Литература. Под ред. Обернихиной Г.А.

Сергей Александрович Есенин

(1895 — 1925)

Широкий интерес к жизни и творчеству Есенина поражает отечественных и зарубежных исследователей. «Его знают даже те люди, которые никогда есенинских стихов не читали, да и вообще никаких стихов не читают... Короткая, бурная и печальная жизнь Есенина многих поразила, и об этой жизни стали слагаться легенды», — писал в 1929 году поэт русского зарубежья Г.Адамович.

Некоторые легенды Есенин «сочинял» сам. «Сначала — роль "херувима”, “пастушка”, “Леля”, природного дитяти <...>; пять лег спустя — “хулигана”. Окрестив себя “хулиганом”, принимается хулиганить в реальности и, как с иронией отмечает его соперник по литературному хулиганству Маяковский, “шумит в участке". Еще пять лет спустя, в середине 1920-х годов, смиряется с мыслью о близкой смерти и — кончает жизнь в петле», — сказано и книге Льва Аннинского.

«Фамилия Есенина — русская — коренная, в ней звучат языческие корни, — писал А. Н. Толстой, — Овсень, Таусень, Осень, Ясень, — связанные с плодородием, с дарами земли, с осенними праздниками... Сам Сергей Есенин действительно деревенский, русый, кудреватый, голубоглазый, с задорным носом...»

С. А. Есенин родился 21 сентября (3 октября) 1895 года «в Рязанской губернии, Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове...», — как написал он сам в автобиографии. Здесь прошло его детство, сюда он многократно приезжал, став известным поэтом.

Название села «Константиново» не встречается в его произведениях, но когда он пишет: «Вспомнил я деревенское детство, вспомнил я деревенскую синь...», сразу понятно, о каком месте на земле идет речь.

Его отец Александр Никитич служил в Москве в лавке, дома бывал только наездами. Раннее детство Есенина прошло у деда и бабки по материнской линии. По воспоминаниям поэта, детство было беззаботным, не отягощенным крестьянским трудом. В автобиографии 1924 года он писал: «Часто собирались у нас дома слепцы, странствующие по селам, пели духовные стихи...» Поэзией Есенин заинтересовался уже в детстве: «Пробуждение творческих дум началось по сознательной памяти до 8 лет... Стихи начал слагать рано. Толчки давала бабка, она рассказывала сказки». Велика роль народного творчества в становлении будущего поэта. «...Есенин любил пение матери. Уже в зрелые годы он с большой радостью слушал ее и в Константинове, где она постоянно жила, и в Москве, куда изредка наведывалась. ...Споет она, — вспоминала писательница Софья Виноградская, — а он говорит: “Вот это песня! Сестры так не умеют, это старая песня”». Старинные песни будущий поэт слышал не только дома. За работой, во время праздников пели рязанские крестьяне: «Сгребая сено на покосах, | Поют мне песню косари».

Ты прости — прощай, любезный друг,

И, родимая, ах да прощай, сторонушка! —

— такие песни с детства слышал С. А. Есенин, через них воспринимал красоту окружающего мира. В его стихах часто звучит слово «песня»:

Эх, песня,

Песня!

Есть ли что на свете

Чудесней?

Не случайно одну из своих первых книг Сергей Александрович хотел назвать «Рязанские побаски, канавушки и страдания».

В 1904 году Сергей Есенин поступил в земское четырехклассное училище, затем окончил второклассную учительскую школу в селе Спас-Клепики. «Родные хотели, чтоб из меня вышел сельский учитель», — вспоминал поэт. К этому времени относятся его первые сохранившиеся стихи. Лето Есенин проводил в Константинове, бывал в доме священника Ивана Попова, в котором собиралась учащаяся молодежь; посещал имение помещицы Л. И. Катиной, которая стала прототипом Анны Снегиной. Он был сердечно привязан к своей семье, любил младших сестер Екатерину и Александру, которая позже отмечала у Есенина «чувство кровного родства»: «Он любил нас с сестрой, любил своих детей, всюду возил с собой их фотографии. Его всегда тянуло к своей семье, к домашнему очагу, к теплу родного дома».

Есенин часто бывал в Москве, там познакомился с творческой интеллигенцией, начал писать стихи.

Звездочки ясные, звезды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?

Звезды, таящие мысли глубокие

Силой какою вы душу пленяете?

(«Звезды», 1896)

«И мне широкий путь лежит, но он заросший весь в бурьяне».

Весной 1912 года поэт приехал в Москву. «Есенин пришел из деревни не крестьянином, а в некотором роде деревенским интеллигентом» (А.В.Луначарский). Однако судьба уготовила ему сначала службу в мясной лавке, конторе книгоиздательства «Культура», затем в типографии И.Д. Сытина. Есенин сблизился с революционно настроенными рабочими, начал интересоваться общественными вопросами, встречаться с социал-демократами, участвовать в организации их собраний, распространять литературу. В письмах Сергея Александровича отразились его напряженные духовные искания. Он мечтал идти по пушкинским стопам. «Хочу писать “Пророка”, в котором буду клеймить позором слепую, увязшую в пороках толпу... Отныне даю тебе клятву, буду следовать своему “Поэту”. Пусть меня ждут унижения, презрения и ссылки», — писал он в письме другу, земляку Г. А. Панфилову. Одновременно усилились его религиозные настроения: «В настоящее время я читаю Евангелие и нахожу очень много для меня нового... Христос для меня совершенство», — сообщал он Панфилову в другом письме. В это время С.Есенин учился на историко-философском отделении Народного университета им. А.Л.Шанявского пытался публиковать свои стихи в московских журналах...

Первой публикацией С. А. Есенина считается стихотворение «Береза», напечатанное в детском журнале «Мирок», подписанное псевдонимом Аристон. Откуда этот псевдоним? Возможно, из стихотворения Г.Р.Державина «К лире», в котором поэт осуждал людей черствых, равнодушных. Видимо, раздумья Державина о жизни тогда были близки Есенину...

Ранние стихотворения Есенина разнообразны по тональности и настроению, в них изображен яркий мир родной природы. В его лирике переплетаются два начала — языческое и христианское. Есенин разделял и идеи пантеизма1. Обращаясь к природе, поэт общался с Богом:

Позабыв людское горе,

Сплю на вырублях сучья,

Я молюсь на алы зори,

Причащаюсь у ручья

(«Я пастух; мои палаты...», 1914).

1 Пантеизм (от греч. pan — все + theos — бог) — учение, отождествляющее бога с природой и рассматривающее природу как воплощение Божества.

Так поэт отождествлял церковную службу с жизнью природы. В его стихах присутствует много церковной лексики: «И под плач панихид, под кадильный канон, | Все мне чудился тихий раскованный звон» («Подражанье песне», 1910); «Троицино утро, утренний канон, I В роще по березкам белый перезвон...» (1914).

Лирический герой настроен романтически, он мечтает о чистой и светлой любви. «Залюбуюсь, загляжусь ли | На девичью красоту, I А пойду плясать под гусли, | Так сорву твою фату». Здесь, как и в других произведениях Есенина, просматривается фольклорное начало («Подражанье песне», 1910; «Хороша была Танюша, краше не было в селе», 1911; «Песня старика разбойника», 1912; и др.). Фольклорное начало ярко проявляется в антонимах, самоименованиях субъекта: «Я последний поэт деревни...», «Я пастух...», «Я странник убогий...».

Лирический герой в стихах этого периода — восторженный наблюдатель природы, любящий Русь, все живое. В 1910 году С.Есе- нин написал стихотворение «Выписался на озере алый свет зари..,». Необычные метафоры первых строк стихотворения раскрывают яркую гамму переживаний лирического героя. Его любовь и радостное чувство находятся в определенной дисгармонии с природой: «Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло, | Только мне не плачется — на душе светло». Этот свет души, хмельное безрассудство не видит опасности, не думает о будущем: «Зацелую допьяна, изомну, как цвет, I Хмельному от радости пересуду нет».

В стихах С.Есенина рисуется деревенское приволье, неисчерпаемая в своей красоте жизнь природы. В них есть зарисовки, напоминающие лирические этюды («В хате», «Пороша», «Береза», « Сыплет черемуха снегом» и др.).

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Кленёночек маленькой матке

Зеленое вымя сосет.

(1910)

Любовь к природе, деревне, животным — это составляющие аспекты любви к родине, к России. Поэт любит и принимает все на родной земле: «Край любимый. Сердцу снятся | Скирды солнца в водах лонных. | Я хотел бы затеряться | В зеленях твоих стозвон- ных» (1914); «Край ты мой заброшенный, | Край ты мой, пустырь. I Сенокос некошеный, I Лес да монастырь» (1914),

Откуда берется это чувство и чем оно поддерживается, сам поэт сказать не может: «Но люблю тебя, родина кроткая! | А за что — разгадать не могу...» (1914).

Появляются у Есенина и стихи-размышления о жизни, добре, зле, любви. Все эти мысли нашли отражение в следующем стихотворении, основная идея которого — искренняя любовь к ближнему, непоказная христианская благодетель.

Шел господь пытать людей в любови,

Выходил он нищим на кулижку.

Старый дед на пне сухом, в дуброве,

Жамкал деснами зачерствелую пышку.

Увидал дед нищего дорогой,

На тропинке, с клюшкою железной,

И подумал: «Вишь, какой убогой, —

Знать, от голода качается, болезный».

Подошел господь, скрывая скорбь и муку:

Видно, мол, сердца их не разбудишь...

И сказал старик, протягивая руку:

«На, пожуй... маленько крепче будешь».

(1914)

В 1914 году С. Есенин создал поэму «Марфа Посадница», в которой отразилась ситуация военного времени.

Стихотворение «Русь» (1914), пожалуй, самое драматичное и социальное произведение С.Есенина. Поэт изобразил империалистическую войну через слезы и боль матерей, которые испытывали тяжесть войны. Народные приметы, обрядовые детали, лексика, психологические детали помогли поэту точно и ярко воспроизвести русскую деревню, погруженную в «сумерки мглистые».

Повестили под окнами сотские

Ополченцам идти на войну.

Загыгыкали бабы слободские,

Плач прорезал кругом тишину.

Поэту удалось найти свой, крестьянский угол зрения на военные события. О своих стихах, посвященных Первой мировой войне, С. А. Есенин писал в «Воспоминаниях»: «Я, при всей своей любви к рязанским полям и к своим соотечественникам, всегда резко относился к империалистической войне и воинствующему патриотизму. Этот патриотизм мне органически чужд. У меня даже Пыли неприятности из-за того, что я не пишу патриотических стихов на тему “гром победы раздавайся!”».

Поэзия 1915 — 1916 годов. В марте 1915 года С. А. Есенин приехал в Петроград, «к Блоку» — «первому поэту России», чтобы прочитать ему свои стихи. А.Блок оценил их так: «...Стихи свежие, чистые, голосистые, многословный язык...»

В это же время Есенин вошел в литературную группу «Краса», участники которой стремились к возрождению национальной старины, обращались к мифологии, поэзии, быту русской деревни. Он познакомился и сблизился с Клюевым, уже известным поэтом.

Позднее поэт вспоминал об этом периоде своей жизни:

«Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16—17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в “Радунице” <...>.

Восемнадцати лет я был удивлен, разослав свои стихи по журналам, тем, что их не печатают, и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел, был Блок, второй — Городецкий. Когда я смотрел на Блока, с меня капал пот, потому что в первый раз я видел живого поэта, Городецкий меня свел с Клюевым, о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у нас завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба».

Клюев и Есенин посещали литературные салоны, пропагандировали «крестьянский стиль». Начала складываться группа «новокрестьянских» поэтов, противопоставляющая себя поэтам «из интеллигенции».

В 1915 году С. А. Есенин издал свой первый печатный сборник «Радуница1», в котором были разделы «Русь» и «Маковые побаски». Критика активно откликнулась на сборник поэта, подчеркивая, что «для Есенина нет ничего дороже Родины», что поэт любит ее и «находит для нее хорошие, ласковые слова»; также отмечали задушевность и естественность лирики Есенина. «...На всем его сборнике лежит прежде всего печать подкупающей юной непосредственности... Он поет свои звонкие песни легко, просто, как поет жаворонок», — было сказано в отзыве З.Бухаровой.

1 Радуница — день поминания умерших, отмечается на послепасхальной неделе, в понедельник или во вторник. В этот день происходит объединение живых и мертвых, т.е. торжествует вера в бессмертие.

Для Есенина тема деревни была большой общенациональной и патриотической темой. Ему было свойственно обостренное чувство долга перед родиной и осознание вины перед народом. Вот почему в цикле «Возвращение на родину» и поэме «Анна Снегина» звучат некрасовские мотивы.

Современники поэта находили в его творчестве свежесть и лиризм, живое ощущение природы, образную яркость, метафоричность и узорчатость стиха, т. е. поиски в области формы, что позже привело поэта к имажинизму.

Одна из ранних поэм С.Есенина называлась «Русь». Она была написана в разгар затяжной войны, народных бедствий, но поэт рисовал не только бессильную и нищую Россию, он предполагал, что ее ждет иное будущее, и призывал: «О Русь, взмахни крылами...».

Служба в армии в Петрограде, в Царском Селе обогатила опыт поэта. Жизнь свела его с разными людьми. В июле 1916 года на концерте для раненых в царскосельском лазарете он читал свои стихи в присутствии императрицы и членов царской семьи.

Среди стихотворений 1915—1916 годов уже есть подлинные лирические шедевры. Например, «Не бродить, не мять в кустах багряных...». Интонации, ритм, язык, инструментовка стиха передают оттенки внутреннего состояния героя, его душевную нежность.

В этот период Есенин создал стихотворение «Песнь о собаке» (1915). Начинается стихотворение светло и радостно:

Утром в ржаном закуте,

Где златятся рогожи в ряд,

Семерых ощенила сука,

Рыжих семерых щенят.

Однако радость собаки, которая «...их ласкала | Причесывая языком», была недолгой: «...Хозяин хмурый | Семерых всех поклал в мешок». Поэт не описывает, как он бросил их в прорубь, голь ко упомянутая деталь — расходящиеся круги на воде говорит о случившемся. Горе собаки передается скупыми мазками, отдельными фразами, которые запоминаются навсегда:

И глухо, как от подачки,

Когда бросят ей камень в смех,

Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег.

В предреволюционной в лирике поэта преобладает тема молитвенной, страннической Руси («Тебе одной плету венок», «Запели тесаные дроги»). Осторожно, но уверенно проступают приметы другой России, по которой бредут «люди в кандалах» («В том краю, где желтая крапива», «Синее небо, цветная дуга»). Лирический герой Сергея Есенина меняется от одного произведения к другому — «то нежный отрок», «смиренный инок», то «грешник», «бродяга и вор» («Наша вера не погасла», «Устал я жить в родном краю» и др.).

В те годы поэт приобщился к идеям грядущего переустройства мира как «духовной революции», носителем которых был Р. В. Иванов-Разумник, разделяли их А.Блок, А.Белый и др.

В 1917 году С. Есенин обвенчался с Зинаидой Николаевной Райх, в браке с которой у него было двое детей — Татьяна и Константин. Семья распалась в 1920 году, Зинаида Николаевна позже вышла замуж за известного режиссера В. Э. Мейерхольда.

Революция и ее восприятие поэтом. Предреволюционные события 1917 года повлияли на творчество поэта. С.А. Есенину казалось, что наступает духовное обновление, «преображение жизни», переосмысление ценностей.

В первом отклике С. Есенина на Февральскую революцию появился образ, который возник в это время почти у всех поэтов и писателей, современников Есенина, — ветра, бури, вьюги, урагана...

Замечательно первое его стихотворение, написанное после Февральской революции: «Разбуди меня завтра рано, | Засвети в нашей горнице свет. | Говорят, что я скоро стану | Знаменитый русский поэт».

Октябрьская революция была воспринята Есениным как вселенское событие. Он понял ее с «крестьянским уклоном», т.е. в упрощенной трактовке, замешанной на христианских началах. Его язык становится возвышенным, праздничным, торжественным. В поэме «Товарищ» проявилось бунтарско-религиозное восприятие революции поэтом: Иисус Христос на страницах поэмы сражается в одних рядах с рабочими «за волю, за равенство, за труд», погибает, и вместе с другими жертвами революции его хоронят на Марсовом поле. Так Есенин переосмыслил Евангелие; образ Иисуса-товарища соотносится с образом Христа в финале поэмы А. Блока «Двенадцать».

В целом именно в этот период С. Есенин отверг все христианские заповеди, предрек появление новых святых, возникновение «града Инонии», где «живет божество живых». Поэма «Инония» (1918) вобрала в себя черты утопического мужицкого рая, тему которого первым поднял Клюев. Он говорил о светлой стране, радостной, омытой голубыми ливнями, освещенной ярким солнцем. Позже, в 1930-х годах сказочную Муравию начал искать герой поэмы А. Т. Твардовского «Страна Муравия» Никита Моргунок.

С. Есенин воспевал «буйственную Русь», славил «красное лето», слышал «волховский звон и Буслаев разгул» («Отчарь»). Неокрестьянские поэты «революцию» и «свободу» рассматривали в религиозно-нравственном смысле, вот отчего у С. Есенина в произведениях этого периода («Отчарь», «Преображение», «Инония», «Иорданская голубица») «тайный спор» с Богом перерастал в бунт. В мечтах об Инонии Есенин отошел от своих прежних идеалов, связанных с Русью: «Проклинаю тебя я, Радонеж, | Твои пятки и все следы!». В «Инонии» даже просматривается попытка поэта вообразить себя человекобогом.

Несколько раз С. Есенин навешал Константиново. «Еду посмотреть, что делается в деревне», — снова и снова слышали от него друзья и знакомые. Деревня бурлила, спорила, митинговала — начальные шаги по новому пути давались непросто. Поэту представлялось: вот они рядом — «злачные нивы с стадом буланых коней», будни словно ведра, наполненные молоком, «голубая, звездами вбитая высь...». В жизни оказалось иначе и гораздо трагичнее.

Стихи революционных лет вошли в сборник «Голубень», вышедший в 1918 году.

В 1920 году в письме Е. И.Лившицу С. Есенин описал эпизод, который стал основой для стихотворения «Сорокоуст1»: «Ехали мы от Тихорецкой на Пятигорск, вдруг слышим крики, выглядываем в окно, и что же? Видим, за паровозом что есть силы скачет маленький жеребенок. Так скачет, что нам сразу стало ясно, что он почему-то вздумал обогнать его. Бежал он очень долго, но под конец стал уставать, и на какой-то станции его поймали. Эпизод для кого-нибудь незначительный, а для меня он говорит очень много. Конь стальной победил коня живого. И этот маленький жеребенок был для меня наглядным дорогим вымирающим образом деревни...»

«Сорокоуст» звучит как панихида по погибшей деревянной Руси. «Только мне, как псаломщику, петь | Над родимой страной аллилуйя». В стихотворении город наступает на мирную соломенную деревню и разрушает ее.

Однако послереволюционные события (уже через два года) осмыслялись поэтом иначе. Новая жизнь, цивилизация разрушили его родину, деревню. Этому было невозможно противостоять.

С. Есенин и имажинизм2. В 1919 году с изложением принципов нового литературного течения — имажинизма выступили С. А. Есенин, Р.Ивнев, А.Б.Мариенгоф, В.Г.Шершеневич и др.

Глубоких философских основ у этого течения не было. Усваивая крайности поэтики раннего футуризма, имажинисты выступали против его политической нацеленности в послеоктябрьский период (в частности, допускали резкие выпады против Маяковского). Декларировали самоценность не связанного с реальностью слова- образа (поэзия — «ритмика образов»), фатальное противостояние искусства и государства. Особую позицию в группе занимал Есенин, утверждавший необходимость связи поэзии с естественной образностью русского языка, со стихией народного творчества).

1 Сорокоуст — молитва по умершим на сороковой день после кончины.

2 Имажинизм (от англ, image — образ) — литературное течение в России 90-х годов. Эстетическая концепция имажинистов опиралась на антиэстетизм с установкой на шокирующие образы, которые признавались самоценными.

С. Есенин сформулировал свой взгляд на искусство, его цели и задачи; его связь с эстетикой и духовной сущностью русского народного творчества. В программной статье «Ключи Марии» он рассуждал о происхождении народного искусства, при этом принципы старой мифологической школы он сочетал со взглядами новейшего символизма. В «Ключах Марии» трудно разграничить книжные источники и фольклорные. В статье много народных загадок, песен.

Мифы в древности являлись основой познания окружающего мира и обладали свойством эмоционального воздействия. В творчестве С. Есенина мифы соединяются с духовными стихами и апокрифами.

С. Есенин оказался в среде имажинистов, так как ему думалось, что они борются за новое искусство. Он подписывал их манифесты, увлекался стилистическими экспериментами, но не терял собственных эстетических позиций, связей с народной почвой. С. Есенин формально входил в труппу, но оценивал ее достаточно критично: «У собратьев моих нет чувства родины во всем широком смысле слова, поэтому у них так и несогласованно все. Поэтому они так любят тот диссонанс, который впитали в себя с удушливыми парами шутовского кривляния ради самого кривляния». Имажинисты утверждали, что стихи нужно писать так, чтобы читать их было можно хоть с начала, хоть с конца... перебирать образы и сравнения как монахини перебирают четки. По инициативе В.Шершеневича был утвержден Великий Орден Имажинистов. Они организовали издательство «Имажинисты», в котором выпускали одноименные сборники, а также журнал «Гостиница для путешествующих в прекрасном» (1922— 1924). У них было свое кафе — «Стойло Пегаса». В этом кафе много раз и с большим успехом выступал С. Есенин. Драматическая поэма С. Есенина «Пугачев» (1922) была опубликована в издательстве «Имажинисты». Образность поэмы, ее метафоричность некоторые исследователи соотносят с имажинизмом. Отрицать полностью этого нельзя, но образ у Есенина не самоцель, в поэме через образ доносятся авторские мысли и чувства, сама поэма является живым организмом, где все взаимосвязано и целесообразно. Как отмечают исследователи, на основе исторической правды поэт создал правду поэтическую, таким образом, историзм «Пугачева» — поэтический, а не научный.

С. Есенин постепенно отходит от имажинистов, даже опубликовал манифест о роспуске «имажинистского ордена». Близость к имажинистам определенным образом повлияла на его лирику 1919—1920 годов. В его произведениях этого периода много вычурных образов и сравнений, мощно звучит мотив протеста против города.

В стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу...» (1921) подводится итог жизни лирического героя — трудной, полной событий и тревог; он грустит о своей уходящей молодости: «Ты теперь не так уж будешь биться, | Сердце, тронутое холодком, | И страна березового ситца | Не заманит шляться босиком». Элегические воспоминания не мешают лирическому герою прославлять радость, красоту, закономерность бытия, думать о совершенстве жизни.

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь...

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

С. Есенин за границей. Еще одна важная страница в жизни Сергей Александровича — отношения с Айседорой Дункан, всемирно известной танцовщицей.

Не гляди на ее запястья

И с плечей ее льющийся шелк.

Я искал в этой женщине счастья,

А нечаянно гибель нашел.

(«Пой же, пой. На проклятой гитаре.,.», 1922)

Айседора Дункан решила показать ему мир. За пятнадцать месяцев пребывания за границей Есенин многое увидел, многое переосмыслил. Из-за границы он писал: «Человека я пока еще не встречал и не знаю, где им пахнет. В страшной моде Господин доллар, а на искусство начхать... Пусть мы нищие, пусть у нас голод и холод и людоедство, зато у нас есть душа, которую здесь ta ненадобностью сдали в аренду под смердяковщину». Часть драматической поэмы « Страна Негодяев» (1923) написана в Америке, в произведении поэт явно симпатизирует строителям новой России. Позиция героя поэмы, комиссара Рассветова была близка в то время и поэту: «...Америка — жадная пасть, но Россия... вот эта глыба... Лишь бы только Советская власть!..» «Только за границей я понял совершенно ясно, как велика заслуга русской революции, спасшей мир от безнадежного мещанства», — искренне признавался С.Есенин.

Творчество С. Есенина 1923—1925 годов. Жанр послания в лирике (\ А. Есенина. «Письмо матери» (1924) поражает музыкальностью, удивительно правильным для такого элегического послания ритмом, чередованием женских и мужских рифм, ассонансов, повтором строф — все это формирует песенное начало стихотворения.

Самое светлое и дорогое в жизни поэт связывал с родной деревней, домом и, конечно, с матерью. Ей он мог все рассказать, довериться, однако боялся ее огорчить; герой пытается утешить мать, сказать ей о своей любви. Это видно даже в обращениях к матери: «моя старушка», «родная».

В стихотворении переплетаются два мотива — тревоги и света. Тренога — это удел матери; это видно во второй строфе: «Пишут мне, что ты, тая тревогу...», в третьей:

И тебе в вечернем синем мраке

Часто видится одно и то ж:

Будто кто-то мне в кабадкой драке

Саданул под сердце финский нож.

В четвертой строфе, пытаясь успокоить мать, герой говорит о мнимой тревоге: «Это только тягостная бредь. | Не такой уж горький я пропойца, [ Чтоб, тебя не видя, умереть»- В последней строфе возникает просьба: «Так забудь же про свою тревогу».

Мотив света — это и деревенский пейзаж, и избушка, над которой «вечерний несказанный свет» в первой строфе стихотворения, и мать: «Ты одна мне несказанный свет».

«Мы теперь уходим понемногу...» (1924). 15 мая 1924 года внезапно скончался друг С. А Есенина Александр Васильевич Ширяевец. Есенин посвятил ему стихотворение. Тематика его многогранна:

Много дум я в тишине продумал,

Много песен про себя сложил,

И на этой на земле угрюмой

Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Мял цветы, валялся на траве

И зверье, как братьев наших меньших,

Никогда не бил по голове.

Философское осмысление жизни позволяет лирическому герою оценить, увидеть счастье в простом и обыденном и грустить: «Знаю я, что в той стране не будет | Этих нив, златящихся во мгле. I Оттого и дороги мне люди, I Что живут со мною на земле».

Русь советская в творчестве С. А, Есенина. В 1925 году вышел сборник «Русь советская». Это своеобразная трилогия, куда вошли стихотворения «Возвращение на родину», «Русь советская», «Русь уходящая».

В творчестве С. А. Есенина тема родины, Руси сквозная, но нельзя не заметить смены «оттенков» в его отношении к ней. Чувство родины присутствовало в лирике поэта не стихийно, а осознавалось им как главное в творчестве.

В стихотворении «Спит ковыль. Равнина дорогая...» (1925) многие темы раннего периода получили развитие, более глубокое философское осмысление. Поэт убежден, что «Никакая родина другая I Не вольет мне в грудь мою теплынь», В новой жизни «Все равно остался я поэтом) Золотой бревенчатой избы...».

Говоря о родине, герой Есенина все чаще задумывается о своем возрасте и скорой смерти:

По ночам, прижавшись к изголовью,

Вижу я, как сильного врага,

Как чужая юность брызжет новью

На мои поляны и луга.

Но и все же, новью той теснимый,

Я могу прочувственно пропеть:

Дайте мне на родине любимой,

Все любя, спокойно умереть!

(«Спит ковыль. Равнина дорогая...», 1925)

Есенинское «все любя» не означает, что поэт был в гармонии с жизнью, но родина, Русь всегда была им любима.

Но и тогда,

Когда во всей планете

Пройдет вражда племен,

Исчезнет ложь и грусть, —

Я буду воспевать

Всем существом в поэте

Шестую часть земли

С названьем кратким «Русь».

Вернувшись в родное село («Русь советская»), герой Есенина понимает: «Я никому здесь не знаком». Возникшая обида быстро проходит, он видит новую жизнь, новое поколение и говорит сам себе:

«Уже ты стал немного отцветать,

Другие юноши поют другие песни.

Они, пожалуй, будут интересней —

Уж не село, а вся земля им мать».

Поэт преодолевает чувство одиночества, принимает все в этой новой жизни: «...готов идти по выбитым следам. | Отдам всю душу октябрю и маю, I Но только лиры милой не отдам». Только лира, означающая творчество, должна остаться свободна и независима. Как ни грустно осознавать, что «поэзия здесь больше не нужна, | Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен», поэт приветствует молодежь, понимает неизбежность смены поколений:

Цветите, юные! И здоровейте телом!

У вас иная жизнь, у вас другой напев.

А я пойду один к неведомым пределам,

Душой бунтующей навеки присмирев.

Несмотря на все внутренние противоречия и страдания, любовь поэта к родине остается неизменной.

Любовная лирика С.Есенина. О любви юной, нежной, поэтичной Есенин писал и в самых ранних стихах — «Выткался на озере алый свет зари...» (1910), «Чары» (1913—1915) и др. Тональность любовной лирики резко изменилась в книге «Москва кабацкая» (1923). Любовь низводится до животной потребности, но в конце стихотворения звучит раскаяние: «Дорогая, я плачу, | Прости... прости».

Цикл «Любовь хулигана» (1923) стал отречением от «кабацкого» прошлого, попыткой очиститься, спастись любовью. Лирический герой ощущал обновление: «Заметался пожар голубой, | Позабылись родимые дали. | В первый раз я запел про любовь, | В первый раз отрекаюсь скандалить». Трагизм сменился задушевностью, лиризмом, попыткой вызвать откровенность: «Дорогая, сядем рядом, I Поглядим в глаза друг другу, | Я хочу под кротким взглядом I Слушать чувственную вьюгу». Лирический герой Есенина мечтает о «чистой» любви.

«Персидские мотивы» (1925). В Персии Есенин никогда не был, хотя неоднократно собирался. В этом цикле нашли отражение впечатления от Кавказа и воспоминания о Средней Азии. «Я чувствую себя просветленным... — писал он в 1924 году из Батуми. — Так много и легко пишется в жизни очень редко».

«О чем ваш цикл, Сергей Александрович?» — спросил его молодой писатель И.Рахилдо. «О счастье в любви, — ответил, улыбаясь, Есенин. — И о быстротечности этого счастья. Оно быстротечно, мой друг, быстротечно...»

С. Есенин проявлял пристальное внимание к поэтическому наследию Востока. Персия манила, возникая в его творческом сознании. Увлечение своеобразным искусством классиков Востока сказалось и в самом поэтическом строе персидских стихотворений. Персия Есенина, отмечают ученые, в его востоковедческом цикле — это Восток, «созданный» не только «с живого глаза»; это Восток и Корана («Магомет перехитрил в Коране...»), и арабских сказок («Где жила и пела Шахразада...»), и привлекательные имена и названия (Шагане, Нала, Босфор, Тегеран, Багдад), и традиционные народно-поэтические представления, метафоры, образы («Красной розой поцелуи веют...»).

Интересен и такой факт — в «Персидских мотивах», не считая Магомета, есть еще три реальных исторических имени — поэты Саади, Хайям, Фирдоуси. Они «живут» в «Персидских мотивах» среди своих исторических реалий и в символическом плане, наполняют собой мир Персии и мир русского поэта, который сопоставляет «свою» Персию с их «голубой страной». Они всегда рядом с ним: «Ты сказала, что Саади целовал лишь только в грудь...»; «Спой мне песню, моя дорогая, | Ту, которую пел Хаям»; сравнение «нежность, как песни Саади»; имя-символ: «голубая родина Фирдуси» (орфография С. Есенина).

Диалог, который ведет Есенин с Саади, Хайямом, Фирдоуси, строится «двухъярусно». Вначале С. Есенин подчеркивает свое уважительное отношение к миропониманию восточных поэтов, а потом уже выявляет сходство или различие между собой и поэтом Востока. Своеобразный ключ к «диалогу» — имя восточного поэта, включается в повторяющуюся строку и проходит через всю строфу или стихотворение.

Голубая родина Фирдуси,

Ты не можешь, памятью простыв,

Позабыть о ласковом урусе

И глазах, задумчиво простых,

Голубая родина Фирдуси.

Элементы образного строя восточной поэзии пронизывают стихи Есенина, передают реалии, быт, нравы, пейзаж Востока. Традиционные художественные символы персидской лирики: солоней, роза, луна, флейта, пери, караван, кипарис... («Много роз цветет в твоем саду...», «Обнимает розу соловей...», «Только лишь флейта Гассана...», «Соловей поет — ему не больно...»). Назидательно-философская струя «Персидских мотивов» сближает лирического героя с восточными поэтами, которые делились своим опытом, мудростью в поучительных выводах и лукавых иносказаниях в рубаи1 и газелях2.

1 Рубаи — в поэзии народов Востока четверостишие с рифмовкой аа ба, выражающее законченную мысль.

2 Газель — (араб.) стихотворная форма, состоит из 5—12 двустиший, с однозначной рифмой через строку. В последнем двустишии упоминается поэтическое имя автора.

В «Персидских мотивах» рисуется идеальный мир красоты, гармонии счастья в другой, экзотической стране. «Персидские мотивы» противопоставлены «Москве кабацкой». «Улеглась моя былая рана — I Пьяный бред не гложет сердце мне. | Синими цветами Тегерана | Я лечу их нынче в чайхане».

Однако увлекаясь Востоком, поэт помнил свою «страну березового ситца», и образ России присутствует в его стихах. В стихотворении «Шаганэ ты моя, Шаганэ!.,» постоянно возникает сравнение Персии и России. Поэт «с севера» оказался рядом с девушкой с юга. Стихотворение посвящено Шаганэ Нерсесовне Тальян, учительнице литературы в одной из школ Батума. В своих воспоминаниях Ш.Тальян писала: «На третий день нашего знакомства он принес мне рукопись стихотворения “Шаганэ ты моя, Шаганэ!..”, посвященного мне. Поэт подарил мне также книгу стихов с автографом: “Дорогая моя Шаганэ, Вы приятны и милы мне.

С. Есенин. 4/1—25. Батум”». Есенин подчеркивает связь лирического героя с домом: «Я готов рассказать тебе поле, | Эти волосы взял я у ржи», «Про волнистую рожь при луне I По кудрям ты моим догадайся». В стихотворении преобладает тема рязанских раздолий: «Как бы ни был красив Шираз, | Он не лучше рязанских раздолий». Помимо родной природы героя Есенина притягивает и девушка с севера: «Там, на севере, девушка тоже, | На тебя она страшно похожа, | Может, думает обо мне...»

«Анна Снегина» (1925). Эта лироэпическая поэма — одно из наиболее значительных произведений С. А. Есенина послереволюционного времени. Воспоминания героя о родной деревне, о революционных событиях на Рязанщине, о юношеской любви к соседской помещице повторяют события из жизни Есенина. Поэт не скрывал, а, наоборот, подчеркивал сходство героя с собой. Совпадают портретные детали, имена, особенности творческой судьбы: блондин «с кудрявыми волосами» предлагает Анне прочесть ей стихи «про кабацкую Русь», она упрекает его за скандальную жизнь, и т.д. В этом сходстве выразилась романтическая традиция.

В поэме «Анна Снегина» получила развитие тема «дворянского гнезда», не раз поднимавшаяся в русской литературе. Распад дворянских родовых усадеб, изображенный А.П.Чеховым, И.А.Буниным, в годы революции был завершен. Поведение героини поэмы — пример того, как дворянство расставалось со своими ценностями. Она переживает разорение своего хозяйства, возмездие крестьян без жалоб, в душе ее нет ненависти. Высшие ценности для Анны Снегиной — любовь к мужу, к Сергею. Будучи в Лондоне, она ходит смотреть «на красный советский флаг», сама не понимая до конца своего отношения к нему.

В поэме преобладают вечные ценности, что следует в первую очередь из развития любовного сюжета. Есенин написал поэму о несостоявшейся любви эмигрантки, помещицы и воспитанного кулаком героя в ту пору, когда в обществе создавался образ классового врага. Автор верен гуманистической традиции русской литературы, которая не признавала классовой целесообразности как эстетического принципа. Он не ставит своего героя в такое положение, когда он должен выбирать между любовью к Анне и положением знаменитого поэта. Из-за эмиграции героини любви их уже не дано осуществиться. Любовный сюжет развивается как цепь фрагментов, состояний, впечатлений, т.е. в импрессионистической манере. Такому пунктирному принципу построения сюжета соответствует проходящее лейтмотивом через всю поэму воспоминание о чувстве героя в шестнадцать лет.

Политика не является для автора определяющим моментом в жизненных решениях. Однако судьбы почти всех героев поэмы зависят от политической ситуации. Крестьяне не могут сами решить важнейший для них вопрос — вопрос о земле. До революции крестьян волновало, отойдут ли им без выкупа господские земли, после Октября появилась надежда на это, но «удел хлебороба гас». Крестьянам плохо и от деникинцев, и от налогов советской власти.

Автор поэмы не оправдывает бунты, чем бы они ни были вызваны. Мужики не стали счастливее, когда исчезла государственная устойчивость. Конфликт криушан и радовцев, убийство старшины, по мнению поэта, — начало гибели деревни, прообраз войны мужиков хозяйственных и нищих. Революционно настроенный Прон охарактеризован нелестно:

Булдыжник, драчун, грубиян.

Он вечно на всех озлоблен,

С утра по неделям пьян.

Бунтующие криушане названы «воровскими душами», «грешными душами». Традиционные народные черты сохранились в мельнике и его жене. Прон — это тип мятежника нового времени, родившийся в революционную эпоху. В образе Лабути представлен еще один современный тип, который живет «не мозоля рук».

Однако жизнь крестьян трагична вне зависимости от их воззрений. Криушан не сделала богаче пролитая ими кровь старшины, но и зажиточное Радово оскудело. В печали заканчивается жизнь мельничихи, но и Прона расстреливают деникинцы.

Эпическая тема поэмы решена в некрасовской реалистической традиции. Здесь есть и сюжет о народном вожаке, и сосредоточенность на бедах народных, и индивидуализированные образы крестьян. Той же традиции отвечают и стилистические особенности речи крестьян, и свободный переход из одной языковой стихии в другую.

Неопределенность финала поэмы соответствует неопределенности судьбы русской деревни, как понимал ее С. А. Есенин. «Рок событий» меняет жизнь, и какой ей быть, не понятно поэту.

«Черный человек». С. Есенин признавался, что его «тянет все больше к Пушкину». Он принял активное участие в организации юбилея поэта, написал стихотворение «Пушкину», где сравнил свою судьбу с судьбой первого поэта России и попытался проанализировать причины своей обреченности «на гоненье». В ноябре 1925 года С. Есенин завершил трагическую поэму «Черный человек», где явно прослеживаются мотивы драмы А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери», в частности — заимствован образ черного человека, предвестника гибели Моцарта:

Мне день и ночь покоя не дает

Мой черный человек. За мною всюду,

Как тень он гонится. Вот и теперь

Мне кажется, он с нами сам-третей

Сидит.

(А. С. Пушкин. «Моцарт и Сальери»)

«Черный человек», который приходит и к Есенину, олицетворяет собой весь негатив извне и в самом мироощущении поэта. С горечью и иронией С. Есенин осуждает все дурное в своей жизни, пытаясь отделить от себя «черные» силы:

«Черный человек!

Ты прескверный гость.

Эта слава давно

Про тебя разносится».

Я взбешен, разъярен,

И летит моя трость

Прямо к морде его,

В переносицу...

Поэма «Черный человек» была опубликована в 1926 году, уже после смерти С. Есенина. Не нее было много откликов. А. М. Горький в письме переводчику стихов С. Есенина писал: «Если бы Вы знали, друг мой, какие чудесные, искренние и трогательные стихи написал он перед смертью, как великолепна его поэма “Черный человек”... Мы потеряли великого поэта».

Уход из жизни. С.Есенин покончил жизнь самоубийством в ночь на 28 декабря 1925 года в Ленинграде, в гостинице «Англетер». Точной причины этого поступка выяснить не удалось. Одна из версий — разлад с собой и действительностью, физические страдания (грудная жаба, туберкулез). Есенин был похоронен в Москве, на Ваганьковском кладбище.

Последнее его стихотворение звучит как прощание:

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки и слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

(1925)

В 1926 году В. Маяковский написал стихотворение «Сергею Есенину», завершив его так:

Для веселия

планета наша

мало оборудована.

Надо

вырвать

радость

у грядущих дней.

В этой жизни

помереть

не трудно.

Сделать жизнь

значительно трудней.

В 1927 году А. Вертинский создал романс «Последнее письмо» на стихи последнего стихотворения С. А. Есенина.

Особенности творчества С. Есенина. Центром художественного мира С. Есенина являются образы Неба и Земли. Поэт объясняет это двуединство в статье «Ключи Марии» мифом о «браке земли с небом». Природа в ранней лирике поэта — божественный храм. Отсюда звезды — «Лампадки небесные», «хаты — в ризах образа», «поля как святцы, рощи в венчиках иконных», «струятся звездные псалмы». Пейзажная метафора в лирике С. Есенина о крестьянской России соединяется с фольклорными мотивами: «Снова выплыл из рощи | Синим лебедем мрак»; «У голубого водопоя [На шишкоперой лебеде»; «Ягненочек кудрявый — месяц | Гуляет в голубой траве».

Чтобы усилить значимость, праздничность образа, поэт «добавляет» малиновой, красной краски: «О Русь — малиновое поле и синь, упавшая в реку», «Уже давно мне стала сниться Полей малиновая ширь». «Есенинское малиновое поле, ширь, лебеда не отвечают зрительным представлениям, но передают восхищение красотой родного края: в этом определении соединились и высшая похвала и высшая мера любви», — отмечает исследователь Л. Бельская. Необычайная красочность, цветовое богатство лирики С. Есенина создается благодаря живописности его эпитетов. В целом мир его гармоничен, прекрасен, оригинальные образы сходятся в единую систему: «Покраснела рябина, | Посинела вода. | Месяц, всадник унылый, | Уронил повода».

В творчестве С. Есенина наблюдаются сквозные эпитеты, т.е. повторяющиеся на протяжении цикла стихов, всего творчества. Общий колорит творчества С. Есенина создает ощущение превосходства сине-голубых тонов (цвет неба), что в свою очередь создает особое эмоциональное восприятие предмета, явления:

Вечером синим, вечером лунным

Был я когда-то красивым и юным.

Сердце остыло, и выцвели очи...

Синее счастье! Лунные ночи.

Многообразен растительный и животный мир, представленный в творчестве поэта. Ученые насчитали в его текстах образы более двадцати пород деревьев (береза, вяз, липа, черемуха, дуб и т.п.), около двадцати видов трав (ромашка, мак, колокольчик, василек и т.д.), злаков, упоминается около ста видов животных и птиц («По меже, на переметке, | Резеда и риза кашки. | И вызванивают в четки Ивы — кроткие монашки»).

В художественном мире поэта важны образы луны (месяца) и солнца. Исследователи отмечают, что образ луны (символ ночи) больше привлекал поэта, чем образ солнца (символ дня). В стихотворениях Есенина образ луны (месяца) встречается около 160 раз: «Месяц рогом облако бодает, | В голубой купается пыли», «Небо сметаной обмазано, | Месяц как сырный кусок», «На грядки серые капусты волноватой | Рожок луны по капле масло льет». В некоторых стихотворениях «Радуницы» мифы о небе, земле, солнце, луне, звездах используются Есениным для создания собственной системы знаков-символов.

В книге В. Афанасьева «Поэтические воззрения славян на природу» приводится народное поверье: «...Месяц есть солнце русалок и утопленников; выходя из глубоких вод, они греют свои прозябшие члены при помощи бледных лучей; дневное же светило слишком для них жарко». Именно такую картину рисует Есенин в стихотворении «Месяц рогом облако бодает...». Исследователи творчества С. Есенина находят и другие примеры из народной демонологии в этом стихотворении: «золотые космы по хитону» соответствуют описанию русалок в народных легендах.

Крестьянская Россия в творчестве С. Есенина — это прежде всего деревенское приволье, неисчерпаемая красота жизни природы. Свое рождение С. Есенин тоже связывал с природой: «Родился я с песнями в травном одеяле, | Зори меня вешние в радугу свивали».

Природные явления у Есенина часто «очеловечиваются»: «...заря на крыше, I Как котенок, моет лапкой рот...»), ивы «трясут подолом». В стихах много олицетворений и сравнений явлений природы с жестами и поступками людей («Отрок-ветер по самые плечи | Заголил на березке подол»; «Так и хочется руки сомкнуть | Над древесными бедрами ив»).

Лирический герой ранних стихотворений С. А. Есенина принимает мир кротко и спокойно, таким, каков он есть.

Все встречаю, все приемлю,

Рад и счастлив душу вынуть.

Я пришел на эту землю,

Чтоб скорей ее покинуть.

Жизнь в деревне дала будущему поэту ощущение родства человека и окружающего мира. Нежность, трепетное отношение к животным неотделима у Есенина от любви к человеку. Уже в ранних стихах прозвучал этот идеал:

Тот поэт, врагов кто губит,

Чья родная правда мать,

Кто людей, как братьев, любит

И готов за них страдать.

Вопросы и задания

1. Прочитайте в учебнике раздел о С.А. Есенине. Вспомните известные вам произведения поэта.

2. Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве С. Есенина.

3. Проанализируйте хронологическую таблицу в практикуме (1895 — 1925). Отметьте поэтическое «окружение» Есенина. Какие исторические, экономические и культурные события могли повлиять на развитие мировоззрения поэта?

4. Составьте краткую хронику жизни и творчества С. А. Есенина.

5. Составьте план ответа и подготовьте сообщение на тему «Есенин и новокрсстьянские поэты». Что выделяло Есенина из их среды?

6. Прочитайте (выучите) несколько стихотворений С. Есенина 1910 — 1914 годов. Охарактеризуйте темы, идеи стихотворений; отметьте эпитеты, метафоры, сравнения. Какова роль этих изобразительно-выразительных средств в раскрытии содержания стихотворений? Охарактеризуйте лирического героя Есенина.

7. Прочитайте (выучите) стихотворение «Гой ты, Русь, моя родная!..» (1914). Выпишите эпитеты, сравнения, метафоры; церковную лексику; отметьте особенности интонации, ритма. Какова основная тема и идея стихотворения? Прокомментируйте последние строки стихотворения. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

8. Прочитайте (выучите) стихотворение «Не бродить, не мять в кустах багряных...» (1916). О чем оно? Отметьте особенности его поэтики. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения.

9. Составьте план ответа и подготовьте сообщение на темы: «Основные темы и поэтика ранней лирики С. Есенина», «Есенин и революция».

10. Прочитайте (выучите) стихотворение С. Есенина «Мы теперь уходим понемногу.,.» (1924). Какие мысли возникают у С.Есенина в связи с внезапной смертью друга, поэта А. В. Ширяевца? О чем он вспоминает? О чем грустит?

11. Прочитайте (выучите) стихотворение С. Есенина «Письмо матери» (1924). Выпишите из стихотворения обращения к матери; пожелания ей; обещания; мечты; скорби и надежды лирического героя. Проанализируйте эти наблюдения.

12. Какие композиционно-стилистические приемы применяет Есенин в стихотворении «Письмо матери» для раскрытия настроения лирического героя?

13. Сопоставьте вторую и последнюю строфы стихотворения «Письмо матери» («Что ты часто ходишь на дорогу...» и «Не ходи так часто на дорогу...»). Какой эффект создает этот неточный повтор?

14. Прочитайте (выучите) стихотворение «Русь советская» (1924). Какова его основная тема? Какие мысли тревожат лирического героя? Каким настроением проникнуто стихотворение?

15. Составьте план ответа и подготовьте сообщение на одну из тем:

• «Темы, проблемы в послеоктябрьской лирике С. Есенина»;

• «Цикл стихов “Любовь хулигана”»;

• «“Персидские мотивы” С. Есенина»;

• «Поэма С. Есенина “Анна Снегина”».

16. Выучите стихотворение С. Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..». Напишите сочинение на тему «Стихотворение “Шаганэ ты моя, Шаганэ...”: восприятие, истолкование, оценка».

17. Составьте понятийный словарь темы «С. А. Есенин».

Рекомендуемая литература

Базанов В.П. Сергей Есенин и крестьянская Россия / В.П. Базанов, — Л., 1982.

Бельская Л.Л. Песенное слово : поэтическое мастерство Сергея Есенина / Л. Л, Бельская. — М, 1990.

Занковская Л.В. Новый Есенин. Жизнь и творчество поэта без купюр и идеологии / Л. В. Занковская. — М., 1997,

Захаров А.Н. Поэтика Есенина / А.Н.Захаров. — М., 1995.

Карпов А.С. Поэмы Сергея Есенина / А.С. Карпов. — М., 1989.

Легла дорога в Константиново / сост., вступ, статья С. Кошечкина. — М, 1985.

Марченко А.М. Поэтический мир Есенина / А.М.Марченко. — М., 1989.

Прокушев Ю.Л. Сергей Есенин : образ, стихи, эпоха / Ю.Л. Про- кушев. — М., 1989.

Шубникова-Гусева Н.И. Поэмы Есенина ; от «Пророка» до «Черного человека» / Н.И.Шубникова-Гусева. — М., 2001.