Литература. Под ред. Обернихиной Г.А.

Александр Сергеевич Пушкин

(1799-1837)

«Пушкин умер в полном развитии своих сил и бесспорно унес с собою в гроб некоторую великую тайну. И вот мы теперь без него эту тайну разгадываем», — сказал Ф. М.Достоевский в 1880 году на открытии в Москве памятника поэту.

Пушкин — величайший поэт России и ее сокровенная тайна. Чтобы понять, чем велик Пушкин, нужно читать его произведения, не уставая удивляться и восхищаться тем, как мог он быть так убедителен, как в его строках по-настоящему лирично лирическое, увлекательно увлекательное, страшно страшное, человечно человеческое...

Читая Пушкина, каждый находит знакомые ему проявления человеческой натуры. «Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки», — писал русский философ В. В. Розанов.

Детство и юность поэта. Александр Сергеевич Пушкин родился в Москве 26 мая (6 июня)1 1799 года. Поэт всегда гордился своей родословной, дорожил памятью предков. Род Пушкиных принадлежал к числу старейших дворянских родов России.

Мой предок Рача мышцей бранной

Святому Невскому служил...

Водились Пушкины с царями;

Из них был славен не один,

Когда тягался с поляками

Нижегородский мещанин2.

(«Моя родословная», 1830)

1 Здесь и далее даты до 1918 года приводятся по старому стилю, в скобках — по-новому.

2 Имеется в виду участие Пушкиных в освобождении Москвы от поляков в 1611 — 1612 годах под предводительством Минина и Пожарского.

По матери предком Александра Сергеевича был легендарный «арап Петра Великого» — Абрам Ганнибал, крестник Петра I, привезенный в младенческом возрасте из Эфиопии и ставший любимым воспитанником императора. О нем в том же стихотворении поэт писал:

И сходно купленный арап

Возрос усерден, неподкупен,

Царю наперсник, а не раб.

Семья Пушкиных по праву считалась литературно одаренной: отец, Сергей Львович, слыл любителем и знатоком поэзии, а дядя, Василий Львович, был всеобще признанным поэтом.

Как и все дворянские дети того времени, до двенадцати лет Пушкин воспитывался и получал образование дома под руководством француза-гувернера. Страсть к чтению развилась в нем очень рано, первыми прочитанными книгами были произведения классиков французской литературы XVII—XVIII веков, а также французские переводы античных эпических поэм «Илиада» и «Одиссея». По-французски были написаны и первые произведения юного поэта, о которых позднее вспоминала его сестра Ольга Сергеевна.

Влияние народной русской культуры маленький Пушкин ощущал в доме бабушки Марии Алексеевны Ганнибал. Проведенное в ее подмосковном имении Захарове время подарило будущему поэту первое знакомство со стихией русской народной жизни.

Особое место среди людей, окружавших Пушкина в ранние годы, занимала его легендарная няня — Арина Родионовна Яковлева, во взрослой жизни поэта она осталась воплощением детства, дома, чудесного мира русской сказки.

В 1811 году начался очень важный этап в жизни Пушкина — он стал одним из тридцати первых учеников Царскосельского лицея. Лицей задумывался как учебное заведение нового типа, за образец был принят античный лицей; в качестве главной воспитательной и образовательной задачи декларировалось гармоничное развитие личности, воспитание высокообразованного и высоконравственного гражданина. Инициатором учреждения Лицея стал сам император Александр I; здание, в котором жили и учились лицеисты, примыкало к летней императорской резиденции в Царском Селе. По замыслу учредителей, выпускникам этого элитного учебного заведения предстояло стать видными государственными и политическим деятелями.

Юный Пушкин не был усидчив, в списке успеваемости лицеистов его фамилия стояла далеко не первой, однако именно в Лицее были заложены основы его творчества и личности: первые замеченные авторитетными лицами стихи, первая любовь, друзья на всю жизнь — Антон Дельвиг1, Вильгельм Кюхельбекер2, Иван Пущин3.

1Дельвиг Антон Антонович (1798— 1831) — лицейский друг Пушкина. Поэт, член «Вольного общества любителей словесности, наук и художеств» и «Вольного общества любителей российской словесности», кружка «Зеленая лампа». Издавал литературный альманах «Северные цветы». Редактировал «Литературную газету», в которой принимал участие и Пушкин. Приезжал к ссыльному Пушкину в Михайловское.

2Кюхельбекер Вильгельм Карлович (1797—1846) — поэт, лицейский друг Пушкина. Издавал литературный альманах «Мнемозина». Декабрист, член Северного общества. После 14 декабря 1825 года Кюхельбекеру удалось бежать из Петербурга, но он был задержан в Варшаве, судим и приговорен к смертной казни, замененной заключением в крепости и ссылкой в Сибирь на пожизненное поселение.

3Пущин Иван Иванович (1798— 1859) — один из ближайших лицейских друзей Пушкина, декабрист. Незадолго до восстания декабристов навестил Пушкина в ссылке в Михайловском. Этому событию посвящено стихотворение Пушкина «Мой первый друг, мой друг бесценный...». Был судим и приговорен к ссылке на пожизненное поселение в Сибирь. В 1856 году ему было разрешено вернуться из Сибири. Перу Пущина принадлежат «Воспоминания о Пушкине».

Первое напечатанное стихотворение Пушкина «Воспоминания в Царском Селе» (1814) было прочитано им на экзамене в 1815 году в присутствии Г.Р.Державина и получило высокую опенку. В этом и других стихотворениях лицейского периода Пушкин пробует себя в разных жанрах, формах, интонациях, подражает и античным, и французским, и русским авторам. По мнению Ю.М.Лотмана, «период собственно ученичества был у Пушкина предельно кратким. Очень скоро, усваивая различные художественные традиции и интонации, поэт достиг в каждом из них совершенства зрелых мастеров...» В 1814 году в журнале «Вестник Европы» было напечатано его стихотворение «К другу стихотворцу».

Своими учителями и руководителями в творческих исканиях Пушкин считал Василия Андреевича Жуковского и Константина Николаевича Батюшкова. В 1815 году дядя Василий Львович ввел племянника в литературные круги, познакомил с H. М, Карамзиным, В.А.Жуковским, К.Н.Батюшковым. Юный поэт был примят в литературное общество «Арзамас», членами которого являлись его кумиры, представители «новой русской литературы». К моменту окончания лицея Пушкин уже твердо знал, что в жизни для него нет другого поприща, кроме поэзии.

Петербург. Вольнолюбивая лирика (1817—1820). В 1817 году учеба» лицее была закончена, и Пушкин, поселившись в Петербурге, окунулся с головой в водоворот столичной жизни. Круг его общения и интересов очень был широк, он впитывал новые впечатления и идеи. «Свобода» — вот основное понятие, определяющее пушкинское творчество той поры. Лирика этого периода получила название вольнолюбивая. Тема «вольности святой» звучит в стихотворениях «Вольность», «К Чаадаеву», «Деревня». В этих стихах заметно влияние идей французских просветителей, оды «Вольность»

А. Н. Радищева, очарование личностью Петра Чаадаева1, юношеский радикализм. Зрелый Пушкин, отрицающий насилие во имя чего бы то ни было, уже не напишет:

Самовластительный злодей!

Тебя, твой трон я ненавижу,

Твою погибель, смерть детей

С жестокой радостию вижу.

(«Вольность», 1817)

Очень скоро он раз и навсегда определил, что «гений и злодейство две веши несовместные». Однако далеко не все идеалы и порывы юности стали позднее чужды поэту. Наверное, и много лет спустя Пушкин мог бы сказать:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

(«К Чаадаеву», 1818)

Вершиной творчества Пушкина той поры стала поэма «Руслан и Людмила» (1820). С момента появления этого произведения Пушкин уже оценивался современниками не просто как талантливый юноша, а как знаменитый поэт. В. А. Жуковский отметил это, подарив Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю-ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который он окончил свою поэму “Руслан и Людмила”».

В это время над головой молодого поэта сгущались тучи: его стихи, проникнутые свободомыслием, особенно ода «Вольность», вызвали гнев императора. Под предлогом перевода по службе Лушкина отправили в ссылку на юг России.

Южная ссылка. Романтический период творчества (1820 —1824). Период с 1820 по 1824 год Пушкин провел на Кавказе, в Крыму, Кишиневе и Одессе. Хотя поэт и чувствовал себя изгнанником, пребывание на юге было плодотворным периодом в его творческой биографии: за три с половиной года он написал более 100 стихотворений, четыре поэмы, начал работу над романом «Евгений Онегин».

1 Чаадаев Петр Яковлевич (1794— 1856) — писатель, философ, автор «Философических писем», являющихся трактатом по философии истории. Считается одним из идеологов западничества в русской общественной мысли. За опубликование первого из писем в 1836 году Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим и год находился под наблюдением врачей.

В первые годы ссылки Пушкин в своих стихах и поэмах — романтик. Романтические настроения у него вызывало и положение ссыльного, отторгнутого родиной скитальца, и экзотика южной природы — море, горы, степи. Интересны были поэту и впечатления от встреч с местным населением: цыганами, горцами, татарами, их облик, характеры, обычаи, легенды. Эти впечатления отразились в цикле «южных» романтических поэм Пушкина — «Кавказский пленник», «Братья-разбойники», «Бахчисарайский фонтан», «Цыганы». Герои этих поэм — яркие личности, не находящие себе места и счастья среди людей, бросающие вызов существующему порядку вещей и поэтому обреченные на вечное одиночество и гибель.

В произведениях Пушкина этого периода отчетливо прослеживается влияние английского поэта-романтика Дж. Г. Байрона, которого Александр Сергеевич считал величайшим поэтом современности и называл «властитель наших дум». Байроновский скепсис, «пламенное изображение страстей», сам образ «певца свободы» — все это и творчески, и лично было близко молодому поэту.

Несмотря на увлечение Байроном и обстоятельства жизни, способствующие меланхолии и пессимизму, сам молодой Пушкин все же не был романтическим героем, полностью отождествлять его с лирическим героем стихотворений той поры нельзя. Особенность Пушкина-романтика в том, что уже на ранних этапах его творчества проявился объективный взгляд на действительность, на самого себя. Таково было свойство натуры поэта, он не мог ограничиваться какими-то рамками, какой-то одной ролью, даже столь притягательной для молодого человека того поколения, ролью байронического героя. «Я в нем хотел изобразить это равнодушие к жизни и к ее наслаждениям, эту преждевременную старость души, которые сделались отличительными чертами молодежи XIX века», — писал Пушкин о герое поэмы «Кавказский пленник». Самому же Александру Сергеевичу даже в самые мрачные периоды менее всего были свойственны «равнодушие к жизни» и «старость души».

Слишком пессимистично для двадцатидвухлетнего человека звучит стихотворение «Я пережил свои желанья» (1821).

Я пережил свои желанья,

Я разлюбил свои мечты;

Остались мне одни страданья,

Плоды сердечной пустоты.

Под бурями судьбы жестокой

Увял цветущий мой венец;

Живу печальный, одинокой,

И жду: придет ди мой конец?

Байроновские мотивы тоски, стремления к недостижимому идеалу и разочарованности звучат в стихотворении «Погасло дневное светило,..» (1820). Стихотворение написано в ночь с 18 на 19 августа 1820 года, когда Пушкин с другом Николаем Раевским плыл на военном бриге «Мингрелия» в Гурзуф. Это первое стихотворение, написанное в южной ссылке, первое, в котором поэт осмысляет свое положение, ищет эмоциональные и духовные ориентиры для существования в новом качестве, примеряет на себя роль романтического героя-скитальца, «изгнанника земли родной». Стихотворение, по сути, является свободным переложением «Прощания» Чайльд-Гарольда из первой главы байроновского романа в стихах и впервые было опубликовано с подзаголовком «Подражание Байрону».

Лирический герой живет как бы в двух временных планах: прошлом и будущем, настоящее время для него — путь от тягостных воспоминаний к обретению «земли обетованной». Там он надеется найти то, что не смог дать ему покинутый, разочаровавший мир: любовь, дружбу, понимание, свободу.

Я вижу берег отдаленный,

Земли полуденной волшебные края;

С волненьем и тоской туда стремлюся я...

Океан — воплощение свободной стихии — будит волну чувств, с новой силой захлестнувшую лирического героя. Беглец ощущает, что и «угрюмый океан», и «послушное ветрило», и корабль, уносящий его от прошлого, — его союзники. Ему все равно, куда вынесут волны, главное — там будущее, там надежда. Герой решительно отрекается от оставленного мира.

И все же, несмотря на то что «в очах родились слезы вновь», «душа кипит и замирает», лирический герой чувствует, что никогда уже не сможет вернуться в блаженное состояние юноши, открывающего для себя мир. Он не по годам умудрен горьким душевным опытом. «Рано в бурях отцвела | Моя потерянная младость», а сердце стало недоверчивым и «хладным».

Лирический герой Пушкина разочаровывается и в собственной надежде на воплощение юношеских свободолюбивых мечтаний. Поэт в стихотворении «Свободы сеятель пустынный...» (1823) уже не трибун, а одинокий, непонятый скиталец, голосу которого никто не внемлет.

Эпиграф: «Изыде сеятель сеяти семена своя» — взят из Евангелия от Матфея (гл. 13, ст. 3). Этими словами Иисус начинает рассказывать ученикам притчу о сеятеле:

«Вот вышел сеятель сеять; И когда он сеял, иное упало при дороге, и налетели птицы и поклевали то; Иное упало на места каменистые, где не много было земли, и скоро взошло, потому что земля была неглубока;

Когда же взошло солнце, увяло и, как не имело корня, засохло; Иное упало в терние, и выросло терние и заглушило его; Иное упало на добрую землю и принесло плод: одно во сто крат, а другое в шестьдесят, иное же в тридцать».

Вот как сам Иисус растолковал ее аллегорический смысл:

«Ко всякому, слушающему слово о Царствии и не разумеющему, приходит лукавый и похищает посеянное в сердце его: вот кого означает посеянное при дороге. А посеянное на каменистых местах означает того, кто слышит слово и тотчас с радостию принимает его; Но не имеет в себе корня и непостоянен: когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняется. А посеянное в тернии означает того, кто слышит слово, но забота века сего и обольщение богатства заглушает слово, и оно бывает бесплодно. Посеянное же на доброй земле означает слышащего слово и разумеющего, который и бывает плодоносен, так что иной приносит плод во сто крат, иной в шестьдесят, а иной в тридцать».

При жизни Пушкина стихотворение не было опубликовано, так как его написание связывалось с поражением революции в Испании, подавленной французскими войсками. Однако представляется, что смысл этого стихотворения шире и напрямую связан с поисками поэтом ответа на вопрос о месте и назначении поэта, его отношениях с миром.

В годы южной ссылки в жизни поэта были и радостные, яркие впечатления, такие, как, например, путешествие по Крыму с семьей героя войны 1812 года генерала Н.Н.Раевского. Очарование влюбленности в дочь Раевского Марию, ставшую потом женой декабриста Сергея Волконского и разделившую с ним тяготы ссылки в Сибирь, Пушкин пронес до конца своих дней. Его сердце волнуют в эти годы и другие пленительные женские образы: Амалия Ризнич1, Елизавета Воронцова2... Любовная лирика Пушкина той поры полна страсти, сомнений, ревнивых и гордых чувств: «Простишь ли мне ревнивые мечты...», « Коварность», «Ненастный день потух...».

1 Ризнич Амалия (1803 —1825) — дочь венского банкира. Пушкин познакомился с ней в Одессе и посвятил ей ряд стихотворений: «Простишь ли мне ревнивые мечты...», «Для берегов отчизны дальной...» и др. В 1824 году уехала в Италию, где через год умерла от чахотки.

2 Воронцова Екатерина Ксавериевна (1792—1880) — жена новороссийского генерал-губернатора М.С.Воронцова, под непосредственным начальством которого Пушкин находился во время южной ссылки. Ей посвящен ряд стихотворений поэта: «Сожженное письмо», «Ненастный день потух...», «Талисман», «Ангел» и др. Перед отъездом Пушкина из Одессы она подарила поэту старинный золотой перстень с сердоликом, на котором была вырезана арабская надпись. Пушкин очень дорожил этим подарком и считал его своим талисманом. Ученые полагают, что именно об этом перстне идет речь в стихотворении «Храни меня, мой талисман...».

Живая, деятельная и талантливая натура Пушкина не могла долго оставаться во власти романтической меланхолии. Довольно быстро он понимает, как страшна «романтическая болезнь», если она принимает затяжной характер. Демонстративное отторжение от жизни, полной красок, озлобление и презрение к миру настолько чужды самому Пушкину, что постепенно его лирический герой снимает маску романтического страдальца, начинается новый этап творческого пути.

Стихотворение «К морю» (1824) написано на смерть Дж. Г. Байрона.

Исчез, оплаканный свободой,

Оставя миру свой венец.

Шуми, волнуйся непогодой:

Он был, о море, твой певец.

Мир опустел... Теперь куда же

Меня б ты вынес, океан?..

Это своего рода эпитафия кумиру поколения, прощание со «свободной стихией» и одновременно прощание с романтизмом. В стихотворении звучит мотив примирения лирического героя со своей судьбой. Постепенно он приходит к иному пониманию свободы: она не измеряется внешними обстоятельствами, даже в самых тяжелых жизненных испытаниях человек может найти в себе силы стать лучше, выше и... свободнее.

Я стал доступен утешенью;

За что на Бога мне роптать,

Когда хоть одному творенью

Я мог свободу даровать!

(«Птичка», 1823)

В 1824 году Пушкин — одна из первых фигур в русской литературе, он находится в зените славы и понимает, что его место в Петербурге, а не в Одессе в качестве мелкого чиновника при губернаторе Воронцове. Пушкин пишет прошение об отставке, мотивируя свою просьбу: «Вы знаете, что только в Москве или Петербурге можно вести книжный торг, ибо только там находятся журналисты, цензоры и книгопродавцы; я поминутно должен отказываться от самых выгодных предложений единственно по той причине, что нахожусь за 2000 верст от столиц. Правительству угодно вознаграждать некоторым образом мои утраты, я принимаю эти 700 рублей не так, как жалование чиновника, но как паек ссылочного невольника. Я готов от них отказаться, если не могу быть властен в моем времени и занятиях».

Желание Пушкина было исполнено, но результат последовал совсем не тот, что он предполагал: Пушкин получил отставку от службы и был сослан в родовое имение Михайловское, расположенное в Псковской губернии, отдаленное от столиц и той жизни, к которой поэт стремился. Статус опального чиновника сменился статусом ссыльного, политически неблагонадежного лица и безбожника.

Михайловское. Темы, мотивы и художественное своеобразие творчества (1824 — 1826), Пушкин приехал в Михайловское в августе 1824 года. За поэтом было учреждено наблюдение гражданских и духовных лиц, выехать дальше соседских имений, даже в Псков, он не мог, не получив на это разрешения.

Однако принудительное затворничество обернулось неожиданным благом для Пушкина-поэта. Он с головой погрузился в творчество, вспоминая, размышляя, отдаваясь во власть сюжетов, образов, рифм. Позже Пушкин назовет Михайловское «приютом спокойствия, трудов и вдохновенья». В «глуши лесов сосновых» были задуманы и написаны трагедия «Борис Годунов», главы «Евгения Онегина», «Граф Нулин», множество стихотворных шедевров. В эти годы окончательно сформировались образная система и языковой облик пушкинских произведений.

Поэт внимательно всматривался и вслушивался в жизнь русской глубинки и ее обитателей: мелких помещиков, крестьян и дворовых, сельского духовенства. Все, написанное поэтом в годы михайловской ссылки, уже не носит ни малейшего отпечатка подражания европейским авторам, это истинно русские по проблематике, образам и языку произведения. «Борис Годунов» — первая русская историческая драма, в которой Пушкин осмыслил один из переломных для России моментов, проник в тайны законов истории, соотношения и взаимовлияния «судьбы человеческой» и «судьбы народной».

«Подражания Корану» (1824) — цикл стихотворений, в котором Пушкин через сюжеты и образы священной книги мусульман выразил свои мысли и настроения, вызванные возвращением из южной ссылки и заменой ее принудительным пребыванием в Михайловском.

Поэт использовал в «Подражаниях...» не менее тридцати сурКорана, знакомых ему в переводе, стремясь передать важнейшие образы и стилистические черты первоисточника, В примечаниях к циклу поэт заметил: «“Нечестивые, — пишет Магомет (глава Награды), — думают, что Коран есть собрание новой лжи и старых басен”. Мнение сих нечестивых, конечно, справедливо; но, несмотря на сие, многие нравственные истины изложены в Коране сильным и поэтическим образом».

1 Сура — глава Корана.

Девятое стихотворение цикла «Подражания Корану» «И путник усталый на Бога роптал» представляет собой вольное переложение 261-го стиха второй суры Корана:

«Или как тот, кто проходил мимо селения, а оно было разрушено до оснований. Он сказал: “Как оживит это Аллах, после того как оно умерло?” — и умертвил его Аллах на сто лет, потом воскресил. Он сказал: “Сколько ты пробыл?” Тот сказал: “Пробыл я день или часть дня”. Он сказал: “Нет, ты пробыл сто лет! И посмотри на твою пищу и питье, оно не испортилось. И посмотри на своего осла — для того, чтобы Нам сделать тебя знамением для людей, — посмотри на кости, как Мы их поднимаем, а потом одеваем мясом”. И когда стало ему ясно, он сказал: “Я знаю, что Аллах мощен над всякой вещью!”».

В этом стихотворении звучат мотивы смирения, причина которого не покорность судьбе, а ощущение того, что миром правит какой-то высший закон, что порядок вещей неколебим и в основе своей разумен, нужно только постараться понять его мудрую закономерность.

Меняется интонация лирики Пушкина: вместо страстного отклика на явления действительности лирический герой предается созерцанию и размышлениям. Меняется и поэтическая лексика: уходят резкие контрасты, противопоставления, пышные сравнения, стихи приобретают ту простоту и ясность, благодаря которой лирика Пушкина звучит так интимно, так понятно и пронзительно, обладает такой способностью воздействия на читателя.

Если жизнь тебя обманет,

Не печалься, не сердись!

В день уныния смирись:

День веселья, верь, настанет.

(«Если жизнь тебя обманет...», 1825)

Новое звучание обрела и любовная лирика. Лирический герой стихотворений «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман...», «К» — человек, знающий цену «чудным мгновениям», понимающий, что попытка удержать «мимолетное виденье» иллюзорна; но воспоминания о чуде вечно живут в душе поэта, становятся даже чем-то большим, чем сама любовь, — вдохновением, поэзией.

В одиночестве встретил Пушкин 19 октября — день основания Царскосельского лицея, вспоминая беззаботную юность и друзей.

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать веселых много лет.

(«19 октября», 1825)

В этом стихотворении сливается целая гамма чувств: и грусть, и нежность, и гордость за друзей, и благодарность наставникам. Клятвой в вечной верности звучат слова:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Опальному поэту необходимо верить и знать, что где-то, пусть на другом краю земли, есть люди, которые связаны с ним узами братства, духовного родства, причастностью к им одним открывшимся истинам, верностью общим идеалам.

14 декабря 1825 года в Петербурге произошло восстание декабристов, среди которых были лицейские друзья Пушкина — Иван Пущин, Вильгельм Кюхельбекер, и многие его знакомые. В сентябре 1826 года поэта доставили в Москву по требованию вступившего на престол императора Николая I. В дни коронационных торжеств состоялась аудиенция Пушкина с царем. Николай I после встречи охарактеризовал поэта «умнейшим человеком России», позволил жить в столицах и выразил желание стать его личным цензором. Пушкин же был признателен Николаю I за то, что тот, зная о его симпатиях к «государственным преступникам» — декабристам, прежде всего увидел перед собой поэта.

По дороге в Москву, еще не зная, что ждет его — арест, ссылка или царская милость, Пушкин создал стихотворение «Пророк» (1826), в котором определил для себя роль поэта, его высокое назначение в этом мире и утвердил божественную природу поэтического слова:

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Поэзия — дар свыше, поэт богоизбран, ему доверена великая миссия, а значит, он не имеет права быть эгоистичным, уходить в мир своих грез; как бы ни было трудно, он призван «глаголом» жечь «сердца людей». Людей, а не толпы, потому что божественный дар нельзя отдать на потребу, поэт творит только для тех, кто, как и он, «духовной жаждою томим». Эта мысль звучит в стихотворениях «Поэт» (1827), «Поэт и толпа» (1828), «Поэту» (1830). «Чернь требует от поэта служения примерно тому же, чему служит она: внешнему миру; она требует от него "‘пользы”, как просто говорит Пушкин; требует, чтобы поэт “сметал сор с улиц”, “просвещал сердца собратьев” и пр. Дело поэта вовсе не в том, чтобы достучаться непременно до всех олухов; скорее добытая им гармония проводит отбор между ними, с целью добыть нечто более интересное, чем среднечеловеческое, из груды человеческого шлака», — спустя почти сто лет писал в статье «О назначении поэта» другой великий русский поэт А. А. Блок.

Становление реализма в творчестве Пушкина (1825—1830). Русскому обществу было очевидно, что после восстания декабристов, его подавления и восшествия на престол императора Николая I для России начинается новый исторический этап. Как и все, Пушкин с тревогой всматривался в будущее, не зная, что ждет впереди. В стихотворении «Сжаисы» он проводит параллель между началом царствования Николая I и его великого предка Петра I:

В надежде славы и добра

Гляжу вперед я без боязни:

Начало славных дней Петра

Мрачили мятежи и казни.

<...>

Семейным сходством будь же горд;

Во всем будь пращуру подобен:

Как он, неутомим и тверд,

И памятью, как он, незлобен.

(«Стансы», 1826)

Отношения первого человека в государстве и первого поэта России складывались неоднозначно. Можно сказать, что император не раз помогал Пушкину при его жизни и его семье после того, как поэта не стало. В то же время Николай I хотел иметь при себе верноподданного гения, а Пушкин мог быть верен только своей чести, своим представлениям о правде и справедливости. Он не изменял памяти казненных декабристов и друзей, сосланных в Сибирь — Пущина и Кюхельбекера; он тяготился вниманием к себе двора, писал в 1836 году Чаадаеву: «Хотя лично я сердечно привязан к государю, я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя». Взаимоотношения поэта и власти не могут быть бесконфликтными, слишком разные этические и нравственные ценности лежат в основе их существования.

Пушкинская поэзия конца 1820-х годов отчетливо приобретает черты философской лирики: как будто поэт осмысляет мир уже не только с личных позиций, но и с точки зрения человека вообще. Его чувства становятся богаче, приобретают новые оттенки;

появляются мудрость, спокойствие, готовность наслаждаться тем, что в молодости причиняло только боль.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою...

(«На холмах Грузии лежит ночная мгла...», 1829)

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам Бог любимой быть другим.

(«Я вас любил: любовь еще, быть может...», 1829)

Снова в пушкинских стихах появляется тема разочарования в жизни, мотивы смерти, только это уже не юношеская игра, а размышления зрелого человека о конечности всего земного, о том, что удерживает человека в жизни, о том, что останется на земле после него; «Брожу ли я вдоль улиц шумных...» (1829), «Что в имени тебе моем?» ( 1830), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье.,.») (1830), «Стихи, сочиненные ночью во время бессонницы» (1830).

26 мая 1828 года, в свой 29-й день рождения, Пушкин пишет строки, исполненные мучительных раздумий о смысле собственного существования:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

<...>

Цели нет передо мною:

Сердде пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

(«Дар напрасный, дар случайный...», 1828)

«Однозвучный жизни шум» стал причиной того, что весной 1829 года Пушкин решился на рискованный шаг — самовольно, без разрешения властей он отправился на Кавказ в действующую армию, встретился там со ссыльными разжалованными в солдаты декабристами. Возможно, этот поступок был продиктован все теми же мыслями о смерти, а может быть — потребностью ощутить себя свободным от опеки царя. Результатом этой поездки стал очерк «Путешествие в Арзрум во время похода 1829 года».

В 1830 году Пушкин закончил работу над романом «Евгений Онегин». Произведение, начатое еще во время южной ссылки, создавалось семь лет. Как и сам автор, роман прошел путь от романтизма к реализму, стал свидетельством не только пушкинского гения, но и его человеческого и писательского взросления. «Евгений Онегин» вместил всю полноту и многообразие жизни в ее непостижимой гармонии — так видел жизнь Пушкин, так он писал свой шедевр, в котором все одновременно просто и сложно, прекрасно и трагично, случайно и глубоко закономерно.

По мере создания романа менялся авторский взгляд на героев, на их характеры и поступки. Евгений 1823 года — романтически разочарованный в жизни денди, которому автор сочувствует и с которым состоит в приятельских отношениях. Постепенно и автор, и читатель понимают, что ничего особенного в герое нет, он просто скучающий «добрый малый», страдающий не столько от осознания несовершенства мира, сколько от собственной духовной пустоты и эмоциональной лени. В глазах автора и читателя главным персонажем романа становится Татьяна — ее любовь, разочарование, внутреннее взросление. Именно она приходит к выводу об истинной сущности Онегина, именно в ее уста вкладывает автор вопрос «Уж не пародия ли он?», который, по сути — ответ: да, пародия.

Пушкин писал роман-жизнь, а в жизни меняются и обстоятельства, и люди. Спустя годы и Татьяна, и Онегин становятся иными: она — более опытной, недоверчивой, разочарованной, он — менее самовлюбленным, менее уверенным в себе. Ситуация безответной любви зеркально повторяется, и роман вдруг обрывается, как будто автор закрывает дверь, через которую читатель наблюдал за героями. В романе, как и в жизни, невозможно поставить логическую точку.

На протяжении повествования меняются не только герои, но и образ автора, меняется содержание и тональность лирических отступлений: на смену воспоминаниям о юности, шалостях, любовных увлечениях приходят размышления о природе человеческих чувств, о сути человеческих взаимоотношений, о судьбе и будущем.

К концу 1820-х годов перед читателем предстал новый Пушкин — философ, мыслитель.

Пушкина по-прежнему увлекала история России; обратившись к прозе, в 1827 году он начал писать исторический роман «Арап Петра Великого», где создал образы великого императора, его сподвижников, и в первую очередь своего предка — Абрама Ганнибала.

Образ Петра стал центральным и в написанной в 1828 году поэме «Полтава». В ней заявлена не только тема величия России, но и такие вечные темы, как любовь, верность, предательство, единичные человеческие судьбы тесно сплетены с глобальными историческими событиями.

В это время окончательно формируется и уникальный язык пушкинских произведений.

Роль А. С. Пушкина в становлении русского литературного языка.

В середине XIX века происходит окончательное становление русского литературного языка. Когда о Пушкине говорят как о его создателе, имеют в виду тот факт, что творчество поэта знаменовало собой веху, после которой тенденции, наметившиеся в развитии русского литературного языка в конце XVIII века, стали необратимы. «Нет сомнения, что он создал наш поэтический, наш литературный язык и что нам и нашим потомкам остается только идти по пути, проложенному его гением», — сказал И.С.Тургенев. Творчество А. С. Пушкина — итог поисков и открытий нескольких поколений русских писателей. М. В. Ломоносов, Г. Р. Державин, H. М. Карамзин, В.А.Жуковский и поэты — ровесники Пушкина искали ответы на вопросы: каким должен быть язык художественной литературы? Как способствовать его живому развитию, его осовремениванию, сохраняя при этом все богатство веками накопленного языкового опыта?

Перед Пушкиным и его современниками стояла задача соединить торжественность и величавость церковно-славянского языка с живостью и ясностью разговорной речи, приблизить язык литературы к языку повседневности. Кроме того, русский язык должен был стать не только языком русской культуры, науки, философии, но и прежде всего языком общенациональным. Русское дворянство в большинстве сфер общения отдавало предпочтение французской речи: в светских беседах, переписке. Татьяна Ларина, например, писала признание Онегину по-французски, потому что любовная лексика была знакома ей по французским романам, а как выразить те же чувства по-русски, она не знала. Пушкин и другие поэты той эпохи ввели в обиход современников слова, которыми можно было выразить свои чувства на родном языке. В творчестве А. С. Пушкина это явление проявилось наиболее полно, последовательно и убедительно.

Советский языковед Г. О. Винокур сказал, что А. С. Пушкин «был не столько реформатор, сколько великий освободитель русской речи от сковавших ее условностей». Для поэта не существовало никаких языковых преград, норм и законов, кроме закона гармонии и правды: если речь звучит красиво, выразительно и естественно, если она приятна и понятна русскому человеку, такая речь и есть истинно русская.

«Но что сказать о наших писателях, которые, почитая за низость изъяснить просто вещи самые обыкновенные, думают оживить детскую прозу дополнениями и вялыми метафорами? Эти люди никогда не скажут дружба, не прибавя: “сие священное чувство, коего благородной пламень и проч.” Должно бы сказать: рано поутру, — а они пишут: “едва первые лучи восходящего солнца озарили восточные края лазурного неба” — ах как это все ново и свежо, разве оно лучше потому только, что длиннее» — так с иронией писал А. С. Пушкин в статье «О прозе» (1822).

Пушкинские произведения, статьи, письма — эталон не только свободы и выразительности языка, но и уважительного, бережного отношения к языку. Пренебрежительное обращение с русской речью, попытки «подогнать» ее к требованиям моды, насытить иноязычной лексикой — все это встречало решительный отпор со стороны поэта.

Болдинская осень в творчестве А. С. Пушкина (1830). В конце 1820-х годов Пушкин всерьез задумался о женитьбе, о том, чтобы упрочить свою жизнь, обретя дом и семью. Поэт предпринял несколько попыток найти себе спутницу жизни, сватался к Софии Пушкиной1, Екатерине Ушаковой2, Анне Олениной3, но эти попытки не увенчались успехом. На балу в Московском дворянском собрании он увидел юную, только начавшую выезжать в свет Наталью Гончарову — и «участь» его была «решена», он не мог думать ни о ком другом. Сватовство к Гончаровой — череда отказов, переговоров о приданом и состоянии финансовых дел будущего жениха — полностью захватило Пушкина. Наконец он получил согласие, и 6 мая 1830 года состоялась официальная помолвка Александра Сергеевича Пушкина и Натальи Николаевны Гончаровой.

1 Пушкина София Федоровна (1806—1862) — дочь дальнего родственника Пушкина. В 1926 году Пушкин хотел свататься к ней, но она уже была помолвлена с другим. Ей посвящены стихотворения «Ответ Ф.Т.» и «Зачем безвременную скуку...».

2 Ушакова Екатерина Николаевна (1809— 1872). Дом Ушаковых в Москве был одним из центров интеллектуальной и художественной жизни. Пушкин посвятил ей стихотворения «Когда, бывало, в старину...», «Я вас узнал, о мой оракул...». В 1829 году поэт серьезно задумывался о том, чтобы связать с ней свою жизнь.

3 Оленина Анна Алексеевна (1808—1888) — дочь А.Н.Оленина, президента Академии художеств. Пушкин сватался к ней в начале 1829 года, но получил отказ от ее родителей из-за своей «неблагонадежности». Ей посвящено множество стихотворений: «Увы! Язык любви болтливый...», «Не пой, красавица, при мне...», «Город пышный, город бедный...», «Приметы» и др.

До свадьбы необходимо было уладить некоторые имущественные дела, и осенью 1830 года Пушкин отправился в имение отца Болдино. Поездка растянулась на три месяца из-за холерного карантина. Пушкин снова стал пленником обстоятельств, но вынужденное заточение в глуши, любовь, предчувствие им счастливых перемен послужили необыкновенным стимулом к творчеству. Эти три месяца в жизни Пушкина получили название «болдинская осень» и стали одним из самых плодотворных периодов в творческой биографии поэта. Он создал около тридцати стихотворений, цикл «Маленькие трагедии» и «Повести Белкина» — первый завершенный прозаический опыт, доказывая на практике свое утверждение, что «точность и краткость — вот первые достоинства прозы». В основе «Повестей Белкина» лежит тот же художественный принцип, что и в основе «Евгения Онегина»: жизнь настолько разнообразна, непредсказуема и поэтична, что любые ее проявления могут служить материалом для писателя.

Драматический цикл «Маленькие трагедии» («Скупой рыцарь», «Моцарт и Сальери», «Каменный гость» и «Пир во время чумы») Пушкин написал за две недели, воплотив в них замыслы и наброски многолетней давности. Первоначально цикл получил название «Опыты драматических изучений».

Название «Маленькие трагедии» — по сути своей оксюморон1. Жанр трагедии по классическим канонам предполагает обращение к крупному, эпохальному событию, героический пафос, «высокую», общественно значимую проблематику. В пушкинских сценах этого нет. Зато есть утверждение общечеловеческих ценностей, «вечные» вопросы, трагические коллизии2, взятые из жизни. Алчность, цинизм и сладострастие, зависть, страх — «мелкие» чувства, но их разрушительная сила такова, что приводит к истинно трагическим последствиям.

1 Оксюморон (от греч. oxymoron — острая глупость) — литературный прием, сочетающий в едином образе, фразе противоречивые понятия.

2 Коллизия (от лат. collisio — столкновение) — столкновение противоположных взглядов, интересов, которое организует сюжет художественного произведения.

Название «Маленькие трагедии» определяет художественное своеобразие этого произведения. Малая форма заставляет действие развиваться динамично, провоцирует создание отточенных до блеска характеров и безукоризненных в поэтическом отношении стихов.

Обдумывая этот замысел, А. С. Пушкин писал: «Истина страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах — вот чего требует наш ум от драматического писателя».

Каждая из сцен написана на материале западноевропейской литературы и истории. Действие «Скупого рыцаря» и «Пира во время чумы» происходит в Англии, «Каменного гостя» — в Испании, «Моцарта и Сальери» — в Австрии. В то же время очевидно, что сюжеты, герои, декорации — это во многом игра, камуфляж, в который автор драпирует самые широкие, общечеловеческие проблемы. Образы Барона, Апьбера, Дона Гуана и Доны Анны, Моцарта и Сальери, Вальсингама и Священника близки к аллегорическим.

«Моцарт и Сальери». Пушкин основывает сюжет своего произведения на легенде, а не на исторических фактах, хотя слухи о том, что Моцарта во время дружеского застолья отравил его собрат по музыкальному искусству Сальери, современники поэта считали достоверными. Европейские музыканты предали имя Сальери забвению в знак глубокого презрения к предполагаемому убийце. Трудно сказать, верил ли в это Пушкин, но в одном из набросков он написал: «Завистник, который мог освистать “Дон Жуана”, мог отравить и его творца» (здесь содержится намек на то, что Сальери, обладая авторитетным мнением, критиковал оперу Моцарта «Дон Жуан»).

Пушкин не стремился к тому, чтобы его герои обладали чертами и характерами реальных исторических лиц. Своего Моцарта он описал в стихотворении «Поэт»:

Пока не требует поэта

К священной жертве Аполлон,

В заботах суетного света

Он малодушно погружен...

Моцарту в тексте трагедии отведено намного меньше места, чем Сальери. Именно мысли, переживания, страдания, наконец, безумие Сальери — вот к чему приковано внимание. А все мысли его занимает Моцарт. Он появляется перед читателем задолго до своего выхода на сцену, в первом же монологе Сальери, и сразу становится ясно, что зрителям будет представлен только финальный акт драмы, ее завязка и развитие уже произошли в душе друга-врага.

Ю. М. Лотман проследил логику движения мысли, которая приводит Сальери к преступлению:

«Сальери усвоил средневековое жреческое отношение к искусству. Это не только долг и служение, связанное с самоотречением, но и своеобразная благодать, которая снисходит на достойных. Как благодать выше жреца, так искусство выше художника...

Вот с этого момента и начинается роковое движение Сальери к преступлению, <...>

Первый шаг к убийству — утверждение, что убийца — лишь исполнитель чьей-то высшей воли и личной ответственности не несет... Далее делается самый решительный шаг: слово “убить” заменяется эвфемизмом1“остановить”».

Нет! Не могу противиться я доле

Судьбе моей: я избран, что б его

Остановить...

Безумная и бесчеловечная идея Сальери определяет и сам сюжет, и его развитие, предопределяет его трагическую развязку: с самого начала очевидно, что Моцарт будет убит, от него уже ничего не зависит.

1 Эвфемизм — слово, которое употребляется вместо другого, грубого, нетактичного или по какой-то причине нежелательного для употребления.

В то же время гением Моцарта проникнуто все произведение: по замыслу автора, два раза за короткое время действия звучит его музыка (музыка Сальери не звучит ни разу), Моцарт произносит фразу, которая становится и приговором Сальери, и манифестом истинного искусства: «Гений и злодейство две вещи несовместные».

«Моцарт и Сальери» — единственное произведение из «Маленьких трагедий», которое было поставлено на сцене при жизни автора в 1832 году.

Во всех «болдинских» произведениях поражает широта творческих интересов и возможностей Пушкина, легкость, с которой он перемещается в пространстве и во времени: из средневековой Европы — в современную русскую провинцию, из мрачной легенды об ожившей и пришедшей мстить грешнику статуе — в жизнерадостную историю о барышне-крестьянке. В его воображении живут одновременно гениальный Моцарт и «маленький» несчастный станционный смотритель, сходящий с ума от зависти Сальери и пьяненький гробовщик, загадочный Сильвио и «чахнущий над златом» скупой рыцарь.

«Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») (1830) — относится к наиболее ярким произведениям философской лирики Пушкина. Это стихотворение также написано в Болдине в тот переломный период, когда поэт символически прощается с беспечным «праздником жизни», подводит итоги прошедшего и размышляет о том, как сложится будущее.

Лирический герой чувствует себя уставшим от «безумных лет», «веселье», праздность, безответственность которых уже не радуют его, а тяготят. Возникшее ощущение пустоты почти болезненное, поэт сравнивает его с похмельем. Будущее же «сулит труд и горе», но не только:

И ведаю, мне будут наслажденья

Меж горестей, забот и треволненья:

Порой опять гармонией упьюсь,

Над вымыслом слезами обольюсь...

На вопрос «зачем жить?» поэт отвечает: «чтоб мыслить и страдать». Вспоминается высказывание античного философа Платона: «Мыслю, следовательно, существую». Можно сказать, что в этом стихотворении перед нами предстает зрелый человек, мудрец, знающий цену жизни и принимающий ее такой, какая она есть, без иллюзий, но с благодарностью.

В конце ноября болдинское заточение окончилось, Пушкин вернулся в Москву, где 18 февраля 1831 года обвенчался с Натальей Николаевной. «Я женат и счастлив. Это состояние для меня так ново, что, кажется, я переродился», — напишет он другу через несколько дней.

О том, какой была Наталья Николаевна и какую роль сыграла она в судьбе Пушкина, существует множество самых противоречивых суждений. Одни отмечают ее тонкость и образованность, другие считают пустой светской кокеткой; некоторые называют достойной избранницей и спутницей великого поэта, а иные прямо обвиняют в его гибели. Как бы то ни было, Пушкин связывал с ней мечты о Доме, спокойном человеческом счастье вдали от суетного света. Наверное, этим мечтам изначально не суждено было сбыться...

Пушкин-мыслитель (1830 — 1837). Творческий диапазон Пушкина в 1830-е годы стал еще шире, чем раньше. Поэт обращается к жанру сказки: «Сказка о попе и о работнике его Балде» (1830). «Сказка о царе Салтане» (1831), «Сказка о рыбаке и рыбке» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» (1833), «Сказка о золотом петушке» (1834). Народная поэтика сочетается в этих произведениях с высочайшим мастерством литературного слова. Пушкин заставляет народные образы играть и переливаться всеми красками, дает новую жизнь сказочным бродячим сюжетам. Лирика в сказках Пушкина сочетается с юмором и ненавязчивой поучительностью, свойственной народной сказке.

Все больше увлекали Пушкина исторические исследования, все чаще обращался он к страницам русской истории. В 1831 году он был снова зачислен на службу в Коллегию иностранных дел и личным повелением императора допущен к работе в государственных архивах. Пушкин начал работать над документальной прозой — «История Петра». Снова и снова фигура императора- реформатора привлекала поэта, в эти же годы были написаны стихотворение «Пир Петра Великого» и поэма «Медный всадник».

«Медный всадник» (1833) — последняя поэма А. С. Пушкина. Поэт обращается к событиям 1824 года, когда Петербург пережил сильнейшее наводнение. В предисловии к поэме автор указывает: «Происшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов». (Сам Пушкин в это время в Петербурге не был, так как находился в ссылке.)

В поэме соединяются два временных плана: время, когда на берегах Невы только начиналось строительство города, величие и слава которого существовали только в воображении его создателя, и эпоха сто лет спустя, когда

...юный град,

Полнощных стран краса и диво,

Из тьмы лесов, из топи блат

Вознесся пышно, горделиво...

Петербург — не просто место действия, фон, на котором разворачиваются события, он — один из героев поэмы. Пушкин начинает повествование развернутым лирическим отступлением — признанием в любви к Петербургу. Кажется, что его «строгий, стройный вид», державная мощь непоколебимы, несокрушимы. Город словно унаследовал черты своего основателя. Медный Петр, застывший на берегу Невы с воздетой в повелевающем жесте рукой, по-прежнему незримо правит в своей столице.

Но даже могучая воля Петра не может укротить более древнюю, неподвластную земным владыкам мощь стихии. Нева, внезапно прекратившая «державное теченье», становится враждебной и разрушительной силой. Описание наводнения лишено романтического ореола, каким поэт наделял стихию в своей ранней лирике. Разгул ее сравнивается с поведением дикого зверя, разбойничьим нападением на мирные поселения:

...И вдруг, как зверь остервенясь,

На город кинулась. Пред нею

Все побежало, все вокруг

Вдруг опустело...

<...>

...Так злодей,

С свирепой шайкою своей

В село ворвавшись, ломит, режет,

Крушит и грабит...

В эпицентре этих страшных событий, по излюбленной Пушкиным схеме, оказывается простой человек. Петербург, Нева, Петр — символы величия, силы, могущества, и этим образам в поэме противопоставлен Евгений — ничем не примечательный житель огромного города, мельчайшая частичка общества.

Имя героя (как пишет Пушкин: «Звучит приятно; с ним давно | Мое перо к тому же дружно»), естественно, ассоциируется с «Евгением Онегиным». Что этим хотел подчеркнуть поэт? Что герой поэмы дорог ему так же, как герой его романа? Или, может быть, что несчастный Евгений так же типичен? Пушкин оставляет героя без фамилии, намекнув только вскользь, что, может быть, он потомок когда-то знатного, но сейчас позабытого рода. Жизнь его, облик и образ мыслей весьма банальны: «Живет в Коломне; где- то служит...», слегка завидует «праздным счастливцам», у которых «жизнь куда легка!», мечтает о самом простом человеческом счастье со своей Парашей «в приюте смиренном». Евгений — человек вообще, просто человек и, если бы не произошла трагедия, остался бы безвестным и никому не интересным обывателем.

В одну ночь Евгений лишается любви, надежд, покоя. Кратко и психологически точно изображает автор состояние человека, который боится поверить своим глазам, осознать реальность и непоправимость произошедшего: «Он остановился. | Пошел назад и воротился. I Глядит... идет... еще глядит», «Все ходит, ходит он кругом, I Толкует громко сам с собою — [ И вдруг, ударя в лоб рукою, I Захохотал».

Страшная утрата лишает Евгения разума и вместе с тем из самого обычного человека превращает в истинно трагического героя — жертву рока. Безумие возвышает его над обыденностью и над самим собой, над тем посредственным человеком, которым он был еще вчера. Утратив реальность, он приобретает способность видеть и понимать что-то, что ускользает от других; теряя связь с людьми, он обретает свободу.

Пушкин не раз обращался в своих произведениях к теме безумия: в «Полтаве», «Пиковой даме», «Пире во время чумы», «Русалке». Может быть, вместе с Евгением он пытался пережить то, чего страшился лирический герой стихотворения «Не дай мне Бог сойти с ума», написанного в том же году. В русской духовной традиции безумный — блаженный, почти святой, ему ведомо недоступное другим. В драме «Борис Годунов» юродивый1 говорит царю то, что не осмелится сказать никто: «Нельзя молиться за царя Ирода». В «Медном всаднике» Евгений осмеливается грозить «мощному властелину судьбы», символу мирского могущества.

1 Юродивый — чудаковатый, безумный человек, по мнению верующих, обладающий даром прорицания.

Триумф героя недолог: величие монумента, в котором, кажется, живет дух Петра, подавляет, внушает ужас, трепет и благоговение. Безумцу мерещится, что император преследует его, как преследовал когда-то своих врагов. Крошечный человеческий бунт Евгения подавлен, а может быть, герой даже раскаивается в нем, обходя грозное изваяние стороной, «смущенных глаз не подымая».

В поэме не просто рассказана история одной человеческой жизни, Пушкин показывает как бы две стороны истории: великую и малую. Действительно ли Петр прямо или косвенно виноват в трагедии Евгения? Ему ли бросает несчастный безумец упрек или своей судьбе? Ход истории не изменится, величие Петра не умалится. Его Город продолжает жить своей жизнью, все его составляющие на своих местах: чиновники спешат на службу, торговцы открывают лавки, поэты пишут стихи, городские власти ликвидируют разрушения. Пушкин любил Петербург, но это не помешало ему отметить «холодное бесчувствие» города, в котором человеческие судьбы и страсти исчезают так, словно их и не было.

Невозможно свести суть этой поэмы к чему-то однозначному. Она многопланова, как и все, что вышло из-под пера Пушкина. В строках поэмы звучат одновременно гордость за величие и бессмертне исторических свершений Петра и щемящее сочувствие к человеческим страданиям; мысль о закономерности всего, что происходит в мире, и мысль о несправедливости и коварстве судьбы. Диалектика жизни: высокое рядом с низким, величественное рядом с жалким, бренное на фоне вечного — вот содержание пушкинской поэмы.

Еще одна привлекающая внимание Пушкина историческая веха — крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. В 1834 году была опубликована пушкинская «История Пугачева», материалы для которой поэт собирал не только в архивах, но и в Оренбургской губернии, где происходили описываемые события. Исследователи творчества Пушкина подсчитали, что в течение жизни поэт проехал по России 34 тысячи километров, и все эти поездки были частью непрекращающегося творческого поиска, постоянной работы.

Создав документальную «Историю Пугачева», Пушкин начал трудиться над исторической повестью «Капитанская дочка», в которой опять соединил судьбу государства с судьбой отдельного человека, оказавшегося помимо своей воли в эпицентре глобальных исторических событий. В повести решается и важный для Пушкина вопрос: каков истинный дворянин — хранитель лучшего, что есть в русском дворянстве? Исторический вывод повести: «Не приведи бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный»; нравственно-этический: «Береги честь смолоду». Повесть «Капитанская дочка» стала последним произведением, увидевшим свет при жизни поэта — в декабре 1836 года.

Еще одна повесть, созданная и опубликованная им в этот период, — «Пиковая дама» — фантастическая и в то же время реальная история о человеке, рассудок и волю которого порабощает страсть.

В лирике А. С. Пушкина 1830-х годов появляются религиозные мотивы, поэт много читает Евангелие. Наиболее любимую свою молитву — святого старца Ефрема Сирина — он перекладывает в стихи — «Отцы пустынники и жены непорочны...» (1836), а также и молитву «Отче наш»: «Отец людей, Отец небесный

Русский философ С. Л. Франк в статье «Религиозность Пушкина» писал: «...Пушкин преодолел свое безверие (которое было в эти годы скорее настроением, чем убеждением) на чисто интеллектуальном пути: он усмотрел глупость, умственную поверхностность обычного “просветительского” отрицания. В рукописи Пушкина 1827—1828 года находится следующая запись: “Не допускать существования Бога — значит быть еще более глупым, чем те народы, которые думают, что мир покоится на носороге”».

Доминирующие мотивы лирики Пушкина последних лет — свобода и творчество. Одно неотделимо от другого.

Абстрактное понятие «счастье» сменяется четко сформулированным стремлением к покою и воле, к гармонии с миром и собой. «Побег» — это возможность отрешиться от обременяющей действительности, чтобы потом вернуться в нее своими творениями.

Потребность в уединении и личной свободе была настолько велика, что Пушкин рассматривал даже сумасшествие как вариант обретения желаемого «покоя», что отразилось в стихотворении «Не дай мне Бог сойти с ума» (1833).

Стихотворение «Вновь я посетил...» (1835) было написано в Михайловском. Спустя 10 лет Пушкин вернулся туда, где «провел изгнанником два года незаметных», где его не раз посещало вдохновение, где создавались шедевры, сделавшие его первым поэтом России. Пушкин изменился и в человеческом, и в творческом отношении. На первый взгляд любимые места остались такими же, но только на первый взгляд...

Вот отрывок из письма поэта к жене: «В Михайловском нашел я все по-старому, кроме того, что нет уж в нем няни моей и что около знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья, на которую досадно мне смотреть, как иногда досадно мне видеть молодых кавалергардов на балах, на которых уже не пляшу. Но делать нечего; все кругом меня говорит, что я старею...»

Содержание стихотворения шире, чем просто описание увиденного и ностальгические чувства. В стихах Пушкина пейзажная зарисовка всегда выступает преамбулой к особо значимой мысли. Поэт с философским спокойствием констатирует неизбежную смену поколений, непрерывное обновление, которое и есть залог неколебимой гармонии мира. На смену отцам приходят дети:

...Но около корней их устарелых

(Где некогда все было пусто, голо)

Теперь младая роща разрослась,

Зеленая семья; кусты теснятся

Под сенью их, как дети...

«Здравствуй, племя | Младое, незнакомое!» — приветствие людям будущего, связь с которыми, как и связь времен, поэт ощущал всегда.

Стихотворение написано белым стихом, «прозаичность» которого подчеркивает, что лирический герой не поэт, а простой человек, задумавшийся над вечными вопросами.

Обстоятельства жизни поэта как будто роковым образом препятствовали воплощению его стремлений к «покою и воле»: в 1832 году он получил придворное звание камер-юнкера и вынужден был вести светский образ жизни. Просьбы об отставке император не принял, дозволения жить с семьей в деревне не дал. Материальное положение Пушкина становилось крайне тяжелым: он должен был достойно содержать семью, а при жизни в столице, обязанности появляться при дворе это нелегко. Складывается впечатление, что в последние годы все обстоятельства неминуемо приближали трагическую гибель поэта.

«Покой и воля. Они необходимы поэту для освобождения гармонии. Но покой и волю тоже отнимают. Не внешний покой, а творческий. Не ребяческую волю, не свободу либеральничать, а творческую волю, — тайную свободу. И поэт умирает, потому что дышать ему уже нечем; жизнь потеряла смысл», — так определил причину гибели Пушкина А. А. Блок.

Есть мнение, что Пушкин предчувствовал близкую кончину, его стихи последних лет, фразы, брошенные в разговорах и письмах к друзьям, можно истолковывать и как предвидение. В то же время его друзья и современники были потрясены тем, как несправедливо и как-то особенно не вовремя оборвалась жизнь того, от кого многого еще ожидали: Пушкин не скрывал своих творческих планов, начал издавать журнал «Современник» — само название говорит о том, насколько интересно было поэту его время, что он чувствовал в себе новые желания, побуждения к деятельности на новом, может быть, неожиданном поприще.

Символично последнее стихотворение Пушкина — «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» (1836). Однако, создавая строки, которые многие прочли как эпитафию поэта самому себе, Пушкин следовал за своими великими предшественниками — Горацием, Ломоносовым, Державиным. Может быть, это не подведение итогов жизни, а подготовка к началу нового ее этапа...

27 января 1837 года состоялась дуэль Александра Сергеевича Пушкина с приемным сыном голландского посланника Жоржем Дантесом. Дуэль стала последним актом многомесячной и тщательно подготовленной драмы, разыгравшейся вокруг семьи поэта. Пушкин был смертельно ранен и умер 29 января в окружении близких людей: Василия Андреевича Жуковского, Владимира Ивановича Даля, Александра Ивановича Тургенева, Петра Андреевича и Веры Александровны Вяземских. Похоронен поэт у стен Святогорского монастыря рядом со своим любимым селом Михайловским.

Вопросы и задания

1. Прочитайте раздел учебника об А. С. Пушкине. Выделите основные этапы биографии А. С. Пушкина. Какие произведения были написаны в каждый из этих периодов? Вспомните, какие произведения поэта вам уже были известны. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А. С. Пушкина».

2. Обратившись к синхронистической таблице (см. практикум), соотнесите периоды жизни и творчества А. С. Пушкина с историко-культурной жизнью России начала XІвека. Составьте план ответа на тему «Основные исторические и культурные события пушкинской эпохи».

3. Выделите основные темы и мотивы лирики А.С.Пушкина, подберите стихотворения, иллюстрирующие их. Составьте план устного ответа.

4. Какие стихотворения А. С. Пушкина наиболее любимы вами? Выразительно прочитайте одно из них. Попробуйте объяснить, почему вы выбрали именно это стихотворение.

5. Прочитайте дополнительную литературу и подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:

• «Предки Пушкина и его семья»;

• «Царскосельский лицей и его воспитанники»;

• «Лицейская дружба в жизни Пушкина»;

• «Южная ссылка Пушкина»;

• «Село Михайловское в творческой судьбе Пушкина»;

• «География пушкинских странствий»;

• «Пушкинская Москва»;

• «Пушкинский Петербург»;

• «Судьба Натальи Николаевны Пушкиной»;

• «Дуэль и смерть Пушкина».

6. Перечитайте стихотворения А. С. Пушкина «Пророк» и «Поэту». Кто такой пророк, почему поэт обращается к этому образу? Какие общие идеи вы видите в этих двух стихотворениях? Выпишите из текстов стихотворений строки, которыми можно было бы проиллюстрировать тему «Образ Поэта в лирике А. С. Пушкина».

7. Перечитайте стихотворения А. С. Пушкина «На холмах Грузии лежит ночная мгла...» и «Я вас любил: любовь еще, быть может...». Какие оттенки чувств воплотил поэт в этих стихах? Что, на ваш взгляд, было для Пушкина самым главным в любви? Какие поступки в отношении любимой женщины, как вам кажется, были неприемлемы для поэта?

8. Вспомните или прочитайте в словаре литературоведческих терминов определение лирического героя. Подберите эпитеты, которые, с вашей точки зрения, могли бы охарактеризовать лирического героя поэзии А. С. Пушкина.

9. Вспомните одну из романтических «южных» поэм А. С. Пушкина, которую вы изучали в школе. Докажите ее принадлежность к романтизму.

• Напишите небольшое сочинение-рассуждение на тему «Почему герой поэмы “Цыганы” (или поэмы “Кавказский пленник”) обречен на одиночество?».

10. Почему роман «Евгений Онегин» — роман «нового типа»? Объясните, что имел в виду А. С. Пушкин, называя свое произведение «свободным романом».

Как на протяжении романа меняются его герои? Почему это происходит? Можно ли и автора считать героем романа? Почему?

Докажите, что «Евгений Онегин» — реалистическое произведение.

Охарактеризуйте язык, которым написан роман.

Охарактеризуйте сюжетные, композиционные и художественные особенности романа.

11. Прочитайте стихотворения «Погасло дневное светило...» (1820), «Свободы сеятель пустынный...» (1823), «Подражания Корану» («И путник усталый на Бога роптал...») (1824), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...») (1830), «Вновь я посетил...» (1835).

Определите, в какие периоды жизни Пушкина были написаны эти стихотворения.

Какое из прочитанных стихотворений наиболее вам понравилось? Почему? Выучите это стихотворение наизусть.

Проведите лексическую работу со стихотворениями. Объясните значение устаревших слов и сложных для понимания словосочетаний.

12. Каким вы представляете себе лирического героя стихотворения «Погасло дневное светило...»? Опишите его. Вспомните, какой тип героя получил название «байронический». Можно ли назвать байроническим лирического героя этого стихотворения? Обоснуйте свой ответ.

Прочитайте отрывки из поэмы А.С.Пушкина «Кавказский пленник» («Людей и свет изведал он...») и романа «Евгений Онегин» («Нет, рано чувства в нем остыли...» — гл. 1).

Что общего между лирическим героем стихотворения «Погасло дневное светило...», героем поэмы «Кавказский пленник» и состоянием Евгения Онегина в данном отрывке? Найдите в текстах сходные поэтические обороты.

Чем, на ваш взгляд, вызван интерес поэта к такому герою?

Чем отличается образ автора и его отношение к герою в данном отрывке из романа «Евгений Онегин», стихотворении «Погасло дневное светило...» и фрагменте поэмы «Кавказский пленник»? Можно ли говорить о том, что автор относится к героям по-разному? В чем это выражается? Подтвердите свой ответ текстом.

13. Вспомните или прочитайте в словаре литературоведческих терминов определение притчи. Можно ли пушкинское стихотворение «Свободы сеятель пустынный...» назвать притчей? Почему?

Кто такой «сеятель» и что такое «зерно» в евангельской притче? Л в стихотворении Пушкина? Можно ли назвать напрасным труд сеятеля из притчи? А труд «свободы сеятеля пустынного»? Почему?

В Евангелии Иисус называет верующих своей паствой. Как вы это понимаете? Какой смысл приобретает этот образ в стихотворении Пушкина? Кого называет поэт «стадами»? Почему?

Обратите внимание на лексические особенности этого стихотворения: в первой строфе Пушкин использует элементы «высокой» лексики, а во второй — просторечные. Найдите их. Как это связано с основной мыслью стихотворения?

 Со поставьте это стихотворение со стихотворением «Пророк». Изменяется ли взгляд поэта на собственный труд? Если да, то как? Чем вы можете объяснить такую перемену?

14. Проанализируйте стихотворение «И путник усталый на Бога роптал...» из цикла «Подражания Корану». Как вы понимаете основную мысль стиха из Корана, который лежит в основе стихотворения? Что вносит в этот сюжет А. С. Пушкин?

Сопоставьте первую и последнюю строки стихотворения. Какие изменения происходят в душе героя? Почему?

Определите, при помощи каких средств поэт передает восточный колорит и стилистические черты первоисточника.

Можно ли назвать это стихотворение притчей? Почему? Если да, то растолкуйте смысл этой притчи.

Прочитайте другие стихотворения цикла «Подражания Корану». Определите их основные темы и мотивы. Обратившись к комментариям, узнайте, какие стихи Корана легли в их основу. Прочитайте их и сопоставьте с пушкинской трактовкой. Какова, на ваш взгляд, общая идея цикла?

15. Проанализируйте стихотворение «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»). Какие события жизни поэта нашли отражение в стихотворении? Почему время, когда было написано это стихотворение, можно назвать для поэта переломным?

Можно ли утверждать, что лирический герой этого стихотворения — зрелый человек? Обоснуйте свой ответ.

 Философ Василий Розанов в статье «Возврат к Пушкину» писал: «Все возрасты взяты Пушкиным; и каждому возрасту он сказал на ухо скрытые думки его и слово нежного участия, утешения, поддержки». Как вы понимаете эти слова? Согласны ли вы с этим высказыванием? Почему?

Вспомните или прочитайте в словаре литературоведческих терминов определение элегии. Объясните, почему Пушкин дает такое название этому стихотворению.

16. Проанализируйте стихотворение «И вновь я посетил...». Как бы вы охарактеризовали общее настроение этого стихотворения: как оптимистическое или пессимистическое? Обоснуйте свой ответ.

Найдите строчки, в которых лирический герой вспоминает себя десять лет назад. Что в нем изменилось, а что осталось прежним?

Прочитайте стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных...», которое Пушкин написал в 1829 году. Найдите в нем схожие со стихотворением «И вновь я посетил...» мотивы. Можно ли говорить о сходстве лирических героев этих произведений? Почему?

17.Обратитесь к трагедии «Моцарт и Сальери». Найдите в тексте произведения слова Сальери, в которых он излагает свои взгляды на искусство. В чем причина того, что Сальери решается на преступление? Ответьте на вопрос, используя текст произведения.

Чего, на ваш взгляд, заслуживает Сальери: презрения или жалости? Обоснуйте свой ответ.

В последних словах Сальери чувствуется какая-то недосказанность. Если бы вы воплощали это произведение на сцене, как бы вы поставили в финале смысловую точку?

Сначала Пушкин назвал свое произведение «Зависть». Почему, на ваш взгляд, он изменил название?

Выпишите из текста произведения цитаты, которые стали или могли бы стать фразеологизмами.

Подготовьте систему вопросов по произведению, которые вы могли бы задать друг другу во время обсуждения.

Подготовьте сообщения о жизни и творчестве В. А. Моцарта и А. Сальери. Хорошо, если ваше выступление будет проиллюстрировано фрагментами из произведений композиторов.

18. Обратитесь к поэме «Медный всадник». Какие проблемы, темы, мысли характерны для того этапа творчества Пушкина, когда была создана поэма? Какое отражение они нашли в поэме?

Как вы понимаете определение «маленький человек»? В каких произведениях русской литературы вы уже с ним встречались? Можно ли говорить о том, что Пушкин делает своего героя именно таким? Обратившись к тексту поэмы, обоснуйте свой ответ.

Почему поэт делает своего героя безумным? Что такое, на ваш взгляд, безумие Евгения — его несчастье или наоборот? Обоснуйте свою точку зрения.

Сравните описание безумия Евгения со строками стихотворения «Не дай мне Бог сойти с ума». Чем они схожи?

Сравните описание памятника Петру 1 в поэме «Медный всадник» и портрет императора из поэмы «Полтава» («...Из шатра, | Толпой любимцев окруженный, I Выходит Петр».). Чем схожи эти описания? Выделите основные черты облика Петра I, которые подчеркивает поэт в обеих поэмах. Каким предстает император?

Как вы думаете, почему Евгений грозит Медному всаднику? Перечислите эту сцену. Какие чувства она у вас вызывает?

Найдите в тексте поэмы описания наводнения. Прочитайте выразительно отрывок, который произвел на вас наиболее сильное впечатление.

Определите, какие художественные приемы использует поэт для создания картин бушующей стихии.

Перечитайте описание Петербурга, которым открывается поэма. Каким предстает город в этом описании?

Благодаря каким художественным средствам поэт достигает такого эффекта?

"Подготовьте систему вопросов, которые вы могли бы задать друг другу во время обсуждения поэмы.

Подготовьте сообщение о памятнике Петру I, который описан в поэме.

19. Выполните практикум-анализ стихотворения А. С. Пушкина «Когда за городом задумчив я брожу...» (см. практикум).

20. Напишите сочинение по творчеству А. С. Пушкина на одну из тем, предложенных в практикуме.

21. Составьте понятийный словарь темы «А. С. Пушкин».

Подготовьтесь к семинару «“Лелеющая душу гуманность”» творчества А.С.Пушкина»

План семинара

1. Как вы понимаете значение слова «гуманность»? Найдите в толковом словаре определение понятий «гуманность», «гуманизм», «гуманный», «антигуманный». Дайте свои определения этим понятиям.

2. Как вы понимаете смысл высказывания В. Г. Белинского, которое послужило темой семинара?

3. Перечитайте изученные и любимые вами стихотворения А. С. Пушкина, поэмы «Цыганы» и «Медный всадник», драмы «Борис Годунов» и «Моцарт и Сальери», повесть «Капитанская дочка».

Можно назвать эти произведения гуманными? Обоснуйте свое мнение.

4. Кого из героев А. С. Пушкина можно назвать носителями гуманного отношения к людям, в чем оно выражается? Обоснуйте свой ответ.

Кто из героев произведений А. С. Пушкина высказывает антигуманные идеи и совершает негуманные поступки? Обоснуйте свой ответ.

5. Прочитайте предложенные материалы.

Из статьи В. Г. Белинского «Сочинения Александра Пушкина» (1844):

«...Общий колорит поэзии Пушкина, и в особенности лирической, — внутренняя красота человека и лелеющая душу гуманность. К этому прибавим мы, что если всякое человеческое чувство уже прекрасно по тому самому, что оно человеческое (а не животное), то у Пушкина всякое чувство еще прекрасно, как чувство изящное...

...Вся насквозь проникнутая гуманностию, муза Пушкина умеет глубоко страдать от диссонансов и противоречий жизни, но она смотрит на них с каким-то самоотрицанием, как бы признавая их роковую неизбежность и не нося в душе своей идеала лучшей действительности и веры в возможность его осуществления. Такой взгляд на мир вытекал уже из самой натуры Пушкина...».

Из очерка Ф. М. Достоевского «Пушкин» (1880):

«(О герое поэмы “Цыганы”.) ...Тут уже подсказывается русское решение вопроса, “проклятого вопроса”, по народной вере и правде: “Смирись, гордый человек, и прежде всего смири свою гордость. Смирись, праздный человек, и прежде всего потрудись на родной ниве”, — вот это решение по народной правде и народному разуму. Не вне тебя правда, а в тебе самом; найди себя в себе, подчини себя себе, овладей собой — и узришь правду. Не в вещах эта правда, не вне тебя и не за морем где- нибудь, а прежде всего в твоем собственном труде над собою. Победишь себя, усмиришь себя — и станешь свободен как никогда и не воображал себе, и начнешь великое дело, и других свободными сделаешь, и узришь счастье, ибо наполнится жизнь твоя, и поймешь наконец народ свой и святую правду его. Не у цыган и нигде мировая гармония, если ты первый сам ее недостоин, злобен и горд и требуешь жизни даром, даже и не предполагая, что за нее надобно заплатить.

...В самом деле, в европейских литературах были громадной величины художественные гении — Шекспиры, Сервантесы, Шиллеры, но укажите хоть на одного из этих великих гениев, который бы обладал такою способностью всемирной отзывчивости, как наш Пушкин».

Из статьи Д.С, Мережковского «Вечные спутники. Пушкин» (1896):

«...B наступающих сумерках, когда лучшими людьми века овладевает ужас перед будущим и смертельная скорбь, Пушкин один преодолевает дисгармонию Байрона, достигает самообладания, вдохновения без восторга и веселия в мудрости — этого последнего дара богов.

Что смолкнул веселия глас?

Раздайтесь, вакхальны припевы!..

Вот мудрость Пушкина.

...Таким он был и в жизни: простой, веселый, менее всего походивший на сурового проповедника или философа, — этот беспечный арзамасский “Сверчок”, “Искра”, — маленький, подвижный, с безукоризненным изяществом манер и сдержанностью светского человека, с негритянским профилем, с голубыми глазами, которые сразу меняли цвет, становились темными и глубокими в минуту вдохновения.

Веселость Пушкина — лучезарная, играющая, как пена волн, из которых вышла Афродита. В сравнении с ним все другие поэты кажутся тяжкими и мрачными — он один, светлый и легкий, почти не касаясь земли, скользит по ней, как эллинский бог...»

Из «Слова перед панихидой о Пушкине, сказанного в Казанском университете» митрополита Антония (Храповицкого) (1899):

«...Спросим же мы свое русское сердце, что оно чувствует при чтении бессмертных творений нашего поэта. Думаю, что с нами согласятся все, если мы скажем, что стих Пушкина заставляет сердце наше расширяться, сладостно трепетать и воспроизводить в нашей памяти и в нашем чувстве все доброе, все возвышенное, когда-либо пережитое нами. Бывает так, что в минуты душевного утомления и апатии какой-нибудь отрывок из Пушкина вдруг поднимает в нашей душе самые сложные, самые возвышенные волнения.

...Пушкин был великим поэтом, но великим человеком мы его назвали бы лишь в том случае, если бы он эту способность глубокого сострадания людям и эту мысль о царственном значении совести в душе нашей сумел бы воплотить не только в своей поэзии, но и во всех поступках своей жизни. Он этого не сделал и постоянно отступал от требований своей совести, воспитанный в ложных взглядах нашей высшей школы и нашего образованного общества и подверженный с детства влиянию людей развратных. Светлые идеи своей поэзии он почерпал в изучении жизни народной и в самом своем поэтическом вдохновении; ими он старался побороть свои греховные страсти и надеялся, что он достигнет возрождения души своей в той ее первоначальной чистоте и светлости, каким она была одарена от Творца.

Лучшие его лирические стихотворения — это те, в которых он оплакивает такие падения, и те, которыми он выражал свое разочарование в ложных устоях тогдашней общественной жизни, его воспитавшей и затмевавшей в нем правила христианства еще в детские годы...».

Из статьи В.В.Розанова «Возврат к Пушкину» (1912):

«...Ум Пушкина предохраняет от всего пошлого, разносторонность его души и занимающих его интересов предохраняет от того, что можно было бы назвать “раннею специализацией души”: так марксизм, которому лет восемь назад отданы были души всего учащегося юношества, совершенно немыслим в юношестве, знакомом с Пушкиным...

Пушкин — это покой, ясность и уравновешенность. Пушкин — это какая-то странная вечность...

...Пушкина нужно “знать от доски до доски”, и слова его:

Над вымыслом слезами обольюсь —

есть завещание и вместе с тем упрек нам — его благородный, язвительный упрек. Заметьте еще: ничего язвительного на протяжении всех его томов! Это — прямо чудо... А как он негодовал! Но ядом не облил ни одну свою страницу. Вот почему он так воспитателен и здоров для души. Во всех его томах ни одной страницы презрения к человеку. Если мы будем считать, что у него отсутствует, то получится почти такое же богатство, как если мы будем пересчитывать, что у него есть. Мусора, сора, зависти — никаких “смертных грехов”... Какая-то удивительно чистая кровь — почти суть Пушкина...»

Какие мысли из прочитанных вами материалов близки высказыванию Белинского? Подтвердите свои утверждения цитатами из произведений Пушкина.

Выделите мысли, с которыми вы согласны. Найдите подтверждение им в фактах биографии и произведениях А. С. Пушкина.

Выделите мысли, с которыми вы могли бы не согласиться. Найдите аргументы для их опровержения в фактах биографии и произведениях A. С. Пушкина.

6. Подготовьте систему вопросов по проблематике выбранных вами произведений А. С. Пушкина, которые вы могли бы задать друг другу во время обсуждения. Задайте группе подготовленные вами вопросы и обсудите полученные ответы.

7. Напишите краткий вывод по теме семинара (возможно, индивидуальный или коллективный).

Рекомендуемая литература

А. С. Пушкин в воспоминаниях современников : в 2 т. / сост. и примеч. B. Э.Вацуро - М., 1985.

А. С. Пушкин : школьный энциклопедический словарь / под ред. В.И. Коровина. — М., 2005.

Вересаев В.В. Пушкин в жизни / В.В.Вересаев. — М., 1984 (и другие издания).

Вересаев В.В. Спутники Пушкина / В.В.Вересаев. — М., 2001 (и другие издания).

Лотман Ю.М. Пушкин / Ю.М.Лотман. — СПб., 1995.

Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество / Е. А. Маймин. — М., 1981.

Маранцман В. Г. Изучение творчества А. С. Пушкина в школе : на пути к А. С. Пушкину : в 2 ч. / В. Г. Маранцман. — М., 2002.

Непомнящий В.С. Поэзия и судьба : над страницами духовной биографии Пушкина / В. С. Непомнящий. — М., 1987.

Пушкин и его современники. — СПб., 2002.

Черейский Л.А. Современники Пушкина / Л.А.Черейский. — СПб., 1999.

Эйдельман Н.Я. «Прекрасен наш союз...» / Н.Я.Эйдельман. — М., 1982 (и другие издания).