(1814—1841)
Когда в начале XX века интерес к творчеству и личности Михаила Юрьевича Лермонтова возродили поэты-символисты, Валерий Брюсов написал стихотворение «К портрету Лермонтова» (1900):
Казался ты и сумрачным и властным,
Безумной вспышкой непреклонных сил;
Но ты мечтал об ангельски-прекрасном,
Ты демонически-мятежное любил!
Ты никогда не мог быть безучастным,
От гимнов ты к проклятиям спешил,
И в жизни верил всем мечтам напрасным:
Ответа ждал от женщин и могил!
Но не было ответа. И угрюмо
Ты затаил, о чем томилась дума,
И вышел к нам с усмешкой на устах.
И мы тебя, поэт, не разгадали,
Не поняли младенческой печали
В твоих как будто кованых стихах!
Детство и юность поэта. Михаил Юрьевич Лермонтов родился 3 (15) октября 1814 года в Москве, в доме у Красных Ворот, недалеко от того места, где сейчас стоит памятник ему. Предки поэта по отцу происходили из древнего шотландского рода, легенда называет одним из них поэта-барда Томаса Лермонта — предполагаемого автора древнейшего варианта романа о Тристане и Изольде. При первых царях династии Романовых Лермонтовы занимали видные должности, но к началу XIX века род обеднел. Отец поэта Юрий Петрович Лермонтов служил в кадетском корпусе1 в Петербурге, но в 1811 году вынужден был выйти в отставку и заниматься пришедшими в упадок делами имения.
1 Кадетский корпус — среднее военное учебное учреждение для детей дворян и офицеров.
Мать Лермонтова, Мария Михайловна, напротив, происходила из богатого и близкого ко двору рода Арсеньевых. Она умерла, когда ее сыну Михаилу было только три года. Память о матери, ее нежный образ на всю жизнь остались глубоко в душе Лермонтова. Он помнил звуки песни, которую она пела над его колыбелью, и утверждал, что, если бы когда-нибудь еще услыхал эту песню, она произвела бы на него то же воздействие, что и в младенчестве.
Самым близким человеком, ангелом-хранителем поэта всю жизнь была его бабушка — Елизавета Алексеевна Арсеньева. Похоронив дочь, всю свою любовь она отдала внуку. Мальчик рос болезненным и слабым, был ограничен в играх и обычных детских шалостях, место которых заняли книги и ранние, не по годам взрослые размышления.
В 1825 году он впервые поехал с бабушкой на Кавказ. Воображение впечатлительного ребенка было так поражено кавказской природой, что эти детские впечатления остались в его душе на всю жизнь. Тогда же, как вспоминал потом поэт, пришло к нему и первое чувство любви: «Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть сильная, хоть ребяческая; это была истинная любовь... И так рано! <...> О, эта загадка, этот потерянный рай — до могилы будут терзать мой ум! Иногда мне странно, и я готов смеяться над этой страстью, но чаще — плакать... Говорят (Байрон), что ранняя страсть означает душу, которая будет любить священные искусства. Я думаю, что в такой душе много музыки».
Домашним воспитанием юного Лермонтова, по обычаю того времени, занимались гувернантка-немка и гувернеры-французы, один из которых, бывший полковник наполеоновской армии, поразил воображение мальчика рассказами о великом императоре, победных походах французской армии и трагическом финале жизни человека, ставшего символом эпохи. В своем творчестве Лермонтов не раз будет обращаться к образу Наполеона: «Эпитафия Наполеона» (1829), «Св. Елена» (1831), «Воздушный корабль» (1840), «Последнее новоселье» (1841).
Ему, погибельно войною принужденный,
Почти весь свет кричал: ура!
При визге буйного ядра
Уже он был готов — но... воин дерзновенный!
Творец смешал неколебимый ум,
Ты побежден московскими стенами...
Бежал!, и скрыл за дальними морями
Следы печальные твоих высоких дум.
(«Наполеон», 1829)
К пятнадцати годам Михаил Лермонтов владел немецким, французским и английским языками, умел играть на скрипке и фортепьяно, в нем пробудилась способность к живописи. До конца жизни он не переставал рисовать, написанные поэтом во время пребывания на Кавказе пейзажи и батальные полотна красноречиво говорят о его таланте художника.
В 1828 году домашнее воспитание окончилось, бабушка определила Лермонтова в Московский университетский Благородный пансион, где он блестяще учился и писал стихи в школьный журнал. На стихи юноши обратили внимание педагоги. Этот этап считается началом творческого пути Лермонтова. Впрочем, про Михаила Юрьевича можно сказать, что он не стал поэтом, а родился им, настолько рано, ярко и оригинально проявился его талант. Любимыми его поэтами были В.А.Жуковский, А.С.Пушкин, Дж. Г. Байрон и Ф. Шиллер, им он и подражал в своих первых опытах, причем наряду со стихами писал и крупные произведения: поэмы «Кавказский пленник» и «Корсар», драмы «Испанцы», «Люди и страсти», «Странный человек».
Все три драматических произведения имеют ярко выраженный биографический характер, в них нашли отражения переживания юноши, связанные с напряженной семейной обстановкой, враждой бабушки и отца. Сердце впечатлительного юноши разрывалось между двумя любимыми им людьми, а они не могли и не хотели примириться.
В 1831 году в разлуке с сыном умер отец поэта. Пережитая драма оставила глубокий след в душе и характере Лермонтова, он все больше погружался в свой внутренний мир, скрывая его от посторонних под маской беспечного веселья, шуток, иногда даже цинизма и сарказма. Откровенен он был только в стихах, зато откровенен предельно, абсолютно. Глубокий субъективизм, интимность лирики Лермонтова подчеркиваются даже названиями стихотворений и их жанровым своеобразием: молитва, страница из дневника, письмо, монолог.
Темы, мотивы и образы ранней лирики Лермонтова (1830—1834). После двух лет обучения в пансионе Лермонтов поступил на словесный факультет Московского университета. Можно сказать, что в 16 лет он был уже вполне сформировавшейся личностью, к тому же отчетливо осознавал и свою гениальность, и непохожесть на других. Он жил в своем внутреннем мире, мало обращая внимание на то, что его окружало. Одновременно с Лермонтовым в эти годы в Московском университете учились такие яркие и необычные личности, как В.Г.Белинский, А.И.Герцен1, Н.В.Станкевич2, вокруг которых образовались кружки свободомыслящей молодежи. Но Лермонтов не был с ними знаком, да и вряд ли знал о существовании таких студенческих объединений. Отношения со сверстниками и однокашниками складывались у него трудно, одновременно с тем крепло в душе осознание какого-то глобального, нечеловеческого одиночества, отчуждения от мира.
1 Герцен Александр Иванович (1812 —1870) — русский писатель, публицист, общественный деятель. За пропаганду демократических идей был сначала сослан и Пермь, а в 1847 году вынужден был навсегда эмигрировать за границу. Издавал в Лондоне журнал «Колокол».
2 Станкевич Николай Владимирович (1813—1840) — писатель, философ, видный член демократических общественных объединений 1830-х годов. Автор стихотворений, повестей, философских статей. Оказывал влияние на эстетические и политические взгляды Белинского и многих деятелей своего поколения.
Один я здесь, как царь воздушный,
Страданья в сердце стеснены,
И вижу, как судьбе послушно,
Года уходят будто сны...
<...>
Никто о том не покрушится,
И будут (я уверен в том)
О смерти больше веселиться,
Чем о рождении моем...
(«Одиночество», 1830)
В 1829 году в лирике Лермонтова появился образ Демона, который проходит через все его творчество. В этом образе воплотился неразрешимый конфликт мировоззрения поэта — конфликт между гармонией и хаосом, добром и злом, покоем и поиском. «Демоническая» гордость не дает лирическому герою смириться с существующим миропорядком, провоцирует на бунт и отрицание.
Как демон мой, я зла избранник,
Как демон, с гордою душой,
Я меж людей беспечный странник,
Для мира и небес чужой...
(«Я не для ангелов и рая...», 1831)
В это же время Лермонтов определил и свой поэтический путь, особенности своего творческого «я»:
Нет, я нс Байрон, я другой,
Еще неведомый избранник,
Как он, гонимый миром странник,
Но только с русскою душой.
(«Нет, я не Байрон, я другой...», 1832)
Осознанием собственного несходства с другими, одиночества и отверженности объясняется трагическая тональность творчества Лермонтова. Он как будто раз и навсегда убежден в невозможности обретения согласия с миром, людьми и самим собой. С шестнадцати лет он задумывался о конечности земного существования; во внутреннем противостоянии души и тела побеждала душа. «Душа моя должна прожить в земной неволе» — так мотивирует он свое пребывание на свете. Душа словно постоянно помнит о том, как она была свободна и гармонична до того момента, когда обрела земную оболочку, ждет окончания своего «плена», чтобы снова стать свободной уже навсегда.
В то же время «земное» не отпускает человека, он во власти «жажды бытия», страстей, иногда веры в возможность счастья. Тогда герой испытывает чувство вины, раскаяние за то, что совершает предательство, забывая о главном — божественном. В минуты внутреннего смятения лирический герой выражает свои сомнения в молитве.
Не обвиняй меня, Всесильный,
И не карай меня, молю,
За то, что мрак земли могильный
С ее страстями я люблю...
За то, что мир земной мне тесен,
К тебе ж проникнуть я боюсь,
И часто звуком грешных песен
Я, Боже, не Тебе молюсь.
(«Молитва», 1829)
Так определяется основной конфликт мироощущения поэта, зарождаются основные мотивы его лирики: одиночество, самопознание, противоборство земных и небесных сил в душе человека, стремление к абсолютной свободе и отрицание действительности.
Уже в ранних стихах М.Ю.Лермонтова трагическое содержание облекается в удивительно совершенную и гармоничную поэтическую форму. Стихи его тяготеют к афористичности, и это еще более подчеркивает наполняющее их эмоциональное напряжение.
Людей, близко знавших Лермонтова, поражало сочетание в нем противоречащих друг другу качеств: будучи с молодости в душе искренне разочарованным в жизни человеком, он в то же время умел наслаждаться благами жизни; презирая свет, он огорчался своими неуспехами в нем. Он мог быть заносчиво высокомерен, дерзок и насмешлив, но вместе с тем выказывал сердечную отзывчивость, жаждал любви и понимания.
Московский период жизни Лермонтова принес ему любовь, которой он остался верен до конца своих дней, — к Варваре Лопухиной. Это было идеальное чувство, поэт не помышлял о том, что любимая может связать с ним жизнь, она уже была помолвлена и вскоре вышла замуж. Изначальная безнадежность этой любви внесла в лирику Лермонтова новые трагические оттенки. Образом Варвары Лопухиной овеяно множество стихотворений, ей посвящена поэма «Демон».
Только год длилось пребывание поэта в Московском университете, в 1832 году он приехал в Петербург с целью перевестись в Петербургский университет. Однако перспектива провести еще четыре года на ученической скамье испугала поэта, он как будто чувствовал, какой краткий срок отпущен ему на земле, и торопился жить. Он стремился обрести независимость и предпочел военное образование университетскому. Лермонтов поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров1, увлекшись романтикой военной службы и примером своих товарищей по пансиону.
Этот шаг крайне расстроил бабушку поэта, которая предчувствовала его роковые последствия. Да и сам Лермонтов быстро разочаровался в своем выборе. Обстановка юнкерской школы подавляла какие бы то ни было свободные проявления в воспитанниках, дисциплина была строжайшей.
Не понравился Лермонтову и Петербург, и петербургское общество, которое он назвал «французским садом, узким и незамысловатым, но в котором с первого раза можно потеряться, до того хозяйские ножницы уничтожили в нем все самобытное».
В эти годы Лермонтов писал мало, он не имел для этого необходимых условий, круг его общения и образ жизни будущих офицеров не способствовал творчеству. В 1834 году он был произведен в корнеты лейб-гусарского полка2, расположенного в Царском Селе. Благодаря заботам бабушки Лермонтов ни в чем не нуждался и мог после двух лет строжайшего распорядка позволить себе закружиться в вихре светских развлечений. «Насмешливый, едкий, ловкий, вместе с тем полный ума самого блестящего, богатый, независимый, он сделался душою общества молодых людей высшего круга; он был запевалой в беседах, в удовольствиях, в кутежах, словом, всего того, что составляло жизнь в эти годы», — вспоминала близкая знакомая поэта графиня Ростопчина.
1 Школа гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров — военное учебное заведение, в котором готовили младших офицеров для кавалерии — конных родов войск.
2 Лейб-гусары — элитное кавалерийское военное подразделение, предназначенное для охраны двора и сопровождения императора.
начал активно публиковать свои произведения. Он закончил поэму «Боярин Орша», повесть «Казначейша», создал множество стихов и самое яркое произведение тех лет — драму «Маскарад» ( 1835).
Жанровое и художественное своеобразие творчества М.Ю. Лермонтова петербургского периода (1834—1837). Живя в Царском Селе и Петербурге, Лермонтов наконец вошел в литературные круги,
Творческий интерес поэта постепенно все более сосредоточивался на образе современника, героя времени, на проблеме взаимоотношений человека и общества. Герой драмы Арбенин — светский человек, в котором способность к глубоким чувствам и благородство сочетаются с разочарованностью и неверием. Он видит мир, в котором живет, изнутри и как будто свысока, прекрасно понимает его законы и пороки, и это, как ему кажется, дает ему право судить этот мир, мстить ему и наказывать за обман. Лицемерие, лживость, двуличность, искаженность человеческой природы — вот что скрывается за символом маскарада. В душах людей «преграда рушена между добром и злом», как говорит Арбенин.
Считая себя судьей света, герой сам становится жертвой светской интриги. Жертвой становится и единственный непорочный и чистый душой человек — жена Арбенина Нина, а роль ее палача добровольно берет на себя любящий муж. Кульминация драмы — убийство оклеветанной Нины обманутым, запутавшимся Арбениным. Герою кажется, что он одновременно и совершает правосудие, карая жену за грех, и спасает ее от грязи жизни, освобождает ее душу. Так выражает он свою огромную любовь к ней, так он пытается заглушить боль. Арбенин — игрок, ставками в его игре становятся судьбы и жизни людей. Когда выясняется, что Нина не была ни в чем виновна, и герой понимает, что совершил просто убийство, которое нельзя ничем оправдать, его система ценностей рушится, теперь он имеет право судить только самого себя. За свой грех он расплачивается безумием. Автор и сочувствует герою, и осуждает его, но еще очевиднее в драме звучит осуждение света, его порочности, пустоты и лживости.
Конечно, Лермонтов хотел видеть «Маскарад» на сцене, но цензура запретила пьесу к постановке.
В январе 1837 года на дуэли был смертельно ранен Александр Сергеевич Пушкин. Лермонтов откликнулся на трагедию сразу, как только разнеслась весть о последствиях дуэли, стихотворением «Смерть поэта». В первоначальном варианте текста нет последних шестнадцати строк, они были написаны позже, когда стало понятно, что убийца Пушкина и виновники интриги против поэта не будут наказаны, что им даже симпатизируют многие представители света и двора. По воспоминаниям одного из родственников, когда об этом зашел разговор в присутствии Лермонтова, он воскликнул: «Если над ними нет закона и суда земного, если они палачи гения, так есть Божий суд!»
Эти стихи стали вехой, отметившей новый этап в жизни и творчестве Лермонтова. Он был арестован и сослан на Кавказ в действующую армию.
Первая ссылка на Кавказ (1837). Новые мотивы лирики М.Ю. Лермонтова. Все пережитое заставило поэта по-новому взглянуть на себя и мир. Лермонтов осознал, что вольно или невольно он занял в глазах современников место покойного Пушкина. В том же году из-под его пера появились строки, в которых зазвучали новые настроения, в чем-то схожие с пушкинскими, как в стихотворении «Молитва» или «Когда волнуется желтеющая нива..»:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, —
И счастье я могу постигнуть на земле,
И в небесах я вижу Бога...
Для лирического героя Лермонтова подобное состояние гармонии с миром — краткий миг, редкая минута забвения, которая скоро пройдет, а на смену ей снова явится чувство несовершенства бытия, тоска и одиночество.
Стихотворение «Молитва» («Я, Матерь Божия...») (1837) посвящено Варваре Лопухиной, в которую поэт был влюблен с шестнадцати лет и которую считал одним из немногих близких себе людей. Исследователь творчества Лермонтова Н.О.Лосский писал:
«Лермонтов обладал высокой способностью религиозного опыта. Он воспринимал иногда природу так, как видят ее странники с чистым сердцем, созерцающие в ней славу Божию. Чтобы согласиться с этим, нужно прочитать стихотворение “Когда волнуется желтеющая нива...”, и тогда станет понятен конец его...
...На такой же основе возникла и молитва “В минуту жизни трудную...”
Глубокая религиозность Лермонтова выразилась в молитве его “Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...” к “Теплой заступнице мира холодного”».
Поэт верит в то, что Матерь Божия услышит его молитву и защитит любимого им человека. Но не его самого; за свою «душу пустынную» он не молится, не пытается умалить испытаний и страданий, уже выпавших на его долю, и избежать тех, которые еще ему предстоят.
В жизни Лермонтова происходит то, что раньше он переживал только в воображении: арест, ссылка, положение изгнанника, которому нет места в мире. Появляются все основания еще более презирать этот мир, еще яснее видеть его пороки. В то же время лирический герой Лермонтова начинает видеть себя как бы со стороны, осознавать свою принадлежность ко времени и поколению.
И ненавидим мы, и любим мы случайно,
Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,
И царствует в душе какой-то холод тайный,
Когда огонь кипит в крови.
(«Дума», 1838)
Осознание того, что и его коснулось растлевающее дыхание времени, трагично для героя. Жизнь представляется бессмысленной и бесплодной. Эти мысли найдут отражение и в «Дневнике Печорина» как воплощение коллективного сознания поколения: «Пробегаю в памяти все мое прошедшее и спрашиваю себя невольно: зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные... но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел тверд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений — лучший цвет жизни».
Возвращение в Петербург. Идейно-художественные особенности лирики М.Ю. Лермонтова (1838 — 1840). Лермонтов недолго пробыл в ссылке; благодаря хлопотам бабушки в конце 1837 года его переводят в Гродненский полк, расквартированный недалеко от Петербурга, а весной 1838 года разрешают вернуться в Царское Село. Поэт привез с Кавказа множество наблюдений и замыслов: пребывание в Тамани и Пятигорске послужило основой для глав из романа «Герой нашего времени», работа над которым уже была начата. Первые главы — «Бэла» и «Фаталист» — появились в печати в 1839 году.
К этому же периоду относится и поэма «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» (1838). Легендарный сюжет облекается в форму народной поэзии, все герои выглядят эпически широкими натурами, и у каждого — своя правда, свои жизненные и нравственные ценности. Так проявляется новая черта творчества Лермонтова — объективный авторский взгляд, отсутствие однозначной авторской оценки.
С 1837 года как будто началось прощание Лермонтова с героями ранней романтической лирики, с юношеским субъективизмом. В стихотворении «Бородино» (1837) поэт обращается к событиям войны 1812 года, но в нем отсутствует любимый образ Наполеона и расставлены другие акценты: читатель слышит простого русского солдата и его незамысловатый рассказ пробуждает чувство гордости за силу духа народа-победителя.
В то же время Лермонтов возвращается к герою, которому тесен мир, но трагедия такого героя осмысляется им более широко. В его последних поэмах «Мцыри» (1839) и «Демон» (1839) конфликт личности и мира приобретает космический масштаб.
Одиночество героя поэмы «Мцыри» — это абсолютное одиночество человеческой души, которой нет места в мире. Ни в монастыре, ни на свободе, ни рядом с людьми, ни в единении с природой такая душа не может найти себе пристанища. И она уходит туда, где и есть ее настоящая родина — в вечность, во Вселенную.
Конфликт поэмы «Демон» разворачивается уже в космических декорациях. Демон у Лермонтова является не олицетворением вселенского зла, а «царем познанья и свободы». Он падший ангел, потому что ставит под сомнение не истинность божественных законов, а их абсолютную данность, их неоспоримость. Он наблюдает земную жизнь с двойственным чувством. С одной стороны, с высоты своего бессмертия он испытывает презрение к людям, чья жизнь столь быстротечна, но, с другой — зависть, ведь эта короткая жизнь полна чувств, красоты, а его бессмертие пусто и однообразно. Желание познать полноту и яркость жизни рождает в нем и желание добра, примирения, раскаяния. Но Демон — создание не земное, он принадлежит к чуждым силам, не может изменить свою природу. Он обречен на одиночество так же, как и Мцыри. Близок по звучанию и финал обеих поэм: человеческие страсти, трагедии, поиски стираются Вечностью, уходят в небытие. Бессмертная и безразличная ко всему природа побеждает человека, как силы гармонии побеждают силы хаоса. Это одновременно и утверждение миропорядка, и констатация бесплодности человеческих попыток что-либо изменить.
Пребывание в Петербурге было тягостно для Лермонтова. Он пытался подать в отставку, уйти в годовой отпуск, просил о переводе обратно на Кавказ — на все просьбы командование отвечало отказом.
Будучи в центре внимания общества, он чувствовал себя глубоко одиноким. Усугубляется ощущение пустоты и бесцельности существования, иллюзорности чувств и стремлений, которое выражается в горьких стихах:
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, —
Такая пустая и глупая шутка...
(«И скучно и грустно!», 1840)
Вот как вспоминает о встречах с поэтом в это время Иван Сергеевич Тургенев:
«Лермонтова я видел всего два раза: в доме одной знатной петербургской дамы, княгини Ш-ой, и несколько дней спустя на маскараде в Благородном собрании под новый, 1840 год. <...> На Лермонтове был мундир лейб-гвардии гусарского полка; он не снял ни сабли, ни перчаток — и, сгорбившись и насупившись, угрюмо посматривал на графиню. <...> В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое; какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его смуглого лица, от его больших и неподвижно темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовался с выражением почти детских, нежных и выдававшихся губ. <...> Внутренне Лермонтов, вероятно, скучал глубоко, он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба».
Упоминаемый бал, как и множество таких же балов, на которых слышится «дикий шепот затверженных речей» и мелькают «приличьем стянутые маски», описан Лермонтовым в стихотворении «Как часто, пестрою толпою окружен... » ( 1840).
В первых строфах стихотворения возникает уже знакомый читателю образ маскарада: «дикий шепот затверженных речей», «образы бездушные людей», «приличьем стянутые маски», «блеск и суета». Сознание лирического героя стремится убежать из этого мира лжи, суеты и тщеславия в прошлое, в годы детства. В его воображении возникают прямо противоположные образы, нежные, чистые, искренние, как «свежий островок». Он вспоминает, какое наслаждение испытывала душа от одинокого созерцания лунной ночи, от влюбленности в «мечты моей созданье», от того чувства гармонии мира, которое уже никогда не вернется. Тоска по этому чувству, воспоминания о нем, как о песне матери, будет жить в душе героя всегда. То, что было, кануло безвозвратно, счастливая идиллия существует лишь в воображении лирического героя.
Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою...
...Тогда диссонанс между мечтой и действительностью так разителен, что заставляет лирического героя быть злым и беспощадным к «приличьем стянутым маскам». Его оружие против них — его «железный стих, облитый горечью и злостью».
Лермонтов датировал это стихотворение I января 1840 года. Это позволяет считать, что написание стихотворения непосредственно связано с впечатлениями поэта от посещения новогоднего бала-маскарада в Благородном собрании. Именно на этом балу Лермонтова видел И.С.Тургенев и впоследствии вспоминал об этом:
«На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки: одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества... Быть может, ему приходили в голову те стихи:
Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки... и т.д.».
На одном из таких балов в феврале 1840 года Лермонтов поссорился с сыном французского посланника Э.де Варантом. На дуэли с ним поэт был ранен. Последовал арест и повторный перевод Лермонтова на Кавказ в действующую армию.
Находясь под арестом, Лермонтов написал стихотворение «Журналист, Читатель и Писатель» (1840). По форме и содержанию стихотворение напоминает пушкинский «Разговор Книгопродавца с Поэтом», и его тоже можно отнести к стихотворениям-размышлениям о месте литературного труда в жизни общества. Лермонтов ожидал выхода в свет своего романа «Герой нашего времени», и, возможно, стихотворение предварило тот момент, когда роман доложен был предстать на суд публики.
Произведение имеет форму диалога, а ремарка, с которой оно начинается, привносит в стихотворение элемент драматургии. Диалогичность подчеркивается и тем, что написано стихотворение лаконичным, легким, простым языком, имитирующим разговорную речь.
Композиционно стихотворение состоит из двух частей. Первая часть представляет собой спор Читателя с Журналистом, в котором оба высказывают свою точку зрения на состояние современной словесности. Читатель протестует против пустоты, надуманности и бездарности произведений, публикуемых в журналах:
Стихи — такая пустота;
Слова без смысла, чувства нету,
Натянут каждый оборот;
Притом — сказать ли по секрету? —
И в рифмах часто недочет.
Эти слова — отголоски мнений, высказывавшихся в 1820 — 1830-х годах многими, в том числе и самими писателями. А. С. Пушкин делал наброски к статье «О ничтожности литературы русской», В. Г. Белинский писал: «У нас нет литературы».
Журналист пытается оправдываться тем, что талантливые писатели перестали творить. Вторая композиционная часть начинается, когда в диалог вступает Писатель. Первые строки его речи — реминисценция1 из пушкинского стихотворения «Осень», где поэт описывает минуту прихода вдохновения, «когда и ум, и сердце полны». Только эти плоды вдохновения, по убеждению писателя, «осмеет, забудет свет», поэтому
...эти странные творенья
Читает дома он один,
И ими после без зазренья
Он затопляет свой камин.
1 Реминисценция (от лат. reminiscentia — воспоминание) — отзвук, скрытая или явная цитата из другого произведения, выполняющая идейно-художественную функцию.
Не только вдохновение может водить рукой автора, иногда строки писателю «диктует совесть, I Пером сердитый водит ум». Тогда из-под его пера выходят картины непривлекательные, «картины хладные разврата», их нельзя показывать «неприготовленному взору».
Пушкин призывал свою музу: «Хвалу и клевету приемли равнодушно». Поэт у Лермонтова слишком чуток к тому, как к его творчеству относится свет. В этом его трагедия и причина его замкнутости и молчания.
Обращает на себя внимание заключительная строфа:
К чему толпы неблагодарной
Мне злость и ненависть навлечь?
Чтоб бранью назвали коварной
Мою пророческую речь?
Здесь видны чувства и мысли, которые потом будут звучать в стихотворении «Пророк».
Вторая ссылка на Кавказ. Идейно-художественное своеобразие произведений последних лет. Лермонтов покинул Петербург без сожаления. Друзья устроили поэту проводы на квартире Карамзиных, в этот вечер Лермонтов экспромтом написал и прочел собравшимся стихотворение «Тучи». Им заканчивается первое издание сочинений Лермонтова, вышедшее в конце 1840 года. Тогда же был полностью напечатан и роман «Герой нашего времени».
Действие романа, как и действие большинства поэм М.Ю. Лермонтова, происходит на Кавказе, но Кавказ в романе перестает быть для писателя и читателя романтическим оазисом, теряет свою поэтическую привлекательность; пожалуй, только образ Бэлы по-прежнему окружен романтическим ореолом. То же самое, по сути, происходит и с образом главного героя, но его деромантизация намного сложнее и глубже. Печорин — один из самых противоречивых героев русской литературы, его оценки полярно противоположны: от благородного «страдающего эгоиста» до безнравственного чудовища. Его называют «странным» все, с кем сводит его судьба. Лермонтов, придав своему герою обобщенные черты поколения, все же сделал его личностью абсолютно уникальной: Печорин не только совершает демонические, сверхчеловеческие поступки, но и оценивает их, себя и окружающий мир так, как простой человек оценить не в состоянии.
Роман «Герой нашего времени» не только о герое, но и о времени. На его станицах оживают картины и типы из самых разных областей современной автору жизни: быт и обычаи горцев, светские люди и страсти, образ жизни и психология военного человека, природа и многое другое. В романе нашли отражение все темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова.
В лирике Лермонтова последних лет появились новые жанры: лирические новеллы — «Дары Терека» (1839), «Три пальмы» (1839), «Пленный рыцарь» (1840); стихотворения-притчи —- «Листок», «Утес» (1841), авторизованный перевод баллады австрийского поэта И.К. фон Цейдлица «Воздушный корабль» (1840).
Во время пребывания на Кавказе Лермонтов участвовал в военных действиях, иногда, по воспоминаниям служивших с ним офицеров, проявляя храбрость, граничащую с безумством, словно испытывая судьбу. За героическое поведение в бою при реке Валерик командование представило Лермонтова к высокой награде — ордену Св. Владимира IV степени. Вот как говорится об этом в донесении: «Тенгинского пехотного полка Лермонтов во время штурма неприятельских завалов на реке Валерик имел поручение наблюдать за действиями передовой штурмовой колонны и уведомлять начальника отряда об ее успехах, что было сопряжено с величайшей для него опасностью от неприятеля, скрывавшегося в лесу за деревьями и кустами. Но офицер этот, несмотря ни на какие опасности, исполнял возложенное на него поручение с отличным мужеством и хладнокровием и с первыми рядами храбрейших ворвался в неприятельские завалы».
Этот бой Лермонтов описал в стихотворении «Валерик» (1840).
Необычна композиция этого стихотворения, жанр которого можно определить как послание. В первой части лирический герой обращается к адресату — любимой женщине — так, как может писать светской даме опальный офицер, но постепенно повествование из интимного переходит в эпическое, перед читателем разворачивается картина боя.
Первая часть стихотворения отчетливо перекликается с любовной лирикой поэта. В ней звучат все те же мотивы разочарования, неразделенного чувства, внутреннего опустошения и вынужденного смирения перед ударами судьбы, отчуждения лирического героя от жизни, которой живут другие.
В звучании этих признаний появляются ироничные нотки. Лирический герой, соприкоснувшись с настоящей опасностью и близостью смерти в бою, начинает по-иному смотреть на свои любовные невзгоды и неуспехи в свете. Совсем другую интонацию имеет вторая часть стихотворения, в которой описано сражение. Поэтическая речь движется очень динамично, текст словно пропитан энергией боя, события развиваются мгновенно, лирический герой описывает их лаконично и реалистически подробно.
Временами в повествовании появляются истинно трогательные моменты, полные искреннего чувства. Так рассказывает лирический герой о гибели капитана и скорби его боевых товарищей:
...На ружья опершись, кругом
Стояли усачи седые...
И тихо плакали... потом
Его останки боевые
Накрыли бережно плащом
И понесли...
Становится понятно, что именно это скупое, но искреннее проявление чувств людей, чьи души закалены постоянной близостью смерти, а преданность друг другу доказана не словом, а делом, — именно это и есть настоящее чувство, которого не знают и не могут понять завсегдатаи светских салонов. Лирический герой и не рассчитывает на то, что будет понят адресатом:
...В забавах света вам смешны
Тревоги дикие войны;
Свой ум вы не привыкли мучить
Тяжелой думой о конце...
Лирический герой словно бы перерастает узость и ограниченность того мира, который для него остался в прошлом... Но невозможно залечить раны, нанесенные этим миром, невозможно забыть чувства, связывающие героя с ним.
Награду за бой при реке Валерик Лермонтов так и не получил, высшее командование не хотело отличать строптивого офицера.
Пессимистические настроения в лирике Лермонтова этого периода усиливаются, все чаше поэт возвращается к теме смерти, будто торопит ее, обращаясь к Богу со словами, в которых одновременно звучит и злая ирония:
За все, за все тебя благодарю я:
За тайные мучения страстей,
За горечь слез, отраву поцелуя,
За месть врагов и. клевету друзей,
За жар души, растраченный в пустыне,
За все, чем я обманут в жизни был...
Устрой лишь так, чтобы тебя отныне
Недолго я еще благодарил.
(«Благодарность», 1840)
Вместо ордена Лермонтов получил двухмесячный отпуск и в начале 1841 года в последний раз приехал в Петербург. Друзья заметили в его состоянии перемену к лучшему, как будто близость смерти разбудила в нем желание жить. Он действительно строил множество планов, говорил о решении добиться отставки и полностью посвятить себя литературному труду. Однако очень скоро ему пришлось еще раз убедиться в том, что судьба не оставляет ему шансов: пребывание поэта в Петербурге было нежелательно для военного начальства, ему приказали срочно покинуть столицу. Во время прощального ужина, устроенного друзьями, поэт был мрачен и много говорил о своей близкой смерти.
Одно из последних стихотворений Лермонтова — «Пророк» (1841), в нем развивается тема пушкинского «Пророка»: тот, кому дано свыше «глаголом жечь сердца людей», не имеет права молчать. Пророк у Лермонтова скорее повторяет судьбу пушкинского «свободы сеятеля пустынного», он не понят, гоним и презираем. Он страдает от обретенного дара всеведения, потому что видит в сердцах людей только злобу и пороки. Лермонтов приходит к выводу, что современному обществу не нужны «любви и правды чистые ученья», поэта-пророка объявляют глупцом, избавляются от него так же, как свет старался избавиться от самого Лермонтова.
В стихотворении «Выхожу один я на дорогу» (1841) лирический герой М. Ю. Лермонтова по-прежнему одинок, но одиночество его уже не трагично, наоборот, величественно. Человек наедине со Вселенной ощущает себя частью ее, готов раствориться в ней. Душа как будто снова вспомнила, откуда она пришла в мир.
В стихотворении не звучит мотив смирения, в нем — откровение, прозрение. Лирический герой почти в точности повторяет пушкинскую формулу «На свете счастья нет, но есть покой и воля»:
Я ищу свободы и покоя!
Я б хотел забыться и заснуть!
Д. С. Мережковский1 назвал свою статью «Лермонтов — Поэт сверхчеловечества» (1909). Вот фрагмент из нее:
«Произошла на небе война: Михаил и ангелы его воевали против Дракона; и Дракон и ангелы его воевали против них; но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий Дракон.
1 Мережковский Дмитрий Сергеевич (1866—1941) — русский поэт и философ-символист. Одним из первых определил колоссальное значение поэзии Лермонтова для русской культуры и способствовал возрождению интереса к его творчеству.
Существует древняя, вероятно, гностического2 происхождения легенда, упоминаемая Данте в “Божественной комедии», об отношении земного мира к этой небесной войне. Ангелам, сделавшим окончательный выбор между двумя станами, не надо рождаться, потому что время не может изменить их вечного решения; но колеблющихся, нерешительных между светом и тьмою благость Божия посылает в мир, чтобы могли они сделать во времени выбор, не сделанный в вечности. Эти ангелы — души людей рождающихся. Та же благость скрывает от них прошлую вечность, для того чтобы раздвоение, колебание в вечности прошлой не предвещало того уклона воли во времени, от которого зависит спасение или погибель их в вечности будущей. Вот почему так естественно мы думаем о том, что будет с нами после смерти, и не умеем, не можем, не хотим думать о том, что было до рождения. Нам надо забыть откуда — для того, чтобы яснее помнить куда.
2 Гностическое происхождение легенды — значит, что она была создана философами-гностиками, которые в первые века существования христианства стремились обосновать учение о Боге и сущности вещей и примирить христианскую систему мироздания с представлениями язычества о мироустройстве.
Таков общий закон мистического опыта. Исключения из него редки, редки те души, для которых поднялся угол страшной завесы, скрывающей тайну премирную. Одна из таких душ — Лермонтов.
<...> Так же просто, как другие люди говорят: моя жизнь, — Лермонтов говорит: моя вечность».
По дороге к месту службы Лермонтов по причине болезни остановился в Пятигорске. Он проводил время в местном обществе, где встретил своего бывшего приятеля по Школе гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров Николая Мартынова. По воспоминаниям людей, бывших свидетелями последних недель жизни поэта, он много работал и в то же время чувствовал какую-то безудержную потребность в веселье, кутежах и шалостях, которые шокировали общество. Образовался круг людей, настроенных по отношению к нему враждебно, среди них оказался и Мартынов. Очередная стычка между ним и Лермонтовым окончилась вызовом на дуэль. Почему-то никто не воспринял этот вызов серьезно и до последнего момента все надеялись на благополучный исход и примирение противников. По свидетельству друзей, Лермонтов говорил, что у него не поднимется рука стрелять в Мартынова и что он выстрелит в воздух. Дуэль произошла 15 июля 1841 года у подножия горы Машук. Лермонтов, стоящий с поднятым вверх дулом пистолетом, был убит выстрелом в грудь навылет.
Князь А. И. Васильчиков, один из секундантов на дуэли1, описал последние мгновения жизни поэта:
«В эту минуту я взглянул на него и никогда не забуду того спокойного, почти веселого выражения, которое играло на лице поэта перед дулом пистолета, уже направленного на него. Вероятно, вид торопливо шедшего и целившегося в него Мартынова вызвал в поэте новое ощущение. Лицо приняло презрительное выражение, и он, все не трогаясь с места, вытянул руку кверху, по-прежнему кверху же направляя дуло пистолета. «Раз... Два... Три!» — командовал между тем Глебов. Мартынов уже стоял у барьера. Я отлично помню, как Мартынов повернул пистолет курком в сторону, что он называл “стрелять по-французски”. В это время Столыпин крикнул: “Стреляйте! или я разведу вас!”... Выстрел раздался, и Лермонтов упал как подкошенный, не успев даже схватиться за больное место, как это обыкновенно делают люди ушибленные или раненые.
1 Секундантами на дуэли Лермонтова с Мартыновым были офицеры Столыпин, Глебов, Трубецкой и Васильчиков, но осталось невыясненным, кто из них был чьим секундантом.
Мы подбежали... В правом боку дымилась рана, в левом сочилась кровь... Неразряженный пистолет оставался в руке...
...Черная туча, медленно поднимавшаяся на горизонте, разразилась страшной грозой, и перекаты грома пели вечную память новопреставленному рабу Михаилу...»
Незадолго до гибели поэт с ужасающей точностью воспроизвел картину собственной гибели в стихотворении «Сот («В полдневный жар в долине Дагестана...») (1841). Вл. С. Соловьев1 так прокомментировал это произведение:
«...Та удивительная фантасмагория, которою увековечено это видение в стихотворении “Сон”, не имеет ничего подобного во всемирной поэзии и, я думаю, могла быть созданием только потомка вещего чародея и прорицателя, исчезнувшего в царстве фей. Одного этого стихотворения, конечно, достаточно, чтобы признать за Лермонтовым врожденный, через голову многих поколений переданный ему гений».
Д. Л. Андреев2, размышляя об уникальном таланте Лермонтова, написал:
«...Если бы не разразилась пятигорская катастрофа, со временем русское общество оказалось бы зрителем такого — непредставимого для нас и неповторимого ни для кого — жизненного пути, который привел бы Лермонтова-старца к вершинам, где этика, религия и искусство сливаются в одно, где все блуждания и падения прошлого преодолены, осмыслены и послужили обогащению духа и где мудрость, прозорливость и просветленное величие таковы, что все человечество взирает на этих гордых владык горных вершин культуры с благоговением, любовью и трепетом радости».
1 Соловьев Владимир Сергеевич (1853— 1900) — русский философ и поэт. Его философские взгляды оказали огромное влияние на поэтов-символистов.
2 Андреев Даниил Леонидович (1906—1959) — сын писателя Леонида Андреева, философ и поэт.
Похороны Михаила Юрьевича Лермонтова состоялись 17 июля на кладбище Пятигорска без воинских почестей, но при огромном скоплении людей, пришедших проститься с поэтом. Весной 1842 года его прах был перевезен в имение Тарханы, где поэт провел детство, и был погребен рядом с могилой матери.
Вопросы и задания
1. Прочитайте в учебнике раздел о М. Ю. Лермонтове. Подумайте, какие факты биографии Лермонтова стали определяющими в его судьбе и творчестве? Найдите их отражение в произведениях поэта.
2. Какие противоречия личности М. Ю. Лермонтова и идейно-художественные особенности его творчества нашли отражение в стихотворении В.Я. Брюсова «К портрету Лермонтова»?
3. Определите основные этапы творческого пути поэта и относящиеся к ним произведения. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества М. Ю. Лермонтова».
4. Обратившись к синхронистической таблице (см. практикум), соотнесите периоды жизни и творчества М.Ю. Лермонтова с историко-культурной жизнью России начала XIX века. Составьте план устного ответа.
5. Назовите основные темы лирики Лермонтова, проиллюстрируйте их цитатами из стихотворений. Какие образы проходят через все творчество поэта? Какой смысл вкладывается в эти образы?
6. Прочитайте дополнительную литературу и подготовьте сообщение на одну из предложенных тем:
«Петербург М.Ю.Лермонтова»;
«Кавказ в судьбе и творчестве М.Ю.Лермонтова»;
• «“Нет, я не Байрон...”. Традиции поэзии Дж. Г. Байрона в лирике М. Ю. Лермонтова»;
• «М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников»;
• «М. Ю.Лермонтов-художник».
7. Вспомните стихотворение М. Ю. Лермонтова «Дума». Как вы понимаете название стихотворения? В чем поэт упрекает своих современников? Можно ли говорить, что в романе «Герой нашего времени» Лермонтов развил те же идеи, что и в «Думе»? Обоснуйте свой ответ. Почему и стихотворении «Дума» право судить свое поколение Лермонтов отдает потомкам? Какими он видит их? Какими представляются вам современники Лермонтова? Может быть, поэт в стихотворении «Дума» чересчур строг к современному ему обществу или он объективен? Обоснуйте свой ответ.
8. Какие темы и мотивы лирики М. Ю. Лермонтова нашли отражение в романе «Герой нашего времени»? Что сближает Печорина с лирическим героем поэзии М.Ю.Лермонтова и что отличает от него?
Что нового внес в русскую литературу роман М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»?
9. Вспомните стихотворения М.Ю.Лермонтова «Я не люблю тебя; страстей...», «<М.А. Щербатовой>», «<А. П.Смирновой>». Найдите в других стихах строки, в которых поэт говорит о любви. Что значит это чувство для лирического героя? В чем своеобразие любовной лирики Лермонтова?
10. Прочитайте стихи М.Ю.Лермонтова, посвященные Наталье Ивановой, но написанные в разные годы: «К» (І832) и «Оправдание» (1841). Сравните их, проследите, какие чувства лирический герой испытывает к адресату и каким видит самого себя. Изменяется ли со временем его взгляд? Как вы думаете, почему это происходит?
11. Сравните стихотворение «Пророк» А. С.Пушкина с одноименным стихотворением М. Ю. Лермонтова. Чья точка зрения вам ближе? Обоснуйте свой ответ.
12. Вспомните произведения, в которых М.Ю.Лермонтов обращается к истории России. Какие главные мысли вы можете выделить в этих произведениях?
13. Вс помните эпиграф к поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри». Прочитайте фрагмент Ветхого Завета (Первая книга Царств, гл. 14, ст. 24—45), из которого взяты строки эпиграфа. Какой смысл эти строки имеют в библейской истории? Какой смысл они вносят в понимание поэмы?
14. Прочитайте стихотворения «Молитва» («Я, Матерь Божия...») (1837), «Как часто, пестрою толпою окружен...» (1840), «Журналист, Читатель и Писатель» (1840), «Валерик» (1840), «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана...») (1841), «Выхожу один я на дорогу» (1841). Определите, в какие периоды жизни Лермонтова были написаны эти стихотворения.
Какое из прочитанных стихотворений наиболее вам понравилось? Почему?
Выучите одно из стихотворений наизусть.
Поработайте над лексикой стихотворений, объясните значение трудных для понимания слов и выражений.
15. Обратитесь к стихотворению «Молитва». Как вы думаете, почему поэт обращает свою молитву не к Богу, а к Божией Матери? Объясните строки:
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного...
Чего просит лирический герой для своей любимой? Почему он не просит этого для себя?
Прочитайте стихотворение Лермонтова «Молитва» («В минуту жизни трудную...», 1839). Какие образы, мотивы, настроения в нем перекликаются со стихотворением «Я, Матерь Божия...»?
Сравните стихотворение «Молитва» со стихотворением «К» («Печаль в моих песнях, но что за нужда?»), написанным в 1832 году и тоже посвященном В.А.Лопухиной. Что общего в этих стихотворениях и чем они отличаются? Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?
Найдите в лирике Лермонтова стихотворения-молитвы и строки, в которых звучат обращения к Богу. Поразмышляйте о том, что значила для поэта молитва и какие чувства он в нее вкладывал.
16. Обратитесь к стихотворению «Как часто пестрою толпою окружен...». Как вы думаете, почему лирический герой от «блеска суеты» погружается в воспоминания о детстве? Какие это воспоминания? Каким себя вспоминает лирический герой и каким видит себя нынешнего?
Найдите в стихотворении традиционные для творчества Лермонтова образы. Какой смысл в них заключен?
Какие художественные приемы использует Лермонтов в этом стихотворении?
17. Проанализируйте стихотворение «Журналист, Читатель и Писатель». Сформулируйте точку зрения каждого участника диалога на труд писателя. Какой точки зрения придерживается, на ваш взгляд, автор?
Прочитайте нижеприведенные высказывания литературоведов по этому вопросу. С каким из них вы согласны? Обоснуйте свой ответ.
Б. М. Эйхенбаум:
«...B лице Читателя Лермонтов изобразил себя и свою позицию... В таком случае речь Писателя нельзя понимать как “исповедь” Лермонтова. В самом деле: трижды повторенный вопрос Писателя “О чем писать?” трудно приписать Лермонтову, выпускавшему в это время свой роман и печатающему много стихотворений... Все эти соображения и факты заставляют прийти к выводу, что “Журналист, Читатель и Писатель” — ироническое стихотворение и что эпиграф надо понимать как суждение самого Лермонтова, обращенное против профессиональной (интеллигентской) литературы. Он выступает под псевдонимом “Читателя” именно потому, что не считает и не хочет считать себя профессиональным литератором».
Ю. М. Лотман:
«...Речи Писателя звучат таким искренним лермонтовским пафосом, что традиционно воспринимаются читателями не в ироническом ключе... Кроме того, нельзя не заметить, что позиция читателя чисто негативна: он отвергает определенные явления современной литературы, но ничего не говорит о возможных путях будущего развития. Это и естественно: Читатель — светский человек, наделенный вкусом и здравым смыслом, далекий от профессиональной литературы... Но мы располагаем сведениями, что именно в ту пору Лермонтов все больше чувствовал себя связанным с литературой, беседовал с А. А. Краевским об основании журнала и собирался, добившись отставки, сделаться профессиональным литератором. Можно предположить, что и Читатель, и Писатель выражают разные аспекты жизненной и литературной позиции Лермонтова на перепутье весны 1840 года».
18. Обратитесь к стихотворению «Валерик». На какие две композиционные части оно делится? Почему стихотворение написано в форме письма? Можно ли назвать первую часть любовным посланием? Обоснуйте свой ответ. Почему лирический герой описывает в письме к любимой женщине картины боя?
Найдите среди стихотворений поэта такие, в которых лирический герой высказывает те же мысли и чувства, что и в первой части стихотворения «Валерик».
Как во второй части стихотворения «Валерик» поэт рисует картину боя? Сравните ее с текстом донесения, приведенным в главе учебника. Какие реалии отразились в стихотворении?
Какие чувства вызывает у читателя вторая часть стихотворения «Валерик»? Благодаря чему достигается такой эффект?
Сопоставьте вторую часть со стихотворением «Бородино». Какие образы и мотивы объединяют эти произведения?
19. Обратитесь к стихотворению «Сон». Сколько художественных планов вы видите в этом стихотворении? Какой смысл вкладывает поэт в слово «сон»? Что снится лирическому герою и его возлюбленной? Как вы думаете, почему им снится один и тот же сон?
Найдите среди стихотворений Лермонтова те, в которых звучит мотив сна. Что их объединяет? Сделайте вывод о том, какой смысл вкладывал поэт в этот мотив.
20. Обратитесь к стихотворению «Выхожу один я на дорогу...». Найдите в стихотворении традиционные для лирики Лермонтова образы. Какой смысл в них заключен?
Сопоставьте это стихотворение с последней строфой из стихотворения Лермонтова «Пророк». Какие сходные мотивы вы здесь видите? В чем различие в состоянии лирического героя стихотворений «Выхожу один я на дорогу...» и «Пророк»?
Какая картина встает перед читателем этого стихотворения? Какими средствами поэт достигает такого эффекта?
Сопоставьте последние строки стихотворения с последней строфой стихотворения А. С. Пушкина «Когда за городом задумчив я брожу...». Что их объединяет? Как вы думаете, чем это можно объяснить?
Прочитайте в разделе учебника фрагмент статьи Д. С. Мережковского. Найдите в стихотворении «Выхожу один я на дорогу...» строки, которые бы подтверждали мысль Мережковского. Проиллюстрируйте высказывание Мережковского цитатами из других стихотворений Лермонтова.
21. Выполните практикум-анализ стихотворения М. Ю.Лермонтова «И скучно, и грустно...» (см. практикум).
22. Согласны ли вы с мнением Д. Л.Андреева, которое помещено в конце раздела о Лермонтове? Обоснуйте свой ответ.
23. Составьте понятийный словарь темы «М.Ю.Лермонтов».
Рекомендуемая литература
Андронников И.Л. Лермонтов : исследования и находки/И. Л. Андронников. — М., 1977 (и другие издания).
Афанасьев В. В. Лермонтов / В. В. Афанасьев. — М., 1991.
Журавлева А.И. Лермонтов в русской литературе. Проблемы поэтики / А. И.Журавлева. — М., 2002.
Загорулько В. И. Лермонтовы : очерки о великом поэте и его родственниках / В. И. Загорулько. — М., 2004.
Загорулько В.И. Поручик Лермонтов. Страницы военной биографии поэта / В. И. Загорулько, Е.П. Абрамов. — М., 2002.
Лермонтовская энциклопедия / ред. В. А. Мануйлов. —- М., 1981.
М.Ю.Лермонтов в воспоминаниях современников / сост. М. И.Гиллельсон, О.В. Миллер. — М., 1989.
Скабичевский А. М. Лермонтов // Державин. Жуковский. Лермонтов. Тургенев. Лев Толстой : биографические повествования. — Челябинск, 1996. — (Жизнь замечательных людей. Биографическая библиотека Ф.Павленкова ; т. 11). — (Биографическая серия, 1890—1915).