(1893—1930)
Владимир Владимирович Маяковский один из тех поэтов, чье творчество характерно для своего времени, но трудно воспринимаемо из другой эпохи. «Какая радость, что существует и не выдуман Маяковский: талант, по праву переставший считаться с тем, как пишут у нас нынче... Артист такого типа и калибра, как Маяковский, не может не стать поэтом», — писал Б. Пастернак. Однако и для своего времени он был далеко не всем понятен. М.И.Цветаева после его смерти написала: «Боюсь, что несмотря на народные похороны, на весь почет ему, весь плач по нем Москвы и России, Россия и до сих пор не поняла, кто ей был дан в лице Маяковского».
В советское время Маяковского называли лучшим поэтом, однако речь обычно шла о нескольких его произведениях («Левый марш», «Стихи о советском паспорте», «Товарищу Нетте, пароходу и человеку», «Разговор с фининспектором о поэзии»), в его творчестве выделялись социально-политические темы. Вместе с тем это поэт многогранный, бесспорно, талантливый.
«Был абсолютно как все до тошноты одинаков — день моего сошествия к вам», — так В. Маяковский написал о дне своего рождения. Он появился на свет 7 (19) июля 1893 года, в селе Багдада Кутаисской губернии. Отец, Владимир Константинович, происходил из дворянского рода, служил в Багдадском лесничестве, предки по отцу — из казаков Запорожской Сечи; мать, Александра Алексеевна, — из рода кубанских казаков. Круг семейного общения был довольно широк, состоял из либерально- демократической русской и грузинской интеллигенции. Маяковский учился в Кутаисской гимназии, принимал участие в гимназических и студенческих манифестациях.
После смерти отца в 1906 году семья переехала в Москву. Снимали квартиру и сдавали комнаты студентам. Сестра Людмила изготовляла художественные изделия на продажу, Володя ей помогал. Еще была пенсия отца. Это — основной доход семьи. Жили материально тяжело.
Среди жильцов Маяковских были студенты-революционеры, к которым приходили друзья. Володя часто присутствовал на этих встречах, вскоре и ему стали давать некоторые поручения.
В 1906 — 1908 годах Маяковский учился в Пятой московской гимназии. Учился слабо, четвертый класс закончил с переэкзаменовкой. В 1908 году был исключен.
Юношеству занятий масса,
Грамматикам учим дурней и дур мы.
Меня ж
Из 5-го вышибли класса.
Пошли швырять в московские тюрьмы.
В 1908 году будущий поэт был принят в подготовительный класс Строгановского училища, в это же время вступил в РСДРП(б). Это был период поражения революции, и многие отходили от марксизма, от партии РСДРП(б), но романтик-подросток В.Маяковский все видел иначе. Затем последовали три ареста, нависла угроза ссылки в Сибирь. Проведя 11 месяцев в Бутырской тюрьме, Маяковский говорил: «Важнейшее для меня время». В автобиографии поэт вспоминал о поэтических увлечениях молодости: «После трех лет теории и практики — бросился на беллетристику. Перечитал все новейшее. Символисты — Белый, Бальмонт. Разобрала формальная новизна. Но было чуждо... Попробовал сам писать так же хорошо, но про другое. Оказалось, так же про другое — нельзя. Вышло ходульно и ревплаксиво. Что-то вроде:
В золото, в пурпур леса одевались,
Солнце играло на главах церквей.
Ждал я: но в месяцах дни потерялись,
Сотни томительных дней.
Исписал таким целую тетрадку. Спасибо надзирателям — при выходе отобрали. А то б еще напечатал!
Отчитав современность, обрушился на классиков. Байрон, Шекспир, Толстой».
Деятельность в партии после выхода из тюрьмы Маяковский не возобновлял. Оценивая увлечение марксизмом, его биографы отмечают, что оно носило стихийно-романтический характер, хотя обостренное отношение к социальной несправедливости, по свидетельству поэта (в автобиографии «Я сам»), сформировалось рано.
В. Маяковский и футуристы. Перед молодым Маяковским встал вопрос: «Что делать дальше?» Вот как он сам вспоминал об этом периоде: «Я зашел к товарищу по партии Медведеву. Хочу делать социалистическое искусство. Сережа долго смеялся. Я сел учиться». В 1911 году Маяковский был принят в училище живописи, ваяния и зодчества. В этот же период происходит его знакомство с лидерами футуризма в России — Д. Бурдюком, В. Хлебниковым, А. Крученых, которые шумно провозглашали свое право на создание принципиально нового искусства. Бунт футуристов не выходил за рамки искусства, приобретал характер эстетического бунта, направленного против основ современной и прошлой культуры. Маяковский занимал среди футуристов особую позицию, его внимание привлекали общественные вопросы, уже в раннем творчестве он выражал протест против буржуазного искусства, неприятие капиталистического города, бесчеловечности буржуазного мира. Оценивая литературный процесс 1913—1914 годов, В.Я. Брюсов отметил: «Справедливость заставляет нас, однако, говорить то, на что мы уже указывали раньше: больше всего счастливых исключений мы находим в стихах, подписанных “В. Маяковский”. У г. Маяковского много от нашего “крайнего” футуризма, но есть и свое восприятие действительности, есть воображение и есть умение изображать».
В декабре 1912 года вышел альманах «Пощечина общественному вкусу», где был опубликован манифест футуристов с одноименным названием за подписями В. Хлебникова, Д. Бурдюка, Л. Крученого, В. Маяковского. В Манифесте провозглашался разрыв с традициями русской классической литературы: превозносилось словотворчество, адекватное эпохе технических новшеств: Футуризм объявлялся «лицом нашего времени». Поскольку «Прошлое тесно», следует «Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с Парохода Современности». Досталось многим: «Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Сологубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузминым, Буниным и проч. и проч. нужна лишь дача на реке. Такую награду дает судьба портным».
Собственное место в литературном процессе было куда заметней: «С высоты небоскребов мы взираем на их ничтожество!».
Стихотворения В. Маяковского «Ночь» (1912) и «Утро» (1912) были также помещены в этом сборнике. Футуристы претендовали не только на создание нового искусства, но и на новое общество. Сергей Третьяков (один из представителей футуризма) утверждал: «...футуризм был не литературной школой, а социально-эстетической тенденцией, которая противостояла крепкозадому мещанскому быту. <...> Не создание новых картин, стихов и повестей, а производство нового человека с использованием искусства, как одного из орудий этого производства, было компасом Футуризма от младенчества». В 1914 году В. Маяковского и Д. Бурдюка исключили из училища.
В 1913—1915 годах Маяковский печатался в альманахах группы «Гилея» («Садок судей II», «Третник троих», «Дохлая луна», «Молоко кобылиц» и др.). «Уже в самых ранних стихах Маяковского отмечается установка поэта на обращение к аудитории, причем слушатель — оппонент; использование метафор, которые в стихах Маяковского определяли разработку и развитие лирической темы», — писал исследователь Р. Якобсон.
Маяковский разъезжал по стране, выступал с докладом «О новейшей русской поэзии», читал стихи. Обращение к аудитории не всегда было удачным. Лирический герой раннего Маяковского конфликтовал с буржуазным миром. Чаще его не понимали. Отсюда образ «грубого гунна», варвара, который выбрал В. Маяковский в этот период. Аудиторию раздражала желтая кофта Маяковского, его разрисованное лицо и даже монокль одноглазого Бурлюка. Раздражали их манеры. Маяковский, Каменский, Бурлюк много ездили по России. Об этом вспоминал писатель Л. Кассиль:
«Владим Владимыч, Василь Васильич, Давид Давидыч. Но даже это невинное и совершенно случайное совпадение — “звуковые повторы” в именах и отчествах поэтов — кажется скандальным, нарочитым, заставляет настораживаться губернаторов и полицейских приставов. <...> В партере свистят, на галерке аплодируют.
— Почему вы одеты в желтую кофту? — кричат Маяковскому.
Он отвечает спокойно:
— Чтобы не походить на вас. <...>
Но за этой дразнящей, нарочито грубой, вызывающей на скандал дерзостью в Маяковском зреет уже с трудом сдерживаемая ненависть ко всему старому миру, к рабскому существованию человека, к сытому спокойствию их хозяев».
Несмотря на создаваемый образ, Владимир Владимирович оставался человеком тонким и ранимым. Эго верно отметил А. М. Горький.
Вот несколько высказываний М, Горького о Маяковском, взятых из публикации И. И. Аброскиной: «Зря разоряется по пустякам! <...> Такой талантливый! Грубоват? Это от застенчивости. Знаю по себе. Надо бы с ним познакомиться поближе». «Собственно говоря, никакого футуризма нет, а есть только Вл. Маяковский. Поэт, большой поэт». «Маяковский — хулиган. Но хулиган от застенчивости. Представьте себе, что это так. Он болезненно чуток, самолюбив, а потому и хочет прикрыться своими дикими выходками».
В конце 1915 года вышел первый номер журнала «Летопись» под редакцией Горького, и Маяковский был приглашен в число постоянных сотрудников. В 1916 году в руководимом Горьким издательстве «Парус» вышел сборник стихов Маяковского «Простое как мычание».
Художественные особенности поэзии В. Маяковского. Важно помнить, что поэтика Маяковского сформировалась на основе идей и принципов футуристов. Кубофутуристы стремились, во-первых, к единению живописи и поэзии; во-вторых, к «самовитому» елону. Отсюда в стихах поэта присутствует яркая цветовая гамма; мир пересоздается с помощью геометрических фигур.
Словотворчество также важнейшая составляющая поэзии Маяковского. В его ранних стихах есть звукоподражания, язык улицы, появляются неологизмы.
Стих Маяковского — ораторский, направленный на выступление пред большой аудиторией. Чаще всего он далек от классического. Маяковский много писал тоническим стихом: строка делилась не на стопы, а на ритмико-смысловые доли, выделяемые интонационно и логически. Пауза отделяла доли друг от друга.
Маяковский отказался от эстетики символистов, но в области поэтики он сохранил многие их достижения, прежде всего новации А.Белого, который проводил разбивку стиха «в столбик» по интонационным отрезкам, — именно это наблюдается в раннем творчестве Маяковского (разбивку стиха на интонационные отрезки с внутренней рифмовкой — «лесенку» — Маяковский ввел и 1923 году).
Литературовед К. Муратова отметила: «Раннее творчество свидетельствовало о сильном увлечении Маяковского формальным экспериментаторством; будучи не только поэтом, но и художником-авангардистом, он стремился к воссозданию необычных зрительных образов, к усложненности и деформации их, <.,.> Подобно тому как в живописи кубистов мир предметных явлений распадается на плоскости и объемы, Маяковский рассекал порою отдельные слова и создал своеобразную игру рассеченных частей.
У - лица;
Лица
У
догов
годов
рез
че
че
рез
железных коней
с окон бегущих домов
прыгнули первые кубы».
Стих Маяковского — свободный, тонический, т.е. в нем нет деления на стопы, нет одинакового количества ударений в стихотворной строке; иногда в нем может появиться стопа, характерная для силлабо-тонической системы.
Основной единицей ритма в тоническом стихе является стихотворная строка.
Важную роль в ритмико-смысловой организации стиха Маяковского играет пауза, которая отделяет одну ритмическую единицу (строку) от другой. У Маяковского внутри стихотворной строки одна ритмическая доля от другой (ступеньки «лесенки») тоже отличается ритмической паузой, которая, как правило, совпадает с логической.
Большое значение Маяковский уделял рифме. Ударное слово он ставил в конец строки, что придавало ему особый вес. Рифма В.Маяковского часто бывает неточная: он рифмует не только концы строк, но и середины, середины и конец. Важно, чтобы совпадали гласные, а совпадение согласных не обязательно.
Поэтический голос В. В. Маяковского то звучал «медноголосой сиреной», то нежно и проникновенно, умел «подымать и вести и влечь». Для его лирики характерен тон исповедальности, но главная особенность лирики Маяковского в том, что это всегда ораторская речь, поэт обращается к другим, ко всем: спорит, доказывает, убеждает... Отсюда и особый строй стихов, «поставлена на учет каждая мелочишка», — лексика, образный строй, интонация, ритмика, рифма, запись «лесенкой» — все несет смысловую нагрузку.
Основные темы и проблемы в раннем творчестве В. В. Маяковского. Основными мотивами его раннего творчества были «громада-ненависть» и «громада-любовь». Своей любовью Маяковский стремился спасти все человечество, в то время как мир готов был взгромоздиться на «бабочку поэтиного сердца». Лирическое «я» поэта вступало в конфликт с окружающей действительностью.
Дореволюционное творчество В, В. Маяковского разножанровое — стихи, поэмы: «Облако в штанах», «Флейта-позвоночник», «Война и мир», «Человек», трагедия «Владимир Маяковский», сатирические стихотворения. Разнообразны темы ранней лирики В.Маяковского — мир большого города («Ночь», 1912; «Утро», 1912; «Адище города», 1913); антивоенные темы («Война объявлена», 1914; «Мама и убитый немцами вечер», 1914; «Я и Наполеон», 1915); тема «поэт и толпа» («Нате!», 1913; «Скрипка и немножко нервно», 1914; «Хорошее отношение к лошадям», 1914; «Послушайте», 1914); тема любви («Лиличка!», 1916). Уже в ранних произведениях вырисовывается облик лирического героя — в основном трагичного, одинокого, с обнаженными чувствами, не понятого толпой, которая еще и издевается над ним. Об этом говорят сами их названия: «Нате!» (1913), «Послушайте» (1914), «Скрипка и немножко нервно» (1914), «А вы могли бы?» (1913), «Надоело» (1916).
Каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отличного кома.
(«Ночь», 1912)
Современные литературоведы называют раннего Маяковского «поэтом обиды и жалобы» (Ю. Карабчиевский) или видят в нем страдающего поэта (А. Михайлов), но большинство исследователей отмечают не обиду и жалобы, а тоску невостребованной любви (поэма «Флейта-позвоночник», 1915). Лирический герой Маяковского — бунтарь, который постоянно конфликтует с буржуазной идеологией.
В стихотворении «Скрипка и немножко нервно» (1914) раскрывается важная для всего творчества В. Маяковского тема — поэта и толпы. Она представлена в виде ссоры в оркестре: «Оркестр чужо смотрел, как I выплакивалась скрипка...» Только поэт, который почувствовал духовную близость, похожесть, «шатаясь, полез через ноты, I сгибающиеся под ужасом пюпитры, | зачем-то крикнул: I “Боже!”, j бросился на деревянную шею: | “Знаете что, скрипка? I Мы ужасно похожи: | Я вот тоже | ору — | а доказать ничего не умею!”».
Его не задевают насмешки «оркестрантов»: «Влип как! Пришел к деревянной невесте!». Вновь стихотворение завершается вопросом: «Знаете что, скрипка? | Давайте — | будем жить вместе! А?»
В ранних стихах В. Маяковского много бравады и декларативного преувеличения личности поэта («Себе, любимому, посвящает эти строки автор», 1916). Вместе с тем поэт ощущает и свою не востребованность, ненужность в современном мире:
Пройду,
любовищу мою волоча,
В какой ночи,
бредовой,
недужной,
какими Голиафами я зачат —
такой большой
и такой ненужный?
В творчестве раннего Маяковского отмечается и мессианская жертвенность, и анархическое, и нигилистическое отрицание прошлого, и утопичность идеала (финал поэмы «Война и мир», 1916).
Осознание социальных проблем определяет нарастание трагического начала в творчестве Маяковского («Флейта-позвоночник», 1915; «Человек», 1917) и неиссякаемой любви к людям.
Я бы всех в любви моей выкупал,
Да в дома обнесен океан ее!
Маяковский не только поэт, но и художник. Он видит мир в красках, в плоти. Отсюда яркие метафоры, в которых соединяется подчас несоединимое:
Багровый и белый отброшен и скомкан,
В зеленый бросали горстями дукаты,
А черным ладоням сбежавшихся окон
Раздали горящие желтые карты.
(«Ночь», 1912)
Стихи молодого поэта поражали не только новизной содержания, но и поэтической формой.
Я сразу смазал карту будня, плеснувши краску из стакана; я показал на блюде студня косые скулы океана.
На чешуе жестяной рыбы
прочел я зовы новых губ.
А вы
ноктюрн сыграть могли бы
на флейте водосточных труб?
Вновь чувствуется Маяковский-художник. Яркая лексика — «смазал», «сдвинул», «плеснувши краски из стакана» на первый взгляд усложняет восприятие. Вместо крыши — «чешуя жестяной рыбы», «флейта водосточных труб». Между тем метафорическая осложненность образов лишь углубляет истинный смысл стихотворения.
В каждом произведении Маяковского важно увидеть и осмыслить ключевые слова и понятия, так как они содержат явную или скрытую антитезу или аналогию. Так, в этом стихотворении главной фразой является: «Я сразу смазал карту будня...» Для чего? Ответ скрыт в антитезе «я показал на блюдце студня | косые скулы океана».
Уход от будней предполагает встречу с возвышенным, прекрасным. Например, «ноктюрн сыграть... на флейте водосточных труб». Это стихотворение — образец философской лирики, в нем осмысляются вопросы бытия.
У обрюзгшего обывателя тело большое — туша, а все остальное — душонка, страстишки, любовишки мелкие. И только «в будущем» поэт видит «нового», «идеального» человека:
Он,
свободный,
ору о ком я,
человек —
придет он,
верьте мне,
верьте!
Лирический герой в творчестве раннего Маяковского испытывает боль и страдание (трагедия «Владимир Маяковский», поэмы «Человек», «Облако в штанах»).
Один из источников страдания для него — любовь («Послушайте!», «Флейта-позвоночник», «Люблю»).
Послушайте!
Ведь, если звезды зажигают —
Значит это кому-нибудь нужно?
Значит — кто-то хочет, чтобы они были?
Значит — кто-то называет эти плевочки жемчужиной?
(«Послушайте!», 1914)
Философские размышления о смысле жизни, о любви заключены в вопросе: «Ведь, если звезды зажигают — значит это кому- нибудь нужно?» Почему возник этот вопрос у поэта? Возможно, для обывателя звезды всего лишь «плевочки», но есть те, для кого они «жемчужины» (слова антитезы «плевочки» — «жемчужина»). Вот для этих, возможно, немногих, поэт и «врывается К богу, I боится, что опоздал, | плачет, | целует ему жилистую руку, | просит, — j чтоб обязательно была звезда!» Для чего эти звезды? Чтобы этому «кому-то» было «не страшно».
Свет прогоняет страх: «Значит — это необходимо, | чтобы каждый вечер I над крышами | загоралась хоть одна звезда?!» Поэт не утверждает, а спрашивает.
Первая мировая война вызвала у В. Маяковского чувство патриотизма, углубила понимание несостоятельности буржуазного мира. Мотив страданий человека, ставшего невольной жертвой войны, звучит во многих его произведениях — «Война и мир» (1916), «Я и Наполеон» (1915), «Мама и убитый немцами вечер» (1914).
Боль за человечество разрасталась до космических размеров. Картина всемирного горя стала еще более ощутимой, когда в нее влились переживания каждой матери.
Оставьте!
О нем это,
об убитом телеграмма.
Ах, закройте,
закройте глаза газет!
(«Мама и убитый немцами вечер», 1914)
Маяковский даже пытался записаться добровольцем на фронт, но его не взяли: не было уверенности в его благонадежности. Однако уже вскоре он увидел «в войне кровавую бессмысленную свалку, в которую ринулись народы». В стихотворении «Я и Наполеон» трагедия войны, ответственность за нее каждого и личная ответственность поэта за гибель людей показана ярко и эмоционально. Необычная рифма, метафоры, много обращений, восклицательных знаков придали стихотворению ораторскую интонацию.
В 1915 году Маяковский познакомился с супругами Лилей и Осипом Брик. Лиля Брик стала его поэтической музой. Ей посвящена большая часть стихотворений Маяковского. Эта любовь была трагична по своей сути («Лиличка!», 1916). В стихах Маяковский неоднократно рассуждал об особенностях своего чувства: «Любовь моя — j тяжкая гиря ведь — | висит на тебе, | куда ни бежала б». Вместе с тем и жизни без любимой нет: «Кроме любви твоей, | мне I нету моря», «Кроме любви твоей, I мне j нету солнца».
«Облако в штанах» (1915). Во время турне по России группа футуристов посетила Одессу. В.Маяковский познакомился с Машей Денисовой, влюбился, но любовь осталась безответной. Поэт тяжело переживал свою безответную любовь. В поезде, уезжая из Одессы, Маяковский читал друзьям фрагменты поэмы «Облако в штанах»: «Вы думаете, это бредит малярия? | Это было | было в Одессе...»
Поэма была завершена с посвящением Лиле Брик «Тебе, Лиля». Первоначальное название поэмы — «Тринадцатый апостол» цензурой было воспринято как кощунство над христианством, кроме этого указывалось, что в поэме Маяковский соединил «лирику и большую грубость». В ответ поэт пообещал быть «безукоризненно нежным, не мужчиной, а — облаком в штанах». Эта фраза послужила основой нового названия. В издании 1915 года был подзаголовок — тетраптих (произведение в 4 частях). Каждая часть выражала отрицание: «Долой вашу любовь!», «Долой ваше искусство!», «Долой ваш строй!», «Долой вашу религию!».
Поэму «Облако в штанах» исследователи называют вершиной дореволюционного творчества В. В. Маяковского, в котором тема любви сочетается с темами значения поэта и поэзии в обществе, отношения к искусству, религии. В поэме отмечаются лирические и сатирические ноты, что придает произведению драматическое звучание. В целом же это поэма о любви. Во вступлении подчеркиваются мотивы лирики и причины трагедии В. В. Маяковского (противопоставленность лирического героя толпе, «жирным»).
Мною опять славословятся
мужчины, залежанные, как больница,
и женщины, истрепанные, как пословица.
Во вступлении содержатся и радостные, светлые ноты:
У меня в душе ни одного седого волоса,
и старческой нежности нет в ней!
Мир огромив мощью голоса, иду — красивый, двадцатидвухлетний.
Первая часть поэмы — крик недовольства: «Долой вашу любовь!» Что кроется за этим отрицанием? Лирический герой ждет встречи с Марией, но ее нет и нет. Сердце лирического героя в ниже и тревоге, выражается это через видение им окружающего мира: вечер «уходит», сменяясь мраком ночи; канделябры «хохочут и ржут» в спину уходящего вечера; «городской прибой» «обрызгивает» своим громом; «ляскают» двери, полночь «режет» ножом; гримасничают «дождики», «как будто воют химеры Собора Парижской Богоматери». Все это представляется в увеличенных размерах, а лирический герой — «жилистая громада», «глыба». Глаголы передают отчаянное страдание лирического героя («стонет, корчится», «скоро криком издерется рот»). Фразеологизмы перерастают в метафору («спрыгнул нерв», «потом забегал, взволнованный, четкий»). Мария приходит и сообщает: «Знаете, я выхожу замуж». Кражу любимой поэт сравнивает с похищением из Лувра «Джоконды» Леонардо да Винчи. Тема любви получает новое осмысление. Он выступает против поэтов, которые воспевают «и барышню, и любовь, и цветочек под росами» и уходят от социальных проблем.
Во второй части поэмы Маяковский переходит к теме искусства, которое не хочет видеть страдания людей, как «улица корчится безъязыкая — | ей нечем кричать и разговаривать». Нищие и калеки (герои ранней лирики) требуют внимания к себе: «...Улица присела и заорала: “Идемте жрать!”». Поэты сторонятся их, а Маяковский считает, что они «чище венецианского лазорья, j морями и солнцами омытого сразу!».
Я знаю —
солнце померкло б, увидев,
наших душ золотые россыпи!
Тема поэта и поэзии звучит все сильнее. В. Маяковский противопоставляет себя «поэтикам» — «...я — где боль, везде»; обращаясь к «пиликающим поэтикам», он заявляет: «Долой ваше искусство!».
В третьей части автор отрицает господствующий строй, который порождает искаженную любовь и псевдоискусство. Бесчеловечное устройство мира порождает жестокость среди людей, как результат этого возникают тюрьмы, виселицы, сумасшедшие дома. Навстречу сильным выходит лирический герой с лозунгом «Долой ваш строй!».
В четвертой части — «Долой вашу религию!» поэт явно богохульствует, вводит богоборческие мотивы. И снова, как в начале поэмы, он обращается к Марии. Это и мольбы, и упреки. В итоге поэт остается с кровоточащим сердцем.
С 1915 по 1919 год Маяковский жил в Петрограде, был автором журнала «Новый Сатирикон» (до 1918 года). Здесь он опубликовал «Гимн судье», «Гимн ученому», «Гимн обеду» и другие произведения, в которых углубляется тема социального протеста против «мерзости жизни». Главное произведение этого периода — поэма «Война и мир». В ней война показана как всемирная трагедия. Поэт называет и виновников этой трагедии. При всем ужасе, описанном в поэме, звучат и оптимистические нотки: «Вселенная расцветет еще, радостна, нова».
В сентябре 1915 года Маяковский был призван на военную службу. Февральскую и Октябрьскую революции В. В. Маяковский принял восторженно. После Февральской революции он участвовал в новых творческих объединениях («Союз деятелей искусства», «Свобода искусству»), выступал на митингах, собраниях, понимал продолжающуюся войну как патриотическую. В. В. Маяковский, романтик в жизни и творчестве, видел свой долг в том, чтобы вернуть каждому человеку на Земле чувство собственного достоинства. В дореволюционном творчестве это выражалось в форме индивидуального протеста. Когда революционные массы выступили против социальной несправедливости, В. В.Маяковский ощутил свое единение с народом. В его творчестве возник пафос романтического насилия над историей и стал определяющим.
Революционные события дали импульс и возрождению футуристической эстетики. Довольно быстро возникла концепция «коммунистического футуризма» («комфута»), в поэзии В. В. Маяковского она нашла свое практическое отображение. Так, в поэме «Левый марш» отмечается типичная для футуризма конкретносоциальная образность в воплощении темы будущего («Ваше слово, товарищ маузер»).
Основные темы и проблемы послеоктябрьского творчества В. В. Маяковского. «Принимать или не принимать? Такого вопроса для меня не было. Моя революция. Пошел в Смольный. Работал. Все, что приходилось», — писал поэт в автобиографии «Я сам». Первыми поэтическими строками Маяковского, адресованными уходящему миру, стали: «Ешь ананасы, рябчиков жуй, | День твой последний приходит, буржуй» (1917).
Революцию Маяковский горячо приветствовал, потому что видел в ней возможность разрешения конфликта между «громадой-ненавистью» и «громадой-любовью». Он стал певцом революции, будучи по природе своей бунтарем. Смену строя Маяковский воспринимал как возможность реализовать свои желания и утопии: уничтожить буржуазный мир, ниспровергнуть старое искусство и мораль:
Граждане!
Сегодня рушится тысячелетнее «Прежде».
Сегодня пересматривается миров основа.
Сегодня
до последней пуговицы в одежде
жизнь переделаем снова!
(«Революция», 1917)
В стихотворении «Ода революции» (1918) поэт говорит о «дву- дикости» революции. Смесь жестокости и гуманизма, созидания и разрушения, и неизвестно, чем она обернется — «строгой постройкой» или «грудой развалин». Способность отвергнуть традиционные моральные ценности становится для него умением подняться над обывательским взглядом на вещи.
Поэт явился одним из организаторов и руководителей нового художественного объединения — ЛЕФа (Левого фронта [ искусства I). Три новых принципа искусства, выдвигаемые лефовцами, гласили: художник должен понять необходимость писать на ту тему, которая наиболее актуальна для общества в данный момент (принцип социального заказа); материалом для творчества должен стать не вымысел, а факт (принцип литературы факта); задача искусства — напрямую вторгаться в жизнь, приближая будущее (принцип искусства -жизнестроения).
Эти принципы были реализованы в послереволюционной поэзии самого Маяковского и его товарищей по Л ЕФу (Б. Пастернаки, Н.Асеева, С. Третьякова, В. Шкловского и др.).
Маяковский верил, что, воплощая в жизнь революционные лозунги, можно преодолеть трагедию одиночества, невостребо- ішііной энергии личности в бездуховном обществе. Если в дореволюционном творчестве поэт предлагал новое видение мира, то теперь эту роль он уступил партии и пролетариату, определив себя как глашатая их воли. В его послереволюционном художественном мире образ лирического героя меняется. Началом трансформации, ее поворотной вехой стало стихотворение «Поэт — рабочий» (19І8). Здесь поэт, сняв маску «грубого гунна», отказавшись от позы гордого трагического одиночества, протягивает руку Другому с предложением о союзе. Этим Другим оказывается Рабочий, основа союза Поэта и Рабочего — в сходстве их труда. Маяковский был готов слышать и слушать голоса других людей. Чувство собственного достоинства, которое в раннем творчестве заставляло лирического героя Маяковского подниматься против «мира сытости», теперь превратилось в чувство равенства с массами: «Я себя | советским чувствую | заводом, | вырабатывающим счастье».
Масштабу личности соответствует и масштаб переживаний. Лирического героя Маяковского волнуют судьбы всей страны: «Когда I на республику | лезут громилы, | личное счастье — | это рост I республики нашей богатства и силы». Лирический герой Маяковского переживает то, что не входит в понятие интимных переживаний, и при этом публично говорит о том, что считается интимным. Если раньше он был замкнут в своем мире, не понятый толпой, то теперь активно ищет общения. Вот почему в послереволюционной поэзии Маяковского появляются жанры «писем», «посланий», «разговоров».
В идеале человека-гражданина поэт сконцентрировал мечты и упования тех людей, которые поверили в революцию. Его герой, при всем стремлении к единению с «другими», не растворен в массе. Человек-гражданин — это личность, переживающая социальные явления как факты собственной жизни, равная обществу и достойная его.
Работа В. В. Маяковского в «Окнах РОСТА». С октября 1919 по февраль 1922 года В. В. Маяковский сотрудничал в РОСТА (Российское телеграфное агентство). Вместе с ним работала группа художников: из газетных сообщений отбирали самые важные, на эти темы делали рисунки, а рифмованные подписи к ним сочинял Маяковский; но плакаты, вывешиваемые в больших окнах пустующих магазинов, были безымянными. Для поэта работа в РОСТА стала лабораторией, где он освобождал стих «от поэтической шелухи на темах, не допускающих многословия». Она способствовала развитию у Маяковского таланта сатирика: он сам называл свое творчество для «Окон РОСТА» «грозный смех». Маяковский часто обращался к образу Антанты. Вот несколько примеров из надписей к плакату РОСТА № 175 (каждой из подписей соответствовал рисунок):
1. Рабочий, не смотри Антанте в рот.
2. Ртом Антанта, наверное, только врет.
3. Вырви язык, чтоб не лила елей.
4. Посмотри на руки лучше ей.
5. Нанесет тебе этими руками смерть.
6. Если будешь без дела Антанте верить.
7. Ты пану покажи, каков ты в драке.
8. Врангелю покажи, где зимуют раки.
Часто это были частушки, рекламные стихи, лозунги для оформления витрин и улиц, киносценарии. Увлекшись кинематографом, Маяковский в 1918 году сам снялся в фильмах («Не для денег родившийся», «Барышня и хулиган», «Закованная фильмой»).
В дореволюционной поэзии Маяковского не было так называемого ролевого героя. В послеоктябрьской лирике одним из героев Маяковского стал человек из народной массы. Испытывая интерес к его духовной жизни, поэт помогал своему герою облечь его переживания в слова. Так в творчестве Маяковского появился жанр «рассказа». Интересна речь этого героя: с одной стороны, она полна просторечия («промежду лопаток»), грамматических неправильностей («в рубаху влазь»), с другой — желания выражаться изысканно («Чтобы суше пяткам — | пол | стелется, | извиняюсь за выражение, I пробковым матом»).
Постепенно происходил процесс слияния лирического героя Маяковского с персонажами его произведений. Поэт как бы стремился найти себя в массе, из «я» стать частью «мы» («Рассказ литейщика Ивана Козырева о вселении в новую квартиру», 1928). Со временем «пролетарский колорит» в стихотворениях Маяковского превратился в пролетарский жаргон, иногда на грани между литературным и ненормативным речевыми стилями. Чаще всего это стиль брани: «Посылаю к чертям свинячьим | все доллары | всех держав» («Вызов»); «К любым чертям с матерями катись | Любая бумажка...» («Стихи о советском паспорте»). В стихотворении «Моя речь на показательном процессе по случаю возможного скандала с лекциями профессора Шенгели» поэт дает объяснение їдкому поведению своего героя: «Но ругань моя — | не озорство, | и долг, I товарищ судья». Лирический герой Маяковского погружается в роль пролетария, стремится исполнять ее наиболее убедительно, при этом не только речь, но и все его поведение строится как поведение рабочего, малообразованного, но преданного революции. Чем дальше продвигался этот процесс, тем больше герой Маяковского приобретал черты люмпена1. Стремясь найти единство с пролетарием путем опрощения, герой Маяковского опустился до уровня пролетарской массы. Грубость и раньше была приметой стиля Маяковского. Тогда это было выражением вызова старому миру. Грубость героя лирики послереволюционного периода стала выражением уверенной силы, права быть верховным судьей. В статье «Как делать стихи?» Маяковский заявил: «Революция выбросила на улицу корявый говор миллионов, жаргон окраин полился через центральные проспекты, расслабленный интеллигентский язычишко... все эти речи, шепотком произносимые в ресторанах, — смяты. Это — новая стихия языка. Как его сделать поэтическим?». Такова формулировка творческой задачи, которую он выполнил, сделав люмпенский жаргон своей речью.
1 Люмпен — деклассированный слой людей (преступники, бродяги, нищие), а также человек, принадлежащий к такому слою. Люмпен-пролетариат — деклассированный слой людей и пролетариата.
Маяковский создал образ Рабочего как высшего идеала, средоточия всех ценностей. Лирический герой его поэзии, стремившийся к преодолению одиночества, пришел к обезличенному «одному из» многих братьев по классу. Образ поэта-Рабочего задумывался как модель человека будущего, но оказался несовместим с общечеловеческими духовными ценностями. Душевная жизнь человека определялась теперь классовой идеологией.
Противоречие между духовными ценностями и избранной им системой нравственных ориентиров стало причиной крушения всей художественной системы поэта. Ю.Н.Тынянов в 1924 году отмечал: «Его верный поэтический прицел — это связь двух планов — высокого и низкого, а они все больше распадаются: низкий уходит в сатиру («Маяковская галерея»), высокий — в оду («Рабочим Курска»). В голой сатире, как и в голой оде, исчезает острота, исчезает двуплановость Маяковского». Противоречивость художественного мира в послереволюционной поэзии Маяковского можно проследить на примере его поэзии 1924— 1930 годов («Владимир Ильин Ленин», 7924; «Хорошо/», 1927; «Во весь голос», 1930).
Поэмы В. В. Маяковского о любви. Тема любви по-прежнему занимала важное место в творчестве В. В. Маяковского. Взаимоотношения с Лилей Брик были драматичными, и все же именно ей посвятил поэт свое самое светлое произведение о любви — поэму «Люблю» (7922).
Пришла —
деловито,
за рыком,
за ростом,
взглянув,
разглядела просто мальчика.
Взяла,
отобрала сердце
и просто
пошла играть —
как девочка мячиком.
Лирический же герой любит искренне и преданно, он уверен в своих чувствах:
Не смоют любовь
ни ссоры,
ни версты.
Продумана,
выверена,
проверена.
Этот период в жизни поэта и в его творчестве самый светлый и радостный. Однако вскоре в его жизни произошли драматические события.
Поэма «Про это» (1923) написана в период окончательного разрыва с Л. Брик, разочарования в любви. Вступление к поэме начинается с вопроса: «Про что — про это?». А затем речь идет о теме:
В этой теме,
и личной
и мелкой,
перепетой не раз
и не пять,
я кружил поэтической белкой
и хочу кружиться опять.
Слово «любовь» не звучит во вступлении. Но все же в конце поэт подводит читателя к ответу:
Эта тема день истемнила, в темень
колотись — велела — строчками лбов.
Имя
этой
теме:
!
Поэт четко определил тему поэмы, еще одно уточнение поэта — «написал поэму... по личным мотивам об общем быте», т.е. жанр этого произведения — лироэпическая поэма, в которой факт биографии послужил лишь «мотивом» творчества.
Быт, реальная обстановка сковывают человеческие взаимоотношения, как стены тюрьмы (первая часть поэмы названа «Баллада Редингской тюрьмы»). Во второй части («Ночь под Рождество») лирический герой, ряженый в шкуру медведя, мечется по юроду и понимает, что стал «безлюбым». Лирический герой не приемлет «любви цыплячей», «любви наседок».
Последние названия частей поэмы говорят о многом — «Вера», «Надежда», «Любовь». Борьба за идеальную любовь, раскаяние в содеянном — основные мотивы поэмы. Поэма «Про это» — важная ступень в творчестве В. В, Маяковского, в центре его внимания внутренняя жизнь человека: любовь, страдания, надежды.
Разговор о поэзии. В стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии» (1926) Маяковский размышляет о месте поэта и роли поэзии в обществе. Избрана форма «разговора», причем с человеком, далеким от поэзии. «Разговор» должен убедить этого непосвященного в трудности поэтического творчества:
Поэзия —
та же добыча радия.
В грамм добыча,
в год труды.
Изводишь
единого слова ради
тысячи тонн
словесной руды.
В этом стихотворении Маяковский говорит о неразрывной связи поэта с народом.
...я
народа водитель
и одновременно —
народный слуга.
Работая над поэмой «Во весь голос» (1930) В. В. Маяковский, как показало изучение его черновиков, создавал одновременно первое Вступление в поэму (то, что принято считать собственно неоконченной поэмой «Во весь голос») и фрагменты, которые печатаются под названием «Неоконченное». Скорее всего, эта поэма должна была состоять из двух контрастных частей — написанного в ораторской манере вступления (что и реализовано в первом Вступлении в поэму) и основного текста, имеющего характер задушевной беседы. Это была попытка уравнять, гармонизировать общее и личное, восстановить полноту мировосприятия.
Поэма «Во весь голос» задумывалась автором как творческий манифест. В первом Вступлении в поэму он формулирует приоритеты своей поэзии:
И все
поверх зубов вооруженные войска,
что двадцать лет в победах
пролетали,
до самого
последнего листка я отдаю тебе,
планеты пролетарий.
Задача поэта — служить обществу, выполнять любую работу, рассказать потомкам «о времени и о себе». Продолжая традиционную для русской литературы тему поэта и поэзии, Маяковский вслед за Пушкиным говорит о жизни своей поэзии в веках:
Мой стих дойдет,
но он дойдет не так, —
не как стрела
в амурно-лировой охоте,
не как доходит
к нумизмату стершийся пятак
и не как свет умерших звезд доходит.
В этом фрагменте ненаписанной поэмы прозвучало то, что составляло трагедию всей послеоктябрьской поэзии Маяковского:
И мне
агитпроп
в зубах навяз,
и мне бы
строчить
романсы на вас —
доходней оно
Но я
и прелестней.
себя смирял,
становясь
на горло
собственной песне.
Насилие над собственной творческой личностью ставилось Маяковским в заслугу поэту «горлану-главарю».
В «Неоконченном» перед читателем предстает совсем другой Маяковский. Это лирик, обращающийся к любимой женщине. И в любви, и в поэзии он отказывается от благоразумия:
Пускай седины обнаруживает стрижка и бритье,
Пусть серебро годов вызванивает уймою,
надеюсь, верую вовеки не придет
ко мне позорное благоразумие.
Главным для всей поэзии Маяковского остается одно: готовность к жертве, к полной самоотдаче. Однако по-прежнему его чувства никем не были востребованы, его порыв остался без ответа.
Соединить две части поэмы не удалось. Второе вступление для поэмы «Во весь голос» поэт не соединил в единый лирический сюжет.
Татьяне Яковлевой посвящается, В 1928 году в Париже В. В. Маяковский познакомился с Татьяной Алексеевной Яковлевой, русской эмигранткой, влюбился в нее. Вторая встреча состоялась весной 1929 года. Маяковский предполагал приехать в Париж осенью 1929 года, но не получил выездную визу.
Любовь не продолжилась. Татьяна вышла замуж. Ей посвящены стихотворения «Письмо товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» (1928), «Письмо Татьяне Яковлевой» ( 1928). В них Маяковский вновь предстает влюбленным романтиком, который объясняет красоту и тонкость этого бессмертного чувства — любви.
Однако любовное чувство в этих стихотворениях обретает новые черты.
С одной стороны, чувство любви, всегда так ярко раскрываемое поэтом, переводится в чувство классовой солидарности:
В поцелуе рук ли,
губ ли,
в дрожи тела
близких мне
красный
цвет
моих республик
тоже
должен
пламенеть.
(«Письмо Татьяне Яковлевой», 1928)
А вот и совсем другие строки, в которых поэт передает чувство тоски, любви, нежности:
Иди сюда,
иди на перекресток
моих больших
и неуклюжих рук.
Любовь для него невозможна в сочетании с бытом, она имеет космические масштабы, вселенскую значимость. Свести свою любовь к воспеванию цвета красного флага у лирического героя Маяковского не получается. В «Письме товарищу Кострову из Парижа о сущности любви» Маяковский подразделял чувство на три разновидности, противопоставляя возвышенное человеческое чувство «прохожей паре чувств» и грубой «озверевшей страсти». Чувство, возникшее к русской эмигрантке Татьяне Яковлевой, вдохновляло поэта на то, чтобы «просто разговаривать стихами». Стихи, рожденные любовью, должны «подымать и вести, и влечь, которые духом ослабли». Любовная искренность лирического героя делала его по-прежнему открытым и беззащитным.
Эксперимент поэта на себе самом и на своем творчестве не удался: нельзя «наступать на горло собственной песне» и остаться цельной личностью, чье «сплошное сердце гудит повсеместно».
Сатира В. В. Маяковского, Во вступлении в поэму «Во весь голос» поэт, характеризуя своих «страниц войска», так говорил о сатире:
Оружия
любимейшего
род,
готовая
рвануться в гике,
застыла
кавалерия острот,
поднявши рифм
отточенные пики.
Сатира всегда была для поэта «любимейшим родом оружия». При помощи сатирических образов до революции он сражался с миром «сытых». Теперь он искал новый объект сатиры. Стремясь к воплощению идеалов революции, создавая образ рабочего, В. В. Маяковский чувствовал несовпадение своего идеала общества и человека с тем, что он видел вокруг. Самым страшным врагом революции для Маяковского был тот, кто не понимал ее вселенских задач и потихоньку пользовался ее достижениями, — «советский» мещанин. «Совмещанин», по мнению поэта, имитировал гражданственность, подменяя ее трескучими словами и бытовыми удобствами. Это приводило к опошлению идеи, которой Маяковский посвятил всего себя. Вот почему так оскорбительно было для него мещанство, так резка и уничижительна стала его сатира.
Написанное в конце гражданской войны стихотворение «О дряни» (1921) рисует нового чиновника. Оценки поэта безжалостны: мещанин — «дрянь», «мразь», «мурло». Предметно-бытовая детализация (пианино, самовар, «тихоокеанские галифища», платье е серпом и молотом) подчеркивает опошление революции теми, кто «засели во все учреждения». Фантастический прием оживления портрета Маркса указывает на авторскую позицию предельно четко.
Мещанин, попадающий из уютной комнаты в кабинет чиновника, остается мещанином. Подмена гражданской позиции словами идет на всех уровнях. На службе производительный труд подменен заседаниями. Об этом стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922), Гиперболизация, фантастический гротеск, используемые Маяковским в этом произведении, предельно обостренно показывают абсурдность чиновничьих занятий. Противоречие между предметом заседаний и их количеством раздувается до предела. Расхожая фраза «столько дел, хоть разорвись» реализуется буквально.
Последние годы жизни В. В. Маяковского. В последние годы жизни в душе В. В. Маяковского не было покоя. Его идеал «громадной любви» остался иллюзией, в литературе шла острая борьба. Творчество поэта оценивалось не объективно (например, после пьесы «Клоп» отрицательная критика назвала автора «антисоветский душой»; в «Бане» увидели «издевательское отношение к нашей действительности...»). Вступление к поэме «Во весь голос» Маяковский написал, готовясь к открытию персональной выставки «20 лет работы», но эту выставку проигнорировали и официальная критика, и писатели. Больной, оказавшийся в «кажущейся свободе» «связан по рукам и ногам» (М.Цветаева), страдающий от отчуждения друзей и неразделенной любви, І4 апреля 1930 года в возрасте 36 лет Маяковский застрелился. В предсмертной записке, последнем поэтическом послании, он указал на причину ухода из жизни:
Как говорят —
«...инцидент исчерпан»,
любовная лодка
разбилась о быт.
Я с жизнью в расчете
и не к чему перечень
взаимных болей, бед
и обид.
Официальная пресса опубликовала статью «Памяти Маяковского», в которой были искажены его творчество и личность. Через пять лет И. В. Сталин произнес: «Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи,..». Сразу изменилось отношение к творчеству Маяковского — его стали обожествлять. Создание из поэта «классика советской литературы» тоже не способствовало объективному восприятию его личности и творчества. Тем не менее в строках его произведений сохранился образ удивительного поэта — «горлана-главаря», который пережил все драматические послереволюционные события, остался идеалистом, романтиком революции, не предал ее идеалов, но усомнился в правильности режима власти.
Вопросы и задания
1. Прочитайте в учебнике раздел о В. В. Маяковском. Вспомните известные вам произведения поэта.
2. Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве В. В. Маяковского.
3. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества В. В. Маяковского».
4. Сформулируйте основные положения программы футуристов. Приведите примеры «новой эстетики» из произведений В. В. Маяковского.
5. Какую литературную группу возглавлял В. В. Маяковский? Чем ее программа отличалась от других программ футуристов?
6. Исследователи творчества В. В. Маяковского отмечали, что стремление поэта вводить словарь улицы — традиции русской классики. Подтвердите (или опровергните) это суждение, иллюстрируя свои соображения примерами из русской классики.
7. Прочитайте стихотворения В. В. Маяковского «Ночь» (1912), «Нате» (1913), «Послушайте» (1914), «Скрипка и немножко нервно» (1914), «А вы могли бы?» (1913), «Лиличка!» (1916). Охарактеризуйте раннее творчество В. В. Маяковского (с опорой на прочитанные произведения).
8. Составьте план и подготовьте сообщение на тему «Особенности поэтики В. В. Маяковского» (обратите внимание на единство живописи и поэзии, словотворчество, публицистический пафос, рифму и т.д.). Иллюстрируйте свои рассуждения примерами из прочитанных произведений.
Как вы понимаете суждение Ю. Н.Тынянова, который отмечал, что стих В. В. Маяковского «породил особую систему стихового смысла. Слово занимало целый стих, слово выделялось, и поэтому фраза (тоже занимающая целый стих) была приравнена к слову, сжималась». Включите свой комментарий по поводу высказывания Ю.Н.Тынянова в сообщение.
9. Выучите одно-два ранних стихотворения В. В. Маяковского (по вашему усмотрению). Проанализируйте их. Объясните, почему вы остановились на этих стихотворениях. Охарактеризуйте лирического героя. Отметьте художественные особенности текстов.
10. Отношение Маяковского к революции. Составьте план ответа.
11. Темы и проблемы послеоктябрьской лирики В. В. Маяковского.
12. Как раскрывается тема любви в лирике В. В. Маяковского (на примере стихотворений «Письмо Татьяне Яковлевой», «Письмо товарищу Кострову о сущности любви»)?
13. Как В. В. Маяковский понимал роль поэта? Как он раскрывает эту тему во вступлении к поэме «Во весь голос», в стихотворении «Разговор с фининспектором о поэзии»?
14 Отметьте традиции (А.С. Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.А. Некрасова) и новаторство в раскрытии темы поэта и поэзии Маяковским. Составьте план ответа.
15. Составьте понятийный словарь темы «В. В. Маяковский».
Рекомендуемая литература
Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий : в 2 т. / Ю. Анненков. — Л., 1991.
Гончаров Б. Поэтика Маяковского / Б.Гончаров. — М., 1983.
Денисова И. Революция — любовь. Новаторские принципы послеоктябрьской лирики Маяковского / И. Денисова. — М., 1989.
Маяковская Л. О Владимире Маяковском/Л.Маяковская. — М., 1965 (и другие издания).
Михайлов А. Мир Маяковского : взгляд из восьмидесятых / А. Михайлов. — М., 1990.
Михайлов А. Точка пули в конце. Жизнь Маяковского / А. Михайлов. — М., 1993.
Тренин В. В мастерской стиха Маяковского / В. Тренин. — М., 1991.
Янгфельдт Б. Любовь — сердце всего : Л. Брик и В.Маяковский. Переписка 1915—1930 / Б.Янгфельдт. — М., 1991.