(1892 — 1941)
Масштабность дарования М. И. Цветаевой еще только начинает осознаваться читателями, Она опередила свое время. При жизни слава ее была невелика, но всегда, даже после выхода первой книги, она была убеждена:
Моим стихам, написанным так рано,
Что и не знала я, что я — поэт,
Сорвавшимся, как брызги из фонтана,
Как искры из ракет...
<...>
Разбросанным в пыли по магазинам,
Где их никто не брал и не берет,
Моим стихам, как драгоценным винам,
Настанет свой черед.
(1913)
Детство и юность М. И. Цветаевой. Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в Москве. Ее отец — Иван Владимирович Цветаев, профессор искусствознания Московского университета, основатель Музея изящных искусств (ныне — Музей им. А. С. Пушкина), мать — Мария Александровна Мейн, очень одаренная пианистка, блестяще образованный человек. В автобиографии М, И. Цветаева писала об отце: «А происходил он из семьи бедного сельского священника и унаследовал крестьянское трудолюбие». В доме царил культ книги, в жизни семьи было много музыки, стихов. Сама Марина Ивановна считала, что страсть к стихам у нее от матери. В автобиографии есть еще одно признание: «страсть к работе и природе — от обоих родителей». В семье царил культ античности, древних богов и героев, чьи бюсты украшали интерьер дома в Трехпрудном переулке, где выросла М. И. Цветаева. Может, этим определялось и пристрастие поэтессы к античности в творчестве.
Будущая поэтесса уже в четыре года читала, а чуть позже стала пытаться писать стихи, причем не только по-русски, но и по- французски и по-немецки. В июле 1906 года от чахотки скончалась мать, и с ее смертью для Марины закончилось детство.
Цветаева рано, еще будучи гимназисткой, начав писать стихи, определила это занятие как дело своей жизни. Старшим товарищем, наставником, другом стал для нее поэт М. Волошин, в чьем доме в Коктебеле собирались многие творческие люди того времени. В его же доме она познакомилась со своим будущим мужем, Сергеем Яковлевичем Эфроном. Сергей Эфрон и Марина Цветаева обвенчались в январе 1912 года. Осенью того же года родилась дочь Ариадна, которая потом надолго стала самым преданным другом матери. Но семейное счастье продлилось недолго: в начале Первой мировой войны Сергей Эфрон ушел на фронт. В апреле 1917 года родилась дочь Ирина.
Начало творческого пути. Лирическая героиня Марины Цветаевой всегда удивительно жизнелюбива. Жизнь для нее — дар Бога, и ценность его неизмерима: «Ты Сам мне подал — слишком много! I Я жажду сразу — всех дорог!», поэтому каждый день должен быть наполнен, насыщен, должен стать «безумьем». Мир рая представляется ей чужим. В стихотворении «Враю» (1912) она утверждала:
...Одна в кругу невинно-строгих дев,
Я буду петь, земная и чужая,
Земной напев!
При этом в творчестве Цветаевой часто возникает тема смерти, размышления об уходе из жизни. В одном из очерков она писала: «Нет этой стены: живой — мертвый, был — есть». Уже в ранней лирике, в стихотворении «Идешь, на меня похожий... » (1913) Цветаева рассуждает о том, что этой стены нет. Лирической героине Цветаевой важно, чтобы «прохожий» не был безучастен к умершей, чтобы он задумался о том, что она тоже была, но без уныния и скорби. Связь между двумя мирами не должна быть пугающей. Эта тема развивается в творчестве Цветаевой и в дальнейшем.
Одна из ключевых тем в лирике Цветаевой — тема бессонности. Для поэтессы это слово означало неуспокоенность, «растревоженность» духа, не знающего сна, и выступало антонимом равнодушию, даже понималось как готовность к подвигу.
Наиболее ярко это понятие раскрыто в цикле «Бессонница» (79/6). Бессонница — «вечная спутница» лирической героини. Именно она дает возможность отбросить суету, остаться наедине с собой. Она обязывает быть личностью.
Бессонность для нее — способ не только личного, но и творческого существования. Ночь — источник вдохновения, сама же героиня — лишь ее подчиненная. Отдаваясь во власть ночи, она подчиняется творческой стихии. И Цветаева делает выбор в пользу неуспокоенности, мятежности. «Пожар в груди» с самого начала отличал цветаевскую героиню. Она не намерена «экономить» свои силы, она всегда готова выйти на бой:
Под свист глупца и мещанина смех —
Одна за всех — из всех — противу всех!
Стою и шлю, закаменев от взлету,
Сей громкий зов в небесные пустоты.
Для героини Цветаевой жить — это значит страдать, мчаться в бой, все испытать.
Такой же страстной, не приемлющей ограничений и условностей, предстает она и в стахотворениях, посвященных теме любви. Любовь лирической героини объемлет весь мир:
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век.
Любовь для нее всегда нова, она открывает поэзию мира, которую героиня находит во всем. И тогда она и ее возлюбленный становятся «богами»: «Милый, милый, мы, как боги: [Целый мир для нас!». Любовь раскрепощает, возвращает остроту видения мира.
Любовь в лирике Цветаевой очень многолика. Она может быть игрой и испытанием, может быть нежной и безоглядно страстной, мудрой и трагичной. В любом случае она всегда щедра. Героиня Цветаевой отдает возлюбленному всю себя, но и от него требует такой же безоглядности.
Важнейшими мотивом в любовной лирике Цветаевой становится мотив «невстречи», отчуждения близких душ. В цикле «Двое» она констатирует:
Не суждено, чтобы сильный с сильным
Соединились бы в мире сем.
Тема судьбы, разделяющей людей, которые предназначены друг другу, становится лейтмотивом1 всего творчества Цветаевой.
1 Лейтмотив (нем. Leitmotiv — ведущий мотив) — музыкальный оборот, повторяющийся в музыкальном произведении в качестве характеристики персонажа, идей, явлений, эмоции. Используется в литературе для определения доминирующего начала в произведении.
Уже в ранних сборниках Цветаевой появляется московская тема. Тогда этот город представлялся ей воплощением гармонии. В стихотворении «Домики старой Москвы» город предстает как символ прошедшего, В нем появляются слова, передающие очарование старых времен: «вековые ворота», «потолки расписные» и т.д., но старые домики исчезают, «точно дворцы ледяные по мановенью жезла», и это меняет облик Москвы. Без них город беднеет. Образ Москвы в ранней поэзии Цветаевой чист и светел.
Революция в судьбе М. И. Цветаевой. Эмиграция. Осенью 1917 года муж М. И. Цветаевой отправился на Дон, где собиралась Добровольческая армия. Марина Цветаева жила в Москве, не имея практически никаких доходов. Детей пришлось отдать в детский приют — дома кормить их было нечем. В Кунцевском приюте в феврале 1920 года от недоедания скончалась Ирина. Однако именно в это тяжелое время поэтесса много писала.
Недолгое путешествие в Петроград зимой 1915—1916 года позволило Цветаевой осознать себя именно как московского поэта, взглянуть на родной город другими глазами. Так появился знаменитый цикл «Стихи о Москве». В нем город показан как сердце родины:
Москва! — Какой огромный
Странноприимный дом1!
Всяк на Руси — бездомный.
Мы все к тебе придем.
1 Странноприимный дом — дом для странников, приют.
Москва здесь предстает как центр духовности России. Очень скоро поэтессе пришлось увидеть другую Москву — нищую, разоренную, Об этом она напишет в сборнике «Лебединый стан», в других произведениях того времени. В цикле «Москва» (1917) она обращается к родному городу:
— Голубочки где твои? — Нет корму.
— Кто унес его? — Да ворон черный.
— Где кресты твои святые? — Сбиты.
— Где сыны твои, Москва? — Убиты.
В «Стихах о Москве» главный цвет — красный, в сочетании с золотым и синим. В народной традиции этот цвет неизменно означал красоту, поэтому в описаниях Москвы Цветаева использует все слова, обозначающие различные оттенки красного: «червонный», «багряный» и т.д.
Илья Эренбург, будучи за границей, по просьбе Цветаевой разыскал ее мужа в Чехословакии. Вскоре, в июле 1921 года, от Сергея пришло письмо из Праги, в котором он звал жену и дочь к себе. В мае 1922 года Марина Цветаева с дочерью эмигрировала. Берлин, первый город, в котором она поселилась в эмиграции, остался для нее навсегда чужим, хотя встретили ее неплохо, и удалось даже напечатать несколько книг.
В августе 1922 года Цветаева переехала в Прагу, которую полюбила всей душой. Здесь 1 февраля 1923 года родился сын Георгий. Чехословацкое правительство выплачивало Цветаевой, как и другим русским эмигрантам, небольшое пособие, Сергей получал стипендию. Материальное положение семьи было опять непростым. В это время поэтесса написала десятки стихотворений, поэмы «Молодец», «Поэму Горы», «Поэму Конца», начала работу над прозой. В кругах эмигрантов Цветаева была известна, ее печатали в эмигрантских журналах.
«Песенное ремесло» было для Цветаевой священно. Истовая убежденность в значимости поэтического труда и поэтического слова помогала ей выстоять в любых жизненных испытаниях:
Мое убежище от диких орд,
Мой щит и панцирь, мой последний форт
От злобы добрых и от злобы злых —
Ты — в самых ребрах мне засевший стих!
Для поэтессы творчество — это творение, противостоящее небытию, «бегу времени». Труд поэта озарен божественным огнем. Это служение, к которому поэт призван свыше. Поэтому он, по мнению Цветаевой, противостоит миру пошлости, мещанства:
Что же мне делать, певцу и первенцу,
В мире, где наичернейший — сер!
Где вдохновенье хранят, как в термосе!
С этой безмерностью в мире мер?!
Поэтесса видит в человеке-творце черты воина и защитника, который должен отстаивать истинные ценности. За познание истины он платит собой, своей жизнью.
Тому, с кого много спрашивается, много и дано. Поэт, по Цветаевой, наделен особым зрением, он может проникать в будущее. Он тесно связан с природными стихиями («Цветы растут как звезды и как розы»). Поэтому Цветаева часто пишет о том, что и ей дан пророческий дар, что она знает «все, что было, все, что будет». Образцом поэта для нее всегда оставался А. С. Пушкин. Обращения к его тени нередки у Цветаевой.
Поэты-современники тоже очень многое значили для поэтессы, и в своем творчестве она обращалась к ним не раз. Цветаева умела восхищаться талантом другого, оценивать все, что написано собратьями по перу. Она никогда не входила ни в какие литературные объединения, существовала обособленно и была лишена чувства зависти. Однако отзывы поэтессы о современниках позволяют судить не только о ее отношении к ним, но и сути творчества этих поэтов, так как Цветаева умела уловить самое основное.
Значимым в ряду стихотворений-откликов был цикл «Стихи к Блоку» (1916, 1920, 1921). Александр Блок занимал особое место в душе Цветаевой. Он был для нее воплощением поэта, поднявшегося на недосягаемую нравственную высоту: «Предстало нам — всей площади широкой! — | Святое сердце Александра Блока». Цикл, посвященный Блоку, весь является выражением безмерного восхищения и преклонения перед дарованием поэта. Цветаева бережно и трепетно относится уже к самому звучанию имени поэта:
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
Анафора призвана подчеркнуть это благоговение. Само имя в стихотворении не названо. Все определения, данные имени, представляют собой нечто быстро исчезающее, мимолетное, но оставляющее след. Удержать красоту невозможно, и она ускользает, как «птица в руке». Кроме того, все, с чем ассоциируется Блок, — это маленькое чудо, и этому чуду не перестает удивляться Цветаева. Душа поэта бесстрашна, и «громкое имя твое гремит». Всегда рядом с поэтом таится опасность: «И назовет его нам в висок | Звонко щелкающий курок». Цветаева передает не только многообразие ощущений героини, но и различные душевные состояния самого поэта.
Имя поэта для героини — святое («И во имя твое святое I Поцелую вечерний снег»), поэтому приобщение к духовному миру поэта позволяет обрести покой и гармонию.
Осенью 1925 года Цветаева переехала в Париж. Впрочем, спастись от бедности не удалось и здесь. Вначале Цветаеву охотно печатали в русских журналах, в феврале 1926 года с большим успехом прошел ее вечер, в 1928 году вышла книга стихов «После России» (оказавшаяся последней, появившейся при жизни), но это продолжалось недолго.
Уже в Праге Сергей Эфрон предпринял первые шаги для возвращения в Советскую Россию: участвовал в создании журнала «Своими путями», где давалась сочувственная информация об СССР, сборника «Версты». Цветаева помогала мужу в этом. В Париже Эфрон продолжил свою работу, являясь одним из самых активных членов Союза возвращения на родину. Его деятельной помощницей стала дочь. Сергей Эфрон начал сотрудничать с органами НКВД. В 1937 году он таинственно исчез из Франции и вскоре оказался в Москве. Там уже жила Ариадна.
Оставаться в Париже Цветаева больше не могла: в Москве жили муж и дочь, рвался в Россию сын, эмигрантская среда отвернулась от нее.
Возвращение. Летом 1939 года Марина Ивановна вместе с сыном выехала в Советский Союз. Вся семья поселилась на даче в подмосковном Болшеве, но уже через два месяца была арестована дочь, проведшая в дальнейшем в тюрьмах и ссылках 16 лет, через полтора месяца — муж, вскоре расстрелянный. Начался самый страшный этап жизни. Не было жилья, не было работы. Война опять заставила Цветаеву переезжать, на этот раз — в эвакуацию в Елабугу. Там 31 августа 1941 года она покончила с собой.
Вопросы и задания
1- Прочитайте в учебнике раздел о М.И. Цветаевой.
2. Прочитайте дополнительный материал о жизни и творчестве поэта.
3. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества М. И. Цветаевой».
4. Проанализируйте синхронистическую таблицу (1910-е годы — 1941 год) (см. практикум), Как события жизни М. И. Цветаевой соотносятся с событиями, происходившими в стране?
5. Прочитайте стихотворения М. И. Цветаевой «Стихи растут как звезды и как розы...», «Стихи к Блоку», «Стихи к Пушкину». Как в них М. И. Цветаева развивает традиционную для русской литературы тему поэта и поэзии? Что в решении этой темы вы могли бы назвать традиционным и что — новаторским?
6. Прочитайте стихотворения М. И, Цветаевой «Кто создан из камня, кто создан из глины...», «Я счастлива жить образцово и просто...». Какой темой они объединены?
7. Прочитайте стихотворение «Дон» («Белая гвардия, путь твой высок...»). Проанализируйте его.
8. Определите основные черты лирической героини М.И. Цветаевой. Ответ запишите в тетрадь.
9. Составьте понятийный словарь темы «М. И. Цветаева».
Рекомендуемая литература
Бродский о Цветаевой : интервью, эссе. — М., 1997.
Воспоминания о Марине Цветаевой / сост. Л.А.Мнухин, Л.М.Тур- чинский. — М., 1992.
Саакянц А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество/А. Саакянц.— М„ 1997.
Швейцер В. Быт и бытие Марины Цветаевой / В.Швейцер. — М., 1992.