Литература. Под ред. Обернихиной Г.А.

Александр Исаевич Солженицын

(1918—2008)

Александр Исаевич Солженицын вошел в историю России и как активный общественный деятель, и как писатель, посвятивший свой дар исследованию острейших проблем, которыми полна драматическая судьба нашего Отечества.

Родился Александр Исаевич 11 декабря 1918 года в Кисловодске в крестьянской семье через несколько месяцев после смерти отца. В 1924 году семья переехала в Ростов-на-Дону. Мать писателя Таисия Захаровна была дочерью зажиточного кубанского землевладельца, «кулака», поэтому она с трудом находила работу.

Окончив школу, Солженицын с 1936 по 1941 год учился на физико-математическом факультете университета в Ростове-на- Дону, а с 1939 года — на заочном отделении в Московском институте философии, литературы и истории. В эти же годы в сознании Солженицына родился замысел исторического романа о начале Первой мировой войны, позже воплотившийся в книгу «Август Четырнадцатого» (первая часть «Красного колеса»).

В 1941 году Солженицына мобилизовали, а в конце 1942-го — по окончании офицерской школы — направили на фронт. С 1943 по 1945 год он командовал артиллерийской батареей. По окончании войны произведен в чин капитана и награжден орденами Отечественной войны 2-й степени и Красной Звезды. Такой высокой оценки Солженицын удостоился за воинскую храбрость — в январе 1945 года ему удалось вывести из окружения свою батарею.

Однако в том же 1945 году Солженицын был арестован и приговорен к 8 годам исправительно-трудовых лагерей и на пожизненную ссылку «за антисоветскую агитацию и попытку создания антисоветской организации» — в его письмах к другу цензура обнаружила негативные высказывания в адрес Сталина и современной советской литературы.

Поначалу Солженицын отбывал срок в лагере в Новом Иерусалиме, потом был направлен на строительство жилого дома в Москве, впечатления этого периода нашли отражение в пьесе «Республика труда» ( 1954). В 1947 году Солженицына как математика перевели в секретный научно-исследовательский институт — «шарашку», который находился в подмосковном поселке Марфино. Эта «шарашка» будет описана в романе «В круге первом». Период с 1950 по 1953 год Солженицын провел в экибастузском лагере на самых тяжелых «общих» работах: чернорабочим, каменщиком, литейщиком. Этот опыт воссоздан в повести (рассказе) «Один день Ивана Денисовича» (1959). По окончании срока заключения началась ссылка: Солженицын стал преподавателем математики в ауле Кок-Терек Джамбульской области (Казахстан). В ссылке он провел 3 года — в 1956 году решением Верховного Суда СССР А. И. Солженицын был реабилитирован.

В 1956 году Солженицын вернулся в Россию, поселился в рязанской деревушке у героини будущего рассказа «Матренин двор» (1963). В 1957 году Солженицын переехал в Рязань, где работал в школе учителем математики. Все это время он работал над романом «В круге первом» и обдумывал замысел «Архипелага ГУЛАГ».

После возвращения из лагерей АСолженицын начал писать без всякой надежды на то, что его произведения будут напечатаны еще при жизни. Груз накопившихся «тем» был настолько тяжел, что писатель решил «писать только для того, чтоб об этом обо всем не забылось, когда-нибудь известно стало потомкам. При жизни же моей даже представления такого, мечты такой не должно быть в груди — напечататься». Однако, прослушав выступление АТ.Твардовского на XXII съезде КПСС, Солженицын решился переправить с тюремным другом Львом Копелевым рукопись под названием «Щ-854» в редакцию журнала «Новый мир», которым руководил Твардовский. Автору повезло, Твардовский решился опубликовать его рассказ, обратившись за помощью к самому H. С. Хрущеву.

В связи с публикацией повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» в 1962 году имя А. И. Солженицына стало известным всей стране. Впервые в советской литературе в мельчайших подробностях был описан быт политзаключенного. В читательской среде повесть Солженицына была воспринята неоднозначно: одни благодарили писателя за правду, другие были возмущены «клеветой».

Среди благодарных оказался писатель Г.Бакланов. Его отзыв был напечатан в «Литературной газете» в том же, 1962 году. «Когда человеку больно, особенно больно впервые, душа его кричит, — писал Бакланов. — И чем слабее душа, тем громче кричит он сам, но, испытав многое, что, поначалу казалось, и перенести невозможно, он постепенно твердеет духом, потому что он — человек. И за своей болью он начинает различать и понимать боль других. И если он сильный человек, у него еще находится для других, для тех, кто слабее его, часть души. Странное дело: отдавая, ты, оказывается, приобретаешь больше. С этой позиции умудренного тягчайшими испытаниями человека и написана повесть А.Солженицына. Это не крик раненой души, не первый крик боли — повесть написана спокойно, сдержанно, с юмором даже — эта житейская простота изложения действует значительно сильнее».

Действительно, один из лагерных дней Ивана Денисовича изображен Солженицыным в эпическом ключе, что роднит его произведение с рассказом М. Шолохова «Судьба человека». В русле шолоховской концепции «простого советского человека» оно и было прочитано. Только у Солженицына страшнее... Шолоховский Андрей Соколов борется с фашистами, посягнувшими на чужое, а у Шухова отняли все свои. Нго — крестьянина, а в прошлом солдата, приговорили к десяти годам лагерей как «шпиона» за то, что попал в плен, в котором и провел-то «пару дней», а потом сбежал. Надо заметить, что судьба Шухова не исключение, как правило, именно так в реальной сталинской действительности поступали с людьми, побывавшими в плену. Да и многие герои повести (рассказа) Солженицына имеют своими прототипами людей, которые были знакомы автору по лагерю. С тем жизненным опытом, который он получил в тюремном заключении, сам писатель связывает успех на литературном поприще: «Страшно подумать, — размышляет Солженицын, — что б я стал за писатель (а стал бы), если б меня не посадили».

Действие повести (рассказа) «Один день Ивана Денисовича» происходит в замкнутом пространстве лагерной зоны. Основу сюжета составляют события одного дня из тех восьми лет, что Иван Денисович уже провел в лагере, воспроизведенные Солженицыным в хроникальной последовательности. В этот день с Шуховым случилось «много удач»: не попал в карцер, угостили сигаретой, получил лишнюю миску баланды и т.д. Вроде бы мелочи, но ведь жив — «гнется» и не ломается.

Между тем повествование Солженицына выходит далеко за рамки зоны и за рамки одного дня, проведенного на ней. С одной стороны, мельчайшие детали лагерного быта, характерный лагерный сленг, а с другой стороны, трагические страницы нашей истории. Шухов — крестьянин, а рядом с ним и городские («интеллигенция»: дореволюционная и советская), и люди разных национальностей, и жертвы коллективизации, и фронтовики, и «бывшие начальники» (гражданские и военные), и бендеровец, и баптист, и стар, и млад... Каждый со своей историей, в которой отразилась история всей страны.

Одним из средств создания образа Ивана Денисовича является внутренний монолог. Именно из его внутренних монологов мы узнаем не только о прежней жизни самого героя, но и о судьбах российского крестьянства до и после коллективизации.

Крестьянская закваска помогает Шухову в лагере. Труд и житейская мудрость — верные союзники главного героя. Труд является и той мерой, которой Солженицын меряет своих героев. Система персонажей повести (рассказа) построена на противопоставлении людей, которые умеют и любят работать, и «придурков», паразитирующих на чужом труде.

По настоянию Твардовского пришлось изменить название рассказа, так «Щ-854» стал «Одним днем Ивана Денисовича», и жанровую ориентацию — с рассказа на повесть. Позже Солженицын сожалел о последнем: «Зря я уступил. У нас смываются границы между жанрами и происходит обесценение форм. “Иван Денисович” — конечно рассказ, хотя и большой, нагруженный. Мельче рассказа я бы выделял новеллу — легкую в построении, четкую в сюжете и мысли. Повесть — это то, что чаще всего у нас гонятся называть романом: где несколько сюжетных линий и даже почти обязательна протяженность во времени. А роман (мерзкое слово! нельзя ли иначе?) отличается от повести не столько объемом и не столько протяженностью во времени (ему даже пристала сжатость и динамичность), сколько — захватом множества судеб, горизонтом огляда и вертикалью мысли».

Под измененным названием — «Один день Ивана Денисовича» — рассказ был опубликован «Новым миром» в 1962 году и принес А. Солженицыну мировую известность.

В том же «Новом мире» в 1963 году были опубликованы рассказы «Матренин двор» (в первоначальном варианте — «Не стоит село без праведника»), «Случай на станции Кречетовка» и «Для пользы дела». Все это время А.Солженицын активно работал над «Архипелагом ГУЛАГ», писал «Раковый корпус», обдумывал книги о событиях революции («Красное Колесо»). Этой работе способствовали письма бывших заключенных и встречи с ними. «Один день Ивана Денисовича» был выдвинут на Ленинскую премию, но исподволь начавшаяся борьба с Солженицыным усилилась после смещения Н.С.Хрущева с поста Генерального секретаря ЦК КПСС: в 1965 году был захвачен архив писателя, перекрыты пути к публикации (в 1966 году напечатан только рассказ «Захар-Калита») и, наконец, последовало обсуждение «Ракового корпуса» на заседании секции прозы Московского отделения Союза писателей, закончившееся запретом повести.

В 1967 году А.Солженицын обратился с Открытым письмом к делегатам Четвертого съезда писателей, в котором требовал отмены цензуры. А в 1969 году его исключили из Союза писателей.

Между тем в 1968 году писатель завершил работу над «Архипелагом ГУЛАГ», за границей были опубликованы «В круге первом» и «Раковый корпус». В 1970 году творчество А. И. Солженицына было отмечено Нобелевской премией по литературе.

В 1973 году в Париже вышел в свет первый том «Архипелага ГУЛАГ». Уже в 1974 году Солженицына арестовали, лишили гражданства и выслали в ФРГ. В том же году он основал «Русский общественный фонд», внеся в него свои гонорары за «Архипелаг ГУЛАГ».

Писатель недолгое время прожил в Цюрихе, затем в 1975 году получил Нобелевскую премию в Стокгольме, а в 1976 году с семьей перебрался в США. В 1977 году основал «Всероссийскую мемуарную библиотеку» и начал «Исследования новейшей русской истории». В 1978— 1988 гг. в Париже увидело свет собрание сочинений А.Солженицына в 18 томах.

Долгие годы А.Солженицын работал над эпопеей «Красное Колесо. Повествованье в отмеренных сроках»: в 1982 году вышли книги «Август Четырнадцатого» и «Октябрь Шестнадцатого»; в 1986—1987 годах — «Март Семнадцатого»; в 1991 году — «Апрель Семнадцатого».

В 1989 году новому редактору «Нового мира» — С. П. Залыгину после долгой борьбы удалось опубликовать на страницах журнала Нобелевскую лекцию Солженицына, а затем и некоторые, отобранные автором, главы «Архипелага ГУЛАГ».

В 1990 году Указом Президента СССР А. И. Солженицыну возвращено гражданство и с этого же года его проза публикуется на Родине.

В 1991 году А.Солженицын издал книгу очерков о литературной жизни в советский период — «Бодался теленок с дубом».

В 1994 году он вернулся в Россию и занялся активной общественной деятельностью, решительно осудив реформы Б. Н. Ельцина и критикуя власти предержащие. В это время писателю было выделено эфирное время на телеканале ОРТ, но уже с сентября 1995 года цикл телепередач прекратился.

В 1998 году опубликована книга А. И. Солженицына «Россия в обвале», в которой автор, критикуя экономические реформы, проводящиеся в современной России, призывал к возрождению русского самосознания и русских традиций.

Отводя искусству центральную роль в человеческой жизни, в Нобелевской лекции А. И. Солженицын сказал: «Кто создаст человечеству единую систему отсчета — для злодеяний и благодеяний, для нетерпимого и для терпимого, как они разграничиваются сегодня? ...Бессильны тут и пропаганда, и принуждение, и научные доказательства. Но, к счастью, средство такое в мире есть! Это — искусство. Это — литература».

Вопросы и задания

1. Прочитайте в учебнике раздел об А. И.Солженицыне.

2. Прочитайте дополнительную литературу о жизни и творчестве А. И. Солженицына и подготовьте сообщение о биографии писателя. Составьте план ответа.

3. Составьте таблицу «Хроника жизни и творчества А. И. Солженицына».

4. По синхронистической таблице (см. практикум) проанализируйте события 1960-х годов и соотнесите их с этим этапом в жизни А. И. Солженицына. На основе анализа подготовьте краткое сообщение.

5. Перечитайте (или прочитайте) повесть (рассказ) А.Солженицына «Один день Ивана Денисовича».

6. Какие события из биографии А. И. Солженицына отразились в его произведении «Один день Ивана Денисовича»?

7. Прочитайте рассказ В. Т. Шаламова «Последний бой майора Пугачева» и еще один рассказ по вашему выбору.

8. Используя словарь литературоведческих терминов, выясните различия в жанрах повести и рассказа.

9. Прочитайте (или перечитайте) рассказ А. И. Солженицына «Матренин двор». Обратите внимание на те черты, которые, по мнению Солженицына, выделяют ее из круга односельчан как праведницу. Подумайте, что общего в характерах Ивана Денисовича и Матрены?

10. На сайте http://ais.tsygankov.ru/ ознакомьтесь с публицистикой А. И. Солженицына и подготовьте ее обзор.

Рекомендуемая литература

Голубков М.М. Александр Солженицын : в помощь преподавателям, старшеклассникам и абитуриентам / М.М.Голубков. — М., 1999.

Нива Ж. Солженицын / Ж. Нива. — М., 1992.

Спиваковский П.Е. Феномен А. И. Солженицына : новый взгляд / П.Е.Спиваковский. — М., 1998.

Чалмаев В.А. Александр Солженицын ; жизнь и творчество. Книга для учащихся / В.А.Чалмаев. — М., 1994.