(1890—1960)
Русский поэт и прозаик Борис Леонидович Пастернак родился 29 января (10 февраля) 1890 года в известной в художественных кругах Москвы семье. Отец его, Леонид Осипович Пастернак, художник, академик живописи, преподавал в Училище живописи, ваяния и зодчества. Мать поэта, Розалия Исидоровна (в девичестве Кауфман), талантливая пианистка. В доме Пастернаков бывали Л.Н.Толстой, А.Н.Скрябин, В.А.Серов, М.Н.Врубель, австрийский поэт Р.М.Рильке.
Страстная увлеченность музыкой, близость к известным художникам, интересы этой среды наложили отпечаток на поэта еще в детстве. Любовь к музыке не могла не сказаться на его отношении к слову, звучание которого стало для него первостепенным. Это свойство нашло отображение в поэтическом творчестве поэта, особенно в ранних его книгах.
По собственному признанию Б. Пастернака, до 10—12 лет он увлеченно рисовал, его детские работы хвалил отец, полагавший, что со временем сын мог бы стать художником. Однако страсть к музыке одолела желание рисовать, к тому же А. Н. Скрябин одобрил опыты начинающего композитора.
Закончив в 1908 году Московскую пятую гимназию с золотой медалью, Б. Пастернак поступил на юридический факультет Московского университета. Однако через год, по совету Скрябина, перевелся на философское отделение историко-филологического факультета. Серьезно заинтересовавшись философией, Б. Пастернак отправился в Германию, в Марбургский университет, где принял участие в работе философского семинара под руководством известного философа профессора Г. Когена. Юноше предложили остаться в Марбургском университете для получения докторской степени. Это была высокая честь для начинающего философа, но Б. Пастернак выбрал поэзию.
Раннее творчество. Впервые стихи Б. Пастернака были опубликованы в 1913 году в коллективном сборнике «Лирика». С этого времени живопись, музыка и философия окончательно уступили место поэзии, правда, в дальнейшем оказывали сильное влияние на словесное творчество Б. Пастернака.
В одном из ранних стихотворений «Февраль. Достать чернил и плакать!..» Б. Пастернак развивает мотивы романтической лирики. Лирический герой готов бежать из города в естественный мир природы, туда, где «Слагаются стихи навзрыд»:
Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочащая слякоть
Весною черною горит.
Достать пролетку.
За шесть гривен
Чрез благовест, чрез клик колес
Перенестись туда, где ливень
Еще шумней чернил и слез.
Природа — сама поэзия, в которой герой страстно желает раствориться. Это стремление усиливается особенностями синтаксиса — отсутствием подлежащего, авторского «я», введением безличных форм («достать чернил», «писать о феврале», «достать пролетку»). Контрастные мотивы ливня и «сухой грусти», весны и черноты представляют образ единого мира.
С 1914 года начался тот период в творчестве Пастернака, который он сам определил словами «поверх барьеров». В этом году вышла первая книга его стихов «Близнец в тучах».
В том же, 1914, году Пастернак впервые встретился с В. Маяковским, творчество которого да и сама его личность произвели на начинающего поэта огромное впечатление. Позже в автобиографическом очерке «Люди и положения» Б. Пастернак подробно описал сложный характер взаимоотношений с Маяковским, Найдя «непредвиденные технические совпадения, сходное построение образов, сходство рифмовки» и оценив «красоту и удачу его движений», Пастернак вместе с тем обнаружил в Маяковском, как в зеркале, и сходные неприятные ему недостатки «героический тон» и «стремление к эффектам», которые старательно стал изживать в себе.
Несмотря на точки соприкосновения с поэтикой футуристов, художественная концепция Б. Пастернака все-таки была иной. Поэт все сильнее чувствовал, что «групповая дисциплина» сковывает свободное творчество. Миропонимание самого Б.Пастернака отличалось тем, что он не видел непреодолимых барьеров между прошлым и будущим, цивилизацией и природой, творчеством и жизнью. К 1920-м годам осознание поэтом единства мира сложилось в философскую концепцию, которая была основана на утверждении и приятии правоты жизни. Каждое жизненное явление, говоря словами самого Б. Пастернака, «грандиозней святого писанья». Именно оно стало для поэта мерилом субъективных впечатлений и переживаний, которые выражены в разнообразных по тематике стихотворениях, над которыми Б. Пастернак работал начиная с 1917 года и которые вошли в книгу «Сестра моя — жизнь», опубликованную в 1922 году. В этом же году Б.Пастернак женился на художнице Евгении Владимировне Лурье.
В стихотворении «Определение поэзии» из цикла «Занятье философии», входящего в сборник «Сестра моя — жизнь», поэт дал такое определение поэзии:
Это — круто налившийся свист,
Это — щелканье сдавленных льдинок.
Это — ночь, леденящая лист,
Это — двух соловьев поединок.
Это — сладкий заглохший горох,
Это — слезы вселенной в лопатках,
Это — с пультов и с флейт — Figaro
Низвергается градом на грядку.
Получается, что вся вселенная и есть поэзия, точнее, вселенная «говорит» с нами на языке поэзии.
Творчество Пастернака в советскую эпоху. Романтически воспринявший Февральскую революцию как нечто стирающее границы между человеческими условностями и природой, Борис Пастернак столкнулся с новыми «барьерами» уже после Октябрьской революции.
В 1921 году родители и сестры Б. Пастернака эмигрировали из России. Побывав у них в Берлине в 1922 году, Б. Пастернак вернулся на родину. В Берлине же была опубликована его новая книга стихов «Темы и вариации» (январь 1923 года). В этой книге нашел отражение усилившийся драматизм в отношении Пастернака к эпохе: «Время существует для человека, а не человек для времени» — так считал сам поэт. Книгу «Темы и вариации» составили стихотворения 1916— 1922 годов, в которых обнаружились серьезные изменения в поэтике пастернаковского стиха: поэт сознательно устремился к поэтической простоте.
По возвращении из Германии поэт сблизился с литературной группой ЛЕФ, в которой состоял и В. Маяковский, но взгляды Б. Пастернака на назначение поэта и поэзии противоречили эстетическим принципам лефовцев. Напомним, что лефовцы видели назначение поэта в революционную эпоху в активном влиянии на строительство нового, социалистического общества, несмотря на то что это подчиняло личность поэта политической, злободневной ситуации. Пастернак в силу своего миропонимания не мог принять позицию лефовцев.
В 1924 году в журнале «ЛЕФ» была опубликована поэма Б. Пастернака «Высокая болезнь», в которой он попытался выразить свое понимание Октябрьской революции. Здесь прозвучали его мысли о нравственном смысле революции и о жертвенной сути его собственной судьбы. В этой поэме Пастернак назвал творчество гостем всех миров, который свободен во времени и в пространстве, а «песнь» поэта «высокой болезнью».
В 1927 году Б. Пастернак вышел из состава ЛЕФа, назвав работу лефовцев на злобу дня «ремесленным полуискусством». Этот поступок перевел поэта в ряд так называемых «попутчиков» революции, которые находились в скрытой оппозиции к магистральным направлениям развития искусства в СССР.
В 1930-х годах Б.Пастернак опубликовал автобиографическую повесть «Охранная грамота», посвященную памяти Р.М.Рильке. Именно в этот период еще более отчетливыми становятся изменения в творческой манере поэта, названные позже «немыслимой простотой». В «Охранной грамоте» отразилось стремление поэта к тому, чтобы быть понятым, а для этого надо было стать понятным.
Женившись во второй раз, в 1931 году Б. Пастернак совершил поездку в Грузию, где нашел друзей — грузинских поэтов Тициана Табидзе и Паоло Яшвили, стихи которых затем переводил. Этот период жизни Пастернак позднее подробно описал в автобиографическом очерке «Люди и положения».
В 1932 году вышла в свет поэтическая книга «Второе рождение». Само название книги говорит нам о том, что Б. Пастернак переживал в 1930-е годы духовное возрождение, которое было связано не только с новой любовью, но и с попыткой «жить думами времени и ему в тон». Лирика, созданная в этот период, в очередной раз подтвердила тягу поэта к простоте стиля. Однако это скорее количественная, а не качественная простота: почти исчезают языковые трудности, но усложняется семантический уровень стиха за счет насыщения литературного, философского, религиозного, исторического фона произведений. Эта стилевая тенденция Б. Пастернака сохранилась в его творчестве до конца жизни.
Не имея желания «обвинять и поучать, как Демьян Бедный, Горький и Маяковский», поэт старался держаться в стороне от официальной литературной жизни и, как скажут о нем в конце 1950-х годов, ушел во «внутреннюю эмиграцию». Противодействие поэта репрессивным действиям властей по отношению к О. Мандельштаму, к мужу и сыну А.Ахматовой стало источником двойственности в отношениях с властью, непримиримого конфликта поэта с эпохой, что постепенно послужило причиной духовного кризиса. В 1936 году Пастернак уехал на дачу в Переделкино, где занялся переводами западноевропейской поэзии, трагедий В. Шекспира «Гамлет» и «Ромео и Джульетта».
Во время Великой Отечественной войны Б. Пастернак с семьей жил в эвакуации в Чистополе. В 1943 году в составе писательской бригады он отправился в действующую армию. Поэт был в Туле, Мценске, Орле, Карачеве. Впечатления от «чудовищности происходящего» отражены им во «Фронтовом дневнике» (1943). «Из-за перелома ноги Пастернак не участвовал в войнах. Но добровольно ездил на фронт, был потрясен народной стихией тех лет. Хотел написать пьесу о Зое Космодемьянской, о школьнице, о войне» — так вспоминает о Пастернаке наш современник, поэт А. Вознесенский, знавший поэта лично. За период 1940—1950-х годов Пастернаком написаны две книги стихов — «На ранних поездах» (1943) и «Земной простор» (1945), автобиографический очерк «Люди и положения» (1957).
В стихотворении «На ранних поездах» из одноименной книги звучит мотив единения лирического героя с людьми нового времени:
Москва встречала нас во мраке,
Переходившем в серебро,
И, покидая свет двоякий,
Мы выходили из метро.
Идея целостности мира отразилась и в понимании Б. Пастернаком России-родины. В книге «На ранних поездах» поэт выразил свою концепцию единого мира. Составляющими этого мира, по Пастернаку, являются поэт, природа, творчество, народ. Причем и российский народ являет собой целое, не делящееся на классы, своих и чужих. Образ единого мира России воссоздан поэтом, в частности, в стихотворении «Неоглядность» (1944).
Творческим манифестом позднего Пастернака можно назвать первое стихотворение цикла «Художник» — «Мне по душе строптивый норов...». Подлинному художнику, по мысли поэта, чуждо желание славы, его удел — скромность и недовольство собой, а истинным судьей и критиком является время:
— Жизнь моя средь вас — не очерк.
Этого хоть захлебнись.
Время пощадит мой почерк
От критических скребниц.
Подобно А. Блоку, Пастернак создал образ России, имеющей свою — «русскую» — судьбу. Никакая видимая «небывалая новизна» не изменит и не заслонит героическое прошлое — настоящее — будущее России. В цикле «Стихи о войне», входящем в книгу «На ранних поездах», тема жертвенности и бессмертия души — одна из главных.
В период с 1946 по 1953 год Пастернаком создавались стихотворения, составившие цикл «Стихотворения Юрия Живаго» — заключительную главу романа «Доктор Живаго» — и принадлежащие главному герою этого романа. «Стихотворения Юрия Живаго» подтверждают религиозный смысл того перелома, который сам поэт пережил в 1930—1940-е годы. Своеобразие этих стихотворений состоит в том, что в них временное, преходящее понимается через вечное. Первое стихотворение этого цикла — «Гамлет» — начало лирического сюжета, в котором обнаруживается тема неотвратимо драматической судьбы человека. В финале же сюжета — стихотворение «Гефсиманский сад» — свидетельство осознания лирическим героем неизбежности судьбы («Но книга жизни подошла к странице, | Которая дороже всех святынь. | Сейчас должно написанное сбыться, | Пускай же сбудется оно. Аминь») и веры в вечную жизнь («Я в гроб сойду и в третий день восстану, I И, как сплавляют по реке плоты, | Ко мне на суд, как баржи каравана, ) Столетья поплывут из темноты»).
В сборник Юрия Живаго вошло и стихотворение «Зимняя ночь» (1946), символическая образность которого соотносится с романом Б. Пастернака в целом.
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Метель символизирует конкретно-исторические события — революцию и гражданскую войну, свеча — символ, пусть слабого, но света, преодолевающего мрак и дарующего надежду на спасение.
«Доктор Живаго». Роман был закончен в 1956 году. Поэт передал рукопись в редакции журналов «Новый мир» и «Знамя», и почти в это же время рукопись, романа попала к миланскому издателю Дж.Фельтринелли. Б.Пастернак дал согласие на публикацию романа за рубежом, но не раньше, чем он будет опубликован в СССР. Однако все сложилось иначе. В январе 1957 года Пастернак подписал договор с Гослитиздатом о публикации романа, а в ноябре этого же года роман «Доктор Живаго» увидел свет на итальянском языке и затем был переведен на другие языки мира.
В истории жизни Юрия Живаго — главного героя романа Б. Пастернака — отразилась история души самого поэта. Этим обусловлены и некоторые композиционные особенности произведения. Главным предметом изображения в романе являются продолжительные диалоги и внутренние монологи персонажей. С помощью этих приемов Б. Пастернак выражает в романе идею самоценности человека и его существования.
История доктора Живаго и его близких — это история людей, чья жизнь была разрушена стихией революции. Семьи Живаго и Громеко вынуждены покинуть московский дом и скитаться в поисках пристанища через всю Россию, до самого Урала. Юрий против своей воли попадает к красным и вынужденно принимает участие в боях с белыми. Герой лишился всего — жены и детей, любимой женщины, друзей. Опустошенный этими потерями и ложью, окружающей его, Живаго постепенно теряет жизненные и творческие силы. В кульминационном эпизоде романа герой, задыхаясь от сердечного приступа, вырывается из трамвая и умирает. В финале сюжета мы знакомимся с выросшей уже дочерью Юрия Живаго — «бельевщицей Танькой, которая называет себя сиротой. Танька символ «нового» человека, утратившего всякую связь со своими корнями, т.е. с миром русской дореволюционной культуры. Завершается роман жизнеутверждающим монологом автора.
На протяжении всего романа Б.Пастернак размышляет о судьбе России, о ее исторической миссии. Философские размышления автора выливаются в цикл стихов Юрия Живаго, в которых история России соотносится с евангельскими временами. Эта связь напоминает об извечном драматизме человеческого существования, о бессмертии человеческой души, о любви и христианской идее всепрощения.
Последние годы жизни. В 1958 году Борис Пастернак был удостоен Нобелевской премии «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы», но получить премию поэту не пришлось. Он вынужденно отказался от этой чести в связи с резкой критикой в печати и исключением из Союза писателей СССР. Роман «Доктор Живаго» назвали антикоммунистическим, Б. Пастернака обвинили в предательстве и предложили ему покинуть страну. Ключевая проблема романа «Доктор Живаго» — личность и история — стала проблемой жизни его автора. Дважды Б. Пастернак вынужден был каяться. В первом письме, адресованном руководителю страны H. С. Хрущеву, русский поэт отказывался покинуть Родину: «Для меня это невозможно. Я связан с Россией рождением, жизнью, работой. Я не мыслю своей судьбы отдельно и вне ее».
Вскоре физическое состояние Б. Пастернака осложнилось тяжелой болезнью — раком легких. 30 мая 1960 года поэта не стало.
В 1965 году в СССР была опубликована поэтическая книга Б. Пастернака «Стихотворения и поэма», в которую вошел и последний стихотворный цикл поэта «Когда разгуляется» (1959).
В поздних стихотворениях Б.Пастернака, вошедших в книгу «Когда разгуляется», звучат вопросы, которыми задавался поэт на протяжении всего творческого пути: поэт и время, жизнь и бессмертие, преходящее и вечное.
С особенной страстью жизненная и поэтическая позиция поэта выражена в стихотворении «Во всем мне хочется дойти...»:
Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До оснований, до корней,
До сердцевины.
<…>
Все время схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья...
Первые восемь строф стихотворения представляют собой развернутое высказывание лирического героя о его желании проникнуть в сущность явлений, за видимым, «явленным» обнаружить смысл, тайну, недоступную поверхностному взгляду не-художника. Последние же строфы стихотворения содержат обобщение. По мысли поэта, в произведения искусства претворяется сама природа, а потом, претворенные воображением, впечатления художника становятся частью действительности, природы, жизни. «Достигнутое торжество» художника — это бессмертные произведения искусства, существующие во времени и в вечности. Подобно «натянутой тетиве тугого лука», художник выпускает свои «стрелы» в бесконечность.
Очевидно, идея Б. Пастернака, выраженная в стихотворении «Во всем мне хочется дойти...», обращена не только к человеку — художнику по роду занятий, но и к человеку вообще. Так, в очерке «Люди и положения» поэт писал: «Человек, деятельность человека должны заключать элемент бесконечности, придающий явлению определенность, характер».
Вопросы и задания
1. Прочитайте в учебнике раздел о Б.Л. Пастернаке.
2. Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве Б.Л.Пастернака и подготовьте сообщение о биографии поэта. Составьте план ответа.
3. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества Б. Пастернак!
4. По синхронистической таблице (см. практикум) проанализируйте события 1930-х годов и соотнесите их с этим этапом в жизни Б.Пастернака.
5. Какие произведения Б. Пастернака вы уже изучали? Назовите их.
6. Перечитайте (или прочитайте) стихотворения Б. Пастернака «Февраль. Достать чернил и плакать!..», «Определение поэзии», «Во всем мне хочется дойти...», «Гамлет», «Зимняя ночь» и др. Обратите внимание на особенности поэтического стиля Б. Пастернака: жанровое своеобразие, интонационно-ритмический рисунок, метафорические и метонимические образы, исторически-конкретный и вневременной аспекты тематики.
7. Выучите одно из стихотворений Б. Пастернака наизусть и подготовьтесь к выразительному чтению.
8. Подготовьте обзорное сообщение о романе Б. Пастернака «Доктор Живаго».
9. Вспомните, как развивалась тема поэта и поэзии в русской лирике XIX—XX веков. Как развивает эту тему Б. Пастернак?
10. В каких стихотворениях Б. Пастернака нашли свое отражение традиционные для русской литературы образы природы и времени? Подготовьте сообщение на эту тему.
11. Составьте понятийный словарь темы «Б. Л. Пастернак».
Рекомендуемая литература
Альфонсов В. Поэзия Бориса Пастернака / В.Альфонсов. — Л., 1990.
«Доктор Живаго» Бориса Пастернака. — М., 1990.
Пасте рнак Е.Б. Борис Пастернак, Биография / Е. Б. Пастернак. — М., 1997.