошайничанье мужиков («целые селения I На попрошайство осенью, | Как на доходный промысел [Идут», рекрутчину (песня «Солдатская», взятие в рекруты Филиппа Корчагина, образы встреченных солдат). С другой стороны, поэт раскрывает отзывчивость народа на чужие страдания, чувство собственного достоинства, душевное благородство, трудолюбие, нравственную чистоту («Золото, золото | Сердце народное»), удаль и веселость, тяготение к прекрасному, щедрость и доброту, предрасположенность к новой жизни («Такая почва добрая — I Душа народа русского... | О сеятель! Приди!..»). Поэт глубоко убежден, что игом рабства долгого «еще народу русскому | Пределы не поставлены, [ Пред ним широкий путь».

Образ Матрены Тимофеевны. Все эти черты воплощены в образе Матрены Тимофеевны, которая среди крестьянских персонажей занимает особое место. Образ этой крестьянки стал вершиной в разработке темы женской доли в творчестве Некрасова. Матрене Корчагиной посвящена вторая часть поэмы. Некрасов наделяет свою героиню запоминающейся портретной характеристикой («Осанистая женщина, I Широкая и плотная, | Лет тридцати осьми. | Красива, волос с проседью. <...> Сурова и смугла»), воспроизводит историю ее жизни до замужества и в семье мужа. Поэт показывает, что присущие ей достоинства (красота, ум, здоровье, богатая поэтическая душа, трудолюбие) позволяют считать, что самой природой она предназначена для счастья. К тому же она выросла в непьющей семье, мужа выбрала по сердцу, знала любовь; ей оказывала покровительство сама губернаторша. В пространном монологе она с восторгом рассказывает о счастливых минутах своей жизни, о радостном материнстве.

Однако жизнеописание Матрены Тимофеевны убеждает в том, что и она оказалась несчастной. Ей выпала тяжкая доля, большая жизненная драма. Она сообщает мужикам о труде с малых лет, о своем униженном положении, трудной жизни в чужой семье, побоях, о смерти первого сына Демушки, несчастье с Федотушкой, страшном голоде в неурожайные годы, рекрутчине, горькой доле многодетной матери-солдатки. Все это полно глубокого драматизма и даже трагизма при всей внешней будничности эпизодов и самого рассказа. Трудно забыть, как страдающую мать обвиняют в убийстве своего ребенка. Но все вынесла Матрена Тимофеевна, все выдюжила, накопив, однако, обиды и гнев на своих обидчиков («Я потупленную голову, сердце гневное ношу!» — признается она). Стойкость, твердость характера чувство собственного достоинства, «свободное сердце», душевное благородство помогли ей выстоять и перенести все страдания.

Поэт с любовью и нежностью рисует свою героиню, сравнивает ее с ласточкой. Не случайно в главе «Крестьянка» так много использовано народных песен. Тем не менее весьма затруднительно назвать Матрену Тимофеевну счастливой женщиной, что дополнительно подтверждает горестная «бабья притча» («Ключи от счастья женского... | Заброшены, потеряны...») и убеждение крестьянки в том, что «не дело — между бабами | Счастливую искать».

Образ Гриши Добросклонова. В поэме Некрасова продолжается неустанный поиск счастливого человека и путей к народному счастью. По-новому дознания крестьян ведутся в четвертой части поэмы, где происходит духовный «пир на весь мир», и в этой обстановке многозначительным оказывается содержание песен Гриши Добросклонова, к которым прислушиваются мужики.

Гриша разночинец по происхождению (сын «батрачки безответной» и сельского дьячка). Пережив голодное детство и суровую юность, пройдя выучку в семинарии, он «порывается» в Москву, в университет. Пока он живет в родных местах, среди близких ему вахлаков, которые его кормят, а он заботится об их нуждах, «обо всей вахлатчине».

Трудится он вместе с мужиками (косит, жнет и сеет), наблюдает, как мучаются бурлаки и артельщики, слушает песни крестьян, живет «для счастия | Убогого и темного | Родного уголка», чтоб «каждому крестьянину жилось вольготно-весело». Будучи юным просветителем, он несет правду народу, и голоса его и брата Саввушки звучат над Волгой «как набатные, согласные и сильные». Являясь поэтом, он сочиняет стихи и песни, которые весело распевает на берегах великой реки. Среди его песен — «Веселая», «Доля народа...», «В минуту унынья, о родина-мать...», «Бурлак», «Русь». Он же исполняет песню под названием «Соленая», воспринятую от матери. Эти «добрые песни» звучат контрастно по отношению к ранее прозвучавшим «горьким песням». На страницах, посвященных Грише, звучит и песня «ангела милосердия» — «Средь мира дольного...», в которой развивается мотив двух дорог («...Есть два пути. | Взвесь силу гордую, | Взвесь волю твердую, I Каким идти?»). Некрасов подчеркивает, что для Гриши дороги «доля народа, | Счастье его, | Свет и свобода | Прежде всего». Юноша стремится туда, «где трудно дышится, где горе слышится». Это его выбор.

Фамилия Добросклонов намекает на определенную родственность его Н.А.Добролюбову (оба духовного происхождения, оба поэты, и тот и другой больны чахоткой, связывают свою жизнь с борьбой за свободу, являются «народными заступниками»). Юноше уготована трагическая судьба: чахотка и Сибирь, но одновременно «путь славный, имя громкое», о чем он твердо знает, равно как и то, что «Рать подымается — | Неисчислимая». При этом Некрасову удалось нарисовать живую личность, исполненную воодушевления, проникнутую трогательной любовью к матери, наделенную привычкой бродить по лугам, лесам и берегу реки, живой непосредственностью и застенчивостью, индивидуальным внешним обликом (у него «лицо худое, бледное I И волос тонкий, вьющийся, I С оттенком красноты», «у Гриши кость широкая,..»). Поэт воспроизводит фигуру очень характерную для эпохи 1870-х годов, когда

...Немало Русь уж выслала

Сынов своих, отмеченных

Печатью дара божьего,

На честные пути...

Художественное своеобразие поэмы. В жанровом отношении это произведение представляет собой лироэпическую поэму. Лиризм этого произведения выражается в постоянном авторском сопереживании своим персонажам и в многочисленных песнях, ранее упомянутых, в которых душа народа и голос автора органично сливаются. В то же время в этой поэме щедро проявляет себя стихия комического, великолепный юмор, то грустный, то озорной, то откровенно фарсовый.

Особое очарование поэмы — в насыщенности ее фольклором самых различных жанров. Это народные скажи, отразившиеся в прологе («Правда и кривда» из сборника Афанасьева и др.), притчи («Ключи от счастья женского...»); легенды («О двух великих грешниках»); песни, созданные по народному образцу («Голодная», «Солдатская»); приметы и поверья («Илья-пророк по ней гремит — катается», «В рот яблочко до Спаса не беру», «Рубаху чистую надела в Рождество»); народные плачи («Как рыбка в море синее...», рассказ о девушке на «чужой сторонушке»); причитания (некоторые из них приведены в главе «Крестьянка», например: «Велел родимый батюшка...»). Исключительно много в поэме народных поговорок и пословиц («Высоко Бог, далеко царь»; «Хвали траву в стогу, а барина в гробу»; «Рабочий конь солому ест, а пустопляс — овес»; «Солдаты шилом бреются...»; «И гнется, да не ломится»; «Что на роду написано, того не миновать»). Немало в произведении и загадок (о топоре — «Всю жизнь свою ты кланялся...»; об эхе — «Никто его не видывал...»; о снеге — «Он смирен до поры...»). Кроме того, Некрасов использует отдельные приемы фольклора: повторы («Ты писаная кралечка, | Ты наливная ягодка»), параллелизм1, отдельные формулы («Шли долго ли, коротко ли...»), зачины («В каком году рассчитывай...»). Сам сюжет поэмы строится на фольклорном материале, в частности на народной сказке. Фольклорный характер имеет и использование числа семь в структуре поэмы.

1 Параллелизм (от греч. paratlelos — идущий рядом) — один из приемов поэтической речи, состоящий в сопоставлении двух явлений путем параллельного их изображения.

Исключительным богатством отмечен язык некрасовского произведения. Он отличается меткостью и сжатостью, индивидуализацией речи отдельных персонажей, простотой и сочностью, а главное — подлинной народностью и разговорностью. Большое место в поэме занимает просторечие («колобродить», «куражиться», «хапуга», «нехристи»), в частности просторечные фразеологизмы («повесить нос», «дело дрянь», «попасть пальцем в небо», «мотать на ус», «умом раскидывать»); вульгаризмы1 («дуть в зубы», «пнул ногой», «купчина толстопузый», «брюхо с бочку винную»); бранные слова («башка упрямая, порода жеребячья», «черти сивые», «собачий сын»). Иногда в поэме встречаются диалектизмы(«очеп», «зажорина», «пожня», «наян»), но они относительно редки. С целью художественной выразительности в поэме используются парафрастические фразеологизмы («нужда с кулем тащилася», «слезами умываться», «шкуру выделать»); ласкательные существительные («ребятушки», «травушка», «солнышко», «мужички», «гнездышко»); эпитеты, заимствованные из народной поэзии («ветры буйные», «сыра земля», «кудри русые, шелковые», «добрый молодец»); меткие сравнения, близкие загадкам («Да правды из мошенника | И топором не вырубишь, | Что тени из стены!») или поговоркам («речь барская, как муха неотвязная, жужжит под ухо самое»). Решая задачу маскировки своих суждений, поэт применяет эзопов язык3 («Рать подымается — | Неисчислимая»).

1 Вульгаризм (от лат. vulgaris — грубый) — грубое слово и неправильный оборот, не принятый в литературе.

2 Диалектизм (от греч. dialektos — местное наречие) — слово или оборот речи, употребляющиеся лишь в каком-либо районе и непонятные в других местностях страны.

3 Эзопов язык (по имени Эзопа, фригийского раба в Древней Греции) — нарочито затемненный, полный намеков и недомолвок язык.

Поэма написана белым, нерифмованным стихом, в котором песенное начало соединено с разговорным. Трехстопный ямб часто завершается дактилическими окончаниями («В какой земле — угадывай»), что делает стих гибким и приближенным к песне. Однако в песнях, вошедших в поэму, стих часто преобразуется и становится так называемым равносложным с двумя ударениями («Хорошо, светло I В мире Божьем»). В целом же в этой «народной книге» стремление Некрасова к народу столь сильно, что, по словам Ф.М. Достоевского, «ставит его как поэта на высшее место».

В 1870-х годах Некрасов переживал личный кризис, в творчестве появились печальные мотивы, относящиеся непосредственно к жизни самого поэта, он был сосредоточен на собственных чувствах.

Умер Николай Алексеевич 27 декабря 1877 года (8 января 1878 года) в Петербурге, был похоронен на Новодевичьем кладбище, на его похоронах присутствовали несколько тысяч человек. «На погребении Некрасова был, можно сказать, весь интеллигентный Петербург, вся будущая Россия», — писал современник Г. 3. Елисеев в запрещенной цензурой статье «Похороны Некрасова».

Вопросы и задания

1. Прочитайте раздел учебника о Н.А.Некрасове. Вспомните известные вам произведения Н.А.Некрасова. Попытайтесь охарактеризовать личность поэта. Составьте план ответа.

2. Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве Н.А. Некрасова.

3. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества Н.А. Некрасова».

4. Проанализируйте синхронистическую таблицу (см. практикум) и сопоставьте ее с творческой биографией Н.А.Некрасова.

5. Назовите основные темы и проблемы, которые затрагивал Н.А. Некрасов в своем творчестве.

6. В чем особенности построения стихотворения «В дороге»? Почему ямщик предпочел поведать барину не смешную небылицу, а свой скорбный рассказ? Какие безобразные стороны крепостнической действительности особенно обнаженно выступают в его повествовании? Кто виновен в драме ямщика?

7. Вспомните стихотворения А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова, посвященные теме поэта и поэзии. Сопоставьте их со стихотворением Н.А.Некрасова «Поэт и гражданин». Чьи традиции наследует Н.А.Некрасов в творческой декларации «Поэт и гражданин»? Какие художественные средства использовал поэт в этом стихотворении? Приведите примеры.

8. Как вы думаете, почему Н.А. Некрасов придавал большое значение стихотворению «Поэт и гражданин»?

9. В чем Гражданин упрекает Поэта и что требует? Какие чувства владеют Поэтом? Чем он объясняет свою пассивность? Как следует понимать слова Н.А.Некрасова: «Будь гражданином!»?

10. Вспомните, что вы знаете о жанре элегии. У кого из поэтов вы встречали стихотворения этого жанра? Что нового привнес Н.А. Некрасов в разработку жанра элегии?

11. Почему Н.А. Некрасов в «Элегии» отвергает «изменчивую моду» в поэзии? На каких позициях он намерен оставаться?

12. Что и как говорит поэт в «Элегии» о положении народа в пореформенную пору? Подтвердите примерами из текста.

13. Сопоставьте стихотворение Н.А.Некрасова «Элегия» со стихотворением А. С. Пушкина «Деревня». Какие общие поэтические образы вы находите в этих произведениях? О чем эти переклички говорят?

14. Как осмысляется в «Элегии» тема поэта, его «лиры» и Музы?

15. Сравните стихотворение А. С. Пушкина «Эхо» и концовку «Элегии» Некрасова. В чем состоит перекличка двух поэтов и различие в их трактовке темы? Приведите примеры из текста.

16. Как в «Элегии» и другом некрасовском стихотворении — «Музе» (1876) передается идея слитности поэта со своим народом?

17. Самостоятельно проанализируйте стихотворение «Вчерашний день в часу шестом...».

18. В чем вы видите своеобразие любовной лирики Н. А. Некрасова? Чем отличается она от страниц любви, созданных А. С. Пушкиным и М. Ю. Лермонтовым?

19. Почему поэт предпочитает не прекрасные мгновения любовного чувства, а прозу интимных отношений? (Стихотворение «Мы с тобой бестолковые люди...»).

20. Как проявляется новаторство поэта в лирическом признании «Мы с тобой бестолковые люди...»?

21. Каков был авторский замысел Н.А.Некрасова поэмы «Кому на Руси жить хорошо»?

22. В чем состоит своеобразие композиции этого произведения?

23. Как в поэме показан кризис верхов в пореформенную эпоху?

24. Что рассказывает поэт о положении народа в дореформенное и послереформенное время?

25. Как можно подойти к группировке многообразных народных типов?

26. Как решает Некрасов вопрос, вынесенный в заголовок поэмы?

27. С какой точки зрения рассматривает Н.А.Некрасов проблему счастья в своем произведении?

28. Охарактеризуйте образ Гриши Добросклонова. Каковы его идеалы и стремления? Какова тематика «песен» Гриши? Близок ли по духу Григорию Добросклонову Гражданин из стихотворения Н.А. Некрасова «Поэт и гражданин»? Какой выбор в жизни сделал Гриша Добросклонов?

29. Почему образ Гриши Добросклонова во многом итоговый для Некрасова?

30. Выучите песню Гриши Добросклонова «Русь» наизусть. Осмыслите противоречивость матушки-Рус и, какой ее показывает Н.А. Некрасов.

31. В чем состоят художественное своеобразие, особенности языка и стиха поэмы «Кому на Руси жить хорошо»? Составьте план ответа.

32. Составьте понятийный словарь темы «Н.А.Некрасов».

Рекомендуемая литература

Айхенвальд Ю. Силуэты русских писателей / Ю. Айхенвальд.— М., 1994.

Прийма Ф,Я. Некрасов и русская литература / Ф.Я.Прийма. — Л., 1987.

Прокшин В.Г. Поэма Н.А.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» / В.Г. Прокшин. — М., 1986.

Розанова Л.А. Отворчестве Н.А.Некрасова/Л.А.Розанова, — М., 1988.

Скатов Н.Н. Некрасов/ Н.Н.Скатов. — М, 1994.

Скатов Н,Н. «Я лиру посвятил народу своему...» / H. Н.Скатов. —- Л., 1985.

Фогельсон И. Литература учит. 10 класс / И.Фогельсон. — М., 1990.