Выпускное сочинение. Пишем на отлично. С примерами и образцами

Часть II. Работа над языком сочинения

1. Примеры ошибок

1. Как ни пытается Раскольников аннулировать эту мысль, она полностью овладевает им.

Слово аннулировать означает «объявить недействительным, отменить». Раскольников пытается избавиться от мысли (о преступлении), но никак не «отменяет» ее и не хочет «объявить недействительной».

2. Проблема совести является фактором размышления Пушкина.

Слово фактор означает «момент, существенное обстоятельство в каком-либо процессе, явлении». Проблема совести может быть предметом или объектом размышлений, но не его «существенным обстоятельством».

3. Каждый чиновник этого провинциального городишки вылезает вон из кожи , чтобы понравиться мнимому ревизору.

В русском языке существует фразеологизм лезть из кожи вон , но не «вылезать из кожи вон».

4. Хотя Куприн не играл столь большого значения в литературе конца 19 – начала 20 в., как Чехов и Толстой, а позже – Бунин и Андреев, многие его повести и рассказы не уступают произведениям этих писателей по глубине изображения характеров и мастерству.

Распространенное неправильное сочетание слов. Правильная сочетаемость: иметь значение, играть роль.

5. Первым, кто выдвинул в русской литературе тему лишнего человека, был Пушкин.

Выдвинуть тему – неправильное словосочетание, тему можно затронуть, раскрыть.

6. В эту глубокую бездну отчаяния постепенно погружается герой Достоевского.

Слово бездна имеет значение «глубокая пропасть», поэтому автор сочинения фактически написал: глубокая глубокая пропасть.

7. Толстой негодует от возмущения , когда показывает нам Наполеона в этом эпизоде.

Плеоназм: негодовать – испытывать возмущение.

8. На балу Онегин, чтобы позлить приятеля и отомстить ему за то, что тот притащил его в гости, танцевал с Ольгой, а Ленский начал хорохориться .

Слова притащил и хорохориться разговорные, они неуместны в сочинении.

9. Мне кажется, что А. С. Пушкин действительно жил, страдал и размышлял вместе со всеми людьми Руси .

Анахронизм: о Руси мы говорим, когда речь идет о древней, сказочной, легендарной стране; о времени, когда жил А. С. Пушкин, следует писать Россия .

10. Для поэта все старое, все образы старого мира – враждебно .

Сказуемое в приведенных предложениях относится к ряду однородных членов и должно быть в форме не единственного, а множественного числа.

11. Самая любимейшая героиня Толстого – Наташа Ростова.

Степени сравнения прилагательных образуются либо с помощью суффиксов, либо с помощью вспомогательных слов, но не с помощью двух этих способов одновременно: или «любимейшая героиня», или «самая любимая героиня».

12. Эта встреча Рогожина и князя Мышкина не принесла ему ничего хорошего.

Непонятно, кому «ему»: Рогожину или Мышкину?

13. Чуткий художник, Тургенев откликается на все события окружающей жизни и отмечал только зарождающиеся в ней явления.

Оба сказуемых должны быть употреблены либо в настоящем, либо в прошедшем времени.

14. Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле , народом были созданы произведения большой глубины и силы.

Деепричастный оборот должен обозначать действие того же субъекта, что и сказуемое.

Выражая в песнях, сказках, былинах мечту о счастливой доле, народ создал произведения большой глубины и силы.

15. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и которую он никогда не читал.

Должно быть либо два придаточных предложения, либо два причастных оборота (в данном случае предпочтителен первый вариант). 1. На столе у Манилова лежала книга, которая была всегда открыта на одной и той же странице и которую он никогда не читал. 2. На столе у Манилова лежала книга, открытая на одной и той же странице и никогда не читаемая им.

Рассмотрим наиболее распространенные типы ошибок (фактические , логические , речевые , грамматические и др.) .

2. Фактические ошибки

1. В романе два действующих лица : Онегин и Татьяна.

2. Алексей Максимович Горький родился в небольшом городке на Волге – в Горьком .

3. Как в старой Руси согрешившие и заблудшие выходили на площадь, становились в грязь, на колени, и каялись перед народом, так и Есенин каялся перед страной в том, что мешал ей своей песней .

1 – персонажи романа названы «действующими лицами», что возможно только в драматическом произведении, к тому же персонажей в романе «Евгений Онегин» значительно больше, наверное, имелись в виду главные персонажи;

2 – комментарий не требуется;

3 – допущена ошибка в трактовке творчества С. Есенина, использован неточный, противоречивый образ.

3. Логические ошибки

1. Окно выходило во двор, откуда Пушкин увидел Пущина по звуку колокольчика .

2. Фирс заботился по-матерински о Гаеве.

3. В его образе , может быть, доля одного из призывов Чехова к труду, к деятельности.

5. Базаров же с гневом и гордостью говорит о темноте народа.

6. Тяжелая жизнь рабочих наводит на него грустные и вместе с тем гневные мысли.

7. Простая деревенская девушка, наивная, но благородная , она не умела выразить свои ощущения.

4. Лексические ошибки

Непонимание значения слова

1. Половцев является руководителем контрабандистов , ненавидящих советскую власть.

2. Пугачев в повести показан как поработитель богатых, а не как тиран .

3. Залежи богатств Гобсека запрятаны в разброде везде.

4. Великие мастера слова – Пушкин и Бальзак – явили литературе два прообраза скупости: Скупого рыцаря и Гобсека.

5. В поэме передается импульс движения, проходящий через весь сюжетный строй. Его олицетворяет образ ветра.

6. От крапивы у Робинзона Крузо началась изжога .

Смешение паронимов (однокоренных слов, различающихся по значению и употреблению)

1. Такая дружба на проверку (поверку ) не выдержала испытаний.

2. Виной (виновницей ) тяжелой жизни ямщика является злодейка-жена.

Тавтология и плеоназм

1. Чацкий вырос в этой среде, с нею героя по-прежнему связывают родственные связи , даже чувство любви.

2. Для украшения сада устроены прекрасные по своему строению фонтаны.

3. Гринев увидел небольшую деревушку , огороженную частым частоколом .

4. Вопрос о невозможности всякого равнодушия и апатии .

5. Мы видим эгоизм и индивидуализм Печорина.

6. По мнению Базарова, жизнь требует безотлагательных изменений и преобразований .

7. Автор показывает Наташу глубокой патриоткой своей Родины .

8. Ленский не знает жизни и не занимается познанием действительности.

9. Гриша Добросклонов счастлив , потому что он борец за счастье русского народа , он верит в счастливое будущее русского народа .

10. О войне написано много произведений. Многие писатели обращаются к этой теме.

11. К слугам Фамусов относится грубо, к Чацкому относится враждебно, а к тем, кто имеет власть, относится заискивающе.

12. Обычным для Некрасова было великодушие широкой русской души .

13. В своем романе «Война и мир» Толстой передает свое мировоззрение, свою философию .

14. Образом Т. Лариной автор изобразил тип русской женщины.

15. Это произведение поражает нас своей жизненностью, правдивостью и непростотой.

16. Работали молча, без слов .

1, 2, 3 – тавтология;

4, 5, 6, 7, 8 – плеоназм: патриот – это человек, любящий свою Родину ;

9, 10, 11 – неоправданный лексический повтор или повтор однокоренных слов;

12 – тавтология, кроме того, великодушие не может быть обычным;

13 – плеоназм (мировоззрение, философия ) и неоправданный повтор слова свой;

14 – тавтология (образом изобразил ), не говоря о том, что тип русской женщины нельзя изобразить образом ; неуместна и форма имени собственного (Т. Ларина );

15 – в данном случае автор использует слова жизненность и правдивость, фактически не различая их значения;

16 – комментарий не требуется.

Нарушение традиционной лексической сочетаемости, разрушение фразеологизма

1. Фамусов – закоренелый крепостник .

2. Кабаниха – матерая вдова .

3. В комнате была тесная обстановка .

4. На первый взгляд вопрос этой темы может показаться сложным.

5. Левинсон сумел поставить отряд на железную дисциплину .

6. Они все сделали быстро, но опустя рукава.

7. Старуха много горя захлебнула на своем веку.

8. Швабрин дал ей три дня на размышление, и если она не одумается и не выйдет под венец , то пусть не ждет пощады.

9. Каждый говорил свою точку зрения .

10. В драме «Гроза» автор говорит протест против купцов-самодуров.

11. С милосердием в пьесе выступает Лука.

12. Сатин прославляет гимн Человеку с большой буквы.

13. Варвара рассказывает ей свои принципы .

14. Поэт бросает самую сильную ненависть всему крепостническому строю.

15. Наташа хочет прожить каждую минуту жизни интересно. Она нуждается в постоянном восхищении .

16. Я глубоко не оправдываю Евгения.

17. Но под романной формой скрываются реалистические взгляды, тенденции, призывы .

18. Раскольникова одолевает чувство своей необычности .

19. Ленский пригласил Онегина на дуэль .

1, 2 – закоренелый негодяй, матерый преступник, но не крепостник; вдова;

3 – обстановка не может быть тесной ;

4 – формулировка темы, сама тема, но не вопрос темы ;

5 – наладить железную дисциплину;

6 – спустя рукава;

7 – хлебнуть горя;

8 – пойдет под венец;

9 – высказать точку зрения;

10 – выразить протест;

11 – проявить милосердие;

12 – прославлять человека, пропеть гимн;

13 – выразить принципы, сформулировать их;

14 – бросить обвинение, выразить ненависть;

15 – ей необходимо постоянное восхищение;

16 – глубоко любить, верить, но нельзя сказать глубоко не оправдываю ;

17 – в однородном ряду употребляются слова взгляды, тенденции, призывы , значение которых автор понимает неточно; кроме того, нетрадиционно само сочетание слов реалистические призывы ;

18 – одолевать может чувство стыда, раскаяния, но не чувство своей необычности ;

19 – вызвал на дуэль.

Неточный выбор слова

1. Самолет Алексея обступили четыре немецких истребителя.

2. М. Ю. Лермонтов жил и творил в эпоху сороковых годов .

3. Романтизм явился для Пушкина подготовкой и переходом к реализму.

4. Все в ночлежке – разные люди, но доля у них одна – жить в этом подземелье , из которого не придется выбраться к солнцу.

5. Хлынул аккорд.

5. Грамматические ошибки

Неправильное образование формы слова

1. Отношения к героям и лирические отступления рисуют нам образ поэта.

2. Граждане проявляли массовые героизмы .

3. Передовые мировоззрения Чацкого.

4. Из здания медпункта в кругу своих будущих однополченцев вышел Боголепов.

5. Солнцу не хватало время разбудить всех лесных жителей.

6. Остап и Андрий вернулись из бурса .

7. От этого Мцыри кажется более таинственнее .

1, 2, 3 – отношение, героизм, мировоззрение – отвлеченные имена существительные, образование формы множественного числа у них или невозможно (героизмы ) или требует другого контекста: наши отношения, разные мировоззрения ;

4 – однополченцев – неправильное формообразование, следует – однополчан ;

5 – не хватало времени ;

6 – из бурсы (слово бурса – женского рода);

7 – неправильное образование формы сложной сравнительной степени, следует – более таинственно, более таинственным .

6. Ошибки в предложном и беспредложном управлении

1. Павел проходит в романе сложнейшее нравственное испытание – испытание любви (любовью) .

2. Уверенность в победу (в победе) .

3. Благодаря своей памятью (памяти) он знал несколько языков.

4. Новые идеи проникали в рабочие массы, и Павел, благодаря сложившихся обстоятельств (сложившимся обстоятельствам) , был увлечен этими идеями.

5. Доволен встрече (встречей) .

6. Бережно относился с книгами (к книгам) .

7. О (об) этих героях мы узнали с (из) книжек .

8. Она среди всей обстановки (в обстановке) , в которую попала, выйдя замуж за Тихона, не теряет своего достоинства, не позволяет унижать себя.

9. Петруша был в восторге о том (от того) , что будет служить в армии.

10. Мцыри стал вслушиваться к волшебным голосам (вслушиваться в волшебные голоса, прислушиваться к голосам) .

11. Через образ главного героя (образом главного героя) автор утверждает мысль о том, что народ сам создает своих героев, что в каждом должны пробудиться лучшие черты характера, самосознание, мужество.

12. Восторг перед упорством и смелостью революционеров (восторгаться упорством и смелостью).. .

13. Это можно доказать на таком примере (доказать таким примером) .

14. Автор понимает, что на горячих чувствах и высоких идеалах жить невозможно (невозможно жить горячими чувствами и высокими идеалами) .

15. Поэма Некрасова – это обличение против самодержавия (обличение самодержавия) .

16. Читая поэму «Кому на Руси жить хорошо», содрогаешься сердцем над судьбой Матрены Тимофеевны (судьба Матрены Тимофеевны заставляет содрогнуться, вызывает содрогание).

17. Закономерность о том (закономерность того) .

7. Ошибки в построении предложения

1. Декабристам объявили о замене милостью царя казни каторгой .

2. Немного пройдясь , ей навстречу бежала с лаем белая собачка английской породы.

3. Развлекаясь , Печорину все надоело.

4. Вдумчиво вчитываясь в страницы романа, видно , как душа матери постепенно очищается от плесени страха.

5. Живя в крепости, Петруше было скучно, и он сочинял стихи, и у него появилось понятие чести и долга.

6. Пугачев сказал Гриневу, что а ну-ка, поцелуй мой сапог!

7. Народ уже выступает в роли той силы, который «грудью проложит дорогу себе».

8. Фирс – это символ умирающего старого мира, который пришел в негодность .

9. У князя Андрея появляется новая цель – жить, помогая и сочувствуя людям, которая помогает ему вынести новое горе.

10. Вор Васька Пепел, которого с детства так звали, он еще и не украл ни разу, а его уже звали вором, и он продолжал путь своего отца .

11. И мотив этой новой жизни воплощается и на страницах пьесы «Вишневый сад».

12. Среди монахов Мцыри выделяют сила мечты о свободе, цельность и сосредоточенность. И вот Мцыри бежит из монастыря.

13. Образ Мцыри показан поэтом очень убедительно и искренне. И это не случайно.

14. Это произведение поражает нас своей жизненностью и правдивостью. И неспроста.

15. Главный пафос Есенина – любовь к России.

16. На переднем плане изображена девочка, которая срывала ягоды и кладет их себе в рот.

17. Карандышев, униженный обществом Паратова, зовет их к себе на обед.

1 – нанизывание падежных форм имен существительных, что затрудняет понимание смысла предложения;

2, 3, 4, 5 – неправильное использование деепричастий и деепричастных оборотов;

6 – неправильный перевод прямой речи в косвенную;

7 – союзное слово который должно быть употреблено здесь в форме женского рода (которая ), так как соотносится не со словом народ , а со словом сила ;

8, 9 – затемнение смысла высказывания вследствие неудачного использования определительных придаточных;

10 – нелогичное построение сложного предложения;

11 – неуместный повтор союза и ;

12, 13, 14 – неуместное использование союза и ; в приведенных примерах и это не случайно, и неспроста, и правда являются смысловыми пустышками;

15 – пропущено слово, необходимое для точного понимания смысла предложения: пафос творчества ;

16 – нарушение временного единства контекста (срывала и кладет ), следует – срывает и кладет, срывала и клала ;

17 – неточное употребление личного местоимения их , которое указывает на слово среднего рода общество .

Неуместные слова и выражения

1. У Некрасова очень много стихотворений про судьбу русской женщины.

2. Петя всегда очень восторженно говорит про Аню.

3. Вот мнение Анны Сергеевны насчет любви.

4. И хотя его любовь так же искренна теперь, как и любовь Татьяны, но до конца он все-таки так и не разглядел истинную Таню .

5. Софья, чтобы досадить и оскорбить Чацкого, распускает сплетню .

6. И тут невольно вспоминаются слова, сказанные автором о Евгении в начале романа.

7. Мересьева окружили четыре вражеских самолета, но он все же увильнул от врагов и скрылся за тучи.

8. Все началось с того, что городничий получил письмо от своего дружка с известием о приезде ревизора.

9. Она любит своих родителей: Василису Егоровну и своего отца – коменданта Белогорской крепости капитана Миронова .

10. Большое значение поэт отводит любви, являющейся одним из чувств , которое проверяет нравственную ценность человека.

11. На фоне звездного неба все наносное мельчает, исчезает, а истинные чувства принимают глобальный масштаб.

12. Проследить, как развивается любовь, на основе их объяснений друг другу.

1, 2 – о судьбе, об Ане; предлог про здесь неуместен;

3 – насчет – книжный предлог, его неуместность особенно очевидна в сочетании с частицей вот ;

4 – автор произведения может назвать Татьяну Ларину Таней или Катерину – Катей, но в сочинении Таня, Катя неуместны, фамильярны;

5 – фразеологизм распускает сплетню неуместен;

6, 7, 8 – тут, увильнул, дружок – в приведенных примерах эти слова неуместны вследствие своей просторечности;

9, 10 – неуместна книжность оборотов комендант Белогорской крепости капитан Миронов, являющейся одним из чувств , кроме того, в 9 – неуместен повтор слова свой , а в 10 – нарушена традиционная сочетаемость слов: отводит большое значение – придает большое значение, большое внимание уделяет ;

11 – слово глобальный употреблено неточно: глобальный – охватывающий весь земной шар, всеобщий ;

12 – неуместна канцелярская окрашенность выражения на основе их объяснений .

Штамп

Наташа – это многосторонняя, незаурядная личность, становление которой мы наблюдаем в течение всего романа .

На протяжении всего романа Левинсон показан прежде всего как руководитель отряда.

Только Кулигин на протяжении всей пьесы восхищается природой, и его первые слова были тоже о природе.

В комедии Грибоедова четко просматривается социальное и политическое противоборство героев.

Он четко обозначает моменты наивысшего напряжения, выделяет пики сюжетов, сосредоточивается вокруг одного героя.

В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил лучшие черты женского национального характера от Ярославны до наших дней.

Образ Павла Корчагина вбирает в себя все положительные черты поколения.

Главным представителем темы будущего в пьесе является Петя Трофимов.

А Чацкий несет в себе определенное историческое содержание .

Красивость

1. Она как бы попадает на островок завтрашнего дня .

2. Но коль речь зашла о природе, то следует отметить, что и любовь к природе – одно из «добрых чувств». Посмотрите только, как весело, оживленно и задорно написано «Зимнее утро».

3. Поэтический рассказ солдата о сражении звучит как торжественная симфония о героизме народных масс .

4. Мы вместе с Пьером Безуховым проходим сквозь огонь и дым . Видим его мужество. Ему приходит мысль, что ему необходимо убить Наполеона.

5. Смерть и война. Вот неразлучные подруги .

6. Раскольников все воспринимает чутко и тонко .

7. В поэзии Лермонтова нежно, с любовью, грустью, вдохновением, образно воспевается Родина.

8. «Онегин» – это наше духовное богатство, кладовая красоты .

9. В переплетении таких возвышенных чувств возникла и питалась ими в дальнейшем , на протяжении всего творчества, вольнолюбивая лирика поэта.

Двусмысленные, противоречивые выражения

1. Автор «Горя от ума» и Чацкий – почти синонимы .

2. Дружба вливает бодрость в жизненной борьбе . Со своими друзьями Пушкина объединяло кипение ума .

3. Ольга Ильинская не смогла поднять Обломова с дивана : ей, не знавшей, что такое физический труд, это оказалось не под силу.

4. «Нос» Гоголя наполнен глубочайшим содержанием .

5. Повесть потрясла меня, вывернула наизнанку .

6. Еще по дороге к отцу Базаров обронил одну фразу .

7. Чехов наделяет Петю Трофимова признаками недотепства .

8. Из ее слов мы видим, что Аня пойдет по Петиному пути , а может быть, даже дальше его .

9. Когда Павел исчезает со страниц романа , мать занимает его место .

10. Петруша вынес из родного дома много хорошего .

11. В этой каморке не открываются окна, то есть не остается другого выхода, кроме преступления .

12. Печорин держит у себя Бэлу, чтобы поддерживать свои душевные силы , надеясь еще полюбить. Но, увы! Но, пока Печорин поддерживал свои душевные силы , сколько он этим принес горя и страдания!

13. М. Ю. Лермонтов был противоречивой натурой, но с юности рвался к свободе. Мечта о свободе все время упиралась в стену мрачной николаевской реакции . Выстоять в это время могла только сильная натура, какой Лермонтов и был.

14. У Андрея в салоне создается совсем иное чувство, чем у Пьера. Андрей стоит выше всех присутствующих. Он – как луч света в темном царстве .

15. На поле были слышны стоны и крики мертвецов .

16. Бедная Лиза рвала цветы и кормила свою мать.

17. Фамусов разбирает людей не по внутренностям, а по наружностям.

18. Толстой, Пушкин, Суворов и Глинка были историческими личностями (такие люди, которые двигают историю взад и вперед ).

19. Гоголь страдал действительностью: действительность заключалась в том, что он одной ногой стоял в прошлом, а другой приветствовал будущее .

20. Акакий Акакиевич вцепился в шинель, потому что своя рубашка ближе к телу .

21. Обломов был прикован к постели.

22. Словно мифический Антей от земли , Обломов набирался сил от дивана.

23. Майор Ковалев не видел ничего дальше своего носа .

24. Во второй половине дня Печорин любил пить кофе со сливками общества .

8. Комплексный анализ сочинения

Внимательно прочитайте следующее сочинение . Обратите внимание на комментарий.

Великосветская знать в романе Толстого «Война и мир»

Роман «Война и мир» написан Л. Н. Толстым в 1964 г. В этом произведении очень точно показана знать в ореоле блеска и внутренней непривлекательности (речевая ошибка – выражение ореол блеска в русском языке существует, но нельзя сказать «ореол непривлекательности»). Основа жизни этих людей – эгоизм, они отъявленные карьеристы, предприимчивы и корыстны (грамматическая ошибка – нельзя в один ряд однородных членов ставить существительное и краткую форму прилагательного).

Центральное место в романе занимает изображение семьи Курагиных. Старший представитель этой семьи – князь Василий. Впервые мы встречаем его в салоне Анны Павловны Шерер. Перед нами предстает истинно светский человек, чувствующий собственную значимость. Он, как и все гости в салоне у фрейлины императрицы, играет роль. Князя Василия не заботит, как воспринимаются его слова, он высказывает свои суждения «по привычке». Курагин – человек, привыкший жить при дворе, по правилам этикета. Опытный царедворец, он ведет себя как значительное лицо, в его поведении обдуманно, неестественно и лицемерно все, начиная с мундира и кончая снисходительным тоном в разговорах с людьми. Князь – очень нужный человек, его связи и влияние многим могли бы помочь, но Василий (нельзя назвать героя, чье положение в произведении таково, каково положение князя Василия, и которого сам автор по имени не называет, по имени; это еще хуже, чем распространенная ошибка называть князя Андрея просто Андреем) равнодушно и презрительно относится к просителям. Толстой очень верно и иронично описывает, почему князь игнорирует этих людей: «Раз сообразив, что ежели бы он стал просить за всех, кто просит, то вскоре ему нельзя было бы просить за себя » (ошибка – грамматически неправильное введение цитаты, которая не закончена). Так открывается еще одна черта характера Курагиных – крайний эгоизм. Это главная движущая сила всех его поступков. Князь Василий умеет устраиваться в жизни, желание из всего извлекать выгоду для себя превратилось в привычку. Курагин думает и действует в соответствии со своим «особым светским типом мышления». Он может прибегнуть к лести, покорности (речевая ошибка – неправильная сочетаемость слов: можно прибегнуть к скрытому обману, даже к насилию, но в русском языке нельзя сказать «прибегнуть к покорности») и это не противоречит его совести. Желая получить хоть часть от наследства (фактическая ошибка – следует указать, какого наследства + ошибка грамматическая – часть наследства, а не от наследства), князь Василий разыграл сцену у постели умершего графа Безухова, добившись тем самым расположения Пьера. Он взял в свои руки управление имуществом наследника и открыто ограбил Безухова (неточность – следовало бы указать, какого Безухова, написав «Пьера Безухова»), присвоив себе часть земель. Однако князь Василий и на этом не остановился. Он почти заставил Пьера жениться на Элен, опытными интригами (речевая, лексическая ошибка – опытным может быть интриган, но не интриги, поэтому слово «опытный» здесь неуместно) подготовив брак. А как меняется князь, когда над ним нависла угроза потерять все деньги! В этом случае ярко проявляется еще одно определяющее качество Василия (повтор уже указанной ошибки) – благоразумная трусость . В конце концов Пьер не выдерживает интриг Элен (фактическая ошибка – Пьер не выдерживает не интриг, а супружеской измены Элен) и выражает желание расстаться. Князь с благоразумностью труса понимает, что лучше не настаивать (не настаивать на чем?) и ретироваться. Василий Курагин – воплощение подлости и лицемерия, крайнего эгоизма. Однако мы можем определить (речевая ошибка – не определить, а отметить) в нем одну положительную черту – он, правда своеобразно, заботится о своих близких, о семье (неуместный повтор – близкими для князя Василия остаются только члены его семьи + недостаток содержания – кроме истории замужества Элен, стоило бы хотя бы упомянуть о попытке князя женить сына на княжне Марье).

В молодом же поколении семейства Курагиных нет положительных черт. Можно говорить о полном вырождении (речевая ошибка – слово «вырождение» употребляется по отношению к наименованию лиц, но не отвлеченных понятий, как в данном случае) нравственных начал и у Анатоля, и у Элен, и у Ипполита.

Впервые с Анатолем Курагиным мы встречаемся на пиру (речевая ошибка – устаревшее или книжное слово «пир» здесь неуместно, имеется в виду пирушка) молодежи в его доме. На этом вечере было заключено пари между двумя его друзьями. Случай (ошибка содержания, которая может быть квалифицирована и как фактическая – не уточнено, какой именно случай) мог иметь летальный исход (очень заметная речевая ошибка – неуместное употребление медицинского терминологического словосочетания: здесь было бы уместно скорее выражение «привести к гибели кого-либо»). Однако, к счастью для хозяина (а почему, собственно, для хозяина?), все кончилось благополучно. Подобным безрассудством отличалось и поведение самого Анатоля. В его жизни огромную роль играет случай и эгоизм (грамматическая ошибка – в один ряд однородных членов помещены логически разнородные слова). Он не думает о законности (но ведь речь идет не о том, что Анатоль совершает поступки, нарушающие закон, а о нарушении им нравственных законов) своих действий, ему нужно удовлетворить собственные желания или просто развлечься. Младший Курагин скрытен, самолюбив, бесчестен. Он возмутительно ведет себя в имении Болконских, куда приехал с отцом с целью заключить выгодный брак – жениться на княжне Марье. Анатоль заигрывает с ее компаньонкой, не заботясь о дальнейшей судьбе девушки, лишь бы позабавиться (не совсем правильное толкование текста романа – возмутительность поведения Анатоля заключается прежде всего не в том, что он «заигрывает» – не слишком уместное современное слово – с мадемуазель Бурьенн, которая сама поощряет его, а в том, что он оскорбляет этим «заигрыванием» семью Болконских). Курагин искренне считает, что удовлетворение его желаний – главная цель в жизни (неясно – в жизни кого? его самого или окружающих?). Женатый человек, он бессовестно обещает Наташе Ростовой жениться и, вопреки рассудку, готовит побег (снова не совсем точная интерпретация текста: прежде всего не вопреки рассудку, а вопреки чести и порядочности).

Смелый в интриге, Анатоль оказывается жалкой натурой, неспособной вести себя достойно на операционном столе (речевая ошибка – слово «натура» употребляется, когда речь идет о качествах человека, его характере, темпераменте, поэтому вести себя как-либо может человек, личность, но не натура). Тяжело раненный князь Андрей слышит стоны Анатоля и по-человечески прощает его…

В образе младшего Курагина Толстой рисует человека, для которого собственные потребности становятся смыслом жизни. Анатоль не случайно так удобно и уютно чувствует себя (речевая ошибка – можно удобно чувствовать себя, но нельзя чувствовать себя уютно, можно лишь уютно устроиться и т. д.) в светском обществе, так как там люди живут теми же стремлениями. Отсутствие духовной жизни, эгоизм, доведенный до предела, пренебрежение к человеку – все это обычно для людей света, и Курагин не исключение.

На Анатоля похожа и его сестра – Элен. Она не соблюдает никакие нормы морали. Красота этой женщины, мраморная, холодная, бездушная, продажна, сродни душевному уродству (речевая ошибка – логическая несочетаемость употребленных слов: красота может быть подобна уродству, хуже уродства, но не сродни уродству). Элен холодна, расчетлива и безжалостна. Толстой почти не описывает ее лица, а сосредоточивает наше внимание на красоте тела, и это не случайно: так подчеркивается отсутствие духовной жизни. Светская красавица выходит замуж за Пьера, не испытывая к нему никаких чувств, тем самым просто продает себя. Состоятельная (содержательный недочет – важно не то, что Элен состоятельна или, что будет точнее, богата, а то, что она знатна) дама, она устраивает великосветские приемы, на которых говорит глупости, однако все видят в этом какой-то скрытый смысл. Распущенность, глупость, эгоизм не самые ужасные качества Элен. Она агрессивна и коварна, способна оказывать дурное влияние. При встрече эта женщина так запутывает Наташу, что та доверяется Анатолю (неточность – Наташа влюбляется в Анатоля не только из-за Элен, хотя ее сводничество здесь также играет роль). Для Курагина (об Анатоле речь уже шла выше, повторное обращение к его образу нарушает логику изложения, поэтому лучше было бы употребить множественное число, показав при этом, что говорится не только об Анатоле, но и об Элен – «для Курагиных») это очередная забава, для Ростовой – жизненная трагедия. Апогея безнравственности Элен достигает в тот момент, когда решает выйти замуж второй раз, еще будучи в браке; причем озадаченная невеста долго не может определить, кому из двух претендентов отдать предпочтение: богатому старику или молодому принцу. Желая избежать отрицательных суждений (речевая ошибка – слово «суждение» здесь не подходит, так как имеет слишком общее значение, лучше употребить слова «отрицательное мнение», «компрометация», «осуждение»), опытная интриганка настраивает общество так, что все осуждают грубияна-мужа и даже пытаются помочь Элен решить ее проблемы.

Образцом светской женщины (речевой недочет: лучше – дамы) предстает в романе Анна Павловна Шерер. (Нет логической связки при переходе к этому абзацу. Следовало бы написать несколько слов о том, что Элен – истинная (или образцовая) представительница света, образцовой представительницей также можно назвать…) Привычка быть в свете заставляет ее жертвовать собою: улыбка, которая вовсе не шла ей, постоянно была у нее на лице (непонимание значения слова: неужели улыбаться – значит жертвовать собой?). Толстой несколько раз приводит нас в салон Шерер – и не случайно. Именно там встречается петербургская знать. Сама Анна Павловна и ее гости постоянно заняты устройством собственных дел, а также всяческими «новостями». Каждый разменивает себя в пустых разговорах, носит маску любезности. Такая жизнь бесцельна, абсурдна, но никто из гостей в салоне Анны Павловны не задумывается над этим, потому что они живут по неестественным законам жизни. Духовная пустота, манерность поведения, нравственная ничтожность, стремление приспособиться к жизни – вот что представляет собой мир знати, который презирают дворянские интеллигенты Болконские и живущие по исконно русским народным традициям Ростовы. Курагины, Шерер, Берг, Друбецкие – люди, которые всегда играют роль, живут чужой жизнью.

Размер сочинения соответствует норме, оно написано на тему. Текст в основном достаточно логичен и последователен. Есть введение, а отсутствующее заключение заменяет некое подобие общего вывода, касающегося описываемых героев. Однако следует отметить и явные недостатки работы. В сочинении написано только об одной семье – семье Курагиных – и совсем немного об А. П. Шерер; ничего не сказано ни о Берге и ставшей его женой Вере, ни о Борисе Друбецком, ни, главное, о милой, но абсолютно «светской» Лизе Болконской. Даже при отсутствии времени на подробный рассказ о них следовало бы не просто упомянуть при перечислении представителей светского общества в конце сочинения. Ничего не сказано о поведении светского общества во время Отечественной войны 1812 года. В сочинении присутствуют фактические, грамматические и речевые ошибки. Сочинение заслуживает оценки 4 .

9. Упражнения

Определите самостоятельно , какие ошибки допущены в следующих школьных сочинениях . Исправьте их.

Трагедия Родиона Раскольникова

«Преступление и наказание» занимает особое место в творчестве Ф. М. Достоевского. Никогда раньше он так широко не изображал нищету, страдания обездоленных, всю бесчеловечность жизни, как в этом романе. По существу, писатель значительно развил и обогатил свою давнюю тему – тему «бедных людей». Вместе с тем это первый философский роман Достоевского, где поставлены вопросы, по его мнению, от решения которых зависели дальнейшие судьбы России: о возможности восстановления и воскрешения человека, потерявшего свой человеческий облик в условиях усилившейся власти чистогана.

Действие романа развертывается в обстановке ужасающей бедности и нищеты, лихорадочной борьбы за существование, человеческих страданий, унижения личности, подавления человеческого достоинства, на фоне мрачного сырого Петербурга – не блестящего Невского проспекта, но Петербурга глухих окраин, безобразных трущоб. Перед нами проходят типичные картины жизни мелкочиновного петербургского люда, ежедневно снующего по столичным улицам. Через весь роман проходят подобные сцены, раскрывая повседневную трагическую жизнь города.

Раскольников – бывший студент, мещанин по происхождению, живущий в крайней бедности. Эту крайнюю бедность Раскольникова Достоевский подчеркивает с первых же страниц романа. Он одет до того худо, что его одежду можно было бы назвать лохмотьями. Комната Раскольникова больше похожа на гроб. И в завершение всего квартирная хозяйка перестала отпускать ему еду. Но Достоевский обращает наше внимание и на другое: Раскольников даже не думает идти к хозяйке объясняться, его как будто и не тревожит собственная судьба, он сосредоточен на какой-то важной мысли, на каком-то своем деле и собирается сделать пробу задуманному предприятию. Встреча с Мармеладовыми, отвлекая на некоторое время Раскольникова от мрачных мыслей, затем еще более усиливает его тоску, отчуждение от людей. Участь Сони Мармеладовой приобретает в его глазах символическое значение. Размышление о судьбе своей сестры Дуни, которая собирается замуж за процветающего дельца, адвоката Лужина, чтобы хоть каким-то образом помочь своей семье, утверждают Раскольникова в мысли о том, что и ему нужно на что-то решиться: или отказаться от жизни совсем, или принимать ее такой, какая она есть, то есть отказаться от всякого права действовать, жить, любить.

«Тварь ли я дрожащая или право имею?» – встает перед Раскольниковым вопрос. Право называться человеком – вот какое право отстаивает прежде всего герой Достоевского страшной ценой преступления. Очень сложное и противоречивое явление запечатлел Достоевский в образе своего героя.

Толстые и тонкие

Я считаю, что в делении на толстых и тонких, первично не то, какое положение в обществе занимает человек (это лишь следствие), а то, какое место он сам себе в нем отводит. Кто ищет, тот всегда найдет. Время Чичикова, как и любое другое, подсобляет тем, кто хочет, выдвинуться! Каждый индивидуум занимает ту нишу в обществе, которую он сам себе и отвел. Чичиков сам говорит, о том, что он относится к толстым! Говорит, что он дойдет до своей цели. У него есть мишень, и он всем своим существом целится в нее!

Толстые и тонкие, по своей сути, – люди с разной жизненной самооценкой. У одних – хозяин (главный), у других – раб (подчиненный). И так они и живут, тот, кто знает, что он хозяин – хозяин, те же, кто уверены, что они подчиненные – подчиненные! Каждый воспринимается обществом так, как он себя ему подает. Толстые – целеустремленные люди. Я воспринимаю их как людей, у которых есть цель и для выполнения которой они выполняют много маленьких «подцелей», но в итоге они приходят на финиш жизни победителями. Причина их успеха в том, что они, имея цель, не отступаются от намеченного пути ни на шаг, и все, что они делают, должно способствовать их продвижению к заветной мечте. Для того чтобы научиться превращать в жизнь свои мечтания, нужно пытаться делать это, а не ждать повеления судьбы! Нужно рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. Только тогда можно будет прийти к финалу долгой дороги жизни – победителем. Толстые побеждают еще до начала игры в своих мыслях! Они не допускают мысли о проигрыше. Вот в чем секрет их успеха. Тонкие же живут с психологией побежденного. По-моему, самым ярким представителем «братии» тонких является Гоголевский Акакий Акакиевич из «Шинели». Вон он, человек с рабским разумом. Он может гнуть свою спину на работе, трудиться в сто раз усерднее, чем любой из толстых, да только так он и останется серой мышкой. Уже потому, что в отличие от толстых, которые бегут к какой-то цели, пусть плохо бегут, но к цели, тонкие бегают по кругу, и, сколько бы упорства они ни приложили, а все равно – так ничего и не достигнут.