Выпускное сочинение. Пишем на отлично. С примерами и образцами

2. Возможные темы сочинений

«Сквозные» темы

Человек и идея в произведениях 20–30 годов XX века.

Взгляд на человека 30–50 годов в произведениях «возвращенной» литературы.

«Бунтующее сердце» (по произведениям русской классики).

Ваш любимый женский образ в русской литературе второй половины XIX века.

Люди чести и долга в русской литературе второй половины XIX века (произведения по выбору абитуриента).

Эпоха и ее герой (литературная основа по выбору).

Действительность под лупой сатиры.

Что и как читали герои русской классики?

Дуэль в русской литературе.

Дети и детство в русской литературе XIX века.

Тема дороги в русской литературе.

Тема денег в русской литературе.

Женские образы в русской классической литературе.

«Мысль семейная» в русской литературе.

Образы слуг в произведениях русской литературы.

Образы двух столиц в русской литературе.

«Личные» темы

Поэзия в моей жизни.

Мой любимый поэт XX века.

Кто из современных писателей прозаиков вам интересен и почему?

Мой герой в произведениях современной русской литературы.

Профессия и призвание… Могут ли они совпадать?

Легко ли быть молодым?

А. С. Грибоедов. «Горе от ума»

Смешон или страшен Молчалин?

Кого из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» вы бы назвали умным человеком?

Две системы жизненных ценностей: монологи Чацкого и Фамусова.

Почему неизбежен конфликт между Чацким и фамусовской Москвой?

Как в «Горе от ума» связаны два конфликта: личный и идейный?

Особенности драматического конфликта в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

«Страстные к чинам» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».

Для чего сегодня можно поставить комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

А. С. Пушкин. Лирика

Друзья-лицеисты в жизни и творчестве А. С. Пушкина.

Современники А. С. Пушкина в его стихах.

Тема свободы в лирике А. С. Пушкина.

Любовь в изображении А. С. Пушкина и Ф. И. Тютчева.

Размышления Пушкина над жизнью и смертью.

Пушкин о поэте и поэзии.

Чем близок Пушкин моему современнику?

А. С. Пушкин. «Капитанская дочка»

Как влияют жизненные испытания на героев пушкинской «Капитанской дочки»?

Проблема чести и долга в «Капитанской дочке» А. С. Пушкина.

Гринев и Пугачев в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Русский бунт в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

Маша Миронова и Татьяна Ларина – любимые героини А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»

Две встречи и два письма Онегина и Татьяны.

Было ли возможно счастье Татьяны Лариной и Евгения Онегина?

Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» в их отношениях с природой и литературой.

Жизненные позиции автора и главного героя в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

«Уж не пародия ли он?» (Евгений Онегин глазами автора и героев романа).

Лирические отступления, изменение их тем и смысла в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин».

Герои романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» и романтическая культура.

Картины русской жизни на страницах романа «Евгений Онегин».

Как повлияла на Онегина дружба с Ленским?

Чацкий и Онегин.

М. Ю. Лермонтов. Лирика

М. Ю. Лермонтов о судьбе своего поколения.

Образ Родины в лирике М. Ю. Лермонтова.

«Пророк» А. С. Пушкина и «Пророк» М. Ю. Лермонтова: две лирические интерпретации образа.

Есть ли надежда в лирике М. Ю. Лермонтова?

Судьба поколения в лирике А. С. Пушкина и М. Ю. Лермонтова.

Романтические мотивы в лирике М. Ю. Лермонтова.

«Выхожу один я на дорогу…» (мотивы трагического одиночества в лирике М. Ю. Лермонтова).

М. Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»

Композиция романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и ее художественный смысл.

Попытки любви и дружбы в жизни Печорина.

Что отличает Печорина от других героев романа?

Что возвышает Печорина над людьми, с которыми он сталкивается в романе, и в чем он уступает им?

Личность Печорина и его социально-нравственная драма.

Какие качества постепенно утрачивает Печорин и что углубляется и усиливается в нем?

В чем трагедия Печорина?

Тема судьбы, предопределенности и свободы человеческой воли в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Печорин глазами Печорина.

Женские образы в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Печорин в ряду героев русской классической литературы.

Н. В. Гоголь. «Ревизор»

Почему чиновники не смогли разоблачить Хлестакова?

Ревизор мнимый и подлинный в комедии Н. В. Гоголя.

Хлестаков и хлестаковщина.

Эпиграф и сюжет комедии Н. В. Гоголя «Ревизор».

Актуальна ли комедия Н. В. Гоголя сегодня?

Н. В. Гоголь. «Мертвые души»

О чем скорбит и о чем мечтает автор поэмы «Мертвые души»?

Прав ли Гоголь, назвав Плюшкина «прорехой на человечестве»?

Чичиков и его роль в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Россия живая и мертвая в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Смысл и многозначность понятия «мертвые души» в поэме Н. В. Гоголя.

Человеческие типы в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Чем объясняется успех Чичикова и можно ли говорить о его крахе?

Смешное и трагическое в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души».

Ноздрев и Хлестаков.

Современность образа Чичикова.

А. Н. Островский. «Гроза»

«Гроза» А. Н. Островского как «русская трагедия».

Законы и законодатели «темного царства» в драме А. Н. Островского «Гроза».

Кто оказался победителем в пьесе «Гроза» – Кабаниха или Катерина?

Почему Катерина – «луч света в темном царстве»?

Смысл названия драмы А. Н. Островского «Гроза».

И. А. Гончаров. «Обломов»

Обломов и Штольц: дружба антиподов.

Жизненный идеал Обломова в столкновении с реальностью.

Обломов и Штольц: смысл их противопоставления.

Обломов и обломовщина.

Ум и сердце в судьбах героев романа И. А. Гончарова «Обломов».

М. Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. «История одного города». «Господа Головлевы».

Приемы и средства сатиры в произведениях М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Почему мне интересно (неинтересно) читать М. Е. Салтыкова-Щедрина.

Что вызывает раздражение и гнев М. Е. Салтыкова-Щедрина?

«История одного города» М. Е. Салтыкова-Щедрина: предмет сатиры.

Комическое и трагическое в «Истории одного города».

Градоначальники и глуповцы.

Что делает Иудушку Головлева «вечным типом»?

«Мыль семейная» (по роману М. Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы»).

Н. А. Некрасов. Лирика

Идеал человека в лирике Н. А. Некрасова.

Новаторство лирики Н. А. Некрасова.

Родина и народ в лирике Н. А. Некрасова.

Н. А. Некрасов. «Кому на Руси жить хорошо»

Русский народ в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Какие стороны национального характера позволяют Некрасову сказать о Родине: «Ты и могучая, ты и бессильная…»?

Проблема счастья в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

Судьба русской женщины в поэме Н. А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».

«Народные заступники» в произведениях Н. А. Некрасова.

И. С. Тургенев. «Отцы и дети»

Образ Базарова в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети»: идеология и личность.

Спорное и бесспорное в мировоззрении и жизненной позиции Базарова.

Сила и слабость Евгения Базарова.

Нигилизм Базарова: за и против.

Нужен ли Базаров России?

Какие проблемы романа И. С. Тургенева «Отцы и дети» можно считать вечными?

Был ли Базаров героем своего времени?

Проверка героев любовью в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

Базаров и семья Кирсановых.

Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»

Над чем меня заставил задуматься роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»?

Образ Петербурга в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Наказание как этическая проблема в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

«Двойники» Раскольникова и их роль в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Герои бунта и смирения в «Преступлении и наказании» Ф. М. Достоевского.

Родион Раскольников – герой или антигерой?

Смысл и значение эпилога в «Преступлении и наказании».

Какое значение имеет история семьи Мармеладовых?

Л. Н. Толстой «Война и мир»

История и философия истории в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

«Диалектика души» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Чем восхищен и чего не одобряет Толстой в Ростовых?

Бородинское сражение как кульминация романа Л. Н. Толстого «Война и мир».

Черты национального характера в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Эпилог романа Л. Н. Толстого «Война и мир»: споры и размышления.

Смысл противопоставления Кутузова и Наполеона в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Путь и искания Андрея Болконского и Пьера Безухова в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Образ Наташи Ростовой и семейная тема в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

Семья Болконских в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

«Нет величия там, где нет красоты, добра и правды» (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

Человек на войне (по роману Л. Н. Толстого «Война и мир»).

«Отцы и дети» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир».

А. П. Чехов. Рассказы

«Человек – тонкая штука» (типичное и индивидуальное в характерах героев А. П. Чехова).

Деградация героя (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч»).

«Его врагом была пошлость» (по произведениям А. П. Чехова).

«Берегите в себе человека» (А. П. Чехов).

А. П. Чехов. «Вишневый сад»

Вишневый сад в судьбах героев пьесы А. П. Чехова.

Как автор относится к Лопахину?

Социальный мир в комедии А. П. Чехова «Вишневый сад»: конец русских сословий.

Своеобразие драматического конфликта в пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

Второстепенные персонажи в «Вишневом саде» А. П. Чехова.

Как Чехов отвечает в своей пьесе на вопрос о том, почему был продан вишневый сад?

Почему Чехов назвал свою пьесу «Вишневый сад»?

А. А. Блок. Лирика

Женские образы в поэзии А. Блока.

«Страшный мир» – приговор А. Блока только своему времени?

Поэтический образ России в лирике А. Блока.

Мои любимые страницы в лирике А. Блока.

«Женские лики» в поэзии А. Блока.

Традиции русской классической поэзии в лирике А. Блока.

А. А. Блок. «Двенадцать»

Сатирические образы и средства их создания в поэме А. Блока «Двенадцать».

Композиция поэмы А. Блока «Двенадцать» и ее художественный смысл.

Смысл названия поэмы А. Блока «Двенадцать».

Символика поэмы А. Блока «Двенадцать».

Изображение революции в поэме А. Блока «Двенадцать».

И. А. Бунин. «Темные аллеи»

Любовь и смерть в рассказах И. А. Бунина.

«Темные аллеи» рассказов И. А. Бунина.

Философия любви в цикле рассказов И. А. Бунина «Темные аллеи».

М. Горький. Рассказы

Данко и Ларра – два типа отношения к миру и людям.

Проблема личности и свободы в ранних произведениях М. Горького.

«Свинцовые мерзости жизни» в произведениях М. Горького.

Легенда и жизнь в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Тема подвига в ранних произведениях М. Горького.

М. Горький. «На дне»

Деятельное добро и человечность в пьесе М. Горького «На дне».

Судьбы людей «дна» в пьесе М. Горького «На дне».

О чем спорят Лука и Сатин?

Добро или зло несет Лука людям?

Гуманизм и гуманность в пьесе М. Горького «На дне».

Прошлое и настоящее героев в пьесе «На дне».

Социальный и философский конфликт в пьесе М. Горького «На дне».

Трагедия человека в пьесе М. Горького «На дне».

В. В. Маяковский. Лирика

Бунтарский характер поэзии раннего В. Маяковского.

Сатирические образы в поэзии В. Маяковского.

Особенности стиха В. Маяковского.

Любовь в творчестве В. Маяковского.

Современна ли поэзия В. Маяковского сегодня?

«Я хочу быть понят моей страной…» (В. Маяковский о судьбе поэта).

В. В. Маяковский. «Хорошо»

Лирическое и эпическое в поэме В. Маяковского «Хорошо».

Изображение революции в поэмах А. Блока «Двенадцать» и В. Маяковского «Хорошо».

С. А. Есенин. Лирика

Образ Родины в поэзии С. Есенина.

Русская природа в лирике С. Есенина.

Есенин – поэт всего живого.

Лирический герой С. Есенина.

«Русь уходящая» в поэзии С. Есенина.

А. А. Фадеев. «Разгром»

Согласны ли вы с позицией А. Фадеева, выраженной в романе «Разгром»?

Изображение гражданской войны в романе «Разгром».

Смысл названия и финала романа А. Фадеева «Разгром».

В чем своеобразие авторского взгляда на проблему «интеллигенции и революции» (по произведениям М. Горького, М. Булгакова, А. Фадеева. Б. Пастернака и др.).

М. А. Шолохов. «Поднятая целина». «Тихий Дон». «Судьба человека»

Человек на земле (М. Шолохов).

Человек и природа в произведениях М. Шолохова.

Трагическое в судьбах героев М. Шолохова.

«Судьба человеческая – судьба народная» в произведениях М. Шолохова.

Русский народ в изображении М. Шолохова.

Почему мне интересно (неинтересно) читать произведения М. Шолохова?

Современная литература

Проблема подвига и предательства в послевоенной и современной литературе о войне.

Проблемы гуманизма и жестокости в русской прозе XX века о войне.

Как в современной отечественной литературе о войне решаются проблемы подвига и предательства?

Любовь и война на страницах русской литературы второй половины XX века.

Человек на войне.

Проблемы молодежи в современной литературе.

«Чужого горя не бывает…» (по произведениям русской литературы второй половины XX века).

Жив ли в современной литературе образ «маленького человека»?

Тема памяти в русской литературе XX века.

Изображение трагедии человека в русской лагерной прозе.

Человек и природа в произведениях В. Распутина и В. Астафьева.

«Не стоит село без праведника» (современная литература).

Чем выше человеческий дух, тем явственнее и беспредельнее одиночество души (И. Бродский).

Проблема «творческая личность и общество» в литературе XX века.

Поиски и обретения русской поэзии XX века.

Тема любви в русской поэзии XX века.

Образ Петербурга – Петрограда – Ленинграда в русской поэзии XX века.

Проблема отношений частного человека и общества в русской литературе второй половины XX века.

Проблема морального выбора и ее решение в произведениях современной литературы.

Преображающее чудо любви в русской литературе второй половины XX века.