Литература. Под ред. Обернихиной Г.А.

Особенности развития литературы на рубеже XX —XXI веков

Итак, литературно-художественная и общественно-культурная жизнь России на протяжении XX столетия была чрезвычайно насыщенной и сложной. В конце века русская литература опять оказалась в ситуации идеологического и эстетического многообразия. В современном литературном процессе одновременно существуют разнообразные стилевые течения таких художественных систем, как реализм, модернизм и постмодернизм. При этом границы между ними подвижны: один и тот же автор может обращаться в своем творчестве к разным методам создания художественного образа. Так, например, в творчестве С.Довлатова реализм сочетается с модернизмом, произведения В. Пелевина, Т. Толстой, Л.Петрушевской, В.Пьецуха тяготеют то к реалистической, то к постмодернистской эстетике.

Роль постмодернистских литературных течений при всех различиях между ними сводится к формально-содержательному раскрепощению русской литературы, долгое время находившейся под политическим давлением. Интерес публики к постмодернизму вызван прежде всего отсутствием в литературно-художественном произведении пафоса назидательности.

Модернистские идейно-эстетические принципы, используемые в литературе конца XX—начала XXI века, являются средством преодоления пределов рационалистического мышления, поскольку в человеке и человеческой жизни всегда существует нечто непостижимое разумом.

Благодаря взаимодействию с другими художественными системами реалистическая литература к началу XXI века пополнилась приемами адекватного выражения мироощущения современного человека. Стало очевидным, что принцип историзма предполагает не только воплощение в образе представлений о прогрессе, но и отражение связи времен в их качественном своеобразии, а принцип детерминизма1 не сводится исключительно к социально-исторической обусловленности характеров. Эта обусловленностъ может иметь и психологический, и социально-психологический, и биологический, и религиозный, и мифологический характер.

1 Детерминизм — философское учение о закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений.

К концу XX века в реализме выделяют следующие стилевые течения:

1. Традиционный реализм, наследующий традиции классического и социалистического реализма.

2. Реализм, вбирающий в себя элементы разных художественных направлений, в частности сентиментализма, романтизма, модернизма.

3. Реализм, использующий формы вторичной, явной условности (миф, сказку), поэтому его называют «мифологическим» реализмом.

Таким образом, велика вероятность того, что в XXI веке обновленный реализм с его обращенностью к миру и человеку будет занимать лидирующее положение в художественной культуре.

В традиционных для реалистической литературы формах продолжают писать прозаики В. Белов, Ю. Бондарев, В. Распутин, А. Солженицын. Тяготеет к обновленному реализму проза В. Маканина, Р.Киреева, А.Кима, В.Крупина, Д. Галковского, О.Павлова, Б. Екимова, А. Варламова, С. Каледина и др. Постмодернистское мироощущение обнаруживается в творчестве Вик. Ерофеева, Е. Харитонова, Евг. Попова, А. Королева и др.

Сюрреалистические тенденции развиваются в поэзии И.Жданова и гражданской лирике Ю. Кузнецова. Гражданские и патриотические мотивы характерны для творчества молодых поэтов И. Тюленева и Ф. Черепанова. Продолжает свое творчество и Г.Айги, которого исследователи называют «мастером подлинного верлибра в современной поэзии». Переосмысливает иронический пафос своей поэзии Т. Кибиров. Политически заостренную окраску носит лирика И.Савельева, О. Шестинского и др.

В драматургии пока практически не развиваются традиции русского реалистического театра. Постмодернисткие пьесы создает Л. Петрушевская. Психологическая драма нашла свое развитие в творчестве постмодерниста Н. Коляды, с театром абсурда связана драматургия Н.Садур и А.Дьяченко, Мировоззрение последнего ориентировано на философию дзэн-буддизма1.

Говоря об особенностях русской литературы рубежного периода, нельзя обойти вниманием такое явление, как «массовая литература». Это явление активно развивается с 1990-х годов. Сначала книжный рынок заполнили произведения массовой литературы зарубежных писателей, а теперь уже на этом рынке появились и произведения отечественных авторов. А. Маринина, Д. Донцова, Ф. Незнанский и многие другие стали культовыми авторами в среде читающей публики.

1 Буддизм — одна из трех (наряду с христианством и исламом) мировых религий; дзэн-буддизм — шкода японешт буддизма.

Развитие массовой литературы объясняется существованием в едином культурном пространстве, объединенном устойчивыми константами нашего менталитета, субкультур, отличающихся друг от друга не только политическими, но и половозрастными интересами, этическими и эстетическими ориентирами, уровнем и качеством образования, социальной принадлежностью. С другой стороны, в отсутствие государственного финансирования писатели теперь вынуждены учитывать и социальный «заказ», т.е. запросы читающей публики.

Строго говоря, русская литература и в советскую эпоху не была единообразной. Сам факт существования таких течений, как «молодежная», «деревенская» и «городская» проза, уже является свидетельством того, что даже официальная культура была вынуждена признать наличие подкультур, качественно отличающихся друг от друга. Однако поскольку отрицалось деление культуры в целом и литературы в частности на элитарную и массовую подкультуры, то не могло быть и речи о создании и развитии массовой литературы.

Массовая литература ориентирована на современность и обладает рядом характерных свойств: четкое деление по жанрово-тематическому принципу; устойчивые типы героев, зачастую серийных, что позволяет писателям создавать бесконечные продолжения; сочетание принципов жизнеподобия (узнаваемые реалии современности — политические, социальные, психологические, бытовые) со сказочными сюжетами и исключительными возможностями героя, похожего на обычного среднестатистического современника; оптимистический пафос.

Благодаря этим свойствам массовая литература осуществляет определенные общественные и психотерапевтические функции. Она интересна читателю, потому что дает ответы на незатейливые, но насущные проблемы: показывает стереотипы поведения и общения людей, объединенных одной культурой, принадлежащих к той или иной социальной группе; помогает читателю отвлечься от реальных забот и т. п.

В лучших своих образцах зарубежная массовая литература нацелена на внедрение в массовое сознание стереотипов поведения гражданина, думающего о своем отечестве, заботливого семьянина, защитника природы и т.д. Отечественный же рынок массовой литературы пока изобилует детективами, боевиками и фэнтези1.

1 Фэнтези (от англ, fantasy) — вил литературно-художественных произведений, сюжетную основу которых составляют факты и явления, неподдающиеся разумному объяснению. Литература фэнтези восходит к архаическим мифам и волшебным сказкам.

Рекомендуемая литература

Голубков М.М. Русская литература XX века : после раскола / М.М.Голубков. — М., 2002.

Кожинов В.В. Статьи о современной литературе / В. В. Кожинов. — М., 1990.

Кулаков В. Поэзия как факт. Статьи о стихах / В.Кулаков. — М., 1999.

Курицын В. Русский литературный постмодернизм/В. Курицын.— М., 2001.

Нефагина Г.Л. Русская проза конца XX века : учеб, пособие / Г.Л.Нефагина. — М., 2005.

Руднев В.П. Энциклопедический словарь культуры XX века / B. П.Руднев. — М., 2001.

Современный словарь-справочник по литературе / сост. и научн. ред. C. И. Кормилов. — М., 1999.

Примерные вопросы и задания к итоговому зачету по курсу русской литературы XX века

1. «Вечные проблемы» русской литературы и их художественное воплощение в прозе И. Бунина и А. Куприна.

2. Основные темы и проблемы в творчестве И. Бунина (на примере двух-трех произведений).

3. Основные темы и проблемы в творчестве А. Куприна (на примере одного-двух произведений).

4. Поэзия русского символизма (на примере творчества одного поэта). Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).

5. Поэзия русского акмеизма (на примере творчества одного поэта). Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).

6. Русский футуризм (на примере творчества одного поэта). Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).

7. Раннее творчество М. Горького (на примере романтических и реалистических произведений).

8. Драматургия М. Горького. Пьеса «На дне». Основные темы и проблемы.

9. Основные мотивы лирики В. Маяковского. Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).

10. В. Маяковский — сатирик. Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка),

11. Основные мотивы лирики А. Блока. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).

12. Тема революции в поэме А. Блока «Двенадцать». Чтение наизусть отрывка из поэмы.

13. Основные мотивы лирики С. Есенина.

14. Развитие темы Родины в лирике С. Есенина. Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).

15. Тема революции и Гражданской войны в произведениях А. А. Фадеева, И.Э.Бабеля, Б.Л.Пастернака, М.А.Булгакова (сопоставительный анализ).

16. Судьба крестьянства в творчестве М.А. Шолохова (на примере изученных произведений).

17. Реалистическое изображение трагедии XX века в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон».

18. Интеллигенция и революция в романах М. Булгакова, А.Фадеева, Б. Пастернака (сопоставительный анализ).

19. Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве (на примере произведений А.Солженицына, В.Шаламова, А.Жигулина).

20. Лирика Б. Пастернака. Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).

21. Лирика А. Ахматовой. Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).

22. Основные мотивы поэзии А.Твардовского. Чтение наизусть стихотворения. Анализ одного стихотворения (восприятие, истолкование, оценка).

23. Тема Великой Отечественной войны в творчестве Ю. Бондарева, В. Быкова, В. Некрасова, К. Воробьева, В. Астафьева (на примере двухтрех произведений).

24. Судьба крестьянской культуры в прозе I960— 1970-х годов (В. Белов, Б.Можаев, Ф.Абрамов, С.Залыгин, С.Крутилин, В.Солоухин — по выбору учащихся).

25. Проблема обретения нравственного самосознания в творчестве В. Шукшина.

26. Герой и конфликт драмы 1960— 1980-х годов (А. Вампилов, А. Володин, Л. Петрушевская, Э. Радзинский — по выбору учащихся).

27. Лирический герой лирики второй половины XX веки (Н. Рубцов, А. Тарковский, А. Кушнер — по выбору учащихся),

28. Реалистические, модернистские и постмодернистские тенденции в современной поэзии (Ю. Кузнецов, И. Бродский, Т, Кибиров — по выбору учащихся).

29. Современная авторская песня (на примере одного-двух авторов по выбору учащихся).

30. Литература русского зарубежья. Основные течении литературы третьей водны эмиграции (Ф.Горенштейн, С.Соколов, С,Довлатов — по выбору учащихся).


Предыдущая
Страница
Следующая
Страница