Итоговая аттестация. Выпускное сочинение

Смысл винала драматического произведения (на примере пьесы М. Горького «На дне»)

Отбор материала почти однозначен — «На дне» единственная драма XX века, изучаемая в школьном курсе подробно. Есть еще «Вишневый сад» Чехова (1904 г.), но творчество Чехова традиционно рассматривают в рамках XIX века, да и финал там менее эффектен, он сложнее для интерпретации.

Во вступлении объясняем значение финала для драмы, указываем примеры многозначных финалов, от более общего переходим к конкретному материалу, подчеркиваем актуальность произведения, которое интересно и без связи с учебной работой.

Финал — важнейшая часть литературных произведений. Финал может придавать новую окраску всему содержанию, изменить или усилить авторскую мысль, по-новому представить героев. Особенно часто большая смысловая нагрузка характеризует финалы драматических произведений. Для писателя-драматурга важно потрясти зрителя, заставить его в самом конце спектакля еще раз задуматься о героях и проблемах, унести настроения и чувства, пережитые в театре с собой.

Вспомним знаменитую немую сцену в финале «Ревизора» Н. В. Гоголя. Раздосадованные своей ошибкой чиновники во главе с городничим еще раз проявляют все свои негативные качества во время чтения письма Хлестакова. Грозное появление настоящего ревизора повергает всех в шок. Кто знает, неизбежно ли наказание, но писатель в финале подчеркнул со всей силой главное — герои его заслужили.

Или финал «Грозы» Островского... Смерть противоречивой и страстной героини, осуждающие слова Кулигина, «восстание» против власти «маменьки» даже тихого, пассивного Тихона — все это заставляет задуматься о неизбежном и необходимом изменении жизни Калинова, «жестоких нравов», царивших там.

Традиции русской литературы XIX века усвоили и развили драматурги XX века. Один из наиболее значительных среди них — М. Горький. Прошло уже более ста лет со времени первой постановки его пьесы «На дне». Но произведение не устаревает, по-прежнему привлекает внимание постановщиков и зрителей, читателей.

Далее следует основная часть.

1. От осмысления финала требуется выйти на анализ проблематики пьесы в целом:

Отличительная особенность пьес Горького в их философской наполненности. Пьеса «На дне» как художественный текст не менее действенна, чем ее постановки. Финал же пьесы вполне вписывается в те традиции, о которых шла речь выше. Смерть Актера — продуманный писателем «ход». Это попытка заставить зрителя и читателя еще раз подумать, какую же «песню» испортил добровольный уход из жизни этого человека.

2. Дать характеристику образам, сопоставить факты, выявить своеобразие сюжета и коллизий, особенности интриги, указать кульминационный момент развития конфликта, способы выражения авторской позиции, выразить свое отношение к проблемам и героям:

Для того чтобы понять это, важно еще раз вглядеться в героев, понять смысл их споров, жизненные позиции, взгляды. Проблематика этой социально-философской драмы многогранна. Вопросы о предназначении человека, о границах его возможностей, о соотношении правды и успокоительной лжи волнуют писателя. Герои особенно активно обратились к ним после появления в ночлежке Костылева Луки. Автор считал этого героя главным в пьесе. Лука — герой-идеолог, много повидавший и передумавший, знающий жизнь и людей человек. В финале, да и в четвертом акте вообще, Луки нет. Он исчез во время ссоры, в ходе которой был убит Костылев. Но в сущности поступок Актера может быть понят как своеобразная «реплика» в том споре, который другие герои, а в еще большей степени автор, ведут с Лукой.

Обратим внимание на то, что Лука со своей «правдой» о слабом, достойном жалости человеке появился в первом акте, а кульминационные эпизоды второго, третьего, четвертого актов связаны со смертью. И Лука, прямо или косвенно, к этим смертям причастен. Анна во втором акте умирает почти «на руках» у него. Он последним из героев беседует с Анной, обещает ей покой в ином мире. И вдруг Анна говорит такое, что даже изощренный Лука не нашелся с ответом: «Коли там муки не будет... здесь можно потерпеть... Можно!» «Ничего там не будет!..» — только и сумел сказать Лука. Он уже здесь показал свою враждебность жизни, неверие в людей, да и в Бога. И служит умный, проницательный и предусмотрительный герой все-таки в основном себе.

Лука один был свидетелем того, как Василиса подговаривала Пепла убить Костылева. Он мог бы после смерти хозяина ночлежки не только помочь утвердить «юридическую справедливость», но важнее, что Лука должен был убедить Наташу в невиновности Васьки по отношению к ней. Не предавал он ее, не сговаривался с Василисой, как от боли и отчаяния думала Наташа. Но разбирательство могло обернуться неприятностями для «беспачпортного» Луки, и он предпочел уйти «в хохлы», искать очередную абстрактную идею обустройства человека на земле. А конкретные люди? Что в них — «все — черненькие, все — прыгают». «Приспособился» Лука к жителям ночлежки, приспособится к другим. Когда необходимо — пожалеет, расскажет притчу, сказку, утешит. А помочь — всем не поможешь, да и стоит ли помогать-то слабым, никчемным, безвольным, легковерным людям.

3. Вновь вернуться к финальной сцене и уже с позиций сформированной общей оценки героев и конфликта продолжить более целенаправленно выяснять роль именно финала:

Перед финальной сценой уже прозвучали из уст Сатина, но, как мы знаем, «с подачи» автора, гордые слова о Человеке. Автор уже сформулировал позицию, в корне противоречащую той, которую обозначил и утверждал Лука. Но важно не только словами, но и сценическим поступком героя, в образной форме «возразить» Луке. И Горький «заставляет» умереть Актера.

4. Актер не главный персонаж, но он совершает важнейший поступок. Конечно, логика его подготовки и осуществления, обусловленная характером и обстоятельствами, влиянием других героев, должна быть прослежена подробнее:

Он был человеком эмоциональным, когда-то, должно быть, талантливым. Актер сильнее, горячее всех воспринял идею о возрождении, подброшенную Лукой. Актер бросил на некоторое время пить, начал копить деньги на дорогу в лечебницу. Актер не участвует в разговоре, в ходе которого Сатин произносит монолог о Человеке, но, должно быть, внимательно слушает. И именно после этих слов и воспоминаний о «занятном» старичке совершает решительный и однозначный внутренний выбор. Он понял, что та жизнь, которую они ведут, не достойна человека. Лука же «поманил... куда-то, а сам дорогу — не сказал...» (Обратим здесь внимание на умелое цитирование — в канву рассуждений вплетаются слова Бубнова. — Прим, авт.) И он «ушел!». (А это — эмоциональное восклицание самого Актера. — Прим, авт.)

Можно ли осуждать Луку за то, что жизнь Актера оборвалась трагически? Конечно, юридически, да и с моральной точки зрения он «неподсуден». Не в прямолинейном осуждении противоречивого героя заключается цель автора. Писатель создал философскую ситуацию, хочет, чтобы зритель и читатель сделали для себя выводы о том, какова жизнь, нужно ли ее менять, можно ли это сделать, в каком направлении должны происходить изменения. Человек «на дне жизни» (Очень хорошо: выпячивать свое знакомство с вариантами названия пьесы нет необходимости, лучше тонко обнаружить его в процессе анализа. — Прим, автп.), вовсе не «звучит гордо». На дне душ героев царят мрак, боль, отчаяние. Интерьер, обстановка действия в четвертом акте повторяют обстановку первого:

Солнце всходит и заходит...

А в тюрьме моей темно!

Не закрыть глаза, не приукрасить жизнь и успокоить «золотыми снами» людей, а изменить действительность, сделать ее достойной высокого человеческого предназначения — об этом должен напомнить финал, на это нацелен последний драматический аккорд пьесы «На дне».

5. Тема раскрыта. Мастерство писателя, сумевшего в развязке действия повторить и возвысить все поднятые вопросы, переадресовать их в несценическую жизнь, доказано.

Заключение должно констатировать результаты анализа:

Итак, финал пьесы «На дне» органично связан с развитием действия. Идеи героев и позиция автора выявляются в свете финала более отчетливо. Автор обращается и к зрителю, желая и его привлечь к решению социально-философских проблем: о предназначении человека, роли правды, необходимости примириться с негодной жизнью, похожей на смерть, или изменить ее.

В сочинениях среди аспектов мастерства обязательно следует назвать и основные способы создания характеров образов героев, присущие рассматриваемому писателю.

Психологический анализ, речевая характеристика через монологи и диалоги, внутренний монолог — это понятия, связанные с воссозданием мировоззрения, характера, особенностей личности героя. Психологический анализ — более общее понятие, все другие могут рассматриваться как его средства.

Средства внешней изобразительности в литературе — портрет, пейзаж, интерьер — в эпосе и лирике не могут быть направлены лишь на передачу того, что можно оценить, воспринять при помощи зрения. Даже в драме писатель стремится к их психологической нагрузке. Они должны быть осмыслены как важное средство характеристики героев, создания настроения, передачи эмоционального состояния, воплощение авторского видения мира и людей.

М. Ю. Лермонтов в «Герое нашего времени» заложил основы психологического портрета. Своеобразны и каждый по-своему выразительны и показательны для стилевой манеры писателей «беглые», краткие «графические» пейзажи А. С. Пушкина или В. М. Шукшина и развернутые, полные красок «живописные» пейзажи И. С. Тургенева, М. А. Шолохова. Интерьер помещичьих домов в «Мертвых душах», как «свидетельское показание» о характерах хозяев, — классический пример высокохудожественного использования этого изобразительного средства.

Рассказчик, автор (образ автора), повествователь — понятия, характеризующие повествовательную сферу произведения, то, с чьей точки зрения воссоздаются события, кому принадлежат оценки. Понятия могут быть очень близки, а могут представлять совершенно разные позиции и сферы восприятия и оценки описываемого, когда:

— автор-писатель находится как бы вне художественного мира и свою точку зрения напрямую никак не выявляет;

— образ-автора сконструирован по принципу создания художественного образа;

— повествователь, рассказчик представляет третью точку зрения, выясняемую в собственно повествовательной речи.

Почти так обстоит дело в «Повестях Белкина» А. С. Пушкина, «Братьях Карамазовых» Ф. М. Достоевского.

Об авторской позиции и способах ее воплощения тоже предстоит упоминать, работая над сочинениями самой разной тематики.